УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ
ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ
Предисловие
Предлагаемый Вашему вниманию Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке во Владимирской области в 2009 году" является ежегодным итоговым документом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Владимирской области.
Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2009 году была направлена на реализацию основополагающих документов по соблюдению законодательства Российской Федерации. Комплекс организационных, практических и санитарно-противоэпидемических мероприятий позволил обеспечить реализацию задач в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. В целях реализации административной и бюджетной реформ в деятельность службы внедрены принципы и процедуры управления по результатам, также обеспечена реализация законодательства, направленного на оптимизацию контрольной и надзорной деятельности. Особенностью ушедшего года явилось сотрудничество Роспотребнадзора с общественными объединениями потребителей и общественными организациями, ассоциациями малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленными перед госсанэпидслужбой задачами в 2009 году проводилась работа по надзору за соблюдением требований санитарного законодательства, разработке и реализации мероприятий по профилактике и снижению инфекционной, паразитарной и внутрибольничной заболеваемости, оздоровлению среды обитания, а также меры административного принуждения за нарушение санитарного законодательства.. Вместе с тем несмотря на проведенные мероприятия, санитарно-эпидемиологическая обстановка во Владимирской области по-прежнему остается напряженной и требует от органов и учреждений Роспотребнадзора, органов здравоохранения, а также органов исполнительной власти совместных, целенаправленных усилий по оздоровлению среды обитания и укреплению здоровья населения.
В государственном докладе отражена работа структурных и территориальных подразделений Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области" и его филиалов, приведены сведения о состоянии здоровья населения области и среды обитания, представлены основные направления работы, определены цели и задачи на 2010 год. В доклад включены материалы и сведения, предоставленные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также органами исполнительной власти Владимирской области.
Надеемся, что содержащиеся в Государственном докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке во Владимирской области в 2009 году" данные могут быть полезны при подготовке управленческих решений, разработке программ и мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения области и улучшение среды обитания, а также для получения достоверной информации о складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановке во Владимирской области.
Руководитель
Управления Роспотребнадзора
по Владимирской области,
Главный государственный санитарный
врач по Владимирской области
Е.А.ЛИСИЦИН
Раздел I. СОСТОЯНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Глава 1. ГИГИЕНА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
1.1. Гигиена атмосферного воздуха
Здоровье человека определяется сложным взаимодействием целого ряда факторов, таких как образ и качество жизни, наследственность, состояние здравоохранения, качество среды обитания, которое, в свою очередь, характеризуется состоянием атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания, почвы и ряда других компонентов. Наиболее значимым фактором окружающей среды является атмосферный воздух, по данным многолетнего наблюдения, процент статистического влияния состояния воздушного бассейна на здоровье населения составляет 34,8%.
Опасность загрязненного воздуха обусловлена наличием разнообразных загрязняющих веществ, приводящим к комбинированному их действию, возможностью массированного воздействия, непосредственным доступом загрязнителей воздуха во внутреннюю среду организма, трудностью защиты от загрязненного воздуха, который действует на все группы населения круглосуточно.
Владимирская область является регионом с высоким промышленным потенциалом. Уровень развития отраслей промышленности один из самых высоких в Центральном Федеральном округе.
На территории Владимирской области осуществляют деятельность 23878 промышленных предприятий, 817 коммунальных объектов, 122 предприятия пищевой промышленности являющихся источниками загрязнения атмосферы. Наибольшее количество предприятий и объектов, влияющих на загрязнение атмосферного воздуха являются города Владимир, Муром, Гусь-Хрустальный и Вязниковский районы.
Промышленное производство во Владимирской области представлено машиностроением, пищевой промышленностью, электроэнергетикой, стекольной, фарфоро-фаянсовой и легкой промышленностью, химической и цветной металлургией.
Вклад территорий в загрязнение воздушного бассейна неодинаков, основная доля выбросов от стационарных источников приходится на промышленные центры области.
Табл. № 1.1.1
Территории области,
вносящие основной вклад от стационарных источников
(% от валового выброса) в загрязнение воздушного бассейна
за 2009 г.
- обеспечить обучение персонала группы "А" на совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации требованиям радиационной безопасности.
Продолжить организацию работы по дезактивации радиационно-загрязненных участков на территории Владимирской области.
По улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки
на объектах соцкультбыта:
- оптимизация лабораторного контроля за основными нормируемыми показателями, регламентируемыми программами производственного контроля, повышение эффективности взаимодействия Управления Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии";
- усиление мер административного воздействия;
- проведение активной работы по гигиеническому обучению и воспитанию индивидуальных предпринимателей, населения о факторах риска и мерах, направленных на предупреждение и сокращение этого риска;
- усиление госсанэпиднадзора за юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в области соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, за своевременностью проведения производственного контроля, проведением дезинфекционных мероприятий на предприятиях коммунального обслуживания населения области.
По улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки
в детских и подростковых учреждениях:
- участие в разработке и контроль за реализацией мероприятий региональных, муниципальных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в детских образовательных учреждениях области;
- взаимодействие с администрациями учреждений, педагогическими работниками и другими заинтересованными лицами и организациями в области создания благоприятных условий обучения, воспитания, отдыха детей и подростков;
- обеспечение организации полноценного горячего питания в образовательных и оздоровительных учреждениях, внедрение в рацион питания детей продуктов, обогащенных микронутриентами, витаминами;
- внедрение образовательных программ для школьников и родителей по здоровому образу жизни, основам рационального питания.
По улучшению состояния питания населения, качества
и безопасности продовольственного сырья
и продуктов питания:
- участие в разработке целевых муниципальных программ, направленных на улучшение состояния питания населения, в том числе в детских образовательных учреждениях;
- обеспечение эффективного надзора за качеством продовольственного сырья и продуктов питания на этапах их производства, транспортирования, хранения и реализации, в том числе выполнением программ производственного контроля;
- ведение социально-гигиенического мониторинга за контаминацией пищевых продуктов и продовольственного сырья, загрязнителями химической и микробиологической природы;
- активизация деятельности по увеличению ассортимента выпускаемой предприятиями области продукции, обогащенной микронутриентами. Профилактика йоддефицитной недостаточности;
- обеспечение действенного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции, ведение мониторинга отравлений алкоголем и его суррогатами, в том числе бытовых отравлений;
- совершенствование работы со средствами массовой информации по вопросам здорового образа жизни, организации правильного питания, качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, производимых в России, поставляемых из-за рубежа, реализуемых населению, а также по предупреждению пищевых отравлений;
- продолжение контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением требований Технических регламентов.
В области профилактики и борьбы с инфекционными болезнями:
- обеспечение реализации мероприятий Национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения "развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе профилактического направления", по проведению дополнительной иммунизации против вирусного гепатита B, полиомиелита, гриппа, а также профилактики ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, выявлению и лечению больных ВИЧ;
- обеспечение надзора за иммунизацией населения в рамках национального прививочного календаря и календаря прививок по эпидемическим показаниям.
- реализация федеральных и региональных программ "Вакцинопрофилактика", "Анти-ВИЧ", "Профилактика туберкулеза";
- реализация мероприятий третьего этапа программы ликвидации кори в области;
- реализация мероприятий регионального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса области;
- изучение эпидемической ситуации по клещевому вирусному энцефалиту, организация необходимого объема профилактических мероприятий;
- осуществление комплекса организационно-методических и надзорных мероприятий, направленных на улучшение этиологической расшифровки ОКИ;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на стабилизацию эпидемической обстановки по социально обусловленным инфекционным заболеваниям и прежде всего туберкулеза и кожно-венерических заболеваний путем реализации целевых программ и взаимодействия с заинтересованными службами в организации и проведении профилактических мероприятий, в т.ч. решение вопроса дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний;
- развитие и совершенствование системы информирования населения о мерах профилактики инфекционных заболеваний;
- проведение организационных мероприятий и усиление взаимодействия с органами исполнительной и муниципальной власти по вопросам борьбы с природно-очаговыми болезнями и бешенством, направленным на подавление активности резервуаров и переносчиков инфекций;
- развитие и совершенствование концепции "Профилактика внутрибольничных инфекций" планов и нормативных документов по проблемам эпиднадзора, совершенствования дезинфекционного и стерилизационного режимов в ЛПУ, профилактики профессиональной инфекционной заболеваемости медицинского персонала;
- обеспечение действенного контроля за выполнением санэпидрежима в родовспомогательных учреждениях;
- реализация и совершенствование мероприятий по санитарной охране территории области в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.);
- реализация мероприятий по обеспечению противодействия биотеррористической деятельности.