Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2011 г. по делу № А29-401/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2011 года, полный текст решения изготовлен 28 марта 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Печоранефтегаз"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
о признании недействительным решения от 29.07.2010 г. № 280.
при участии:
от заявителя: Д. по доверенности от 31.12.2010 г. № 501,
от ответчика: С. по доверенности от 22.12.2009 г. № 05-29/7,

установил:

Закрытое акционерное общество "Печоранефтегаз" (далее - заявитель, Общество) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.07.2010 г. № 280.
Заявитель в обоснование требований указывает, что деятельность комиссионера в соответствии с договором комиссии по совершению сделки от своего имени, но за счет комитента согласно нормам гражданского законодательства является посреднической деятельностью. В пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусмотрено применение налоговой ставки 0% в отношении операций по реализации посреднических услуг. Поэтому на основании п. 3 ст. 164 НК РФ реализация таких услуг подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 18%. Кроме того, обязанность комиссионера по уплате НДС в бюджет, исчисленный за оказанные посреднические услуги, исполнена; счета-фактуры в адрес ЗАО "Печоранефтегаз" за данные услуги отвечают требованиям, установленным пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ, которые и являются основанием для принятия ЗАО "Печоранефтегаз" к вычету данной суммы НДС согласно пунктам 1, 2 статьи 169 НК РФ.
В связи с изложенным считает, что комиссионное вознаграждение и понесенные расходы, предъявленные ООО "Ресурс Нафта" в адрес ЗАО "Печоранефтегаз", подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов.
Также указывает, что доводы Инспекции, ставящие в зависимость правомерность применения 0 ставки НДС по отношению к дате проставления штампа "Выпуск разрешен" на временной грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), являются необоснованными, так как исключительно из сведений содержащихся в полной ГТД можно установить реальность факта экспорта товара, а также фактическое количество товара, вывезенного с территории РФ.
Кроме того, полагает, что дата выпуска товаров на временных ГТД и маршрутных поручениях не может определять необходимость применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость к реализации услуг комиссионера, поскольку в соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 и подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ в подтверждение факта экспорта товара трубопроводным транспортом налогоплательщиком должна быть представлена полная грузовая таможенная декларация.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен, подробные основания изложены в представленном отзыве на заявление.
В судебном заседании 17.03.2011 г. объявлен перерыв до 12 час. 30 мин. 24.03.2011 г.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации № 2 по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года, представленной 01.03.2010 года Обществом по вопросу подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, а также правильности исчисления и своевременности уплаты налога.
Составлен акт камеральной налоговой проверки № 253 от 16.06.2010 г.
Инспекция, рассмотрев представленные возражения, вынесла 29.07.2010 решение № 280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно данному решению, заявителю дополнительно начислен налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года по сроку уплаты 20.10.2009 в сумме 62 991 руб., по сроку уплаты 20.11.2009 в сумме 62 991 руб., по сроку уплаты 21.12.2009 в сумме 62 991 руб. Общий размер дополнительно предъявленных к уплате в бюджет платежей по решению составил 188 973 руб.
При этом проверяющими установлено завышение налоговых вычетов в связи с неправомерным заявлением налога на добавленную стоимость по услугам, оказанным комиссионером, в отношении нефти, реализованной в таможенном режиме экспорта.
Общество, не согласившись с указанным решением Инспекции, в соответствии с п. 2 ст. 101.2 и п. 2 ст. 139 НК РФ направило в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу, по результатам рассмотрения которой решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № 418-А от 18.10.2010 г. жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 164 НК РФ установлен перечень товаров, работ и услуг, налогообложение по которым производится по ставке 0 процентов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 указанной статьи налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Указанное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).
Кроме того, к данному роду работ (услуг) отнесены "и иные подобные работы (услуги)", непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ).
С учетом изложенного, перечень работ, услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны), в отношении которых может применяться ставка 0 процентов, является открытым. То есть положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не устанавливают четкого перечня услуг, подпадающих под его действие.
Положения Налогового кодекса РФ не содержат каких-либо ограничений на применение нулевой ставки НДС в отношении услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны) оказанных посредниками.
Из анализа подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ следует, что основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Указанное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).
Кроме того, к данному роду работ (услуг) отнесены "и иные подобные работы (услуги)", непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, перечень работ, услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны), в отношении которых может применяться ставка 0 процентов, является открытым. То есть положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не устанавливают четкого перечня услуг, подпадающих под его действие.
Из системной связи подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ следует, что основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 367-О-О указано, что подобное регулирование свидетельствует о том, что, устанавливая общий критерий, на основании которого осуществляется квалификация тех или иных работ (услуг) как непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, законодатель отказался от закрепления закрытого их перечня, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных работ (услуг), непосредственно связанных с экспортом товаров, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщиков.
Разрешение же споров о юридической квалификации тех или иных работ (услуг), связанных с выполнением обязанности по уплате налога, относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (выяснение характера операций, возможности их осуществления только в отношении экспортных товаров, установление того, являлся ли товар в момент оказания услуги экспортируемым, были ли соответствующие товары на момент совершения данных операций помещены под таможенный режим экспорта и т.п.).

Как указано в подпункте 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
Подпунктом 23 пункта 1 статьи 11 ТК РФ выпуск товаров определен как действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
В силу пункта 3 статьи 157 ТК РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Исходя из содержания данных норм товары считаются помещенными под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "выпуск разрешен"; подача таможенной декларации и все действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы означает, что товар вывозится с территории Российской Федерации.
Таким образом, применение налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, связывается с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (абзац 1 подпункта 2 пункта 1 статья 164 НК РФ), под которым понимается дата выпуска товаров таможенным органом (пункт 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации), в связи с чем операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Из материалов дела следует, что между ЗАО "Печоранефтегаз" и ООО "Ресурс Нафта" заключен договор комиссии № 06-КМ от 21.05.2009 г., на основании которого комиссионер (ООО "Ресурс Нафта") обязуется по поручению комитента (ЗАО "Печоранефтегаз") за вознаграждение от своего имени, но за счет комитента совершать действия по реализации нефти на внешнем рынке (том дела № 1, л.д. 41 - 46).
Так, пунктом 1 договора предусмотрено, что комиссионер обязуется по поручению комитента реализовать на внешнем рынке нефть экспортного качества, именуемую в дальнейшем Товар, в количестве до 200 000 (двухсот тысяч) тонн, с оплатой в свободно конвертируемой валюте, а также от своего имени совершать иные юридические и фактические действия, связанные с выполнением вышеуказанного поручения.
Кроме того, предусмотрено, что условия поручений Комитента, адресованные Комиссионеру по реализации каждой партии нефти Комитента Инопокупателю, устанавливаются сторонами в отдельных приложениях к настоящему договору, которые являются неотъемлемой частью договора. В приложениях указывается количество нефти Комитента, продаваемой Комиссионером Инопокупателю, сроки и условия поставки, цена нефти, форма оплаты, валюта платежа, и другие сведения, регулирующие условия продажи нефти Инопокупателю.
Согласно пунктам 2 и 3 договора, соответствие качества нефти условиям настоящего договора должно подтверждаться сертификатом качества, выдаваемом в пункте сдачи-приемки нефти Инопокупателю. Поставка товара осуществляется на условиях DDU НПЗ Республики Беларусь.
Из пункта 4 договора следует, что комиссионер по поручению комитента заключает контракт с Инопокупателем; реализует товар Комитента по цене, зафиксированной в соответствующем Приложении к настоящему договору; производит декларирование и таможенное оформление нефти Комитента; производит оплату расходов, указанных в Приложениях к настоящему договору; контролирует выполнение Инопокупателем обязательств по контракту и другие действия.
Указанным пунктом также предусмотрена обязанность Комиссионера передать Комитенту не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным (месяца, в течение которого состоялась отгрузка нефти Комитента на экспорт) копии актов приема-сдачи нефти и инвойсов, выписанных Инопокупателю, ВГТД.
Из пункта 6 договора следует, что комиссионное вознаграждение удерживается Комиссионером из поступившей от Инопокупателя валютной выручки. Размер и порядок оплаты вознаграждения согласовывается сторонами в Приложениях к настоящему договору, подписываемых по каждой партии Товара.
Во исполнение договора комиссии ООО "Ресурс Нафта" заключены контракты № 01-06-09 Н от 01.06.2009 г. с ООО "Трайпл" и № 01-14/404 от 14.07.2009 г. с ЗАО "Белорусская нефтяная компания" на поставку нефти с июня 2009 г. по 31 декабря 2009 года. Ежемесячные объемы, период отгрузки, отгрузочные реквизиты, цена, сроки и порядок оплаты оговариваются сторонами в ежемесячных приложениях, являющихся неотъемлемой частью контрактов. Поставка нефти на экспорт осуществляется партиями трубопроводным транспортом (п. 2.3). Под партией нефти понимается количество нефти, зафиксированное в приложении (п. 2 контрактов) (том дела № 1, л.д. 103 - 108, 117 - 124).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, целью заключения договора комиссии от 21 мая 2009 года № 06-КМ является реализация нефти исключительно на внешний рынок, следовательно, услуги комиссионера - ООО "Ресурс-Нафта" непосредственно связаны с реализацией товаров, вывезенных в режиме экспорта.
В силу п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершать одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Статьей 996 ГК РФ предусмотрено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (статья 999 ГК РФ).
Следовательно, реализация товаров отражается и признается на основании отчетов комиссионера.
Факт оказания услуг комиссионером и факт признания таких услуг, полученных комитентом, должны быть подтверждены документально. Порядок такого подтверждения может быть указан в договоре.
Исходя из условий договора комиссии, услуги Комиссионера по реализации покупателю партии товара, оговоренного в соответствующем приложении, признаются сторонами подписанием акта об оказании услуг (п. 5 Договора) (том дела № 1, л.д. 45).
Комиссионер в срок не позднее 45 дней после месяца отгрузки, представляет Комитенту отчет Комиссионера с приложением документов, заверенных Комиссионером. Отчет комиссионера считается принятым Комитентом, если в течение 10 дней с даты его передачи Комитенту последний не предоставил Комиссионеру мотивированных возражений по его оформлению и содержанию (п. 4 Договора).
Перечисленными выше Актами об оказании услуг и отчетами комиссионера подтверждается фактическое исполнение обязанностей ООО "Ресурс Нафта" в соответствии с договором комиссии. То есть услуги Комиссионера можно признать исполненными в момент подписания двусторонних актов об оказании услуг.
В данном случае поставка нефти осуществлялась трубопроводным транспортом по договорам транспортировки с ОАО "Транснефть".
Согласно Инструкции по метрологическому обеспечению учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов РД 50.2.040-2004 (п. 4.1), утвержденной Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2004 г. № 125-ст, транспортировку нефти осуществляет ОАО "АК Транснефть" на основании договоров, заключаемых с грузоотправителями. В пункте 12.3 Инструкции предусмотрено, что акты приема-сдачи нефти, оформленные в пункте назначения, подтверждают исполнение обязательств ОАО "АК "Транснефть" перед грузоотправителями по транспортировке нефти.
Как определено приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) от 24.08.2006 № 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров", местом декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 (нефть сырая) и 2710 ТН ВЭД России и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации трубопроводным транспортом, является Московский энергетический и Каспийский трубопроводный таможенные посты Центральной энергетической таможни.
Исходя из представленных ЗАО "Печоранефтегаз" грузовым таможенным декларациям товар вывозился через Московский энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни (код данного поста - 10006031 указан в ГТД; см. письмо ФТС от 17.03.2008 № 04-18/9740), проставлены штампы Центральной энергетической таможни.
Приказом ФТС от 04.05.2006 № 422 "О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом" в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации и в целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров трубопроводным транспортом предусмотрено осуществлять таможенный контроль документов и сведений, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом, в местах нахождения непосредственно ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "АК "Транснефтепродукт" должностным лицам отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 (нефти и нефтепродуктов) Центральной энергетической таможни.
Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 № 1013 утверждена Инструкция о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (далее - Инструкция).
Согласно п. 15 Инструкции, при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается подача временной грузовой таможенной декларации (далее - ВГТД).
Экспортный характер операций при оформлении ВГТД при транспортировке товаров трубопроводным транспортом подтверждается п. 51 Инструкции, согласно которому при перемещении товаров трубопроводным транспортом запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия ВГТД.
В соответствии со ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезен в определенный период времени.
Как следует из пункта 2 ст. 360 ТК РФ, российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
С учетом изложенного, товары считаются помещенными под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом временной грузовой таможенной декларации отметки "выпуск разрешен".
Учитывая, изложенное, момент оказания комиссионером - ООО "Ресурс Нафта" услуг по совершению сделки по реализации нефти, исходя из рассматриваемых ВГТД является отметка, на таможенной декларации свидетельствующая о помещении товара (партий нефти) под таможенный режим экспорта: - 11.06.2009 г.; - 22.07.2009 г.; - 12.08.2009 г.
Из материалов дела следует, что ООО "Ресурс Нафта" оказало через таможенного брокера ООО "Даэрс-финанс" заявителю услуги по таможенному оформлению нефти, что нашло отражение в отчетах комиссионера, актах выполненных работ от 16.07.2009 г., 03.08.2009 г., 01.09.2009 г. на оплату которых ООО "Ресурс Нафта" выставило в адрес ЗАО "Печоранефтегаз" следующие счета-фактуры:
- за июнь 2009 г. - № 185 от 16.07.2009 г. на сумму 27 404 руб., в том числе НДС - 4 180 руб. 32 коп. - отчет № 08 (том дела № 1, л.д. 53, 54, 56);
- за июль 2009 г. - № 209 от 03.08.2009 г. на сумму 9 186 долларов США, в том числе НДС 1 401, 30 долларов США - отчет № 12 (том дела № 1, л.д. 63, 64, 59);
- за август 2009 г. - № 255 от 01.09.2009 г. на сумму 8 644, 68 долларов США, в том числе НДС 1318,68 долларов США - отчет № 15 (том дела № 1, л.д. 66, 70, 71).
Расходы по таможенному декларированию нефти, понесенные в рамках реализации нефти в июне - августе 2009 года, Общество возместило ООО "Ресурс Нафта" с учетом НДС на основании вышеуказанных счетов-фактур.
В соответствии со статьями 123, 124 Таможенного кодекса РФ перемещаемые через таможенную границу товары подлежат декларированию путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным этим Кодексом способом сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта невозможен без осуществления процедуры декларирования. Названная процедура непосредственно связана с реализацией товара на экспорт и является обязательным условием легальности экспорта.
При этом для целей налогообложения не имеет правового значения, до или после физического вывоза конкретного товара допускается или предписывается производить его декларирование по таможенным правилам.
Поскольку услуги по таможенному оформлению могут оказываться только в отношении экспортируемых товаров, указанные услуги непосредственно связаны с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Таким образом, спорные услуги, оказанные по декларированию нефти ЗАО "Печоранефтегаз" и предъявленные к оплате ООО "Ресурс Нафта", непосредственно связаны с экспортом нефти, то в силу пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ должны облагаться НДС по ставке 0 процентов.
Данная позиция суда согласуется с правовой позицией изложенной Высшим Арбитражным судом РФ в Постановлениях Президиума ВАС от 19.02.2008 г. № 12371/07, от 20.05.2008 г. № 12010/07, согласно которым Суд пришел к выводу, что вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта невозможен без осуществления процедуры декларирования. Названная процедура непосредственно связана с реализацией товара на экспорт и является обязательным условием легальности экспорта. Следовательно, услуги таможенного брокера по таможенному оформлению должны облагаться НДС по ставке 0 процентов.
Оценив все представленные сторонами доводы и доказательства в их совокупности с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что контрагент ЗАО "Печоранефтегаз" - ООО "Ресурс Нафта" в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефти трубопроводным транспортом располагал надлежащим комплектом документов, в силу чего должен был применить налоговую ставку по НДС в размере 0 процентов. Поскольку в адрес заявителя выставлены счета-фактуры N№ 152, 185, 220, 209, 306, 255 с указанием ставки НДС, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, следовательно, данные счета-фактуры как не соответствующие требованиям подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, следовательно оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.
Судом не принимаются доводы заявителя о том, что Инспекцией, расширительно толкуется понятие перечень работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в отношении которых может применяться ставка 0 процентов. Общество считает, что под "подобными работами" могут пониматься услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции, а не договора комиссии". Данные аргументы Общества являются несостоятельными, поскольку как ранее уже указывалось из системной связи подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ прямо следует, что основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Кроме того, материалами дела подтверждено, что услуги, оказанные по декларированию нефти заявителя и предъявленные к оплате ООО "Ресурс Нафта", непосредственно связаны с экспортом нефти, поэтому в силу пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ должны облагаться НДС по ставке 0 процентов.
Ссылка заявителя на Федеральный закон от 27.11.2010 г., предусматривающий новую редакцию ст. 164 НК РФ, в данном случае не допустима, так как указанный закон распространяет свое действие на правоотношения только с 01.01.2011 года, и не принимается к спорным правоотношениям, возникшим ранее указанной даты (вычеты заявлены обществом по налоговой декларации за 3 квартал 2009 г.).
Также заявитель считает, что процедура таможенного оформления товаров по временной ГТД, осуществляется в отношении товаров, по которым не могут быть представлены вышеуказанные точные сведения (количество, цена и так далее), то есть неопределенны существенные условия, необходимые для реализации любого товара на внешнем рынке, такие как его цена и количество. количество нефти заявленное во временной ГТД не соответствовало количеству фактически вывезенной нефти за пределы территории РФ, указываемой в полной ГТД. Полагает, что доводы Инспекции, ставящие в зависимость правомерность применения 0 ставки НДС по отношению к дате проставления штампа "Выпуск разрешен" на временной ГТД, являются необоснованными, так как исключительно из сведений содержащихся в полной ГТД можно установить реальность факта экспорта товара, а также фактическое количество товара, вывезенного с территории РФ.
Как уже указывалось, определять момент помещения товара под таможенный режим экспорта по дате отметки его выпуска, проставленной таможенным органом на полных грузовых таможенных декларациях, ошибочно, так как товар фактически отгружался на экспорт со склада общества по временным таможенным декларациям, при этом дата помещения товара под таможенный режим экспорта с количеством вывезенного товара не ставится в зависимость друг от друга. Кроме того, объем вывезенного товара декларирует сам заявитель, а не налоговый орган, следовательно возлагать обязанность по правильному определению фактического количества товара в целях налогообложения на инспекцию неправомерно.
В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 201, 176, 180 - 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Закрытого акционерного общества "Печоранефтегаз" о признании недействительным решения № 280 от 29.07.2010 г. отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.03.2011 по делу № А29-401/2011
<В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа по вопросу подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов отказано, поскольку материалами дела подтверждено, что услуги, оказанные по декларированию нефти заявителя и предъявленные к оплате, непосредственно связаны с экспортом нефти, поэтому должны облагаться НДС по ставке 0 процентов.>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru