Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2011 г. № 57/32

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ

На основании статьи 42 Устава Кировской области и статьи 26 Закона Кировской области от 2 июня 2005 года № 332-ЗО "О Контрольно-счетной палате Кировской области" Законодательное Собрание Кировской области постановляет:
1. Утвердить отчет о работе Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2010 году. Прилагается.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Кировской области
В.А.ВАСИЛЬЕВ





УТВЕРЖДЕН
постановлением
Законодательного Собрания
Кировской области
от 17 февраля 2011 г. № 57/32

ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2010 ГОДУ

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 26 Закона Кировской области от 2 июня 2005 года № 332-ЗО "О Контрольно-счетной палате Кировской области" и содержит информацию о деятельности Контрольно-счетной палаты Кировской области (далее - КСП), результатах проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.
В 2010 году КСП осуществляла свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости, гласности.

1. Основные итоги и особенности деятельности
Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2010 году

В отчетном году КСП особое внимание уделяла реализации мер, направленных на вывод экономики из кризиса, эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию областных целевых программ. При этом в центре внимания находились вопросы обеспечения принятых социальных обязательств.
КСП в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и Законом Кировской области от 2 июня 2005 года № 332-ЗО "О Контрольно-счетной палате Кировской области" обеспечен сквозной внешний финансовый контроль за формированием и исполнением областного бюджета и бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд ОМС).
В 2010 году в соответствии с требованиями БК РФ проведены внешние проверки отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета Фонда ОМС за 2009 год, внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов за 2009 год четырех муниципальных районов, организовано 108 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлено 2312 нарушений.
Использование средств с нарушением законодательства установлено в сумме 3,4 млн. рублей.
Неэффективное использование бюджетных средств выявлено в сумме 24,8 млн. рублей.
По результатам контрольных мероприятий восстановлено в бюджет 1517,7 тыс. рублей.
В течение 2010 года КСП провела проверки 43 учреждений с выездом в 18 муниципальных районов и в 3 городских округа.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 2010 года внесено 21 представление в адрес руководителей областных департаментов, муниципальных образований, организаций и учреждений. Согласно полученным информациям выполнено 20 представлений. Одно представление выполнено по результатам проверки 2009 года. Одно представление внесено в декабре 2010 года и находится на контроле.
Направлено в органы государственной власти 105 информационных материалов, в которых внесено 205 предложений, из них реализовано 202 предложения, кроме того, реализовано 6 предложений по материалам контрольной и экспертно-аналитической деятельности 2009 года.
По материалам КСП в 2010 году к дисциплинарной, материальной и иной ответственности привлечено 20 должностных лиц, допустивших нарушения.
Органами исполнительной власти области устранено 95% нарушений бюджетного законодательства от общей суммы выявленных финансовых нарушений.
Благодаря принятым органами исполнительной власти мерам КСП снято с контроля большинство материалов контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

2. Результаты контрольно-ревизионной деятельности

Одним из приоритетных направлений деятельности КСП по-прежнему остается контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств учреждениями социальной сферы.
В 2010 году проведено 33 контрольных мероприятия, в том числе 19 плановых мероприятий.
В ходе контрольных мероприятий проверено 144 объекта.
Выявлено использование средств с нарушением законодательства на сумму 3390,0 тыс. рублей.
Неэффективное использование средств установлено в сумме 23281,4 тыс. рублей, в том числе:
- 4527,7 тыс. рублей выявлено проверкой Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Фонд): средства областного бюджета, предназначенные для поддержки предпринимательства в рамках областной целевой программы "Развитие предпринимательства в Кировской области", были перечислены Фондом на свой депозитный счет, открытый у одного из своих учредителей - АКБ "Вятка-банк" ОАО, а не предоставлены муниципальным фондам, как требуется в соответствии с программой;
- 14941,9 тыс. рублей выявлено проверками в ходе экспертно-аналитического мероприятия "Анализ и оценка эффективности реализации областной целевой программы "Развитие сети телевизионного вещания Кировской области" на 2005 - 2009 годы". В том числе неэффективное использование средств областного бюджета в сумме 14156,3 тыс. рублей установлено проверкой департамента информационной работы Кировской области: из 33 объектов, построенных за счет средств областного бюджета, осуществляли телевизионное вещание 27. Проверкой департамента промышленного развития Кировской области установлено, что после окончания реализации областной целевой программы "Развитие сети телевизионного вещания Кировской области" на 2005 - 2009 годы не завершены строительством 4 объекта телевизионного вещания на сумму 785,6 тыс. рублей;
- 531,3 тыс. рублей выявлено внешней проверкой отчета об исполнении бюджета муниципального образования Куменский район за 2009 год: на данную сумму не использованы в течение года субсидии и субвенции, перечисленные из областного бюджета;
- 1398,4 тыс. рублей выявлено проверкой реализации областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кировской области" в департаменте экологии и природопользования Кировской области: при произведенных затратах средств областного бюджета не достигнут предусмотренный программой результат - не принято постановление Правительства области о создании двух особо охраняемых природных территорий, не поставлены на кадастровый учет пять земельных участков;
- 81,7 тыс. рублей выявлено проверкой (по обращению граждан) использования бюджетных средств, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов в МАУ "Управление жилищного хозяйства г. Кирова": при полном использовании бюджетных средств не выполнены предусмотренные сметой работы по замене канализации;
- 916,1 тыс. рублей выявлено проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на организацию деятельности центров здоровья при трех муниципальных учреждениях здравоохранения: медицинское оборудование, закупленное в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", не использовалось длительное время;
- 135,5 тыс. рублей выявлено проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, полученных от предпринимательской деятельности в ГОУ ДПО "Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования": не используется длительное время оборудование, приобретенное за счет средств областного бюджета;
- 748,8 тыс. рублей выявлено проверкой эффективности использования средств областного бюджета, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в администрации Вахрушевского поселения Слободского района. Муниципальному образованию Слободской район в декабре 2009 года были выделены средства из резервного фонда Правительства области на проведение аварийно-восстановительных работ по ремонту дома в пос. Вахруши, пострадавшего в результате пожара. Результат от использования бюджетных средств не получен. Через 11 месяцев после документально подтвержденного выполнения и оплаты работ дом не был заселен.
В результате проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на реализацию областной целевой программы "Развитие предпринимательства в Кировской области", и влияния данной программы на налоговые поступления в доходную часть областного бюджета за 2008 и 2009 годы выявлен ряд нарушений и недостатков на общую сумму 7842,4 тыс. рублей.
В источниках финансирования программы кроме средств областного и федерального бюджетов предусмотрены средства муниципальных образований. Однако не все муниципальные образования участвуют в финансировании программы. Основным исполнителем программы является Фонд. За время работы Фонда (с 2002 года) проверки его финансово-хозяйственной деятельности не проводились. Сметы Фонда формировались с показателем получения прибыли, хотя согласно уставу извлечение прибыли не является целью деятельности Фонда.
Применяемые Фондом и муниципальными фондами процентные ставки нормативными актами не регламентировались. В настоящее время в Положении о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства займов субъектам малого предпринимательства утверждены единые принципы исчисления процентных ставок.
Муниципальные фонды, как правило, предоставляли займы предпринимателям, работающим в сфере торговли, что не в полной мере соответствует политике Правительства области по развитию малого предпринимательства на 2004 - 2010 годы.
Проверкой установлены нарушения в учете и передаче имущества, приобретенного для создания и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях области. Передача областной собственности в пользование муниципальным фондам документально не оформлялась. Выявленные нарушения в настоящее время устранены. Однако контроль за данным вопросом будет продолжен и в текущем году.
Результаты проверки использования средств, поступающих от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ), свидетельствовали об отсутствии эффективной системы контроля за реализацией областных программ со стороны уполномоченных департаментов (жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры) и органов местного самоуправления, методической и консультационной поддержки муниципальных образований. В результате не выполнялись показатели эффективности и результативности программ по переселению граждан из аварийного жилья (выполнение 28,6 - 55,5%), нарушались интересы и права граждан, проживающих в аварийном или ремонтируемом жилом фонде. В ходе проверки установлено нарушений на сумму 161814,4 тыс. рублей.
Муниципальные программы не соответствовали областным программам (в результате финансировались объекты, не включенные в областные либо муниципальные программы). Неэффективные действия органов местного самоуправления лишили возможности участвовать в реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов отдельные муниципальные образования.
Отбор муниципальных образований для участия в реализации мероприятий Фонда ЖКХ уполномоченными департаментами велся с нарушениями законодательства.
В муниципальных образованиях допускались нарушения установленного предела авансирования при расходовании средств Фонда ЖКХ (всего на сумму 2961 тыс. рублей). Имелись многочисленные замечания по оформлению договоров, проектно-сметной и иной документации по строительно-монтажным работам. Повсеместно выявлялись факты ненадлежащего выполнения обязательств подрядчиками.
Не введен в установленный срок (01.10.2009) в эксплуатацию жилой дом в г. Кирове по ул. Энгельса, 82/1, общей площадью 36,105 тыс. кв. метров, в который планировалось переселить 254 человека. Фактическая сдача дома осуществлялась по секциям с мая по октябрь 2010 года.
Органами местного самоуправления допускались случаи представления недостоверной информации и отчетности. Так, администрация Орловского района в отчетные данные по вводу включала объекты, работы по которым не завершены.
В Кильмезском районе допущены факты незаконного переселения граждан из пригодного для проживания жилого фонда сначала в аварийные жилые дома, затем во вновь построенные дома.
Выявлены факты переселения граждан в жилые дома, не принятые в эксплуатацию.
Выявленные нарушения согласно полученным информациям департаментов устранены. Использование бюджетных средств на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья будет проверяться КСП и в текущем году.
В ходе проверок в муниципальных образованиях области КСП выявлены системные нарушения. Внешней проверкой годового отчета об исполнении бюджета за 2009 год Куменского района установлено 60 нарушений, замечаний и недостатков на сумму 1045,3 тыс. рублей. Нарушены 11 статей БК РФ. Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета Лебяжского района за 2009 год установлено 93 нарушения и недостатка в организации и осуществлении бюджетного процесса на сумму 931,9 тыс. рублей. Установлено нарушение 10 статей БК РФ. Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета Малмыжского района за 2009 год установлен 31 факт нарушений, замечаний и недостатков на сумму 47066,1 тыс. рублей. Установлены нарушения или неучет в бюджетном процессе 9 статей БК РФ. Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета за 2009 год муниципального образования Богородский район установлено 65 нарушений, замечаний и недостатков в организации и осуществлении бюджетного процесса на сумму 845,5 тыс. рублей. Нарушены 11 статей БК РФ.
Основные встречающиеся в большинстве муниципальных образований нарушения и замечания: необеспечение принципов бюджетной системы (результативности и эффективности использования бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов).
Допускаются нарушения порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи. Муниципальные нормативные правовые акты не соответствуют действующему законодательству, что приводит к нарушениям бюджетного процесса в районах. Имеют место факты некачественного планирования доходов бюджета. Отсутствуют или не реализуются мероприятия программ социально-экономического развития районов. Продолжают выявляться факты некачественного управления муниципальным имуществом. Собственные доходы поселений (без учета безвозмездных поступлений) не обеспечивают содержание их органов управления.
Допускаются нарушения инструкций и иных нормативных актов при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности, нарушается порядок консолидации бюджетной отчетности, присутствуют факты искажения отчетности по отдельным главным распорядителям бюджетных средств.


Установленные внешними проверками нарушения бюджетного законодательства явились следствием того, что в вышеуказанных муниципальных образованиях не организован внешний финансовый контроль за формированием и исполнением бюджета в соответствии с требованиями БК РФ.
Выявленные нарушения муниципальными образованиями устранены, кроме Богородского района, по которому не наступил срок исполнения представления КСП.
Проверкой использования областной собственности в виде полного пакета акций в ОАО "Кировавиа" установлено, что в условиях высокой убыточности допускались расходы, не относящиеся к производственной деятельности. Например, расходы на приемы представителей различных организаций, сопряженные с оплатой дорогостоящих продуктов питания, алкогольных напитков, подарков и т.п.
Допускались другие экономически не обоснованные расходы. Осуществлялись экономически невыгодные взаимоотношения с поставщиками нефтепродуктов, отвлечение оборотных средств. Аренда у ООО "Валар" воздушного судна АН-26 на экономически нецелесообразных условиях приводила к дополнительным убыткам.
На предприятии велась избирательная кадровая политика. Руководящему составу, принятому на работу в 2009 году, установлены должностные оклады, значительно превышающие оклады работников, занимающих сопоставимые должности либо занимавших аналогичные должности ранее. Нарушались нормы трудового права: несвоевременно выплачивалась заработная плата, принимались сотрудники на должности, отсутствующие в штатном расписании, с рядом работников в нарушение их законных прав в течение нескольких лет не были заключены трудовые договоры. Летному составу необоснованно выплачивались суточные при осуществлении полетов за границу.
Неудовлетворительно была организована работа финансовой и бухгалтерской служб. Отсутствовал контроль при работе с подотчетными лицами. Просроченная задолженность по подотчетным лицам (в том числе по руководящим работникам) составляла в 2009 году 1,5 - 2 млн. рублей. Систематически нарушались сроки по отчету за выданные средства, средства под отчет выдавались без обоснования необходимыми документами.
Выявленные КСП многочисленные нарушения явились следствием отсутствия контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО "Кировавиа" со стороны его органов управления. Департаментом госсобственности не утверждался в установленном порядке аудитор для проверки его деятельности, а советом директоров - размер оплаты его услуг, бездействовала ревизионная комиссия, члены которой являются представителями Кировской области в органах управления ОАО "Кировавиа".
Большая часть выявленных нарушений устранена, остальные вопросы находятся на контроле КСП.
Проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в 2007 - 2009 годах на реализацию областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кировской области" на 2004 - 2010 годы, установлено нарушений на сумму 4592,0 тыс. рублей, в том числе выявлены расходы с нарушением законодательства, нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств и завышение расходов.
Не выполнено распоряжение Правительства области от 09.09.2009 № 287 "О плановых (целевых) значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области на 2009 - 2011 годы". Не обеспечен охват 10% пользователей животным миром мероприятиями по контролю за использованием объектов животного мира, фактическое выполнение составило 6,8%.
В планах работы подведомственного учреждения КОГУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" отсутствует информация об исполнителях намеченных мероприятий, натуральные показатели объемов выполняемых работ. Кроме того, планами работы предусмотрены отдельные мероприятия, не раскрывающие суть выполняемых работ. Отчет о работе за год составлен в произвольной форме и не дает полной информации о работе учреждения.
В связи с большим количеством выявленных нарушений данный вопрос будет находиться на контроле КСП.

3. Результаты экспертно-аналитической деятельности

В 2010 году проведено 75 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 59 плановых.
Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению нарушений, поскольку заключения готовятся, как правило, на проекты законов области, проекты постановлений Правительства области, что позволяет своевременно внести необходимые коррективы и не допустить нарушения.
По результатам экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 49 экспертных заключений на проекты законов, 26 анализов и аналитических записок, 46,9% законопроектов от представленных на экспертизу доработано с учетом предложений и замечаний КСП.
По результатам анализа бюджетной отчетности в ходе внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год установлены нарушения у 25 из 37 главных администраторов бюджетных средств на сумму 16925,4 тыс. рублей, что на 27% меньше, чем в предыдущем году. Допущены нарушения инструкции Министерства финансов Российской Федерации № 128н, БК РФ, Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В основном нарушения связаны с несоответствием взаимоувязанных показателей в разных формах отчетности. Управлением ветеринарии области было допущено принятие бюджетных обязательств в объемах, превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств на сумму 551,2 тыс. рублей.
По результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета Фонда ОМС за 2009 год установлен ряд нарушений и недостатков. В Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области (далее - Территориальная программа) подушевой норматив финансирования оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств Фонда ОМС установлен в сумме 3057,4 рубля, или ниже федерального норматива на 25%.
В соответствии с Территориальной программой на 2010 год и Правилами обязательного медицинского страхования в Кировской области финансирование Территориальной программы должно быть обеспечено в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда ОМС. Территориальная программа недофинансирована на 151,8 млн. рублей. Вместе с тем имелась реальная возможность увеличения тарифов за оказанные медицинские услуги и освоения средств в запланированных объемах.
КСП не первый год обращает внимание на увеличение остатков средств Фонда ОМС. Остатки средств на счетах участников обязательного медицинского страхования на 01.01.2010 составили 920,4 млн. рублей, или 20,3% от бюджета Фонда ОМС.
Учитывая значительный дефицит Территориальной программы по сравнению с федеральными нормативами и проводимую государственную политику по первоочередному обеспечению прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, имеющиеся финансовые ресурсы следовало использовать на нужды здравоохранения в 2009 году в целях обеспечения конституционных прав граждан области на бесплатную медицинскую помощь.
С учетом результатов проверки Законодательное Собрание области рекомендовало Правительству области усилить контроль за исполнением бюджета Фонда ОМС и выполнением Территориальной программы в части своевременного приобретения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, продуктов питания.
Исполнительной дирекции Фонда ОМС рекомендовано проводить работу по оптимизации остатков средств.
Аудитом эффективности использования лесного фонда в Кировской области и оценки полноты поступлений доходов в областной бюджет за 2008 год и 9 месяцев 2009 года установлен ряд проблем, недостатков и нарушений в организации работы по использованию лесных ресурсов, которые не позволили увеличить доходы областного бюджета.
В связи с применением устаревших материалов лесоустройства отсутствует четкая, ясная, открытая, полная и структурированная информация о состоянии лесного фонда. Установлено, что давность проведения лесоустройства на территории 24 лесничеств из 39 составляет от 10 до 25 лет. Нарушение установленной периодичности проведения лесоустроительных работ снижает точность оценок состояния лесного фонда по его породному, возрастному и количественному распределению по территории.
Расчетная лесосека ежегодного лесопользования, принятая Лесным планом Кировской области, не осваивается. Спелые и перестойные лесные насаждения составляют 30,3% от всей площади лесов.
Принятые Правительством области меры по реализации инвестиционных проектов в 2009 году оказались не реализованными в запланированном объеме, что не позволило увеличить использование расчетной лесосеки на 22%.
За 9 месяцев 2009 года значительно выросла задолженность в областной бюджет по арендной плате за использование лесов.
В целом использование лесов осуществляется с нарушением принципов комплексного освоения природных ресурсов. Договоры аренды и безвозмездного пользования заключены для осуществления одного вида использования лесов (заготовка древесины).
Устанавливались различные повышающие коэффициенты при определении начальной цены для проведения аукционов на заключение договоров аренды. По экспертной оценке при применении единого коэффициента для всех лесопользователей в доход областного бюджета могло дополнительно поступить 12,9 млн. рублей.
Отсутствовал учет и контроль заготовленной древесины при предоставлении права пользования лесными участками для проведения геолого-разведочных работ, строительства линий электропередач и других сооружений. Также отсутствовал механизм реализации незаконно добытой древесины: в результате длительного хранения древесина портится, снижаются доходы бюджета.
При наличии убытка КОГУП "Кировлес" за 2009 год произведены значительные социальные выплаты работникам предприятия. При реализации круглых пиломатериалов установлен разброс средних цен в два и более раза между лесхозами в районах области, установлены отклонения в цене при реализации однородных товаров.
Отсутствует единая политика в сфере лесопользования области, без которой невозможно инновационное использование лесных ресурсов, участие в федеральных мероприятиях по лесоустройству, лесовосстановлению и строительству лесных дорог.
В основном предложения КСП по аудиту эффективности использования лесного фонда в Кировской области и оценки полноты поступлений доходов в областной бюджет за 2008 год и 9 месяцев 2009 года выполнены. Отдельные вопросы находятся на контроле.
Проведенным анализом эффективности реализации областной целевой программы "Развитие сети телевизионного вещания Кировской области" на 2005 - 2009 годы установлено, что недостаточность ассигнований отразилась и на эффективности реализации программы в целом. Из предусмотренных программой средств областного бюджета в объеме 84,7 млн. рублей фактические ассигнования составили 54,2 млн. рублей, или 63,9%.
Анализом установлен ряд нарушений, касающихся оформления объектов телевещания в областную собственность и последующей передачи их в аренду телекомпании для осуществления телевещания. Отмечена несогласованность в работе областных департаментов в решении некоторых смежных вопросов при практической реализации положений программы.
Причиненный ущерб возмещен полностью. Работа по принятию объектов в областную собственность ведется и находится на контроле КСП.
Анализом эффективности использования средств областного бюджета, направленных на оплату труда в связи с переходом бюджетных учреждений области на новую систему оплаты труда, установлено, что планируемое повышение заработной платы за счет средств областного бюджета практически было направлено на доведение заработной платы до минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Увеличение средней заработной платы в основном производилось за счет сокращения штатной численности. В проверенных отраслях сокращено 1927,6 штатной единицы. Уровень оплаты труда работников основного персонала бюджетной сферы области в здравоохранении, образовании, культуре остается низким (без учета руководителей) и составляет в среднем 11 тыс. рублей (рост на 10 - 12%).
Наибольший рост заработной платы у руководителей в сферах образования и здравоохранения: от 35% до 2,4 раза. Основное влияние на рост фактической зарплаты руководителя оказывают доходы от платных услуг.
Для обеспечения выполнения государственных гарантий часть стимулирующих выплат направлялась не на стимулирование качества работы, а на доведение заработной платы до минимального размера оплаты труда.
Со стороны КСП имелись замечания на отчет об исполнении областного бюджета за 2009 год, на проект областного бюджета на 2011 год и на вносимые изменения в бюджет. В пояснительных записках к законопроектам не делались обоснования необходимости и целесообразности введения новых видов расходных обязательств и увеличения существующих расходных обязательств.

4. Взаимодействие с другими органами

На заседаниях Законодательного Собрания области рассмотрено 30 заключений КСП.
Значительно повысилась информированность депутатов Законодательного Собрания области о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых КСП. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП рассмотрены на 99 заседаниях комитетов Законодательного Собрания. До сведения депутатов доведены 70 информаций по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП.
На пленарном заседании Законодательного Собрания области 27.05.2010 по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках "правительственного часа" рассмотрен вопрос "Состояние и перспективы развития лесного комплекса Кировской области", а также информация Правительства области "Об авиаперевозках".
В 2010 году в рамках взаимодействия с Правительством области КСП проводилась экспертиза проектов постановлений и распоряжений, внесенных на рассмотрение Правительства области. Заключения по результатам экспертизы были направлены по 8 проектам постановлений и распоряжений. С учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий принято 10 нормативных правовых актов. Заместители Председателя Правительства области, руководители департаментов принимали участие в заседаниях комитетов Законодательного Собрания области при рассмотрении материалов КСП.
Одним из наиболее важных мероприятий в работе КСП является содействие становлению и организации внешнего муниципального финансового контроля. Действующее законодательство и реальная обстановка требуют организации внешнего муниципального финансового контроля на постоянной и профессиональной основе.
Из 45 муниципальных районов и городских округов контрольные органы на профессиональной основе созданы в городах Кирове, Кирово-Чепецке и в Вятскополянском районе. В 33 представительных органах муниципальных районов и городских округов введены ставки освобожденных работников по внешнему финансовому контролю. В 9 муниципальных районах (городских округах) в представительных органах муниципальных образований отсутствуют органы или освобожденные специалисты по внешнему финансовому контролю. Результат - неисполнение требований БК РФ по осуществлению внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Закона Кировской области от 2 июня 2005 года № 332-ЗО "О Контрольно-счетной палате Кировской области" с целью оказания методической и консультативной помощи органам финансового контроля муниципальных образований два раза в год проводится семинар с представителями контрольных органов муниципальных образований.
В рамках оказания методической помощи специалисты по внешнему финансовому контролю, вновь принятые в представительные органы муниципальных образований области, проходят стажировку в КСП.
Контрольным органам муниципальных образований в целях оказания помощи в работе направляются программы проверок, обзоры результатов совместных контрольных мероприятий, результаты внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.
Ежегодно с учетом предложений глав районов (городских округов) утверждается план совместных контрольных мероприятий. В 2010 году проведено 8 совместных контрольных мероприятий с участием контрольных органов и специалистов по финансовому контролю представительных органов муниципальных образований. Контрольными органами и специалистами по финансовому контролю муниципальных образований установлено в ходе совместных контрольных мероприятий 470 нарушений на сумму 3325,6 тыс. рублей.
Всего в 2010 году проведено 14 контрольных мероприятий совместно с другими надзорными и контрольными органами.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в прокуратуру Кировской области в 2010 году направлено 33 материала.
Следует отметить результативное взаимодействие КСП с органами прокуратуры по вопросам, связанным с выявлением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере. С прокуратурой области в 2010 году проведены 4 совместные проверки. Проведенные по материалам КСП проверки органов прокуратуры оказались результативными в 23 муниципальных районах (городских округах) области.
На основании материалов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП в 2010 году органами прокуратуры внесено в адрес государственных органов и органов местного самоуправления 67 представлений об устранении нарушений закона, 6 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, возбуждено 1 уголовное дело и 28 производств об административных правонарушениях.
В 2010 году КСП более активно взаимодействовала в работе с органами внутренних дел. Чаще осуществлялись обмен информацией по вопросам, подлежащим проверке, и взаимное консультирование по проблемным вопросам. Совместно с Управлением внутренних дел по Кировской области проведена проверка отдельных направлений реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".

5. Организационно-методическая работа

В отчетном году проведено 12 заседаний Коллегии КСП, на которых с участием руководящих работников и депутатов Законодательного Собрания области, Правительства области, правоохранительных органов рассмотрены наиболее важные вопросы деятельности палаты и результаты наиболее значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. По результатам рассмотрения вопросов на Коллегии КСП принято 29 постановлений.
Председатель и заместитель председателя КСП, начальники отделов принимали участие в заседаниях Правительства области и Законодательного Собрания области, а также участвовали в работе комитетов Законодательного Собрания.
В 2010 году КСП взаимодействовала в работе со Счетной палатой Российской Федерации и Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации.
За 2010 год проведено 12 занятий по повышению квалификации всего коллектива.
В соответствии со статьями 3 и 26 Закона Кировской области от 2 июня 2005 года № 332-ЗО "О Контрольно-счетной палате Кировской области" информация о деятельности КСП регулярно представлялась средствам массовой информации. О деятельности КСП в 2010 году опубликовано 136 информаций и статей.
В целях выработки совместно с профессионалами в разных отраслях знаний наиболее обоснованных выводов и предложений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение 2010 года проведено 3 заседания Экспертно-консультативного совета при председателе КСП.

6. Основные выводы, предложения,
рекомендации по результатам контрольной
и экспертно-аналитической деятельности

Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности свидетельствуют о значительном увеличении - почти в 2 раза - общего количества выявленных нарушений и суммы неэффективного использования бюджетных средств - в 1,6 раза.
При этом значительно уменьшилась общая сумма выявленных финансовых нарушений - в 8,4 раза и использования средств с нарушением законодательства - в 6,6 раза, что свидетельствует об эффективности принимаемых органами исполнительной власти области мерах по устранению нарушений.
В 2010 году сохранился ряд проблем, на которые обращала внимание КСП ранее.
1. Нарушаются установленные бюджетным законодательством сроки принятия областных целевых программ. Отдельные из них формируются непосредственно перед внесением проекта областного бюджета в Законодательное Собрание области. Ряд областных целевых программ не обеспечен необходимыми источниками финансирования. В ходе их реализации не всегда привлекаются запланированные программами внебюджетные источники. Мероприятия, предусмотренные в ряде областных целевых программ, не в полной мере соответствуют целям, которые необходимо достигнуть в результате реализации программ.
2. Внутриведомственный контроль за подведомственными получателями средств областного бюджета не всеми главными администраторами бюджетных средств осуществляется в соответствии со статьей 158 БК РФ. В большинстве департаментов, управлений отсутствуют специалисты по финансовому контролю.
3. Значительное количество выявляемых нарушений связано с недостаточной полнотой и достоверностью бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
4. В 9 муниципальных районах (городских округах) нет специалистов, осуществляющих функции внешнего финансового контроля, тем самым нарушается порядок осуществления бюджетного процесса, предусмотренный статьями 6, 264.4, 265 БК РФ.
5. Продолжают иметь место недостатки и нарушения при использовании муниципального имущества. Выявляются факты занижения размера арендной платы при сдаче в аренду муниципального имущества. Не используется право, предусмотренное в договорах аренды, по взысканию пени за несвоевременное внесение арендных платежей в бюджет. Несвоевременно обновляется необходимая нормативная база, которая в ряде случаев входит в противоречие с федеральным законодательством.




Официальная публикация в СМИ:
"Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области", № 2(134), 20.04.2011

Вступил в силу с 17 февраля 2011 года (пункт 2 данного документа).

Постановление Законодательного Собрания Кировской области от 17.02.2011 № 57/32
"Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2010 году"

Постановление
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2010 году
1. Основные итоги и особенности деятельности Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2010 году
2. Результаты контрольно-ревизионной деятельности
3. Результаты экспертно-аналитической деятельности
4. Взаимодействие с другими органами
5. Организационно-методическая работа
6. Основные выводы, предложения, рекомендации по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru