Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2011 года

ПО ДЕЛУ № 10-01-10-04/187 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена 8 февраля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
- Т.В. Косяк - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее по тексту - Управление), начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
- Г.А. Мариной - члена Комиссии, и.о. начальника отдела экономического анализа Управления,
- Р.А. Литвинова - члена Комиссии, главного государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
- Е.В. Дудина - члена Комиссии, главного государственного инспектора отдела экономического анализа Управления,
рассмотрев дело № 10-01-10-04/187 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "В" (почтовый адрес: <...>; юридический адрес: <...>; ИНН: <...>) п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также по тексту - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
М.А. - представителя открытого акционерного общества "В" (далее по тексту - ОАО "В", ответчик по делу, общество) по доверенности <...>, установила:
Поводом для возбуждения настоящего дела послужили заявления Л.В. (вх. № 5139 от 25 августа 2009 года), С.Н. и С.Ю. (вх. № 5138 от 25 августа 2009 года) с жалобой на "высокую стоимость" работ по снятию и установке приборов учета газа на территории Городищенского района Волгоградской области.
На запрос о предоставлении информации Управления ОАО "В" в письме (вх. № 7966 от 21 декабря 2009 года) представило выписку из "Прейскуранта на оказание услуг по монтажу и демонтажу бытовых приборов учета газа (бытовых счетчиков газа) на территории Городищенского и Светлоярского районов Волгоградской области".
По результатам рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства приказом от 12.05.2010 № 137 руководителя Управления было возбуждено дело № 10-01-10-04/187 по признакам нарушения ОАО "В" п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 13.05.2010 (исх. № 04-7/2358) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 28 мая 2010 года.
Ответчиком по делу по факту возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства были представлены объяснения (вх. № 3198 от 28 мая 2010 года). Общество указало, что тарифы на установку и снятие бытового газового счетчика устанавливаются внутренними документами на основании принципов полного возмещения понесенных затрат и получения установленной нормы прибыльности. Механизм ценообразования на оказание данных услуг определен ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежит государственному регулированию путем принятия нормативного правового акта. Расчет их стоимости осуществляется ОАО "В" на основании методики "Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", разработанного головным научно-исследовательским и проектным институтом "Г", утвержденного и введенного в действие приказом ОАО "Р" от 20.06.2001 № 35. Цены МГП "Г" (структурное подразделение) ОАО "В" на 2008 - 2009 годы на услуги по установке и снятию бытового газового счетчика рассчитаны исходя из себестоимости единицы работ и принятого уровня рентабельности. Квалификационный состав исполнителей определен на основе общероссийских классификаторов занятий, видов экономической деятельности, профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов. Трудоемкость выполнения работ установлена в человеко-часах на единицу измерения объема работ в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с соблюдением условий труда. Стоимость услуги по установке и снятию бытового газового счетчика складывается следующим образом:

Стоимость = С/с x Кр x НДС, где:

С/с - себестоимость услуги (работы),
Кр - коэффициент рентабельности,
НДС - налог на добавленную стоимость

Себестоимость (С/с) = ЧасФОТ x Тр x РКС, где:

ЧасФОТ - часовой фонд оплаты труда,
Тр - трудоемкость выполнения того или иного вида работ (услуг),
РКС - расчетный коэффициент себестоимости.
Цены на услуги газового хозяйства рассчитаны исходя из себестоимости единицы работ и принятого уровня рентабельности. Себестоимость определена путем умножения фонда оплаты труда по конкретному виду работ (услуг) на расчетный коэффициент себестоимости. Фонд оплаты труда по конкретному виду работ (услуг) равен произведению часового фонда оплаты труда рабочего (специалиста) в рублях и трудоемкости выполнения этого вида работ (услуг) в человеко-часах. Часовой фонд оплаты труда включает часовую тарифную оплату труда рабочего соответствующего разряда (часовую оплату труда специалиста) и фонд материального поощрения. Расчетный коэффициент, позволяющий определить себестоимость конкретного вида работ (услуг) при известной величине ФОТ, учитывает:
- дополнительную заработную плату, включающую оплату очередных и дополнительных отпусков, а также времени выполнения государственных и других обязанностей, данная величина составляет в среднем 10% от ФОТ;
- отчисления на социальные нужды, определенные действующим законодательством в размере от 26,3% от ФОТ;
- накладные расходы, к которым отнесены общехозяйственные и общепроизводственные расходы (кроме отчислений во внебюджетные фонды), а также расходы на содержание транспорта производственного назначения, оплату проездных билетов, амортизационные отчисления, начисляемые на оборудование ремонтно-механической мастерской (цеха), расходы на приобретение вспомогательных материалов и средств индивидуальной защиты рабочих (спецодежды и обуви); по данным анализа, проведенного АО "Г", величина накладных расходов составляет в среднем 196,2% к ФОТ. Таким образом, расчетный коэффициент себестоимости равен: 1 + 0,1 + 0,262 + 1,962 = 3,324. К ценам применяется коэффициент 1,2 в случае, когда объект обслуживания удален от эксплуатационной службы (участка) на расстояние от 5 до 10 км. При расположении объекта обслуживания на расстоянии 11 - 20 км применяется коэффициент 1,3, свыше 20 км - 1,5. Коэффициент рентабельности для населения составляет 10 процентов, НДС - 18 процентов. По мнению ответчика по делу, применяемые для данного вида услуг расценки являются разумными и обоснованными, в связи с чем общество просит вынести решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Государственная жилищная инспекция Волгоградской области в письме от 16.03.2010 (вх. № 1545 от 22.03.2010) передала на рассмотрение в Управление обращение гражданина Б.В., проживающего в п. Майский (Городищенский район Волгоградской области), по вопросу "завышенной стоимости" работ по снятию и установке приборов учета газа. Учитывая, что Управлением по фактам, послужившим основанием для обращения Б.В., возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства определением от 28 мая 2010 года (исх. № 04-7/3271 от 01.07.2010), Б.В. был привлечен к участию в рассмотрении настоящего дела, которое было отложено на 6 сентября 2010 года.
Руководителем Управления в соответствии с приказом № 468 от 12.11.2010 было принято решение о проведении внеплановой проверки ОАО "В". В ходе проведения проверки членами инспекции были изучены: "Устав ОАО "В", договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обеспечению (далее - договоры на ТО ВДГО), договор на ТО ВДГО № ГР-000004120 от 31.10.2009, договор на ТО ВДГО № СЯ-000003851 от 08.12.2009, договор на ТО ВДГО № ВМГ-к 2052/09 от 10.09.2009, договор на ТО ВДГО от 11.08.2009, заключенный с С.Ю., договор на ТО ВДГО № ВМГ-д 1171/09 от 11.08.2009, заявления, акты-наряды и платежные документы по указанным договорам на ТО ВДГО, выписки из штатного расписания ОАО "В" (МГП "Г") со всеми изменениями за период с 01.01.2008 по 30.09.2010, справки о трудоемкости выполненных работ (демонтаж и монтаж бытового газового счетчика) по МГП "Г" ОАО "В" за период с 01.01.2008 по 30.09.2010, отчеты по проводкам по счетам МГП "Г" ОАО "В" за период с 01.01.2008 по 30.09.2010, письменные объяснения от 17 ноября 2010 года К.А. - заместителя начальника по тарифообразованию планово-экономического отдела ОАО "В", положение о планово-экономическом отделе ОАО "В" от 01.04.2010, основные бюджетные формы ОАО "В" за период с 01.01.2008 по 30.09.2010".
Инспекцией Управления в соответствии с актом № 04-9/71 от 2 декабря 2010 года было установлено, что при фактическом снижении ОАО "В" расходов на выполнение работ по снятию и установке газовых счетчиков в период с 01.09.2008 по 22.09.2008 и неснижении ранее установленной цены следует, что в действиях ОАО "В" усматриваются признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем установления и поддержания монопольно высокой цены в период с 2008 года по 2009 год на товарном рынке по выполнению работ по снятию бытовых счетчиков газа для проведения поверки или ремонта и их установке специализированной организацией в границах Городищенского района Волгоградской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

В возражениях на акт проверки (вх. № 7608 от 8 декабря 2010 года) ОАО "В" указало, что вывод инспекции о том, что оклады работников, выполняющих работы по монтажу/демонтажу бытовых приборов учета газа, существенно снижаются в 2008 году, так как при представлении информации инспекции Управления допустило опечатку: "дату в выписке штатного расписания ОАО "В" МГП "Г" по состоянию на 01.09.2008 следует читать "09.01.2008".
С учетом представленной ОАО "В" информации руководителем Управления в соответствии с приказом № 545 от 13.12.2010 было принято решение о проверке деятельности ОАО "В" (МГП "Г") при установлении и применении цены на снятие и установку (монтаж/демонтаж) бытового газового счетчика (в порядке рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 10-01-10-04/187).
В целях проверки деятельности ОАО "В" на предмет соответствия данных бухгалтерского учета и данных управленческого учета по распределению рабочего времени работников были рассчитаны расходы, относимые на работы по снятию/установке счетчиков газа на основании Отчета по проводкам по виду деятельности "Прочие виды деятельности", представленного в письме ОАО "В" от 17.11.2010. Для сравнения был выбран период с 1 сентября 2008 года по 30 сентября 2008 года и с 1 сентября 2009 года по 30 ноября 2009 года. На основании данных Справок по распределению рабочего времени работников МГП "Г" ОАО "В", представленных в письме ОАО "В" от 17.11.2010, выполнявших работы, относящиеся к разным видам деятельности, и расчетных ведомостей и табелей учета рабочего времени по МГП "Г" была рассчитана доля времени, затраченного на выполнение рассматриваемых работ. По результатам проведенных расчетов инспекцией Управления было выявлено превышение расходов, отнесенных на работы по снятию/установке счетчиков газа, над расходами, относимыми в соответствии с бухгалтерским учетом на дебет 20 счета и кредит 70 счета.

│            │Плановый уровень рентабельности, │   18,00│   18,25│   34,75│
│            │%                                │        │        │        │
│            ├─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│            │Превышение над плановым, %       │    8,00│    8,25│   24,75│
└────────────┴─────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

В результате расчетов, сделанных на основании данных ОАО "В" и представленных в таблице, видно, что в течение 2008 - 2009 годов прибыль и рентабельность по "Прочим видам деятельности" растет по сравнению с 2008 годом. При необходимом уровне рентабельности, равном 10% для населения и 25% для юридических лиц, фактический показатель превышает рекомендуемый по каждому году. Необходимо отметить тот факт, что даже планируемые показатели рентабельности по прочим видам деятельности за период с 2008 года по 9 месяцев 2010 года превышают рекомендованный на 8% в 2008 году, на 8,25% в 2009 году, на 34,75% за 9 месяцев 2010 года. Проведенные комиссией расчеты показали, что фактический уровень рентабельности за рассматриваемый период превышает рекомендованный и плановый уровни, что отражено в таблице 5.
ОАО "В" 25.12.2009 утвердило Прейскурант на оказание услуг в соответствии с которым с 01.01.2010 в структуре цены на установку бытовых приборов учета газа (бытовых счетчиков газа) был снижен коэффициент накладных расходов с 1,96 до 1,40.
Снижение коэффициента накладных расходов не привело к сопоставимому снижению рентабельности по прочим видам деятельности, а также ввиду незначительного удельного веса доходов и расходов по данному виду деятельности в общей структуре прочих доходов и расходов Комиссия считает применение коэффициента 1,96 в 2008 - 2009 годах необоснованным и превышающим сумму необходимых затрат.
Принимая во внимание несоответствие разрядов рабочих, выполняемых рассматриваемые работы, снижение в 2010 году применяемого ОАО "В" коэффициента накладных расходов, завышенную трудоемкость выполняемых работ, а также несоответствия в представленных данных бухгалтерского и управленческого учета, у комиссии отсутствуют достаточные основания для того, чтобы принять указанный ответчиком фонд оплаты труда как основу для расчета стоимости рассматриваемых работ.
Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в данном случае обоснованной ценой рассматриваемых услуг будут являться проиндексированные рекомендованные среднеотраслевые тарифы, рассчитанные в соответствии с Прейскурантом и Методическими указаниями по его использованию.

┌───────────────────┬─────────┬────────────┬──────────────────────────────┐
│Наименование работ │ Единица │   Состав   │ Рекомендованные тарифы "Г" с │
│    и газового     │измерения│исполнителей│  учетом индекса цен, рублей  │
│   оборудования    │         │            ├──────────┬─────────┬─────────┤
│                   │         │            │   2008   │  2009   │  2010   │
├───────────────────┼─────────┼────────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│2.4.13. Установка  │         │слесарь     │  221,46  │  247,15 │  267,17 │
│бытового счетчика  │         │4-го р.     │          │         │         │
│газа после ремонта │         │            │          │         │         │
│или поверки        │         │            │          │         │         │
├───────────────────┼─────────┼────────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│2.4.30. Демонтаж   │счетчик  │слесарь     │  153,84  │  171,69 │  185,59 │
│бытового счетчика  │         │4-го р.     │          │         │         │
│с установкой       │         │            │          │         │         │
│перемычки          │         │            │          │         │         │
└───────────────────┴─────────┴────────────┴──────────┴─────────┴─────────┘

Учитывая, что при фактическом снижении расходов на выполнение работ по снятию и установке бытовых приборов учета газа (бытовых счетчиков газа) в рассматриваемом периоде и неснижении ранее установленной цены ОАО "В" был получен доход от выполнения таких работ, превышающий сумму необходимых расходов и прибыли.
Деятельность ОАО "В" не является убыточной, что подтверждается представленными бухгалтерскими балансами за 2008 - 2010 гг., и, принимая во внимание, что выручка от работ по установке/снятию бытовых приборов учета газа (бытовых счетчиков газа) составляет долю менее 5% в общей доле выручки, Комиссия делает вывод, что рост цен не является основанием для стабилизации работы предприятия, поддержания его рентабельности.
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела и переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком по делу продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий. Комиссия полагает, что принятие настоящего решения и выдача ответчикам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства являются достаточными мерами по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать открытое акционерное общество "В" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать открытому акционерному обществу "В" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Примечание. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Г.А.МАРИНА
Р.А.ЛИТВИНОВ
Е.В.ДУДИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Волгоградского УФАС РФ от 11.02.2011
"По делу № 10-01-10-04/187 о нарушении антимонопольного законодательства"

Табл. 1. Калькуляция расчета стоимости работ по установке бытового счетчика газа
2008, 2009 годы
2010 год
Табл. 2. Калькуляция расчета стоимости работ по демонтажу бытового счетчика газа
2008, 2009 годы
2010 год
Табл. 3. Выписка из Прейскуранта цен, утвержденного приказом ОАО "В" № 166
Выписка из Прейскуранта цен, утвержденного приказом ОАО "В" № 527
Табл. 4. Расчет стоимости работ с учетом индекса цен
Табл. 5. Расчет рентабельности

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru