Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2010 г. № 364

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 11 октября 2010 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии представителей администрации города Иркутска: Н.Е.А. по доверенности № 059-72-373/10 от 02.08.2010, Т.М.В. по доверенности № 059-72-429/10; представителя ООО "МК-2005" - А.И.Ю. по доверенности № 33 от 23.08.2010, представителя ООО "АТОН" - Г.А.В. по доверенности № 19 от 01.09.2010, генерального директора ООО "Авалон" - С.Е.Н. на основании прав по должности; представителя ООО "Хронос-плюс" - К.А.Ю. по доверенности № 38 от 04.08.2010; представителя ИП К.И.О. - П.Д.М. по доверенности б/н от 04.08.2010, в отсутствие представителей ООО "Спринт", ООО "Новые решения", ООО "БИНЭКСТ", ООО "Инфорсер-Сибирь", уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 354 от 08.07.2010, рассмотрев дело № 354 от 08.07.2010 по признакам нарушения администрацией города Иркутска (в лице Департамента информатизации аппарата администрации г. Иркутска) (г. Иркутск, ул. Ленина, 14) п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Иркутское УФАС России обратились ООО "Новые решения", ООО "Спринт" о том, что при размещении муниципального заказа Департаментом информатизации аппарата администрации г. Иркутска на право заключения контракта на поставку расходных материалов для компьютерной техники заказчиком были заявлены к поставке только картриджи производства компании производителя техники, что является нарушением ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку в требованиях к поставляемому товару отсутствуют слова "или эквивалент".
Указанные жалобы приняты к рассмотрению комиссией Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на предмет соблюдения действий заказчика требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пояснениям администрации г. Иркутска в рамках рассмотрения дела по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов, требование к "оригинальности" поставляемого товара было обусловлено необходимостью соблюдения гарантийных обязательств на печатающую технику и обеспечения взаимодействия принтеров, имеющихся в наличии Заказчика, с закупаемыми картриджами.
В связи с тем, что Заявителями не представлены документы, опровергающие доводы заказчика, а в срок для рассмотрения жалобы на действия заказчика, установленный Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (5 дней), невозможно провести достаточное расследование по делу, решениями комиссии Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд № 38 от 07.04.2010 и № 47 от 15.04.2010 жалобы ООО "Спринт" и ООО "Новые решения" признаны необоснованными.
Вместе с тем, поскольку в рамках рассмотрения дела по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов в действиях администрации г. Иркутска усматривались признаки нарушения антимонопольного законодательства, комиссией Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов материалы дел переданы в отдел антимонопольного контроля Иркутского УФАС России для проведения проверки действий заказчика по установлению требования о поставке "оригинальных" картриджей на соответствие требованиям ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе проведенной Иркутским УФАС России в рамках антимонопольного расследования проверки материалов и документов, представленных администрацией г. Иркутска, ООО "Ксерокс (СНГ)", ЗАО "Хьюлетт-Паккард АО", Представительством "Samsung Electronics Co. Ltd", ООО "Спринт", ООО "Новые решения", установлено следующее.
Для обновления расходных материалов администрацией г. Иркутска организованы и 09.04.2010 проведены торги № 42/10 в форме открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку расходных материалов для компьютерной техники. Извещение о проведении аукциона № 42/10 было размещено в еженедельной городской газете "Иркутск официальный" от 09.03.2010 и на официальном сайте администрации г. Иркутска в сети Интернет по адресу www.admirkutsk.ru в соответствующем разделе о размещении заказов. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта 5999850,00 (пять миллионов девятьсот девяносто девять тысяч восемьсот пятьдесят) рублей. Количество закупаемого товара - 2032 шт.
При подготовке документации об аукционе в качестве товара, удовлетворяющего потребности заказчика, рассматривались картриджи для лазерных принтеров производства Hewlett-Packard (HP), Samsung, Xerox согласно таблице:

Таблица извещения о проведении открытого аукциона № 42/10
на право заключения муниципального контракта на поставку
расходных материалов для компьютерной техники

┌───┬────────────────────────────────┬─────────┬──────────┬───────────────┐
│ № │      Наименование товара       │ Единица │Количество│   Начальная   │
│п/п├────────────────────────────────┤измерения│          │(максимальная) │
│   │Картриджи для лазерных принтеров│         │          │цена контракта,│
│   │                                │         │          │    рублей     │
├───┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼───────────────┤
│ 1 │Картридж   для    Hp    LaserJet│Шт.      │    200,00│     5999850,00│
│   │1100(a)/3200/Canon LPB  810/1120│         │          │               │
│   │(2500 стр.)                     │         │          │               │
├───┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤               │
│ 2 │Картридж   для    Hp    LaserJet│Шт.      │     11,00│               │
│   │5000/5100(n/gn) (10000 стр.)    │         │          │               │
├───┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤               │
│ 3 │Картридж   для    Hp    LaserJet│Шт.      │     20,00│               │
│   │1200/1220/3300/3330/3350/3380   │         │          │               │
│   │(3500 стр.)                     │         │          │               │
├───┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤               │
│ 4 │Картридж   для    Hp    LaserJet│Шт.      │   1000,00│               │
│   │10xx/30xx (2000 стр.)           │         │          │               │
├───┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤               │
│ 5 │Картридж для  Hp  LaserJet  1300│Шт.      │     21,00│               │

Таким образом, предлагаемые ООО "Спринт", ООО "Новые решения" картриджи являются новыми, не бывшими в эксплуатации, невосстановленными, неперезаправленными, непеределанными, без дефектов, неповрежденными, соответствуют обязательным требованиям к их качеству и безопасности, что предусмотрено для данной категории товара действующим законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
Предлагаемые к поставке картриджи являются равноценными товару, указанному муниципальным заказчиком, но произведенными сторонними производителями, полностью соответствуют предусмотренным действующим законодательством нормативам, отвечают всем требованиям безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам и предназначены для использования в аппаратно-технических средствах и комплектующих заказчика.
Более того, товары, предлагаемые к поставке ООО "Новые решения", являются эквивалентом российского происхождения товаров, указанных в документации об аукционе, соответственно, на порядок дешевле (30%), что не отрицалось ответчиком (письменные пояснения администрации г. Иркутска от 30.07.2010 № 062-74-266/0).
Вместе с тем в соответствии с Законом о размещении заказов одной из основных целей проведения торгов является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Администрация г. Иркутска в случае признания победителем торгов поставщика совместимых картриджей могла сэкономить на покупке более дешевых расходных материалов, в том числе и отечественного производства, не уступающих более дорогим образцам по качеству, что подтверждается представленными отзывами о продукции, иными документами, либо значительно снизить цену муниципального контракта в результате конкурентной борьбы на аукционе между ее участниками (как указало ООО "Спринт", в случае, если бы организация участвовала в аукционе, экономия бюджетных средств могла достигнуть 2000000 руб.).
Из протокола рассмотрения заявок, а также разъяснений положений документации об аукционе однозначно определено, что ООО "Спринт", ООО "Новые решения" отказано в участии в аукционе по причине необходимости соблюдения гарантийных условий на технические средства, установленные и находящиеся на гарантийном обслуживании, которые будут утрачены в случае использования неоригинальных расходных материалов.
При рассмотрении дела установлено, что сроки гарантийных обязательств производителей части принтеров, закупка картриджей к которым являлась предметом аукциона, истекли, следовательно, сохранение поддержки гарантийных обязательств и сроков гарантий по ним невозможно в силу объективных причин. Кроме того, условия гарантийных обязательств производителей печатающих устройств не содержат положения, ограничивающие заказчика в использовании совместимых расходных материалов.
Документация о проведении закупки не содержит каких-либо документов, объективных данных, свидетельствующих о несовместимости картриджей, на которых применяются другие товарные знаки, с оборудованием, используемым Заказчиком. Позиция создателей "оригинальных" расходных материалов о том, что только их расходные материалы обеспечивают достижение заложенных в устройствах (принтерах) параметров качества и ресурса, является коммерческим, поскольку, без сомнения, каждый владелец определенной торговой марки будет продвигать на рынок именно свою продукцию.
Закон о размещении заказов содержит единственный случай правомерности указания конкретного поставщика - несовместимость товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Перечень является исчерпывающим и Закон не предусматривает исключений по такому основанию, как установление производителем устройств либо покупателем пожелания использовать расходные материалы того же производителя либо наличие определенных рекомендаций, не предусмотренных и юридически не закрепленных в действующем законодательстве.
Предложение о поставке картриджей ограничено жесткими требованиями документации об аукционе, так как единственно возможным товаром к поставке представляются модели фирм - производителей Hewlett-Packard, Samsung, Xerox и не предусматривается возможность предоставления аналогичных "оригинальным" картриджей. Указанный факт, безусловно, ставит в преимущественное положение тех поставщиков, которые работают с компаниями - производителями печатающей техники. Соответственно, требования аукционной документации сформулированы таким образом, что доступ иным поставщикам на аукцион был заведомо ограничен.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Устанавливая требование к потенциальным участникам аукциона о поставке расходных материалов - картриджей для компьютерной техники, которые должны быть произведены фирмой - производителем принтеров, администрация г. Иркутска в нарушение ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" предоставляла очевидное преимущество поставщикам, которые поставляют картриджи фирм - производителей печатных устройств, и ограничивала конкуренцию на рынке предоставления расходных материалов, чем ограничивается возможность участия в аукционе других поставщиков.
Фактически невозможность участникам аукциона, которые поставляют совместимые расходные материалы, победить в нем, независимо от их экономических, организационных и иных возможностей, приводит к отказу таким лицам от участия в данном аукционе (в том числе ООО "Новые решения", ООО "Спринт"), что, безусловно, ограничивает конкуренцию.
Таким образом, внесение в документацию об аукционе требований о поставке только "оригинальных" картриджей, указанных в аукционной документации, не обусловлено объективными причинами и противоречит требованиям, установленным Федеральным законом "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г., приведших к ограничению конкуренции при размещении данного заказа путем предоставления преимущественных условий поставки товара поставщикам, работающим с фирмами - производителями печатающих средств Hewlett-Packard, Samsung, Xerox.
На основании изложенного, рассмотрев представленные материалы по делу № 354 от 08.07.2010, заслушав пояснения ответчика, заявителя, заинтересованных лиц по делу, комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу, что действия администрации г. Иркутска содержат нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 39, 41, 49 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, комиссия

решила:

1. Признать администрацию г. Иркутска (в лице Департамента информатизации аппарата администрации г. Иркутска) (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14) нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления в документации к открытому аукциону № 42/10 на право заключения муниципального контракта на поставку расходных материалов для компьютерной техники ограничивающего конкуренцию требования к поставляемому товару, а именно требования, что товар должен быть оригинальным, то есть поставляемые расходные материалы - картриджи для компьютерной техники должны быть произведены фирмой - производителем принтеров, для работы которых они предназначены, поскольку данное требование предоставляет очевидное преимущество организациям, которые поставляют товар моделей фирм - производителей принтеров.
2. Выдать администрации г. Иркутска предписание о недопущении впредь нарушения ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ путем создания участнику торгов (нескольким участникам) преимущественных условий участия в торгах.
3. Копии решения направить сторонам по делу, копию предписания направить администрации г. Иркутска.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 октября 2010 г. № 268

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 364 от 11 октября 2010 г. по делу № 354 от 08.07.2010 о нарушении администрацией города Иркутска (в лице Департамента информатизации аппарата администрации г. Иркутска) (г. Иркутск, ул. Ленина, 14) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. Администрации города Иркутска с момента получения настоящего предписания в дальнейшем при проведении торгов на поставку комплектующих к устройствам (технике) не создавать участнику (нескольким участникам) преимущественных условий участия в торгах путем установления требований о том, что поставляемый товар должен быть произведен фирмой - производителем устройства, для работы которого он предназначен, за исключением случаев несовместимости товаров и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
2. В случае проведения торгов по поставке комплектующих к устройствам (технике) в срок до 30 ноября 2010 г. информировать Иркутское УФАС России о проведении таких торгов не позднее 10 рабочих дней с момента опубликования извещения с представлением извещений о проведении торгов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Иркутской области от 11.10.2010 № 364
<О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

Решение
Предписание УФАС по Иркутской области от 11.10.2010 № 268

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru