Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2011 г. по делу № А79-11265/2010

Резолютивная часть решения оглашена 01 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вика-Двина",
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя - Е. по доверенности от 31.12.2010 года,
от ответчика - С. по доверенности № 2 от 11.01.2011 года,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Вика-Двина" (далее - ООО "Вика-Двина", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2010 № 97-10/187П о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что 18.01.2010 г. ООО "Вика-Двина" (Поставщик) заключило с ООО "Измет", Республика Беларусь, (Покупатель) контракт № 1 на поставку продукции, на общую сумму 10000000 рублей. ООО "Вика-Двина" по Контракту № 1 18.01.2010 г. оформлен паспорт сделки № 10020009/1481/1747/1/0 от 04.02.2010 в Филиале № 8613 Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) - Чувашском отделении.
Во исполнение контракта ООО "Вика-Двина" отгружен 03.02.2010 г. товар нерезиденту на сумму 571655 рублей по товарной накладной № 217 от 02.02.2010 и CMR № 107083 от 03.02.2010 г. В соответствии с требованиями п. 3.14 Инструкции № 117-И Обществу необходимо было оформить паспорт сделки № 10020009/1481/1747/1/0 от 04.02.2010 не позднее 03.02.2010. ООО "Вика-Двина" паспорт сделки, оформленный со своей стороны, предоставило 03.02.2010 г., однако Филиалом № 8613 Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) паспорт сделки был оформлен 04 февраля 2010 г. Филиал № 8613 (уполномоченный банк) на принятых документах дату регистрации принятия документов не проставляет.
Таким образом, ООО "Вика-Двина" не были соблюдены установленные единые правила оформления паспортов сделок по паспорту сделки № 10020009/1481/1747/1/0 от 04.02.2010 по контракту № 1 от 18.01.2010 (просрочка составила 1 календарный день).
Главный бухгалтер ООО "Вика-Двина" Н. 27.10.2010 г. в Управлении дала письменные пояснения, что отгрузка товара по контракту № 1 была осуществлена 03.02.2010, что подтверждается датой оформления CMR № 107083 от 03.02.2010 и в этот же день, то есть 03.02.2010 г. в уполномоченный банк был представлен паспорт сделки, который был оформлен банком 04.02.2010 года.
Доводы главного бухгалтера Н. административный орган посчитал необоснованными, в связи с тем, что на оборотной стороне листа паспорта сделки № 10020009/1481/1747/1/0 от 04.02.2010 по контракту № 1 от 18.01.2010 имеется отметка уполномоченного банка о принятии названного паспорта сделки только 04.02.2010.
Действия ООО "Вика-Двина" по предоставлению в уполномоченный банк паспорта сделки свидетельствуют о добросовестности заявителя и отсутствии намерений уклониться от процедур валютного контроля. К тому же правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и не причинило какого-либо ущерба. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
Кроме того, административным органом производился сбор доказательств за пределами срока окончания установленной плановой проверки. Согласно приказу № 58-к от 15.03.2010 года проверка проводится по 26.04.2010 года. Приказом от 22.04.2010 года № 88-к сроки проверки продлены до 30.04.2009 года включительно.
В ходе судебного заседания представитель заявителя заявленные требования поддержал по вышеизложенным доводам.
Представитель ответчика требование не признал. Пояснил, что в приказе № 88-к от 22.04.2010 года допущена описка. Данное обстоятельство не влечет незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют о том, что Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований валютного законодательства, какие-либо устранимые препятствия для их надлежащего исполнения отсутствовали. При проявлении достаточной степени заботливости и осмотрительности, у Общества имелась реальная возможность соблюдения установленных единых правил оформления паспортов сделок. Следовательно, указанное правонарушение произошло по вине Общества. Задачей законодательства об административных правонарушениях является защита законных экономических интересов Общества и государства от административных правонарушениях, а также предупреждение административных правонарушений.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Вика-Двина" зарегистрировано в качестве юридического лица 05 декабря 2001 года администрацией Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики и включено к Единый государственный реестр юридических лиц 07 августа 2002 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары за ОГРН 1022100967184.
Согласно приказу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике № 58-к от 15 марта 2010 года решено провести плановую проверку соблюдения Обществом актов валютного регулирования за период с 01.01.2009 года по 28.02.2010 года.
Приказом от 22 апреля 2010 года № 88-к срок проведения проверки продлен по 30.04.2009 года включительно. Основание - служебная записка от 22.04.2010 года № 03-10/123/29 К. Затем продлена до 14.05.2010 года, приостановлена с 14.05.2010 года, возобновлена 30.06.2010 года, продлена до 09.07.2010 года.
По результатам проверки составлен акт от 09.07.2010 года. Согласно которому установлено, что в нарушение статьи 20 Федерального закона № 173-ФЗ, п. 3.14 Инструкции № 117-И Обществом не соблюдены единые правила оформления паспортов сделок по паспорту сделки № 1002009/1481/1747/1/0 от 04.02.2010 года по контракту № 1 от 18.01.2010 года. Указанный паспорт оформлен Обществом на 2 календарных дня позднее установленного срока.
По вышеуказанному основанию в отношении Общества 27 октября 2010 года составлен протокол об административном правонарушении № 97-10/187 о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствии надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола, законного представителя Общества.
09.11.2010 года Общество, надлежащим образом, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, постановлением № 97-10/187П привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Проанализировав все обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 0.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Агентами валютного контроля являются, в том числе, уполномоченные банки (часть 3 статьи 22 Закона № 173-ФЗ).
Единые правила оформления паспорта сделки предусмотрены инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки (ПС) в одном уполномоченном банке в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела.
Для оформления паспорта сделки резидент, в том числе, представляет в уполномоченный банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (далее - банк ПС), два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции; контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций (пункт 3.5 Инструкции).
Согласно пункту 3.14 Инструкции для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Материалами дела установлено, что 18.01.2010 г. ООО "Вика-Двина" (Поставщик) заключило с ООО "Измет", Республика Беларусь, (Покупатель) контракт № 1 на поставку продукции, на общую сумму 10000000 рублей. ООО "Вика-Двина" по Контракту № 1 18.01.2010 г. оформлен паспорт сделки № 10020009/1481/1747/1/0 от 04.02.2010 в Филиале № 8613 Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) - Чувашском отделении.
Во исполнение контракта ООО "Вика-Двина" отгружен 03.02.2010 г. товар нерезиденту на сумму 571655 рублей по товарной накладной № 217 от 02.02.2010 и CMR № 107083 от 03.02.2010 г.
Следовательно, в соответствии с требованиями п. 3.14 Инструкции № 117-И Обществу необходимо было оформить паспорт сделки № 10020009/1481/1747/1/0 от 04.02.2010 не позднее 03.02.2010. Филиалом № 8613 Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) паспорт сделки был оформлен 04 февраля 2010 г.
Таким образом, ООО "Вика-Двина" не были соблюдены установленные единые правила оформления паспортов сделок по паспорту сделки № 10020009/1481/1747/1/0 от 04.02.2010 по контракту № 1 от 18.01.2010 (просрочка составила 1 календарный день).
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона).
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд считает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм валютного законодательства при том, что у него имелась такая возможность (что было им реализовано, однако с нарушением срока).
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Обстоятельства, исключающие производство по делу, отсутствуют. Срок давности привлечения общества к административной ответственности к моменту рассмотрения дела административным органом не истек. Общество имело возможность воспользоваться ему правами. Описка, имеющаяся в приказе административного органа № 88-к от 22.04.2010 года, не свидетельствует о нарушении прав заявителя и не влечет недействительность приказа.
Между тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 17 этого же постановления указано, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Также в пункте 18.1 постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, возможность квалификации правонарушения в качестве малозначительного не зависит от состава административного правонарушения.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая непродолжительность пропущенного обществом срока представления справки о подтверждающих документах (1 день), суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило ущерб государству и третьим лицам, в связи с чем, имеются основания для признания его малозначительным.
Доказательства, свидетельствующие о негативных последствиях от действий общества, суду не представлены.
Суд отмечает, что исходя из задач и целей административного законодательства, административное наказание не должно носить карательный характер, обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам и целям административного наказания.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Вика-Двина", удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике № 97-10/187П от 09 ноября 2010 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вика-Двина" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.02.2011 по делу № А79-11265/2010
<Об удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике о привлечении к административной ответственности за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru