Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПЯТЫЙ СОЗЫВ
Сороковое заседание

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2011 г. № 20

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (2007 - 2010 ГОДЫ)"

Рассмотрев представленный Главой города Нижний Тагил отчет об исполнении муниципальной целевой программы "Одаренные дети (2007 - 2010 годы)", утвержденной Решением Нижнетагильской городской Думы от 03.07.2007 № 37, руководствуясь статьей 21 Устава города Нижний Тагил, Нижнетагильская городская Дума решила:
1. Утвердить Отчет об исполнении муниципальной целевой программы "Одаренные дети (2007 - 2010 годы)" (прилагается).
2. Признать утратившим силу Решение Нижнетагильской городской Думы от 03.07.2007 № 37 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Одаренные дети (2007 - 2010 годы)".
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Опубликовать настоящее Решение в газете "Горный край".
5. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию Нижнетагильской городской Думы по социальной политике (Радаев В.Г.).

Глава
города Нижний Тагил
В.П.ИСАЕВА





Утвержден
Решением
Нижнетагильской городской Думы
от 28 апреля 2 011 г. № 20

ОТЧЕТ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (2007 - 2010 ГОДЫ)"

В период с 2007 по 2010 годы на территории города Нижний Тагил реализовывались мероприятия муниципальной целевой программы "Одаренные дети (2007 - 2010 годы)", утвержденной Решением Нижнетагильской городской Думы от 03.07.2007 № 37.
Основная цель программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей Нижнего Тагила, их социализации, самореализации, профессионального самоопределения как основы интеллектуального, творческого, культурного потенциала города.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

На реализацию мероприятий муниципальной целевой программы "Одаренные дети (2007 - 2010 годы)" предусматривалось финансирование из местного бюджета - 35038,5 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 800,0 тысяч рублей.
За отчетный период программные мероприятия проводились за счет текущих расходов местного бюджета, средств, выделенных на проведение летней оздоровительной кампании и областной субвенции в рамках Приоритетного национального проекта "Образование". Общая сумма расходов составила 5425,65 тыс. рублей, из них средства местного бюджета - 2918,27 тыс. рублей, что составляет 8,3%.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа дала импульс для проведения определенных действий, направленных на системную работу с одаренными детьми:
для своевременного выявления детской одаренности Муниципальной психолого-медико-педагогической службой подготовлена программа психологической диагностики одаренности у детей и необходимый диагностический инструментарий. В 46 школах города педагогами - психологами осуществлена диагностика детской одаренности на разных ступенях обучения. В результате проведенных исследований выявлено 1503 учащихся с признаками различных видов одаренности, из них в начальной школе - 489 человек, в основной школе - 703 человека, в старшей школе - 311 человек.
В целях получения объективной, полной информации о детях, обладающих различными видами одаренности, на базе МИМЦ сформирован сводный информационный банк "Одаренные дети Нижнего Тагила". По данным на 31.12.2010 в информационный банк внесена информация о 1603 детях, проявивших свои способности в интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах различного уровня. Из них: интеллектуальная одаренность - 655, спортивная одаренность: 388, творческая одаренность - 560.
Для детей с различными видами одаренности обеспечена психолого-педагогическая поддержка в процессе их обучения и развития. Педагогами-психологами образовательных учреждений реализуются образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных и личностных качеств одаренных учащихся. Общее количество образовательных программ, реализуемых в ОУ: в школе 1 ступени - 52, в школе II ступени - 60, в школе III ступени - 39. Среди них программы: "Фармация лицеистов" (Лицей), "Исследовательское проектирование как средство развития одаренности учащихся 1-11 классов" (Гимназия № 86), "Одаренные дети" (ОУ № 36, 9 п. Уралец, 10, 13, 32, 56, 61, 66, 8, 80, 85, 87, 9, 64, 75/42), "Гимназический кристалл" (Политехническая гимназия), "Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей" (ЦО № 1), "Мир интеллекта" (ГДДЮТ), "Школа изобретателей и рационализаторов для старшеклассников" (СЮТ).


В системе проводились тренинги для одаренных детей по развитию коммуникативных умений, творческого потенциала, проектного мышления, лидерской одаренности "Лидер - это Я". Успешно использованы и другие формы работы с одаренными учащимися: в течение последних двух лет 11 образовательных учреждений активно включились в состязания Международного Кубка Мира по игре "Что? Где? Когда?", проведен конкурс интеллектуалов (МОУ СОШ № 85), организованы: школа "Эрудит", интеллектуальный клуб "Крепкий орешек" (Гимназия № 86), научное общество учащихся "Академия альфа+" (Гимназия № 86), временные творческие группы (МОУ НОШ № 43) и другие.
В целях повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с признаками одаренности, на базе образовательных учреждений в течение учебного года проводятся:
- тематические родительские собрания: "Роль семьи и школы в развитии и реализации одаренности ребенка (МОУ СОШ № 1, 4, 70, Лицей), "Знакомьтесь - одаренность", "Разговор с одаренным ребенком", "Социальная адаптация одаренных детей", "Особенности детско-родительских отношений и психическое здоровье одаренных детей" (МОУ СОШ № 35), "Одаренный ребенок. Сложности в обучении и воспитании" (МОУ СОШ № 6), "Роль системы дополнительного образования в развитии личности одаренности ребенка (УДОД "Гор СЮН"), "Как помочь одаренному ребенку в период подростковых изменений" (МОУ СОШ № 10);
- родительские конференции: "Школьные трудности одаренных детей" (МОУ СОШ № 8, 55), "Одаренные дети и компьютер" (МОУ СОШ № 35), "Возможности проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (МОУ НОШ № 43), "Возможности системы интенсивного развития школьников (СИРС)" (Гимназия № 18);
- презентации образовательных программ для одаренных детей. Службой практической психологии обеспечены индивидуальные консультации для 45 семей, воспитывающих детей с признаками одаренности.
Особое внимание в период реализации программы уделялось совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, работающих с данной категорией детей, созданию условий для профессионального общения и обмена опытом по вопросам развития детской одаренности. В образовательных учреждениях города проведены:
- тематические педагогические советы: "Конструктивное взаимодействие с одаренным ребенком" (МОУ СОШ № 35), "Психологические особенности одаренных детей" (МОУ СОШ № 35, 2, 12, 41, 55, 70, МОУ Лицей), "Формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования" (УДОД "Гор СЮН"), "Адаптация одаренных детей к обучению в среднем звене школы" (МОУ СОШ № 10), "Современное состояние проблемы детской одаренности. Одаренные дети лицея" (МОУ Лицей), "Как создать для одаренного ребенка ситуацию успеха" (МОУ СОШ № 4), "Одаренные дети: методы диагностики и стратегии обучения" (МОУСОШ № 144, № 36), "Организация проектно исследовательской деятельности младших школьников" (МОУ НОШ № 43) и другие;
- семинары - практикумы для педагогов города "Психолого-педагогические основы работы педагога с одаренным ребенком" (МИМЦ), "Классно-урочная форма организации обучения и развития детской одаренности" (МОУ СОШ № 85);
- семинары: Гимназия № 86 "Создание кадрового потенциала для работы с одаренными детьми", "Формы конкурентного взаимодействия учащихся первой ступени обучения как средство формирования ключевых компетенций";
- "Адаптация среды лицея к образовательным потребностям одаренных детей" в МОУ Лицей.
В 2008 - 2010 годах обеспечено повышение квалификации 592 руководящих и педагогических работников по проблемам выявления и развития детской одаренности, новых образовательных технологий. Обучение состоялось на базе НТФ ИРРО (программы "Психологические основы работы с одаренными детьми", "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с детьми, имеющими особые образовательные потребности" и др.). Здесь следует отметить, что образовательных программ для повышения квалификации педагогов по вопросам детской одаренности не так много, так как:
1) мало специалистов в данной области;
2) институтами повышения квалификации разрабатываются широко востребованные программы. Программы повышения "специфической квалификации", к которым можно отнести вопросы выявления и развития детской одаренности, разрабатываются институтами на коммерческой основе при условии целевого обучения педагогов.
В рамках программы состоялись научно-методические и конкурсные мероприятия, стимулирующие деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений по выявлению и сопровождению одаренных детей:
- конкурс проектов организации работы с одаренными детьми, проведенный в 2009 году. В конкурсе приняли участие 13 образовательных учреждений. Финалистами стали Лицей, гимназия № 86, Политехническая гимназия. Победила Политехническая гимназия;
- конкурс методических разработок по организации работы с одаренными детьми. Номинации конкурса: "Авторская программа", "Организация учебной деятельности", "Организация внеклассной работы". Приняли участие 23 общеобразовательных учреждения, 28 педагогов.
В Нижнем Тагиле создаются необходимые организационно-содержательные условия, удовлетворяющие образовательные потребности и интересы одаренных детей, обеспечивающие их творческий рост и развитие личностных качеств. Система городских мероприятий по различным направлениям образовательной деятельности строится с учетом предоставления ребенку возможности продуктивно развивать, демонстрировать свои достижения, встречаться с учеными и специалистами в сфере его одаренности, представителями технической и художественной интеллигентности. Например, в МОУ ДОД Городском Дворце детского и юношеского творчества - творческая встреча - мастер класс Заслуженного артиста РФ А. Билля;
- юных музыкантов и участников хоровых и вокальных коллективов с Заслуженным работником культуры РФ, преподавателем Университета искусств РФ Шереметьевым В.А.;
- в рамках фестиваля "Юные интеллектуалы Среднего Урала" проведена встреча с доктором экономических наук, профессором УРГУ С.М. Кадочниковым и др.
Для координации деятельности по обеспечению индивидуальной поддержки и развития детей, вошедших в банк данных "Одаренные дети Нижнего Тагила", на базе Муниципального учреждения информационно-методического центра с 2008 года начал свою работу Сервисный центр "Виртуальная школа для одаренных детей".
Сформирован банк педагогов, разработаны программы индивидуально-групповых занятий с детьми, одаренными в области математики, иностранного языка, физики, информатики, биологии, истории и обществознания, химии, литературы, экономики. По причине отсутствия финансирования индивидуально-групповых занятий с одаренными учащимися не проводилось.
Сервисный центр "Виртуальная школа для одаренных детей" осуществляет координацию деятельности образовательных учреждений по проведению дистанционных олимпиад (Центра "Эйдос", Всероссийской олимпиады "Эрудит"), обеспечивает информационно-организационное сопровождение участия одаренных школьников в конкурсных мероприятий Всероссийского уровня (Всероссийский этап олимпиады школьников по учебным предметам, Турниры и конкурсы национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России", заочные олимпиады Всероссийской школы математики и физики "Авангард", Международный Кубок Мира по игре "Что? Где? Когда?", Всероссийская конференция "Юность, наука, культура", Всероссийский фестиваль - конкурс театрального искусства и др.), обеспечивает проведение городских конкурсов проектных и исследовательских работ, олимпиад, турниров, открытых интеллектуальных конкурсов для младших школьников.
Несмотря на то, что в мероприятиях, проведение которых координирует Сервисный центр "Виртуальная школа", участвует достаточно большое количество школьников, основная цель создания такого центра - индивидуальное сопровождение ребенка в его образовании и развитии не достигнута.
Мероприятиями Сервисного центра охвачено 10500 учащихся.
В рамках программы проведены традиционные конкурсные мероприятия, позволяющие реализовать творческие интеллектуальные способности учащихся:
- городской этап областного фестиваля "Юные интеллектуалы Среднего Урала";
- выставка технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи;
- Фестиваль детского художественного творчества "Адрес детства - мой Нижний Тагил";
- городские Слеты юных туристов, натуралистов, техников;
- городская Спартакиада учащихся;
- Фестиваль творчества детей - инвалидов "Мы все можем" и "Старты здоровья" для детей с ограниченными возможностями;
- Всероссийский телевизионный конкурс детского эстрадного творчества "Золотой петушок".
В 2008 году создан сайт "Одаренные дети Нижнего Тагила" kids.edu-nt.ru, содержащий разделы для педагогов и учащихся. Регулярно осуществлялось пополнение и обновление разделов сайта "Олимпиады и конкурсы", "Учимся вместе", "Каталог файлов и статей", "Отдел науки", "Новости сайта". Разработка и обслуживание сайта осуществлены за счет текущего финансирования МИМЦ.
На базе Городского Дворца детского и юношеского творчества продолжает свою работу Малая академия наук, деятельность которой направлена на развитие научно-исследовательской деятельности среди обучающихся школ города. В рамках работы Малой академии наук создана система подготовки школьников к участию в Фестивале "Юные интеллектуалы Среднего Урала", включающая: консультирование учащихся при подготовке исследовательских проектов в рамках научно-практической конференции, реализацию образовательной программы для школьников "Учись говорить публично", организацию профильных смен для одаренных школьников в каникулярный период. В 2009 году на базе загородного оздоровительного лагеря "Солнечный" была проведена смена для одаренных учащихся по программам Школы подготовки к Всероссийским олимпиадам по математике и английскому языку. В работе школы приняли участие 16 человек из гимназии № 18, школы № 75/42, Лицея, Политехнической гимназии, школы № 32, гимназии № 86. На базе городской Станции юных техников с 2007 года работает Школа юных изобретателей и рационализаторов, участники которой являются неоднократными победителями и призерами областных и Всероссийских конкурсов (в 2010 г. воспитанник СЮТ Агапов Андрей, стал участником Всероссийского Конкурса инновационных проектов SIEMENS, занял 2 место в Уральском Федеральном округе, получил сертификат на 70 тыс. рублей).
В период летних каникул 2007, 2008, 2009 годов на базе ДОЛ "Солнечный" и "Уральский огонек" проведены летние сессии Международной Открытой Школы Урало-Сибирского центра ЮНЕСКО по обучению международных молодежных лидеров. В работе смены принимал участие Генеральный директор Центра, первый Вице-президент Федерации ЮНЕСКО России Ю.С. Борисихин.
В целях обеспечения медико-психологического сопровождения одаренных детей в период реализации программы за счет средств, выделенных на проведение летней оздоровительной кампании, осуществлялось оздоровление участников творческих коллективов учреждений дополнительного образования и культуры (Городского Дворца детского и юношеского творчества, творческих коллективов ДК "Юбилейный", Дзержинского Дворца детского и юношеского творчества, Станции юных туристов, Станции юных натуралистов, Станции юных техников), проявивших признаки одаренности.
Школьники Нижнего Тагила оздоравливались на базе детских оздоровительных лагерей Черноморского побережья в городах Евпатория, Сочи, Алушта, Анапа (141 чел.). За период реализации программы осуществлялась целевая поддержка одаренных школьников:
- проведены ежегодные торжественные приемы учащихся, достигших особых успехов в образовании, спорте, занятиях творчеством и общественной деятельности;
- дважды (2009 и 2010 гг.) вручены стипендии Главы города лучшим учащимся (27 чел.);
- в 2007, 2008, 2009 годах вручены стипендии Главы города лучшим спортсменам;
- по итогам 2007 и 2008 годов премию Главы города "За активную жизненную позицию" получили 6 детей - инвалидов;
- четверо учащихся получили детскую премию имени Аммоса Черепанова за особые достижения в техническом творчестве.
Осуществлялась поддержка участия одаренных школьников в областных, региональных, российских и международных олимпиадах, конкурсах и программах:
в течение 2007 - 2010 годов обеспечено участие тагильских школьников в областных и Всероссийских конкурсных мероприятиях: 547 человек участвовали в областных олимпиадах, 60 - в областной защите исследовательских проектов, 35 - во Всероссийских олимпиадах.
Вместе с тем, следует отметить, что возможность финансирования участия тагильских школьников в олимпиадах и конкурсах год от года снижается. Если в начале реализации программы участие тагильских школьников в областных олимпиадах и НПК мы имели возможность финансировать на 100% и учащимся, и руководителям, затем снизили финансовую поддержку до 50%, то с 2010 - 2011 учебного года оплата командировочных расходов производится только руководителям групп, оплата же участия детей в олимпиадах и НПК стала исключительно заботой родителей.
В ходе реализации муниципальной целевой программы "Одаренные дети (2007 - 2010 годы)" отмечаются положительные тенденции, получены социально значимые результаты:
- организована просветительская работа среди педагогических кадров, родителей по формированию у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития детской одаренности;
- отработана система сбора информации о детях, проявивших признаки различных видов одаренности, сформирован сводный информационный банк "Одаренные дети Нижнего Тагила";
- 1603 учащихся, вошедших в банк "Одаренные дети Нижнего Тагила", включены в систему психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности;
- в образовательных учреждениях города создана сеть базовых площадок, обеспечивающих формирование нового содержания, технологий обучения и развития одаренности;
- расширен спектр образовательных услуг для одаренных учащихся Нижнего Тагила: Малая академия наук, обучение в летних профильных школах, введение в вариативную часть учебных планов образовательных учреждений курсов, направленных на развитие интеллектуальных, психических процессов и творческих способностей учащихся, на овладение технологиями научно-исследовательской деятельности;
- 97 учащихся общеобразовательных учреждений города, имеющие выдающиеся достижения в различных видах деятельности, получили стипендию и премию Главы города;
- увеличилось количество участников интеллектуальных соревнований городского областного, регионального, российского уровней (в 2010 году - 5902 человека, в 2009 году - 5892 человека, в 2008 году - 4974 человека, в 2007 году - 4564 человека);
- за период 2007 - 2009 годы увеличился процент победителей и призеров интеллектуальных соревнований городского областного, регионального, российского уровней (2010 год - 17,5%, 2009 год - 15, 3%, 2008 г. - 15%, 2007 г. - 14%);
- за период реализации программы 35 юных тагильчан стали победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад.
Однако остались нерешенные проблемы:
1) не удалось решить задачи индивидуального сопровождения развития детской одаренности;
2) обеспечить стабильно высокий результат участия тагильских школьников во Всероссийских и областных олимпиадах. Несмотря на то, что как было сказано выше, 35 юных тагильчан стали победителями Всероссийских олимпиад, распределение победителей и призеров по годам выглядит следующим образом:
2007 год - 11;
2008 год - 9;
2009 год - 8;
2010 год - 7.
Не вырисовывается так же стабильно возрастающий кривой по результатам участия тагильских школьников в областной олимпиаде:
2007 - 150 участников - 21 победитель и призер;
2008 - 138 - 15 победителей и призеров;
2009 - 142 - 29 победителей и призеров;
2010 - 117 - 27 победителей и призеров;
3) не удалось развить систему дистанционного обучения детей, подготовки их к олимпиадам с использованием потенциала ведущих ученых и педагогов города;
4) не удалось целенаправленно обеспечить повышение квалификации педагогов, расширить круг педагогов, владеющих современными технологиями работы с детьми, проявившими признаки одаренности, а значит расширить круг педагогов, включенных в олимпиадное движение;
5) Не удалось обеспечить достаточные материально-технические условия в ОУ для развития исследовательской и проектировочной деятельности одаренных учащихся. Несмотря на то, что материально-техническая база школ в период с 2007 - 2010 годы значительно обновилась, приобретены, в основном, наглядные пособия и оборудование для учебного процесса, созданы медиатеки, имеется достаточная компьютерная база, но нет лабораторного оборудования, программного обеспечения для организации занятий по техническому моделированию, проведения опытов по химии, физике, биологии на уровне ученического исследования.
Это проблемы, которые предстоит решать в ближайшее время, т.к. развитие талантливой молодежи - одно из приоритетов национальной образовательной стратегии.
Дальнейшая деятельность, направленная на выявление, поддержку и развитие одаренных детей, планируется в рамках Плана мероприятий по реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в городе Нижний Тагил (2011 - 2014 годы).




Официальная публикация в СМИ:
"Горный край", № 31, 06.05.2011

Вступает в силу со дня официального опубликования (пункт 3 данного документа).

Решение Нижнетагильской городской Думы от 28.04.2011 № 20
"Об утверждении отчета об исполнении муниципальной целевой программы "Одаренные дети (2007 - 2010 годы)"

Решение
Отчет об исполнении муниципальной целевой программы "Одаренные дети (2007 - 2010 годы)"
Финансирование программы
Основные итоги реализации программы

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru