АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
ЗАКОН
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Принят
Постановлением
Алтайского краевого
Совета народных депутатов
от 02.05.2007 № 254
(в ред. Законов Алтайского края
от 10.11.2009 № 88-ЗС
, от 31.03.2010 № 19-ЗС
,
от 11.05.2011 № 54-ЗС
)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон:
1) конкретизирует общий порядок регулирования отношений между работодателями и работниками в области охраны труда;
2) устанавливает систему управления охраной труда на территории Алтайского края;
3) определяет компетенцию и формы взаимодействия органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, профессиональных союзов, работодателей и их объединений по вопросам охраны труда.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на:
1) органы государственной власти Алтайского края;
2) органы местного самоуправления;
3) работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);
4) работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя;
5) работников и других лиц, проходящих профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;
6) студентов и учащихся образовательных учреждений всех типов, проходящих производственную практику;
7) лиц, страдающих психическими расстройствами, участвующих в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
8) лиц, привлекаемых в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;
9) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;
10) членов производственных кооперативов и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности;
11) иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях Алтайского края, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Алтайского края об охране труда, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Закона
Алтайского края от 11.05.2011 № 54-ЗС)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, перечисленными в статье 2
настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
3. Гарантии прав работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные уставами организаций, коллективными договорами, соглашениями и иными локальными нормативными актами в отраслях и организациях на территории Алтайского края, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими требования охраны труда.
4. Условия трудовых договоров и нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда, не подлежат применению. В таких случаях применяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
4) фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Статья 10. Служба охраны труда в организации
1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
2. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
3. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 11. Комитеты (комиссии) по охране труда
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
2. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Статья 12. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Алтайском крае осуществляется в рамках реализации краевых и муниципальных целевых программ за счет средств краевого и местных бюджетов и внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Алтайского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
4. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Статья 13. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Государственный надзор и контроль, а также общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Алтайского края осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда и настоящего Закона
Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Статья 16. О признании утратившими силу законов Алтайского края
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) закон
Алтайского края от 10 ноября 1996 года № 51-ЗС "Об охране труда в Алтайском крае" (Сборник законодательства Алтайского края, 1996, № 7(27));
2) закон
Алтайского края от 13 июля 1998 года № 39-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае" (Сборник законодательства Алтайского края, 1998, № 27(47));
3) закон
Алтайского края от 6 апреля 2001 года № 16-ЗС "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае" (Сборник законодательства Алтайского края, 2001, № 60);
4) закон
Алтайского края от 14 ноября 2002 года № 74-ЗС "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае" (Сборник законодательства Алтайского края, 2002, № 79).
Глава Администрации
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
г. Барнаул
7 мая 2007 года
№ 36-ЗС