Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 10 мая 2011 года

ИНФОРМАЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ И ДЕЙСТВИЙ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Право налогоплательщика (плательщика сборов) "обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц" предусмотрено пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ. В силу п. 2 ст. 24 НК РФ такое же право имеется и у налогового агента.
Поскольку в налоговом законодательстве нет перечня актов и действий (бездействия) должностных лиц, которые могут быть обжалованы, налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) может обжаловать любые ненормативные акты налогового органа, действия (бездействие) должностных лиц, если они нарушают его права и законные интересы.
Определение ненормативного правового акта налогового органа в законодательстве о налогах и сборах отсутствует, поэтому следует назвать признаки ненормативного правового акта:
- изложен в письменной форме (решения, постановления и др.), причем форма может быть как установленной, так и произвольной;
- носит ненормативный характер, т.е. не содержит общепринятые правила поведения (нормы права) для неопределенного круга лиц;
- адресован конкретному лицу или группе лиц;
- является односторонним правовым актом (выражает волю только налогового органа (должностного лица)), результатом правоприменительной и (или) правоохранительной деятельности налогового органа (должностного лица);
- принимается уполномоченным на это налоговым органом или должностным лицом;
- содержит обязательные для исполнения властные предписания (правила поведения) индивидуального характера, затрагивающие субъективные интересы налогоплательщика (налогового агента), либо служит основанием для возникновения, изменения или прекращения налоговых обязательств;
- действие ненормативного акта прекращается при его исполнении.
Таким образом, ненормативный правовой акт - это односторонний правовой акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти и содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.
Поскольку основными нормативными правовыми актами, применяемыми налоговыми органами, являются Налоговый кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, результат их применения является основанием для возникновения споров.
В рамках обжалования ненормативных актов налоговых органов можно выделить общий и специальный порядок, последний касается лишь решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.
Общий порядок и условия обжалования ненормативных правовых актов налогового органа, действий (бездействия) должностных лиц устанавливаются в гл. 19 НК РФ.
Так, согласно ст. 137 НК РФ единственным условием для обжалования является нарушение прав налогоплательщика: "Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права".
Анализ действующего законодательства, теоретические исследования и правоприменительная практика позволяют выделить следующие основания для оспаривания актов, действий (бездействия) налоговых органов:
- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, в т.ч. имеющему большую юридическую силу;
- нарушение прав и законных интересов, прав и свобод (в т.ч. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности);
- создание препятствий к осуществлению прав и свобод;
- незаконное возложение каких-либо обязанностей или незаконное привлечение к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Жалоба в суд подается в виде заявления. При этом лицо, обратившееся в суд, именуется заявителем (ст. 34 ГПК РФ, ст. 40 АПК РФ).
По общему правилу жалоба на ненормативный правовой акт (кроме постановлений по делам об административных правонарушениях) налогового органа, действия или бездействие его должностного лица может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (п. 2 ст. 139 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 256 ГПК РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, которое принято налоговым органом, может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).
Порядок исчисления сроков установлен НК РФ, ГПК РФ и АПК РФ. В КоАП РФ такого порядка нет. Поэтому срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может исчисляться по-разному.
В НК РФ (п. 2 ст. 6.1), ГПК РФ (ч. 3 ст. 107) и АПК РФ (ч. 4 ст. 113) установлено: течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Если срок обжалования установлен в днях, то согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ он исчисляется в рабочих днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В ч. 3 ст. 113 АПК РФ также указано, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, даже при рассмотрении дел об административных правонарушениях (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).
Согласно ГПК РФ процессуальные сроки текут непрерывно и включают в себя выходные и праздничные дни.
Способы исчисления сроков, установленных месяцами и годами, в ст. 6.1 НК РФ, ст. 108 ГПК РФ и ст. 114 АПК РФ не различаются. При этом если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом на основании ходатайства заявителя. Уважительность пропуска срока для обжалования ненормативного акта оценивается судом (вышестоящим налоговым органом) отдельно в каждой ситуации. Законодательство о налогах и сборах и процессуальное законодательство Российской Федерации не содержат перечня обстоятельств, подтверждающих уважительность пропуска срока.
Нарушение предусмотренных сроков подачи жалоб является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, если судом не восстановлен срок для обращения в суд.
Обратите внимание: срок на обжалование начинает исчисляться с момента получения налогоплательщиком мотивированного акта налогового органа, а не с даты его принятия.
Кроме того, следует помнить о специальном порядке обжалования, который предусмотрен исключительно для решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности и является обязательным при обращении в суд с 1 января 2009 г.
В этой связи пропуск срока подачи апелляционной жалобы является препятствием для последующего обращения в суд, поскольку налогоплательщик не использовал обязательный досудебный порядок обжалования акта налогового органа.
Поданное в суд заявление будет оставлено без движения. В случае если суд уже в процессе разбирательства дела установит, что налогоплательщик не использовал обязательный досудебный порядок обжалования ненормативного акта налогового органа, то поданное заявление будет оставлено без рассмотрения.
У физического лица (организации) есть право выбора: подавать жалобу и вести дело лично, воспользоваться профессиональной помощью представителя или вести свое дело совместно с представителем.
Законные интересы недееспособных граждан защищают их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители. В то же время законные представители могут представлять интересы недееспособных граждан сами, а могут поручить это другому, избранному ими представителю.

Физические лица и организации могут иметь в процессе одновременно нескольких представителей.
Представителями в суде выступают дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия. Процессуальным законодательством установлены дополнительные ограничения в отношении лиц, которые не могут быть представителями.
Полномочия законных представителей подтверждаются соответствующими документами (ордер на исполнение поручения, учредительные документы организации, доверенности и т.д.).
Во избежание недоразумений по наличию тех или иных полномочий желательно в доверенности, выдаваемой уполномоченным представителям, прописать права, которыми наделяется представитель. Особенно это касается: права подписи жалобы и ходатайств, а также их предъявления в налоговый орган или суд. Об этом прямо указано в ст. 54 ГПК РФ, ст. 62 АПК РФ, п. 2 ст. 38 Закона о Конституционном Суде.
При обращении за судебной защитой необходимо подтвердить уплату государственной пошлины либо подтвердить право на освобождение от ее уплаты.
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций или физических лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.16 НК РФ).
Государственная пошлина является федеральным сбором (ст. 13 НК РФ), уплата ее обязательна на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ).
ГПК РФ (гл. 7) и АПК РФ (гл. 9) содержат только общие положения об уплате пошлины. Размер государственной пошлины, особенности и порядок ее уплаты, порядок предоставления отсрочки или рассрочки, а также льготы по уплате государственной пошлины установлены НК РФ (гл. 25.3).
Размер госпошлины при обращении в Конституционный Суд установлен ст. 39 Закона о Конституционном Суде, а также ст. 333.23 НК РФ.
От уплаты государственной пошлины освобождаются:
- граждане и организации, имеющие льготы при обращении в суды (п. 2 ст. 333.36, п. 2 ст. 333.37 НК РФ). В этом случае в исковом заявлении указывается основание для освобождения от уплаты государственной пошлины и прилагается копия документа, подтверждающего право на льготу;
- граждане и организации - при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 208 АПК РФ, пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ);
- прокурор или Уполномоченный по правам человека - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в т.ч. при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Освобождаются от уплаты государственной пошлины и лица, в защиту которых в суд обратился прокурор или уполномоченный по правам человека.
Основные правила уплаты государственной пошлины установлены ст. 333.18 НК РФ.
Государственная пошлина уплачивается до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в т.ч. апелляционной, кассационной или надзорной) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям.
Если в суд одновременно обратились несколько истцов, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях.
Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - квитанцией установленной формы.
При заполнении платежных поручений (квитанций) реквизиты для перечисления государственной пошлины нужно уточнить в соответствующем суде или налоговом органе. Кроме того, реквизиты для заполнения платежных документов можно найти на интернет-сайтах судебных органов.
В суд представляется подлинник документа об уплате государственной пошлины. Представление копии документа процессуальным законодательством не предусмотрено.
Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединены несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, государственная пошлина должна уплачиваться в отношении каждого самостоятельного требования (п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 № 117). Например, по исковому заявлению об оспаривании решения по результатам проверки и требования, принятого во исполнение этого решения, государственная пошлина в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ для организации составит 4000 руб. (2000 руб. x 2).
Размер государственной пошлины зависит от ряда факторов, в частности, от суда, в который подается жалоба, а также от статуса лица, обращающегося в суд.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, установлены ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, - ст. 333.21 НК РФ, при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации - ст. 39 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к правосудию, суд, обладая собственной дискрецией, исходя из имущественного положения гражданина или организации, вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины, уменьшить ее размер или вообще освободить от уплаты государственной пошлины (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ).
От уплаты государственной пошлины освобождаются лица, указанные в ст. 333.36 НК РФ. В этом случае необходимо заявить соответствующее ходатайство и представить доказательства неудовлетворительного имущественного положения.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ в случае прекращения производства по делу уплаченная государственная пошлина также подлежит возврату.
Однако при прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска государственная пошлина не возвращается, если установлено, что истец отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком его требований после вынесения судом определения о принятии искового заявления к производству.
Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, в порядке и по основаниям, установленным гл. 12, ст. 333.40 НК РФ.
Основными общими требованиями к жалобе (заявлению, обращению), подаваемой в суд (ст. 37 Закона "О Конституционном Суде", ст. 125 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ), является следующие:
1) жалоба подается в письменной форме, при этом она должна содержать основание и предмет обжалования.
Основание - это обстоятельства, на которые ссылается заявитель в подтверждение своих требований. Основание жалобы не следует смешивать с доказательствами по делу.
Предметом жалобы является материально-правовое требование заявителя к ответчику (заинтересованному лицу) о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его (например, признание ненормативного правового акта недействительным);
2) жалоба составляется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд;
3) жалоба подписывается заявителем (управомоченным лицом, представителем) собственноручно. Воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования не допускается. В жалобе указываются:
- наименование суда, куда подается жалоба;
- наименование лица, подающего жалобу (заявление обращение), его место жительства (место нахождения).
Если жалоба подается представителем, то указываются данные о представителе, его адрес, полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности.
При подаче жалобы в арбитражный суд гражданин дополнительно указывает дату и место своего рождения, место работы или дату и место своей государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования;
- перечень прилагаемых к жалобе документов.
Необходимость указания перечня прилагаемых документов направлена на то, чтобы раскрыть доказательства, на которых основаны требования, перед другими лицами, участвующими в деле.
Документы прилагаются к жалобе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Представление копии с копий документов не допускается. Копии документа должны быть тождественны оригиналу.
Жалоба подается в суд лично либо по почте, в т.ч. АПК РФ допускает возможность подачи заявления по электронной почте.
Дата регистрации жалобы, отметка почты о ее приеме имеют значение для установления факта соблюдения заявителем срока подачи жалобы в суд, срока рассмотрения жалобы и др.
Порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции, мировых судах, арбитражных судах и высших судах Российской Федерации различен, отличается также процедура обжалования вынесенных судебных решений.
Признание в судебном порядке решения налогового органа недействительным означает признание его недействующим с момента принятия и свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.
Ненормативный правовой акт (его часть) признается недействительным, действия (бездействие) должностных лиц признаются незаконными с момента вступления решения суда в законную силу. Решение суда подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Решение суда общей юрисдикции до вступления в законную силу может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном гл. 40 ГПК РФ. Вступившее в законную силу решение (за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ) может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 41 ГПК РФ, в суде надзорной инстанции.
Постановления по делу об административном правонарушении несудебных органов могут быть обжалованы дважды: сначала в районном суде, а затем в вышестоящем суде, решение которого вступает в силу с момента его принятия.
Согласно ст. 30.12 КоАП РФ вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора. Правила подачи протестов и порядок их рассмотрения регулируются ст.ст. 30.13 - 30.19 КоАП РФ.
Решение арбитражного суда может быть пересмотрено в порядке и по правилам, предусмотренным разд. VI АПК РФ, т.е. в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Информационное сообщение УФНС РФ по Иркутской области от 10.05.2011
"Информация о порядке обжалования актов и действий налоговых органов в судебном порядке"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru