Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2010 г. по делу № ГК-3-12/10

город Калуга

Калужский областной суд в составе
председательствующего судьи Казанцевой Н.К.
при секретаре Родиковой Е.Е.,
с участием прокурора Марковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тайфун" о признании недействующим в части Закона Калужской области от 30 января 2004 г. № 288-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области",

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Тайфун" (далее - ООО "Тайфун") обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части Закона Калужской области от 30 января 2004 г. № 288-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" - статьи 7.1 этого Закона Калужской области, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения о запрете на территории Калужской области деятельности по организации и проведению азартных игр.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что указанным Законом Калужской области в оспариваемой части установлена административная ответственность за нарушение федерального законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр, в связи с чем Законодательным Собранием Калужской области, по мнению заявителя, были превышены полномочия, предоставленные федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, уточнив их, и просил признать недействующей статью 7.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", введенную Законом Калужской области № 335-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области" и в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области".
Представители Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области возражали против удовлетворения заявлений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявлений отказать, суд приходит к следующему.
22 января 2004 г. Законодательным Собранием Калужской области принят Закон Калужской области № 288-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области", который 4 февраля 2004 г. был опубликован в областной газете "Весть".
Законом Калужской области от 30 марта 2007 г. № 295-ОЗ был признан утратившим силу Закон Калужской области от 29 декабря 2005 г. № 160-ОЗ "О регулировании правоотношений по порядку размещения объектов игорного бизнеса на территории Калужской области" (статья 2) и с 1 июля 2007 г. на территории Калужской области запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр (статья 1).
21 июня 2007 г. Законодательным Собранием Калужской области принят Закон Калужской области № 335-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области" и в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", который 2 июля 2007 г. был подписан Губернатором Калужской области и 3 июля 2007 г. опубликован в областной газете "Весть" № 214-215.
Согласно статье 4 этого Закона Калужской области от 2 июля 2007 г. № 335-ОЗ Закон Калужской области от 30 января 2004 г. № 288-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" был дополнен новой статьей 7.1 "Невыполнение в установленный срок законного решения о запрете на территории Калужской области деятельности по организации и проведению азартных игр", устанавливающей административную ответственность за невыполнение с 1 июля 2007 г. законного решения о запрете на территории Калужской области деятельности по организации и проведению азартных игр, установленного Законом Калужской области от 30 марта 2007 г. № 295-ОЗ "О запрете на территории Калужской области деятельности по организации и проведению азартных игр" (пункт 1), за повторное невыполнение с 1 июля 2007 г. указанного в пункте 1 настоящей статьи решения (пункт 2), а также - за систематическое невыполнение (более двух раз) с 1 июля 2007 года указанного в пункте 1 настоящей статьи решения; под систематическим невыполнением с 1 июля 2007 г. указанного в пункте 1 настоящей статьи решения в целях настоящего Закона понимается продолжение осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр после наложения санкций, предусмотренных пунктами 1, 2 настоящей статьи (пункт 3).
Из дела видно, что постановлением заместителя прокурора города Калуги от 7 июня 2010 г. в отношении заявителя было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области".
Суд полагает, что оспариваемая заявителем статья 7.1 Закона от 30 января 2004 г. № 288-ОЗ Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" "Невыполнение в установленный срок законного решения о запрете на территории Калужской области деятельности по организации и проведению азартных игр", введенная Законом Калужской области от 2 июля 2007 г. № 335-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области" и в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", противоречит действующему федеральному законодательству.
В силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "б"), а также административное и административно-процессуальное законодательство (пункт "к").
Так, в соответствии со статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно статье 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1).
При этом правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, а также ограничения осуществления этой деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", предусматривающим в числе ограничений игорной деятельности запрет на осуществление такой деятельности вне игорных заведений, которые, в свою очередь (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), не могут располагаться вне игорных зон, создание которых предусмотрено на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, к которым Калужская область не отнесена, что означает установление федеральным законодателем запрета на осуществление данной деятельности на территории других, помимо указанных в настоящем Федеральном законе, субъектов Российской Федерации.
Частью 8 статьи 16 указанного Федерального закона также предусмотрено, что принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения как о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр, так и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие. Кроме того, частью 7 статьи 16 этого же Федерального закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен переходный период (до 1 июля 2007 г.), в течение которого субъекты Российской Федерации получили возможность осуществить собственное правовое регулирование по запрету игорной деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации вне игорных зон до введения ее общего запрета в соответствии с настоящим Федеральным законом с 1 июля 2009 г. (статья 16).
Однако иных полномочий по принятию нормативных актов в области регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлялось.
В настоящее же время действует установленный Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" запрет на осуществление игорной деятельности вне игорных зон, независимо от того, был ли такой запрет до 1 июля 2007 г. установлен органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и органами государственной власти Калужской области.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 июня 2010 г. № 841-О-П "По жалобе закрытого акционерного общества "Вегас" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 3.5 Закона Архангельской области "Об административных правонарушениях", ограничительные условия осуществления игорной деятельности определены непосредственно в федеральном законодательстве и в условиях действующего правового регулирования не предполагают для субъектов Российской Федерации возможности дополнять их мерами государственного принуждения в виде административной ответственности, поскольку законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению административной ответственности и производству по административным делам.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что законодатель Калужской области, устанавливая административную ответственность за несоблюдение предписаний о запрете игорной деятельности на территории Калужской области, предусмотрел ответственность за нарушение установленного вышеуказанным Федеральным законом запрета данного вида деятельности вне игорных зон, что не соответствует статье 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесено к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Поэтому доводы представителей Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области о том, что оспариваемым Законом области установлена административная ответственность за нарушение Закона Калужской области, и в частности Закона Калужской области от 29 декабря 2005 г. № 160-ОЗ "О регулировании правоотношений по порядку размещения объектов игорного бизнеса на территории Калужской области", не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании правовых норм.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 246 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать противоречащей федеральному закону и недействующей со дня вступления в законную силу настоящего решения статью 7.1 Закона Калужской области от 30 января 2004 г. № 288-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области", введенную в действие Законом Калужской области от 2 июля 2007 г. № 335-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области" и в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области".
Сообщение о настоящем решении подлежит публикации в газете "Весть".
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 10.11.2010 № 85-Г10-5 данное решение оставлено без изменения.

Решение Калужского областного суда от 26.08.2010 по делу № ГК-3-12/10
О признании недействующие статьи 7.1 Закона Калужской области от 30.01.2004 № 288-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru