Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2010 г. по делу № А03-700/2010

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи М., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "К", г. Бийск, к администрации города Бийска, г. Бийск, об обязании предоставить в собственность истца за плату земельный участок путем заключения договора купли-продажи земельного участка,
при ведении протокола заседания секретарем К.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - П., доверенность от 11.01.2010 г.,
от ответчика - С., доверенность от 19.11.2009 г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "К" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Бийска об обязании предоставить в собственность истца за плату земельный участок, расположенный по адресу: г. Бийск, ул. Мамонтова, 11д, площадью 11877,37 кв. м (кадастровый номер 22:65:010404:0003) путем заключения договора купли-продажи земельного участка.
Администрация города Бийска в отзыве на исковое заявление считает требования истца не подлежащими удовлетворению. Со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 4 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 полагает, что юридические лица, обращающиеся в органы государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок, должны предоставить документы, подтверждающие права на находящиеся на земельном участке здания, строения или сооружения. При этом в указанной статье и Перечне документов, прилагаемых к заявлению, не содержится указания на то, что это может быть какой-либо один из находящихся на земельном участке объектов недвижимости. Указывает, что из технического паспорта, а также акта проверки от 06.11.2008 № 462 соблюдения требований земельного законодательства, следует, что на земельном участке кроме здания (Литер Д), для эксплуатации которого был предоставлен в аренду спорный земельный участок, имеются иные объекты недвижимости. Полагает, что по требованию заключить договор купли-продажи администрация не может быть ответчиком, так как заключение договоров купли-продажи земельных участков в соответствии с пунктами 2.3.12, 2.3.17 Положения об Управлении муниципальным имуществом администрации города Бийска входит в полномочия Управления.
В дополнении к отзыву на исковое заявление администрация сослалась на то, что истцом не представлен кадастровый паспорт земельного участка. Полагает, что поскольку вопрос о предоставлении земельного участка в собственность разрешается в 2010 году, земельный участок может быть предоставлен в собственность по цене, определенной с учетом утвержденных постановлением администрации Алтайского края № 546 от 28.12.2009 результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Алтайского края. Представленный истцом кадастровый план земельного участка составлен по состоянию на 05.07.2007 г. и содержит кадастровую оценку, определенную в соответствии с утратившим силу постановлением администрации Алтайского края от 13.04.2004 № 162.
В судебном заседании 14.04.2010 г. объявлялся перерыв до 21.04.2010 г. для представления истцом дополнительных доказательств.
Как следует из материалов дела, ООО "К" на праве собственности принадлежит здание площадью 2429,5 кв. м за литером Д, по адресу: г. Бийск, улица Мамонтова, д. 11д.
Для эксплуатации данного здания на основании договора от 14.06.2007 № 344 истцу в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 22:65:010404:0003 площадью 11877,37 кв. м. Договор был заключен сроком на пять лет и прошел государственную регистрацию.
ООО "К" 09.06.2008 обратилось к муниципальному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 11877,37 кв. м по адресу: город Бийск, улица Мамонтова, д. 11д, для эксплуатации нежилого здания.
Письмом от 16.09.2008 № 4853-4114 Управление сообщило истцу, что проект постановления "О предоставлении в собственность земельного участка по ул. Мамонтова, 11д" был подготовлен, но не прошел согласование, так как установлено несоответствие в предоставленных материалах. Не представлены документы, подтверждающие право собственности ООО "К" на здание (литер В) и не определена площадь, необходимая для эксплуатации инженерных сетей, расположенных на испрашиваемом участке. Для внесения изменений в материалы землеустроительного дела истцу предложено обратиться в межевую организацию.
ООО "К", полагая, что администрацией отказано в приобретении земельного участка по основаниям, не предусмотренным земельным законодательством, нарушаются его права и законные интересы на приобретение земельного участка, обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Бийска и муниципальному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" (дело № А03-10635/2008).
Решением от 26.01.2009 г. по делу № А03-10635/2008 суд обязал администрацию города Бийска предоставить в собственность истца за плату спорный земельный участок. В части требований к муниципальному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" суд производство прекратил в связи с отказом истца от иска к этому ответчику.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.2009 г. указанное решение суда первой инстанции было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суд определением от 27.11.2009 г. оставил иск ООО "К" без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд установил, что 19.11.2009 г. истец направил в администрацию г. Бийска проект договора купли-продажи земельного участка. Так как доказательств того, что ответчик направил в адрес истца извещение об отказе от заключения договора или протокол разногласий к данному проекту договора, не представлено, суд пришел к выводу о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Поскольку администрация г. Бийска, получив от истца проект договора купли-продажи, не направила в адрес истца подписанный договор либо протокол разногласий к нему, истец 20.01.2010 г. вновь обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Такой перечень документов утвержден Приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007 г. № 370.
Как следует из материалов дела, истец представил с заявлением полный пакет документов, необходимых для заключения договора купли-продажи земельного участка, используемого истцом для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - здания за литером Д, по адресу: г. Бийск, улица Мамонтова, д. 11д. Данное обстоятельство подтверждается распиской МУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" от 09.06.2008 г.
Основанием для отказа в предоставлении ему земельного участка в собственность явилось отсутствие документа, подтверждающего право собственности ООО "К" на здание (литер В), находящееся на испрашиваемом участке, а также то обстоятельство, что не определена площадь, необходимая для эксплуатации инженерных сетей, расположенных на этом участке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии перечисленных в приведенной норме оснований, препятствующих предоставлению спорного земельного участка в собственность истца.
Наличие на земельном участке, на который претендует заявитель, объекта недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на который отсутствуют, согласно положений Земельного кодекса РФ не является основанием для отказа в приватизации земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Истец является собственником здания за литером Д, по адресу: г. Бийск, улица Мамонтова, д. 11д. Другие объекты недвижимости на этом земельном участке возведены самим истцом как вспомогательные объекты, что подтверждается представленными в дело доказательствами.
Принадлежность истцу на праве собственности основного здания площадью 2 429,5 кв. м по адресу: г. Бийск, ул. Мамонтова, д. 11д, является достаточным основанием для получения за плату земельного участка площадью 11877,37 кв. м, на котором расположено это здание и который был предоставлен в аренду для его эксплуатации.
Непредставление свидетельств о праве собственности на объекты самовольной постройки, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не является основанием для отказа истцу в заключении договора купли-продажи.
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Из пунктов 1.1 и 1.2 договора аренды земельного участка от 14.06.2007 № 344 следует, что земельный участок, площадью 11877,37 кв. м, с кадастровым номером 22:65:010404:0003, о выкупе которого просит заявитель, предоставлен для эксплуатации нежилого здания.
Доказательств того, что размер истребуемого участка превышает размер участка, необходимого для использования указанного объекта недвижимости, ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания, предусмотренные действующим законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность истца.
Довод ответчика о непредставлении истцом кадастрового паспорта земельного участка, содержащего кадастровую оценку этого земельного участка по состоянию на 2010 год, суд отклоняет, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Истец с таким заявлением обратился 09.06.2008 г.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка) установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, исходя из пункта 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, - на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Учитывая, что у ответчика отсутствовали основания, предусмотренные действующим законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность истца, и проект договора купли-продажи, поступивший от истца, ответчиком оставлен без рассмотрения, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

обязать Администрацию города Бийска, г. Бийск, предоставить обществу с ограниченной ответственностью "К", г. Бийск, в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: г. Бийск, ул. Мамонтова, 11д, площадью 11877,37 кв. м (кадастровый номер 22:65:010404:0003) путем заключения договора купли-продажи земельного участка.
Взыскать с администрации города Бийска, г. Бийск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "К", г. Бийск, 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "К", г. Бийск, из федерального бюджета 2000 руб., излишне оплаченных при подаче иска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2010 по делу № А03-700/2010 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 № 07АП-5625/10 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2010 по делу № А03-700/2010
Непредставление свидетельств о праве собственности на объекты самовольной постройки, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не является основанием для отказа истцу в заключении договора купли-продажи земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru