Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2011 г. по делу № А12-1369/2011

Резолютивная часть решения суда оглашена 19 апреля 2011 г., в полном объеме решение суда изготовлено 21 апреля 2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скабелиной Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Л.Н. к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области, с участием ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма"
о признании незаконными решений
при участии в заседании:
от заявителя - Л.Н., паспорт; К.Ж., дов. б/н от 26.01.2011 г.
от ответчика - К.Е., дов. <...>.
от 3-го лица - не явился

установил:

Индивидуальный предприниматель Л.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в исправлении сведений, ошибочно внесенных в государственный кадастр недвижимости в виде особых отметок "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий. Земельный участок полностью входит в зону ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", 34.28.2.2., внесенную по документу от 26.04.2002 г. № 339, по земельным участкам с кадастровыми номерами 34:28:110023:1537, 34:28:110023:1538, 34:28:110023:1539, 34:28:110023:1540, 34:28:110023:1541 путем принятия решений от 20.01.2011 г. № 3434/11-2746, № 3434/11-2744, № 3434/11-2729, № 3434/11-2739, № 3434/11-2733.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области устранить допущенные нарушения путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об особых отметках в виде "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий. Земельный участок полностью входит в зону ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", 34.28.2.2., внесенную по документу от 26.04.2002 г. № 339, по земельным участкам с кадастровыми номерами 34:28:110023:1537, 34:28:110023:1538, 34:28:110023:1539, 31:28:110023:1540, 34:28:110023:1541.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил предмет заявленных требований и просил признать незаконными:
- решение № 3434/11-2733 от 20.01.2011 г. об отказе в исправлении технической (кадастровой) ошибки;
- решение № 3434/11-2744 от 20.01.2011 г. об отказе в исправлении технической (кадастровой) ошибки;
- решение № 3434/11-2729 от 20.01.2011 г. об отказе в исправлении технической (кадастровой) ошибки;
- решение № 3434/11-2746 от 20.01.2011 г. об отказе в исправлении технической (кадастровой) ошибки;
- решение № 3434/11-2739 от 20.01.2011 г. об отказе в исправлении технической (кадастровой) ошибки (т. 2 л.д. 4).
Заявленные требования обоснованы тем, что оспариваемые решения приняты с нарушением требований Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42, и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ограничивают его права как собственника земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Ответчик требование не признал, указав, что технические ошибки не обнаружены, в связи с чем, не имелось оснований для их устранения. Полагает, что заявителем пропущен процессуальный срок для обращения в арбитражный суд, поскольку о нарушенном праве в виде отказа в устранении технических ошибок он узнал из решений ответчика от 23.09.2010 г.
ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" в судебное заседание не явилось, просит рассмотреть дело в его отсутствие, мнение по заявленным требованиям не выразило.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд считает предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07.10.2004 г. осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:28:11 00 23:0144 площадью 300 000 кв.м., категория земель - сельскохозяйственного назначения, расположенного примерно в 100 м по направлению на юго-запад от п. Третья Карта Кировского сельского совета Среднеахтубинского района Волгоградской области. Право собственности Л.Н. на указанный земельный участок зарегистрировано 28.12.2004 г. (т. 1 л.д. 32, т. 2 л.д. 12).
В настоящее время указанный земельный участок преобразован в пять земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:110023:1537, 34:28:110023:1538, 34:28:110023:1539, 34:28:110023:1540, 34:28:110023:1541. Заявителю 23.08.2010 г. выданы кадастровые планы земельных участков, в которых в графе 16 "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий" указано, что земельные участки полностью входят в зону ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", 34.28.2.2., внесенную по документу от 26.04.2002 г. № 339 (л.д. 17 - 26).
Л.Н. 20.09.2010 г. обратился к ответчику с заявлениями об исправлении технической ошибки, поскольку в ранее действовавшем кадастровом плане указанные сведения об особых условиях использования земельного участка отсутствуют. Решениями ответчика от 23.09.2010 г. Л.Н. отказано в устранении технических ошибок, поскольку таковые не обнаружены (л.д. 47, 50, 88, 91, 98, 101, 108, 111, 118, 121).
Поскольку в решениях от 23.09.2010 г. не были указаны основания отказа в исправлении технических ошибок и основания внесения в кадастровые планы сведений об особых условиях использования земельных участков, Л.Н. 14.01.2011 г. вновь обратился к ответчику с заявлениями об исправлении технических ошибок (л.д. 36 - 40).
Решениями ответчика от 20.01.2011 г. № № 3434/11-2729, 3434/11-2733, 3434/11-2739, 3434/11-2744, 3434/11-2746 Л.Н. вновь отказано в исправлении технических ошибок. Решения обоснованы тем, что земельные участки полностью входят в зону "Буферная зона ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" 34.28.2.2, внесенную по постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002 г. № 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" (л.д. 27 - 31).
Не согласившись с указанными решениями, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Арбитражный суд считает, что поскольку в решениях ответчика от 23.09.2010 г. не были указаны причины отказа в исправлении технических ошибок, Л.Н. узнал о своем нарушенном праве только из решений от 20.01.2011 г., в которых дано мотивированное обоснование отказа в исправлении технических ошибок. В связи с чем, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование решений им не пропущен.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В свою очередь в силу требований ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на заявителе.
Арбитражный суд находит доводы заявителя обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон) в государственный кадастр недвижимости вносятся помимо сведений, предусмотренных частью 1 указанной статьи, также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 10 Закона установлено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий:
1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;
2) описание местоположения границ таких зон;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;


4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;
5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Статья 15 Закона регламентирует вопросы информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 6 указанной статьи орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Пункт 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42 (далее Порядок), устанавливает, что при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:
1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости;
3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости);
4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре);
6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
В соответствии с п. 14 Порядка запись о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в Реестре имеет следующую структуру:
1) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий;
2) описание местоположения границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;
3) реквизиты правовых актов:
- акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территорий и источники официального опубликования этого акта;
- акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта;
4) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий;
5) виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны;
6) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.
Как установлено п. 18 Порядка, выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения:
1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя);
4) о снятии с учета объекта недвижимости;
5) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Если в результате преобразования объекта недвижимости образуется несколько объектов недвижимости или представленные в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документы свидетельствуют об изменении сведений в отношении нескольких объектов недвижимости, решение оформляется в виде одного документа.
В предусмотренных Законом о кадастре случаях решение об учете изменений объекта недвижимости или о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с п. 28 Порядка принимается на основании документов, поступающих в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Каждый поступающий в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документ регистрируется в день поступления в книге учета заявлений.
На поступившем в порядке информационного взаимодействия документе в соответствии с п. 29 Порядка указываются:
- регистрационный номер документа в книге учета заявлений и дата его регистрации;
- фамилия, инициалы и подпись должностного лица органа кадастрового учета, осуществившего регистрацию документа.
Заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия - регистрационным номером поступивших документов, что установлено п. 30 Порядка.
Согласно п. 86 Порядка в кадастровое дело помещаются документы, на основании которых внесены сведения в ГКН об объектах недвижимости, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении, геодезической и картографической основе ГКН, участках Государственной границы Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов.
Аналогичные требования по порядку ведения государственного кадастра недвижимости содержались и в ранее действовавшем Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 г. № 35 (утратил силу в связи с принятием приказа Минюста России от 24.03.2010 г. № 67).
Таким образом, законодатель установил кадастровую процедуру по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о территориях и зонах с особыми условиями использования территорий.
Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании и отзыва следует, что сведения об отнесении принадлежащих Л.Н. земельных участков к зонам с особыми условиями использования территорий и о нахождении их в буферной зоне ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", внесены в государственный кадастр недвижимости 31.03.2010 г.
Вместе с тем, доводы ответчика голословны, поскольку в представленных им кадастровых делах земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:110023:1537, 34:28:110023:1538, 34:28:110023:1539, 34:28:110023:1540, 34:28:110023:1541 отсутствуют установленные Порядком ведения государственного кадастра недвижимости документы и решения ответчика, послужившие основанием для внесения таких сведений.
Ссылка ответчика на обращения Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 08.02.2011 г. и 25.02.2011 г. арбитражным судом не принимается, поскольку указанные обращения не являлись основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении спорных земельных участков к зонам с особыми условиями использований территорий и принятия оспариваемых решений.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчик не представил суду доказательства в подтверждение законности внесения в графу 16 кадастровых планов земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:110023:1537, 34:28:110023:1538, 34:28:110023:1539, 34:28:110023:1540, 34:28:110023:1541 сведений об особых отметках в виде "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий. Земельный участок полностью входит в зону ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", 34.28.2.2., внесенную по документу от 26.04.2002 г. № 339".
В связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для отказа заявителю в исправлении технических ошибок.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод заявителя о не соответствии оспариваемых решений требованиям Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42. Оспариваемые решения нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ограничивают его права как собственника земельных участков. В связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 221-ФЗ, п. 45 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости техническая (кадастровая) ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости. Основанием для исправления технической ошибки является, в том числе вступившее в законную силу решение суда об исправлении технической ошибки.
В связи с удовлетворением предъявленных требований в порядке восстановления нарушенного права арбитражный суд возлагает на ответчика обязанность по исправлению технических ошибок.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ оплаченная заявителем государственная пошлина по заявлению подлежит взысканию в его пользу с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными решения от 20.01.2011 г. Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области об отказе индивидуальному предпринимателю Л.Н. в исправлении технической ошибки № 3434/11-2733; № 3434/11-2744, № 3434/11-2729, № 3434/11-2746, № 3434/11-2739, как не соответствующие требованиям Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42.
В порядке восстановления нарушенного права обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области устранить допущенные нарушения путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об особых отметках в виде "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий. Земельный участок полностью входит в зону ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", 34.28.2.2., внесенную по документу от 26.04.2002 г. № 339, по земельным участкам с кадастровыми номерами 34:28:110023:1537, 34:28:110023:1538, 34:28:110023:1539, 34:28:110023:1540, 34:28:110023:1541.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области в пользу индивидуального предпринимателя Л.Н. государственную пошлину по заявлению в размере 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Н.Н.СЕРЕДА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 21.04.2011 по делу № А12-1369/2011
<Решения органа, осуществляющего кадастровый учет, об отказе в исправлении технической (кадастровой) ошибки признаны незаконными, поскольку установлено несоответствие оспариваемых решений требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru