Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край

Определением

Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2008 № 56-Г08-14 данное решение отменено.




ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2008 г. № 3-67/08

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащей закону и недействующей второй части статьи 4 Закона Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае",

установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что частью 2 статьи 4 Закона Приморского края от 26.09.2007 № 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае" установлены объемы (размеры) пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, недревесных лесных ресурсов (далее - лесных ресурсов), в пределах которых их сбор рассматривается как сбор соответствующих ресурсов гражданами для собственных нужд.
Пунктами 5 и 6 статьи 82, статьями 33 и 35 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка заготовки гражданами указанных лесных ресурсов для собственных нужд. Право органа государственной власти субъекта РФ устанавливать размеры сбора лесных ресурсов гражданами для собственных нужд действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Установив предельные объемы заготовки и сбора лесных ресурсов гражданами для собственных нужд, закон Приморского края в оспариваемой части ограничил право граждан на беспрепятственное пребывание в лесах и их использование, предусмотренное частью 1 статьи 11 Лесного кодекса РФ, в то время как в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права граждан могут быть ограничены только федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов относятся к видам использования лесов.
Использование лесов может быть ограничено только в случаях и в порядке, указанном в статье 27 Лесного кодекса РФ и только федеральными законами.
В силу требований статей 32, 34 и 81 Лесного кодекса РФ установление правил заготовки лесных ресурсов с целью осуществления предпринимательской деятельности отнесено к полномочиям федеральных органов власти.
Заготовка лесных ресурсов в целях осуществления предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.04.2007 N№ 83 и 84, в соответствии с лесохозяйственными регламентами, которые должны содержать, в том числе нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов.
Поскольку действия Законодательного Собрания Приморского края по определению объемов заготовки лесных ресурсов гражданами для собственных нужд обладают признаками регулирования отношений по заготовке и сбору указанных ресурсов в целях предпринимательской деятельности, прокурор полагал, что законодателем субъекта превышены полномочия.
Прокурор просил суд признать часть 2 статьи 4 Закона Приморского края от 26.09.2007 № 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае" противоречащей закону и недействующей со дня принятия. Возложить на Законодательное Собрание Приморского края обязанность опубликовать сообщение о решении суда в печатных изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" и "Приморская газета", взыскать с Законодательного Собрания Приморского края государственную пошлину в доход государства.
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением прокурора не согласился, представил в суд письменные возражения, в которых указал, что в соответствии с требованиями Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Статьями 33, 35 и 82 Лесного кодекса РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, а также порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд.
Во исполнение этих нормативных актов оспариваемым законом определен порядок осуществления гражданами заготовки лесных ресурсов для собственных нужд.
Разграничив полномочия между федеральными органами государственной власти в части установления порядка использования лесов в целях предпринимательской деятельности и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части использования лесов гражданами для собственных нужд, федеральное законодательство не определило признаки и особенности использования лесов гражданами для собственных нужд, что создает субъекту РФ препятствия в правовом регулировании данных отношений в рамках предоставленных полномочий.
В части 2 статьи 4 Закона Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае" дается понятие определения "собственные нужды".
Статьей 11 Лесного кодекса РФ предусмотрены случаи запрета или ограничения пребывания в лесах. Определение в оспариваемой норме понятия "собственные нужды" для гражданина при сборе или заготовке лесных ресурсов не ограничивает право свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах.
Данное понятие определено в оспариваемой норме в целях рационального использования лесов и лесных ресурсов, соблюдения требований Конституции РФ и законов об охране земли и природных ресурсов как основы жизнедеятельности народов, прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Также представитель Законодательного Собрания Приморского края полагал необоснованной ссылку прокурора на ограничение оспариваемой нормой использования лесов, поскольку ни запрета на осуществление какого-либо вида использования лесов, ни запрета на проведение рубок оспариваемой нормой не установлено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В соответствии с пунктами "в, д, к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы пользования природными ресурсами; природопользование; лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд; установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
Пунктом 4 статьи 33 и пунктом 4 статьи 35 Лесного кодекса РФ определено, что порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд и порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Такой порядок определен Законом Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае", официально опубликованным в изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" № 44 от 29 октября 2007 года и "Приморская газета" № 83 (146) от 2 ноября 2007 года.
Статьей 4 названного Закона определен порядок, то есть последовательность, порядок действий граждан при заготовке лесных ресурсов для собственных нужд.
Определение и разграничение понятий "заготовка и сбор лесных ресурсов для собственных нужд" и "заготовка и сбор в предпринимательских целях" федеральным законодательством не произведено.
Частью 2 указанной статьи установлено, что в целях настоящей статьи сбором пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд в размере (объеме) на 1 человека признается сбор ягод - 30 кг каждого вида; плодов - 10 кг каждого вида; грибов - 20 кг каждого вида; орехов кедровых - 40 кг очищенных и т.д.
Суд находит несостоятельной ссылку прокурора на нарушение указанной нормой прав граждан, предусмотренных частью 1 статьи 11 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Оспариваемая норма не содержит запрета на осуществление того или иного вида использования лесов, в том числе и в объеме, превышающем указанные размеры, не устанавливает препятствия и не вводит каких-либо новых ограничений использования лесов гражданами для собственных нужд, не предусмотренных статьей 27 Лесного кодекса РФ.
Также ни в Законе Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае", ни в Законе Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" не предусмотрены санкции за превышение этих объемов.
Какие-либо права граждан, в том числе право беспрепятственно (свободно и бесплатно) пребывать в лесах и осуществлять заготовку и сбор лесных ресурсов, при этом не нарушены.
Учитывая эти обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое прокурором положение Закона Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае" не противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, определение понятия "собственные нужды" при заготовке и сборе гражданами лесных ресурсов произведено с соблюдением принципов лесного и природоохранного законодательства, с целью обеспечения рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, предотвращения негативного воздействия на окружающую среду гражданами-природопользователями, сохранения объектов природной среды и охраны окружающей среды.
Также суд полагает несостоятельным довод прокурора о том, что Законодательное Собрание Приморского края, определив нормативы заготовки гражданами лесных ресурсов, превысило свои полномочия, поскольку деятельность по определению нормативов обладает признаками регулирования заготовки лесных ресурсов в целях предпринимательства.
Как следует из преамбулы Закона Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае" и текста оспариваемой нормы, этот Закон регулирует порядок использования лесов в Приморском крае в целях заготовки и сбора лесных ресурсов только гражданами для собственных нужд.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Прокурору Приморского края в удовлетворении заявления о признании противоречащей закону и недействующей части второй статьи четвертой Закона Приморского края от 26.09.2007 № 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае" отказать.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба, представление в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2008 № 56-Г08-14 данное решение отменено.

Решение Приморского краевого суда от 03.07.2008 № 3-67/08
<Об отказе в признании противоречащей закону и недействующей части 2 статьи 4 Закона Приморского края от 26.09.2007 № 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае">


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru