ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2011 г. № 245-п
О КОНЦЕПЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В
ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации государственной политики в интересах одаренных детей и организации межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в Ярославской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в Ярославской области.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 15.04.2011 № 245-п
КОНЦЕПЦИЯ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271, материалами заседания президиумов Государственного совета Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 22.04.2010 одним из основных направлений работы, проводимой одновременно с реализацией федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" акцентируется внимание на необходимости многообразия форм и содержания образования в новой образовательной системе для развития потенциала разных типов одаренности и склонностей детей, а работа по развитию системы поддержки талантливых детей определяется как одна из основных составляющих развития общего образования.
Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Реализовать эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала личности.
Последний период социально-экономического развития нашей страны характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, учреждении культуры, спорта, но и в рамках системы более высокого порядка - в муниципальной или региональной системах образования, муниципальном и региональном пространствах. Одаренный ребенок в процессе своего развития выходит за рамки учреждения, выбирает услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений системы образования, культуры и спорта.
Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационного образовательного пространства региона на основе межведомственного взаимодействия систем образования, культуры, спорта, работы с молодежью, что позволит создать новые условия и средства, способствующие развитию одаренных и талантливых детей в регионе.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Законом
Ярославской области от 8 октября 2009 г. № 50-з "О гарантиях прав ребенка в Ярославской области" и областной целевой программой
"Семья и дети Ярославии", утвержденной постановлением Правительства области от 23.12.2010 № 1000-п "Об областной целевой программе "Семья и дети Ярославии" на 2011 - 2013 годы" (далее - областная целевая программа "Семья и дети Ярославии"), управление по социальной и демографической политике Правительства области (далее - управление по социальной и демографической политике), департамент образования Ярославской области (далее - департамент образования), департамент культуры Ярославской области (далее - департамент культуры), департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области (далее - департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту) реализуют комплекс мер по созданию условий для выявления и поддержки одаренных детей и их творческого развития, повышению квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми.
В Ярославской области основные направления работы с одаренными детьми и молодежью реализуют образовательные учреждения разных типов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД), учреждения начального и среднего профессионального образования, а также учреждения культуры, физической культуры и спорта. С одаренными детьми в системе образования работают 114 УДОД, в том числе 7 государственных и 107 муниципальных; 8 гимназий, 14 школ с углубленным изучением предметов, 4 лицея, 74 школы с обучением на профильном уровне. Система образовательных учреждений сферы культуры включает 38 муниципальных УДОД (детских музыкальных, художественных школ и школ искусств), 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования (музыкальное, художественное училища и училище культуры), 1 федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (театральный институт). В сфере физической культуры и спорта работает 65 спортивных школ.
Координацию работы с одаренными детьми в системе образования осуществляют: государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области "Центр образования школьников "Олимп" (далее - Центр "Олимп"), государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области "Центр детей и юношества" (далее - Центр детей и юношества), государственное образовательное учреждение Ярославской области "Центр детско-юношеского технического творчества", государственное образовательное учреждение Ярославской области "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий", государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области "Центр развития творчества детей и юношества".
В системе культуры координатором работы с одаренными детьми выступает государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области" (далее - Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства), в системе физической культуры и спорта - государственное учреждение Ярославской области "Центр спортивной подготовки "Школа высшего спортивного мастерства", государственное образовательное учреждение Ярославской области "Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва".
├───┼──────────────────┼───────────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│ 3 │Финансовое │участие в финансировании │укрепление │укрепление │укрепление │
│ │обеспечение │мероприятий с одаренными │материально-технической│материально-технической│материально - │
│ │сопровождения │детьми (в рамках областной │базы учреждений │базы учреждений │технической базы │
│ │одаренных детей в │целевой программы "Семья и │образования, │культуры, приобретение │физической культуры и│
│ │региональном │дети Ярославии") │приобретение материалов│материалов и │спорта, приобретение │
│ │образовательном │ │и инструментов для │инструментов для │материалов и │
│ │пространстве │ │обеспечения │обеспечения │инструментов для │
│ │ │ │сопровождения одаренных│сопровождения одаренных│обеспечения │
│ │ │ │детей. │детей. │сопровождения │
│ │ │ │Поддержка социально │Поддержка социально │одаренных детей. │
│ │ │ │значимых проектов. │значимых проектов. │Поддержка социально │
│ │ │ │Разработка системы │Разработка системы │значимых проектов. │
│ │ │ │грантов, целевых │грантов, целевых │Разработка системы │
│ │ │ │проектов. │проектов. │грантов, целевых │
│ │ │ │Привлечение │Привлечение │проектов. │
│ │ │ │внебюджетных средств в │внебюджетных средств в │Привлечение │
│ │ │ │качестве спонсорской │качестве спонсорской │внебюджетных средств │
│ │ │ │поддержки работы с │поддержки работы с │в качестве │
│ │ │ │детьми │детьми │спонсорской поддержки│
│ │ │ │ │ │работы с детьми │
└───┴──────────────────┴───────────────────────────┴───────────────────────┴───────────────────────┴─────────────────────┘
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
Ожидаемые результаты:
- создание механизма скоординированного и оперативного межведомственного взаимодействия научных, образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций в вопросах сопровождения одаренных детей на территории Ярославской области;
- сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, делающих ставку на развитие талантливой молодежи Ярославской области. Формирование государственного и социального заказов на работу с одаренными детьми в регионе (муниципальном образовании области);
- совершенствование и укрепление региональной межведомственной системы диагностики, выявления, развития и поддержки одаренных детей;
- появление новых педагогических комплексов по работе с одаренными детьми (лицея, центра дистанционного обучения и др.);
- открытие региональных (муниципальных) инновационных площадок по отработке диагностики одаренности и технологий социально-педагогического сопровождения одаренных детей;
- создание сети ресурсных центров по работе с одаренными детьми, поддерживающей деятельность образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, спорта на территории Ярославской области;
- создание единого регионального информационного банка данных, интернет-портала о талантливых и одаренных детях дошкольного и школьного возраста Ярославской области;
- совершенствование нормативно-правовой базы сопровождения одаренных детей в регионе;
- формирование политики научно-методического, социально-педагогического сопровождения развития одаренных детей в условиях межведомственного взаимодействия;
- материально-техническое оснащение учреждений, работающих с одаренными детьми, соответствующее современным требованиям;
- отработка механизмов оценки эффективности, мониторинг работы с одаренными детьми в условиях взаимодействия учреждений различных ведомств региона;
- создание комплексной межведомственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров, осуществляющих работу с одаренными детьми, с учетом реальных потребностей общества, новых тенденций в развитии российской культуры, спорта, образования, а также мирового опыта;
- создание региональной (муниципальной) системы мотивационной поддержки работы с одаренными детьми.
Показатели оценки эффективности работы:
- удовлетворенность детей и родителей состоянием работы с одаренными детьми в регионе;
- доля детей, имеющих признаки одаренности, от общего числа детей региона;
- доля одаренных детей, проживающих в сельской местности;
- доля детей региона, охваченных программами для одаренных детей;
- доля участия детей региона в олимпиадах, конкурсах одаренных детей;
- доля детей, реализующих индивидуальные образовательные маршруты;
- доля образовательных учреждений региона (муниципального образования области), реализующих программы для одаренных детей, участвующих в олимпиадах, конкурсах.