Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2010 г. по делу № 3-233-2010

Пермский краевой суд
в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Лагуновой М.Ю.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., настаивавшей на заявленном требовании, представителей губернатора Пермского края Потемкиной Л.И. и Порошина А.Е., представителя Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края Садова С.В., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 23 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими приложений № 1 в части, 3, 4, 5 к Указу губернатора Пермского края от 16 июля 2010 года № 47 "Об утверждении лимитов добычи и распределении квот добычи охотничьих ресурсов",

установил:

16.07.2010 года губернатором Пермского края принят Указ № 47 "Об утверждении лимитов добычи и распределении квот добычи охотничьих ресурсов".
Настоящий правовой акт опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 28 от 19.07.2010 года.
Данным Указом установлены лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории Пермского края на период с 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года согласно приложению № 1 и распределены квоты добычи охотничьих ресурсов по охотничьим угодьям природно-хозяйственных зон согласно приложениям № 2-5.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд заявлением о признании недействующими приложения № 1 в части и приложений № 3, 4, 5 к названному Указу по мотиву их противоречия федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона № 209-ФЗ) лимиты добычи охотничьих ресурсов утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года с учетом их численности, размещения в среде обитания, динамики состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации государственного охотхозяйственного реестра, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. При этом частью 6 указанной статьи установлено, что лимиты добычи охотничьих ресурсов исчисляются на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. Такие нормативы в отношении охотничьих ресурсов утверждены Приказом Минприроды России от 30.04.2010 года № 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях", вступившим в силу с 06.07.2010 года.
В приложении № 1 к Указу губернатора края от 16.07.2010 года № 47 утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов, в том числе кабана - 1400 голов (или 30,2% от общей численности животных данного вида), глухаря - 250 голов (или 0,3% от общей численности данного вида птиц), тетерева - 500 голов (или 0,1% от общей численности тетеревов).
Лимиты по указанным видам охотничьих ресурсов утверждены с нарушением требований части 6 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ и Нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных Приказом Минприроды России от 30.04.2010 года № 138, а именно: без учета нормативов допустимого изъятия, установленных в отношении кабана при показатели численности особей на 1000 га угодий до 4 кабанов - от 3% до 30% от общей численности животных, тетерева и глухаря - для каждого вида птиц от 3% до 10% от общей численности птиц данного вида.
Кроме того, в нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ квоты изъятия охотничьих ресурсов утверждены не по каждому охотничьему угодью, а по охотничьим угодьям 4 хозяйственных зон, установленных приложением № 2 к Указу губернатора Пермского края от 16.07.2010 года № 47.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор краевой прокуратуры Кузнецова И.А. заявленное требование поддержала.
Представители губернатора Пермского края Потемкина Л.И. и Порошин А.Е. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что указ принят губернатором Пермского края в рамках его компетенции, порядок принятия оспариваемого акта соблюден.
До утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации лимитов добычи охотничьих ресурсов на сезон охоты с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года в соответствии с действующим федеральным законодательством необходимо провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов, а также согласовать лимиты добычи охотничьих ресурсов с уполномоченным федеральным органом (требования статьи 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", частей 5, 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы "Материалов обоснования лимитов изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в Пермском крае в сезоне охоты в 2010-2011 г.г." (далее - комиссия) утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 13.05.2010 года № СЭД-30-01-03-136. В своем заключении комиссия пришла к выводу, что рекомендуемые лимиты изъятия охотничьих ресурсов Пермского края в сезоне охоты 2010-2011 г.г. (в том числе по кабану - 1400 голов в осенне-зимний период, по глухарю - 250 голов в весенний сезон, по тетереву - 500 голов в весенний сезон) не повлечет за собой негативных экологических последствий для сохранения биологического разнообразия экосистем региона. Заключение комиссии утверждено Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 01.06.2010 года № СЭД-30-01-03-161. Таким образом, лимиты изъятия охотничьих ресурсов Пермского края утверждены государственной экологической экспертизой 1 июня 2010 года, а в соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" повторное проведение экологической экспертизы может осуществляться на основании решения суда или арбитражного суда.
В дальнейшем лимиты изъятия охотничьих ресурсов были согласованы Минприроды России (письмо от 02.07.2010 года № 0515-29/9926). Таким образом, процедура экспертирования и согласования лимитов изъятия охотничьих ресурсов Пермского края в сезоне охоты 2010-2011 годов была завершена 2 июля 2010 года.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов утверждены Приказом Минприроды России от 30.04.2010 года № 138, который вступил в силу 6 июля 2010 года. Ранее такие нормативы отсутствовали в законодательстве, поэтому лимиты изъятия охотничьих ресурсов Пермского края в сезоне охоты 2010-2011 годов были рассчитаны без учета данных нормативов и эти нормативы не должны применяться к правоотношениям, возникшим до 6 июля 2010 года, в том числе, и в силу статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Федеральный закон от 24.07.2009 года № 209-ФЗ не содержит ограничения по площади и размерам охотничьего угодья, не оговаривает каких-либо иных требований, в том числе по его территориальной привязке к административно-хозяйственным и иным границам. Поэтому квоты добычи охотничьих ресурсов были распределены на охотничьи угодья четырех природно-хозяйственных зон. Охотничье угодье каждой природно-хозяйственной зоны имеет одинаковые условия обитания охотничьих ресурсов, показатели плотности на единицу площади; квота добычи для охотничья угодья включает в себя квоту добычи как на закрепленной, так и на незакрепленной части угодья.
Представитель Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края (далее - Госохотинспекции) Садов С.В. поддержал доводы представителей губернатора Пермского края в обоснование возражений по заявлению, дополнительно пояснив, что расчет лимитов добычи глухаря и тетерева в весенний период охоты 2011 года производился исходя из количества токов и норм добычи от числа токующих птиц на каждом конкретном току, при этом тока с количеством токующих птиц менее 10 в расчетах не учитывались. Установление лимитов добычи глухаря и тетерева на основании Нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных Приказом Минприроды России от 30.04.2010 года № 138, может привести к уничтожению токов и резкому снижению численности птиц.
Заслушав объяснения прокурора, представителей губернатора края, Госохотинспекции, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктами "д", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; законодательство об охране окружающей среды.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Согласно частей 1, 2 статьи 24 указанного выше Федерального закона перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, за исключением охотничьих ресурсов, указанных в части 4 настоящей статьи, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Объем добычи охотничьих ресурсов, включенных в указанный в части 1 настоящей статьи перечень охотничьих ресурсов, определяется в соответствии с лимитом добычи охотничьих ресурсов.
В соответствии с частью 7 статьи 24 названного Федерального закона в документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
В нарушение указанных выше законоположений квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года (приложения № 3, 4, 5 к Указу губернатора Пермского края от 16.07.2010 года № 47) распределены по охотничьим угодьям четырех природно-хозяйственных зон: северной природно-хозяйственной зоны, восточной природно-хозяйственной зоны, центральной природно-хозяйственной зоны и южной природно-хозяйственной зоны.
Доводы представителей губернатора Пермского края и Госохотинспекции в обоснование возражений по заявленным первым заместителем прокурора Пермского края требованиям в данной части являются несостоятельными ввиду следующего.
Согласно пункту 15 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ охотничьими угодьями являются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 названного Федерального закона охотничьи угодья подразделяются на:
1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья);
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья).
Частью 9 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ предусмотрено, что квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу прямого указания Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" квоты добычи охотничьих ресурсов должны устанавливаться для каждого охотничьего угодья, в том числе учетом их видов (закрепленные и общедоступные охотничьи угодья).
В соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (далее - Нормативы) утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 30.04.2010 года № 138, вступившего в силу с 6 июля 2010 года.
Согласно Нормативам:
- при показателе численности (особей) кабана до 4-х на 1000 га охотничьих угодий норматив допустимого изъятия составляет от 3 до 30 процентов от общей численности животных;
- норматив допустимого изъятия глухаря составляет от 3 до 10 процентов от общей численности птиц данного вида;
- норматив допустимого изъятия тетерева составляет от 3 до 10 процентов от общей численности птиц данного вида.
Как следует из приложения № 1 к Указу губернатора Пермского края от 16.07.2010 года № 47:
- лимит добычи кабана составляет 1400 голов или 30,2% от общей численности животных на территории края согласно данным Госохотинспекции (4640 особей);
- лимит добычи тетерева составляет 500 голов или 0,08% от общей численности птиц данного вида на территории края согласно данным Госохотинспекции (605540 голов);
- лимит добычи глухаря составляет 250 голов или 0,3% от общей численности птиц данного вида на территории края согласно данным Госохотинспекции (90450 голов).
Таким образом, лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории Пермского края на период с 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года, утвержденные Указом губернатора Пермского края от 16.07.2010 года № 47, в части кабана, тетерева и глухаря не соответствуют Нормативам, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.04.2010 года № 138.
То обстоятельство, что заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы "Материалов обоснования лимитов изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в Пермском крае в сезоне охоты в 2010-2011 г.г." утверждено Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 01.06.2010 года № СЭД-30-01-03-161, то есть до вступления в силу Приказа Минприроды России от 30.04.2010 года № 138, не препятствовало проведению государственной экологической экспертизы в части кабана, глухаря и тетерева с учетом нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных данным Приказом Минприроды России.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы; оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу, в том числе, в случае изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Принимая во внимание, что Приказом Минприроды России, являющимся федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, от 30.04.2010 года № 138, вступившим в силу с 6 июля 2010 года, утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 01.06.2010 года № СЭД-30-01-03-161, в части кабана, глухаря и тетерева утратило юридическую силу, поскольку лимиты изъятия данных видов охотничьих ресурсов противоречили Нормативам, и по этим видам охотничьих ресурсов следовало вновь провести экспертизу.
В связи с изложенным ошибочными являются и доводы представителей губернатора Пермского края в обоснование возражений по заявленным первым заместителем прокурора Пермского края требованиям о том, что на основании Нормативов, утвержденных Приказом Минприроды России от 30.04.2010 года № 138, должны рассчитываться лимиты изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в сезон охоты 2011-2012 годов, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят 16 июля 2010 года, а также установленные частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ сроки и то, что лимиты добычи кабана, глухаря и тетерева не требуют согласования Минприроды России (часть 4 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ).
Ссылка представителей заинтересованных лиц в обоснование возражений по заявлению на пункт 16 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228, в соответствии с которым внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях, требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов, и(или) на основании судебного решения, несостоятельна, так как данный нормативный правовой акт вступил в силу 3 сентября 2010 года, то есть после принятия губернатором Пермского края Указа № 47 "Об утверждении лимитов добычи и распределении квот добычи охотничьих ресурсов" и по истечении срока, установленного частью 3 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Так как приложение № 1 в части утверждения лимитов добычи кабана, глухаря, тетерева, приложения № 3, 4, 5 к Указу губернатора Пермского края от 16 июля 2010 года № 47 "Об утверждении лимитов добычи и распределении квот добычи охотничьих ресурсов" противоречат положениям Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ и Нормативам, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.04.2010 года № 138, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу приложение № 1 в части утверждения лимитов добычи кабана, глухаря, тетерева, приложения № 3, 4, 5 к Указу губернатора Пермского края от 16 июля 2010 года № 47 "Об утверждении лимитов добычи и распределении квот добычи охотничьих ресурсов".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 29 декабря 2010 года.

Судья - п.п.
С.С.БУЗМАКОВ




Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 18, 09.05.2011

Определением Верховного Суда РФ от 13.04.2011 № 44-Г11-9 данное решение оставлено без изменения.
Решение суда вступило в законную силу 13 апреля 2011 года.

Решение Пермского краевого суда от 23.12.2010 по делу № 3-233-2010
<О признании недействующими приложения № 1 в части утверждения лимитов добычи кабана, глухаря, тетерева, приложений № 3, 4, 5 к Указу губернатора Пермского края от 16.07.2010 № 47 "Об утверждении лимитов добычи и распределении квот добычи охотничьих ресурсов">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru