АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2010 г. по делу № А73-8316/2010
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31.08.2010. Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 02.09.2010.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Чаковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 6 от 20.04.2010
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Ч., представитель по доверенности от 11.01.2010 <...>
от Хабаровского УФАС России - М., представитель по доверенности <...> от 19.08.2009, А., представитель по доверенности от 17.04.2009 <...>
установил:
Открытое акционерное общество "Хабаровсккрайгаз" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Хабаровсккрайгаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения
№ 6 от 20.04.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровский УФАС России, антимонопольный орган), которым признаны действия ОАО "Хабаровсккрайгаз" по установлению и применению в 2009 году усредненной стоимости за услуги по техническому и аварийному обслуживанию газоиспользующего оборудования без учета технических и функциональных особенностей газоиспользующего оборудования нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
В судебном заседании, в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв с 24.08.2010 до 15-30 час. 31.08.2010.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, считая, что в действиях ОАО "Хабаровсккрайгаз" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции". 21.02.2008 Общество направило письма в Администрацию Хабаровского края, отдел по защите прав потребителей, Дальневосточное управление МАП России с изложением причин изменения порядка взимания платы за техническое обслуживание и с просьбой провести согласование порядка взимания платы за техническое обслуживание и проведение согласования. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края проведена проверка, составлен акт. 19.10.2007 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю проведен "круглый стол", в котором участвовали представители ОАО "Хабаровсккрайгаз", Прокуратуры Хабаровского края, где были представлены объяснения по вопросам нового порядка оплаты за техническое и аварийное обслуживание ВДГО.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, поскольку согласование порядка оплаты между хозяйствующими субъектами и физическими лицами с антимонопольным органом не предусмотрено. ОАО "Хабаровсккрайгаз" 16.11.09 по результатам представления признало факт нарушения действующего законодательства и с 01.01.2010 ввело в действие новый расчет цен для стоимости услуг по техническому обслуживанию 2-х, 3-х и 4-х горелочных плит.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные документы, установил:
По представлению Прокуратуры Хабаровского края Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю проведена проверка соблюдения обществом антимонопольного законодательства.
По материалам проверки вынесено решение
№ 6 от 20.04.2010 о признании действий ОАО "Хабаровсккрайгаз" по установлению и применению в 2009 году усредненной стоимости за услуги по техническому и аварийному обслуживанию газоиспользующего оборудования без учета технических и функциональных особенностей газоиспользующего оборудования нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", что могло привести к ущемлению интересов отдельных граждан г. Хабаровска, Бикинского района и района имени Лазо.
Предписание антимонопольным органом не выдавалось.
Поводом для проведения проверки послужило проведение расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования для 2-х, 3-х и 4-х конфорочных газовых плит, которая составила в 2009 году 26 руб. 17 коп. в месяц.
С 2007 года затраты по обслуживанию внутридомового газового оборудования исключены из состава тарифа на реализацию газа, в связи с чем ОАО "Хабаровсккрайгаз" установило абонентскую плату за аварийное и техническое обслуживание газового оборудования, при этом стоимость платы одинаковая как для 2-х, 3-х и 4-х конфорочных плит.
При рассмотрении дела № 3-1/262 Хабаровским УФАС России принято решение
об установлении доминирующего положения ОАО "Хабаровсккрайгаз" на рынке по оказанию услуг технического и аварийного обслуживания внутридомового газового оборудования на территории Хабаровского края с долей 100%.
Пунктами 7, 93 Постановления Правительства РФ от 23.05.06 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования. Обслуживание осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов самостоятельно.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, не опровергает данный факт и заявитель, что ОАО "Хабаровсккрайгаз" является специализированной организацией, заключающей договоры на абонентское обслуживание газоиспользуемого оборудования.
Сметой стоимости услуг по абонентскому обслуживанию бытовых газовых плит установлена усредненная стоимость услуги по обслуживанию газоиспользуемого оборудования 2-х, 3-х и 4-х конфорочных плит в размере 26 руб. 17 коп.
Техническое обслуживание ВДГО состоит из:
- проверки соответствия установки газовой плиты и прокладки газопровода в помещении нормативным требованиям;
- проверки наличия тяги в вентиляционном канале и давления газа перед плитой;
- проверки исправности кранов плиты и духового шкафа;
- проверки герметичности соединений от крана на отпуске до кранов плиты с помощью мыльной эмульсии;
- прочистки горелки и регулировке горения газа на всех режимах работы плиты;
- инструктажа абонента и внесения записи в журнал.
До 2010 года ОАО "Хабаровсккрайгаз" применял усредненный расчет при установлении цены на техническое и аварийное обслуживание 2-х, 3-х и 4-х конфорочных газовых плит. При этом согласно смете, представленной обществом, разница в стоимости обслуживания 2-х горелочной и 3-х горелочной газовой плиты составляет 54 руб. 50 коп., между 3-х горелочной и 4-х горелочной газовой плитой составляет 52 руб. 62 коп., разница в стоимости обслуживания между 2-х и 4-х горелочной газовой плитой составляет 107 руб. 12 коп.
В связи с тем, что ОАО "Хабаровсккрайгаз" применял усредненную стоимость без учета технических и функциональных особенностей газоиспользующего оборудования, комиссия Хабаровского УФАС России признала действия общества противоречащими части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", поскольку они могли привести к ущемлению интересов отдельных граждан.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "Пленума Высшего Арбитражного Суда Хабаровского края" следует читать "Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Хабаровского края от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", - запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничения, устранения конкуренции или ущемление интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, суд находит в действиях ОАО "Хабаровсккрайгаз" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 2000 руб. в соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ относятся на заявителя и не взыскиваются, поскольку уплачены обществом при подаче заявления.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз" о признании незаконным решения
№ 6 от 20.04.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Судья
Т.И.ЧАКОВА