Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2011 г. № 2-1006-33-609

Судья - Габидулина Э.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бабкова В.В.,
судей областного суда - Колокольцева Ю.А. и Есаковой С.В.,
при секретаре - З.,
с участием прокурора - Степановой Е.И.,
с участием представителя Думы Великого Новгорода - М., представителя Администрации Великого Новгорода - С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 апреля 2011 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по кассационным жалобам Думы Великого Новгорода и Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 10 февраля 2011 года, которым заявление прокурора Великого Новгорода в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено и постановлено признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 1 февраля 2002 года решение Новгородской городской Думы от 17 марта 2000 года № 872 "Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы" (в редакции решений Думы Великого Новгорода от 23 ноября 2007 года № 171, от 11 июля 2008 года № 131, от 3 ноября 2010 года № 821, с изменениями от 1 сентября 2010 года),

установила:

Прокурор Великого Новгорода, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения Новгородской городской Думы (в настоящее время - Дума Великого Новгорода) от 17 марта 2000 года № 872 "Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы" (в редакции решений Думы Великого Новгорода от 23.11.2007 № 717, от 11.07.2008 № 131, от 03.11.2010 № 821, с изменениями от 01.09.2010), указав в обоснование, что названным решением предусмотрена единовременная выплата компенсации в размере шестимесячного денежного содержания муниципальным служащим, замещающим в органах местного самоуправления должности первого заместителя Главы администрации Великого Новгорода, заместителя Главы администрации Великого Новгорода, управляющего делами, председателя комитета, начальника управления, начальника (заведующего) отдела органа местного самоуправления Великого Новгорода, консультанта, помощника в случае их увольнения с муниципальной службы в связи с реорганизацией органа местного самоуправления или изменением его структуры, ликвидацией органа местного самоуправления, сокращением должностей муниципальной службы, расторжением трудового договора по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (при условии, что на день увольнения муниципальный служащий имел стаж муниципальной службы не менее 5 лет и замещал любую из вышеуказанных должностей не менее 3 лет). При этом действие данного решения распространяется на лиц, замещавших должности муниципальной службы, устанавливаемые для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, с которыми заключены срочные трудовые договоры: до вступления в должность в установленном порядке Мэра Великого Новгорода при досрочном прекращении полномочий Мэра Великого Новгорода, вступившего в должность 16 декабря 2002 года; до избрания в установленном порядке Председателя Думы Великого Новгорода при досрочном прекращении полномочий Думы Великого Новгорода третьего созыва. Прокурор считает оспариваемое решение противоречащим положениям Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку оно устанавливает преимущество одних работников перед другими в зависимости от должностного положения при осуществлении единовременной выплаты компенсации.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Думы Великого Новгорода и Администрации Великого Новгорода ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Указывается, что при принятии оспариваемого прокурором решения Дума Великого Новгорода действовала в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с законом. Вывод суда о нарушении представительным органом местного самоуправления норм бюджетного законодательства является несостоятельным, равно как и определение судом момента, с которого решение Думы Великого Новгорода признано недействующим. Неправильное толкование положений закона, регулирующего спорные правоотношения, повлекло вынесение незаконного решения. В связи с этим заявители кассационных жалоб просят решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав пояснения представителей Думы Великого Новгорода - М. и Администрации Великого Новгорода - С., поддержавших кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено в судебном заседании, Решением Новгородской городской Думы № 872 от 17 марта 2000 года "Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы" (в редакции решений Думы Великого Новгорода № 717 от 23.11.2007, № 131 от 11.07.2008, № 821 от 03.11.2010, с изм., внесенными Решением Думы Великого Новгорода № 770 от 01.09.2010) установлено, что муниципальным служащим, замещающим в органах местного самоуправления должности муниципальной службы первого заместителя Главы администрации Великого Новгорода, заместителя Главы администрации Великого Новгорода, управляющего делами, председателя комитета, начальника управления, начальника (заведующего) отдела органа местного самоуправления Великого Новгорода, консультанта, помощника, осуществляется единовременная выплата компенсации в размере шестимесячного денежного содержания в случае увольнения с муниципальной службы в связи с: реорганизацией органа местного самоуправления или изменением его структуры; ликвидацией органа местного самоуправления; сокращением должностей муниципальной службы; расторжением трудового договора по соглашению сторон в соответствии с пунктом части 1 статьи 77 Трудового кодекса (при условии, что на день увольнения муниципальный служащий имел стаж муниципальной службы не менее пяти лет и замещал любую из вышеуказанных должностей не менее трех лет).
Пунктом 2 указанного решения установлено, что действие настоящего решения распространяется на лиц, замещавших должности муниципальной службы, устанавливаемые для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, с которыми заключены срочные трудовые договоры: до вступления в должность в установленном порядке Мэра Великого Новгорода при досрочном прекращении полномочий Мэра Великого Новгорода, вступившего в должность 16 декабря 2002 года; до избрания в установленном порядке Председателя Думы Великого Новгорода при досрочном прекращении полномочий Думы Великого Новгорода третьего созыва.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (№ 25-ФЗ от 02.03.2007) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 2 статьи 23 названного Федерального закона установлено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (п. 3 ст. 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Таким образом, само по себе принятие решения о предоставлении дополнительных гарантий муниципальным служащим входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Между тем, пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (№ 25-ФЗ от 02.03.2007) установлено, что при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Аналогичные положения содержит и ст. 64 Трудового кодекса РФ.
Оспариваемое же решение Думы Великого Новгорода устанавливает преимущество одних работников перед другими в зависимости от должностного положения отдельных категорий муниципальных служащих при осуществлении единовременной выплаты компенсации, что противоречит вышеназванным нормам федерального законодательства.
При таких обстоятельствах заявление прокурора о признании решения Новгородской городской Думы № 872 от 17 марта 2000 года противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению обоснованно удовлетворено судом.
Вместе с тем, признавая оспариваемый нормативный акт недействующим и не подлежащим применению с 1 февраля 2002 года, суд не учел разъяснения п. 28 "Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Поскольку каких-либо существенных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости признать указанный нормативный акт недействующим со дня, указанного судом первой инстанции, не установлено, судебная коллегия считает необходимым в указанной части решение суда изменить, признав недействующим решение Думы Новгородской городской Думы от 17 марта 2000 года (с последующими изменениями) со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 - 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 10 февраля 2011 года изменить. Считать решение Новгородской городской Думы от 17 марта 2000 года № 872 "Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы" (редакция Решений Думы Великого Новгорода от 23 ноября 2007 года № 171, от 11 июля 2008 года № 131, от 3 ноября 2010 года № 821, с изменениями от 1 сентября 2010 года) недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы Думы Великого Новгорода и Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.БАБКОВ

Судьи
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
С.В.ЕСАКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Новгородского областного суда от 06.04.2011 по делу № 2-1006-33-609
Об отказе в удовлетворении жалобы об отмене Решения Новгородского районного суда Новгородской области от 10.02.2011 и признании Решения Новгородской городской Думы от 17.03.2000 № 872 "Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы" (ред. от 23.11.2007 № 171, от 11.07.2008 № 131, от 03.11.2010 № 821, с изм. от 01.09.2010) недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru