ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 мая 2011 г. № 177-Пр
О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВУ
ДО 2020 ГОДА"
В соответствии с Постановлением
Правительства Астраханской области от 07.09.2010 № 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области", а также в целях решения задач, направленных на формирование комплексного управления отходами, обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области:
1. Утвердить концепцию
комплексной долгосрочной целевой программы "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком комплексной долгосрочной целевой программы "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года" министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
3. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (Яковлев В.А.) разработать и внести на утверждение Правительства Астраханской области комплексную долгосрочную целевую программу "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года".
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 13 мая 2011 г. № 177-Пр
КОНЦЕПЦИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ
КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В АСТРАХАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам стратегии социально-экономического развития Астраханской области.
По данным ООН, от 25 до 33% регистрируемых в мире заболеваний напрямую связаны с низким качеством окружающей человека среды; в 18% случаев причиной преждевременной смерти являются неблагоприятные условия окружающей среды, из них 1% приходится на негативное воздействие промышленных и бытовых отходов.
Одним из основных долгосрочных приоритетов Стратегии
социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 № 54-П, является создание условий для эффективного экономического роста муниципальных образований Астраханской области, субсидирование или содействие финансированию программ муниципальных образований Астраханской области в области утилизации отходов.
Состояние окружающей среды Астраханской области определяется высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства, использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими за собой накопление значительного количества отходов, ухудшение качества окружающей среды.
Интенсивное развитие экономики Астраханской области не учитывало воздействие на окружающую среду, в связи с чем накопилось значительное количество нерешенных проблем. К ним относятся существенное загрязнение водоемов, воздуха и почв, деградация земель, накопление твердых бытовых и промышленных отходов, уменьшение площади зеленых насаждений в муниципальных образованиях Астраханской области.
Состояние окружающей среды в Астраханской области остается напряженным, а уровень загрязнения - высоким.
Одной из причин неблагоприятной экологической обстановки в Астраханской области является отсутствие мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов, а также низкий уровень природных процессов самоочищения окружающей среды.
В Астраханской области вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) осуществляется в основном на санкционированные свалки, которые не имеют комплекса природоохранных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Причем из 5 имеющихся в области полигонов для захоронения ТБО санитарным правилам отвечают только 2.
В 2010 году количество мусорных свалок в Астраханской области составило более 277. Необходимо отметить, что только 53 процента свалок являются санкционированными для вывоза мусора, а остальные свалки - стихийные. Места их нахождения постоянно меняются.
В Астраханской области свалки располагаются вблизи некрупных муниципальных образований, предприятий сельскохозяйственного и промышленного назначения. Наибольшее количество объектов захоронения отходов находится в Камызякском и Енотаевском районах. В Камызякском районе 2893.0 т отходов размещаются на территории 32.57 га, что составляет 23.13 процента от общей площади, занятой под размещение отходов в области. По количеству изъятых площадей земельных ресурсов для размещения отходов первенствует Ахтубинский район.
Твердые отходы, образующиеся на городских предприятиях, а также у населения г. Астрахани, организованно собираются и вывозятся. Единственный действующий полигон ТБО принадлежит муниципальному образованию "Город Астрахань", находится на расстоянии 15 км от жилой застройки города, на территории Приволжского района, куда вывозятся отходы областного центра и близлежащих муниципальных образований Астраханской области.
Полигон расположен на площади 37.05 га, из которых 2.9 га предназначено для хозяйственной деятельности.
Данный объект введен в эксплуатацию в 1984 году и его эксплуатационный срок был рассчитан на 15 лет. Однако уже к 1999 году встал вопрос о возможности дальнейшего его функционирования. Принято конструктивное решение, а именно увеличение высоты земляного вала по периметру полигона сделало возможным его дальнейшее использование с расчетным сроком до 2010 года. Степень заполнения городского полигона на настоящий период составила 76 процентов.
Сортировка мусора, или селективный сбор ТБО в Астраханской области, не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов, полимерных материалов (пластмассы). Иная инфраструктура утилизации (переработки) отходов в Астраханской области не развита.
Рост промышленного производства Астраханской области, улучшение социальной базы населения Астраханской области способствуют значительному росту отходов производства и потребления.
По состоянию на 01.01.2010 в Астраханской области произведено 395.4 тысячи тонн твердых бытовых отходов. Сложилась напряженная обстановка в муниципальных образованиях Астраханской области, в которых отсутствуют финансовые средства на закуп специализированной техники для сбора и вывоза мусора.
3. Финансовый эффект:
- увеличение к 2015 году поступления финансовых средств в бюджет Астраханской области в виде налогов и платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на 685 млн. рублей.
4. Экологический эффект:
- улучшение санитарного состояния территорий и окружающей среды в муниципальных образованиях Астраханской области;
- увеличение переработки отходов в 2020 году к уровню 2009 года на 600 тыс. тонн/год;
- создание регионального кадастра отходов, позволяющего вести достоверный учет образования и движения отходов производства и потребления на территории Астраханской области.
Реализация мероприятий позволит снизить объем валовых выбросов загрязняющих веществ, уменьшить токсичность выбросов в 3 - 5 раз, снизить уровень загрязнения атмосферы в Астраханской области до нормативных показателей.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации программы по годам ее реализации, представлены в таблице.
Перечень
целевых индикаторов и показателей комплексной долгосрочной
целевой программы "Создание комплексной системы обращения
с отходами в Астраханской области на 2011 - 2015 годы
и перспективу до 2020 года"
┌───┬────────────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐
│ № │ Наименование │2009│2010│2011│2012│2013│2014│2015│2016│2020│
│п/п│ индикатора │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│1. │Создание новых полигонов│ 0 │ 0 │ 1 │ 1 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ │ТБО, ед. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│2. │Создание мусоросортиро-│ 0 │ 0 │ 1 │ 1 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ │вочных комплексов, ед. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│3. │Количество мусороперег-│ 0 │ 0 │ 0 │ 1 │ 3 │ 1 │ 2 │ 1 │ 0 │
│ │рузочных станций, ед. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│4. │Количество объектов пе-│ 0 │ 0 │ 0 │ 1 │ 2 │ 1 │ 2 │ 1 │ 0 │
│ │реработки вторсырья, ед.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│5. │Доля ликвидированных не-│ 1 │ 10 │ 20 │ 30 │ 40 │ 50 │ 70 │ 85 │ 95 │
│ │санкционированных мест│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │размещения отходов к│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │уровню 2009 года,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │процентов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│6. │Доля использованных и│ 20 │ 39 │ 40 │40.5│ 50 │55.2│60.7│60.7│ 61 │
│ │обезвреженных отходов│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │производства и потребле-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ния от общего количества│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │образующихся отходов,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │процентов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│7. │Объем переработки отхо-│ │ │ 200│ 400│ 600│ 600│ 600│ 600│ 600│
│ │дов, тыс. тонн/год │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───┴────────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘