Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА (АССОЦИАЦИИ) МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2009 г. № 25

Об основных изменениях законодательства
о местном самоуправлении (обзор)

На основании статьи 5.17 Устава Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области Президиум Совета (ассоциации)
РЕШИЛ:

1. Принять к сведению информацию Члена Президиума Совета (ассоциации), Главы Ташлинского сельсовета Ташлинского района П.Ф. Щербинина по вопросу "Об основных изменениях законодательства о местном самоуправлении (обзор)" (прилагается).

2. Направить вышеназванную информацию в адрес членов Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области для сведения.

3. Поручить организацию исполнения настоящего Решения Секретарю Совета (ассоциации) В.А. Щепачеву.

4. Установить, что настоящее Решение вступает в силу с момента его подписания.

Председатель
Совета (ассоциации)
муниципальных образований
Оренбургской области
В.А.РОГОЖКИН





Информация
Члена Президиума Совета (ассоциации),
Главы Ташлинского сельсовета Ташлинского района
П.Ф. Щербинина по вопросу "Об основных изменениях
законодательства о местном самоуправлении (обзор)"

Уважаемые коллеги!

Хотелось бы сразу подчеркнуть, что вопрос изменения законодательства о местном самоуправлении очень серьезный и обширный и требующий детального изучения, в связи с этим в своем докладе постараюсь максимально коротко и полно сообщить об основных изменениях законодательства о местном самоуправлении в части межбюджетных и налоговых правоотношений, а также затрону последние изменения в 131 Федеральный закон.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 30.12.2008 имеет номер 310-ФЗ, а не 131-ФЗ.

Важнейшее значение для совершенствования законодательной базы в целях формирования эффективной системы межбюджетных отношений, стабильной налоговой системы имеет принятие ряда федеральных законов, регулирующих межбюджетные и налоговые правоотношения, разграничение полномочий между уровнями публичной власти. С 2009 г. начали действовать новые акты в сфере налогового и бюджетного законодательства, имеющие отношение к местному самоуправлению. Среди них такие, как Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 281-ФЗ), Федеральный закон от 30.12.2008 № 131-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса" и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 310-ФЗ), а также Федеральный закон от 30.12.2008 № 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 305-ФЗ).
Некоторые правовые нормы вышеназванных федеральных законов направлены на снижение последствий мирового экономического кризиса, поддержку реального сектора экономики. Так, с 1 января 2009 г. снижаются ставки налога на прибыль организаций на 4 процентных пункта, увеличивается в 3 раза амортизационная премия для основных средств полезного использования от 3 до 20 лет, предоставляется возможность установления субъектами РФ дифференцированной ставки при применении упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства от 5 до 15 %.
Однако принятие этих решений приведет к существенной потере доходов региональных и местных бюджетов. Предполагаемая компенсация этих потерь должна быть осуществлена за счет передачи на региональный уровень дополнительно 0,5 % ставки налога на прибыль организаций (согласно Федеральному закону № 305-ФЗ в бюджеты субъектов РФ будет зачисляться сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %) и 40 % акцизов на автомобильный бензин и другие нефтепродукты. Но в условиях стагнации производства это вряд ли возместит выпадающие доходы региональных и местных бюджетов.
В целях стабилизации финансового положения субъектов РФ и муниципальных образований Правительством РФ принят ряд постановлений, содержащих антикризисные меры. В частности, рекомендуется оптимизировать реестры расходных обязательств, сократив по некоторым из них объем до 85 %, а также не принимать новые расходные обязательства. Принято такое решение в феврале - марте 2009 г. доводить до главных распорядителей бюджетных средств лимиты бюджетных ассигнований в размере 100 % только по тем расходным обязательствам, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами соответствующих публичных образований, по остальным расходным обязательствам указанные лимиты доводить в размере 80 %.
Между тем снижение налогового бремени, в частности, посредством установления налоговой ставки по налогу на прибыль организации в размере 20 % (вместо 24 %) в т.ч. в размере 2 % в соответствии с которой сумма налога зачисляется в федеральный бюджет, не позволит в ближайшей перспективе реализовать предложения о введении налоговой ставки, в соответствии с которой сумма налога зачислялась бы в местные бюджеты.
Федеральный законодатель предоставляет возможность установления субъектами РФ не единой, а дифференцированной ставки при применении упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства в размере от 5 до 15 %.
Федеральный закон № 281-ФЗ внес значительные изменения в ряд законодательных актов, влекущие за собой увеличение расходных обязательств муниципальных образований. В частности, это относится к конкретизации и расширению перечня вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, право на решение которых имеют органы местного самоуправления только за счет собственных доходов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).
Так, конкретизированы полномочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса путем внесения дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), утвержденные Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 30.12.2008). В соответствии с данными изменениями в случае отсутствия в поселении или населенном пункте, расположенном на межселенной территории нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 Основ, имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района. Им, законодателем, предоставлены достаточно широкие полномочия в этой сфере, а именно:
- право удостоверять завещания и доверенности;
- свидетельствовать верность копий документов и подлинность подписи на документах;
- принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им.
Кроме того, законодательством Российской Федерации указанным лицам может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.
Между тем увеличение собственных доходов местных бюджетов для исполнения вышеназванных полномочий ограничилось лишь зачислением в бюджет муниципальных районов государственной пошлины за совершение нотариальный действий в населенных пунктах, которые расположены на межселенной территории и в которых отсутствует нотариус (дополнение в ст. 61.1 БК РФ).
Федеральным законом № 281-ФЗ осуществлено также расширение перечня вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, право на решение которых имеют органы местного самоуправления только за счет собственных доходов (за исключением дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ). Так, органам местного самоуправления поселений муниципальных районов (городских округов) предоставлено право по созданию условий для развития туризма, а органам местного самоуправления муниципальных районов - по осуществлению функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.
Следует отметить, что Федеральным законом № 281-ФЗ расширен перечень вопросов местного значения, которые могут финансироваться за счет не только собственных доходов местных бюджетов, но и финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня. Так, к вопросам местного значения городских округов отнесено осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Федеральным законом № 281-ФЗ введены правовые нормы, раскрывающие содержание деятельности органов местного самоуправления по решению некоторых вопросов местного значения, что позволит, в частности, более правильно определять расходные обязательства муниципальных образований.
Так, в Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" внесены изменения, устанавливающие права органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, - утверждать порядок формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, осуществлять их материальное обеспечение и т.д.
Так, в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства" в муниципальных образованиях, где отсутствуют органы регистрационного учета граждан, данные функции вправе выполнять органы или должностные лица местного самоуправления. Полномочия по регистрационному учету граждан могли бы быть отнесены к вопросам, не являющимся вопросами местного значения, право на решение которых имеют органы местного самоуправления, если бы они были приведены в перечне таких вопросов поселений, муниципальных районов или городских округов (ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ) с тем, чтобы можно было установить расходные обязательства для их исполнения. Однако в настоящее время этого нет.
Более того, Федеральным законом № 281-ФЗ установлено, что, начиная с 1 января 2011 г. органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации являются исключительно территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Одновременно с Федеральным законом № 281-ФЗ был принят и начал действовать с 1 января 2009 г. Федеральный закон № 310-ФЗ, внесший изменения и дополнения в БК РФ. Федеральный закон № 310-ФЗ не содержит правовых норм, предполагающих увеличение доходной базы региональных или местных бюджетов, однако в нем содержится ряд правовых норм, позволяющих усовершенствовать межбюджетные отношения как на муниципальном, так и на региональном уровнях публичной власти.




Официальная публикация в СМИ:
"Сборник решений Президиума Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области", 16.04.2009, 12 заседание

Вступил в силу с 16 апреля 2009 года (пункт 4 данного документа).

Решение Президиума Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области от 16.04.2009 № 25
"Об основных изменениях законодательства о местном самоуправлении (обзор)"
(вместе с "Информацией Члена Президиума Совета (ассоциации), Главы Ташлинского сельсовета Ташлинского района П.Ф. Щербинина по вопросу "Об основных изменениях законодательства о местном самоуправлении (обзор)")

Решение
Информация Члена Президиума Совета (ассоциации), Главы Ташлинского сельсовета Ташлинского района П.Ф. Щербинина по вопросу "Об основных изменениях законодательства о местном самоуправлении (обзор)"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru