Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2009 г. по делу № А33-14587/2009

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2009 года. В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе
председательствующего А.Ф. Гурского,
судей Раздобреевой И.А., Севастьяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной
ответственностью "Краснокаменские Энергосети"
к администрации Курагинского района Красноярского края
об оспаривании нормативного правового акта,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "СКОРПО",
при участии в судебном заседании
представителя заявителя: Коржовой И.В. на основании доверенности от 01.08.2009 № 15;
представителя третьего лица: Кунилова Н.Ф. - директора на основании протокола от 17.11.2008;
прокурора: Краснопеевой О.В. - служебное удостоверение от 17.04.2009 ТО 079215;
Балыковой Е.С. - служебное удостоверение от 17.04.2009 ТО № 08215;
при ведении протокола судебного заседания председательствующим А.Ф. Гурским,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Краснокаменские Энергосети" (ООО "Краснокаменские Энергосети") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Курагинского района Красноярского края (Администрация) о признании недействующим Постановления от 09.12.2008 № 264 "Об установлении тарифа на услуги водоснабжения, водоотведения для ООО "СКОРПО"; об обязании администрации Курагинского района привести в соответствие Постановление от 14.10.2008 № 205-п, то есть установить срок действия данного Постановления в соответствии с законом до 14.10.2009.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Как следует из материалов дела, Приказом управления экономики и имущественных отношений Курагинского района от 26.11.2007 № 64 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "Краснокаменские Энергосети" в 2008 году тарифы на услуги водоснабжения установлены в размере 17,90 руб/м3 (без НДС) и на услуги водоотведения в размере 12,90 руб/м3 (без НДС). Срок действия тарифов установлен с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В соответствии с производственной программой ООО "Краснокаменские Энергосети", послужившей основанием для определения размера приведенных тарифов, предприятие в 2008 году планировало оказывать в комплексе услуг по водоснабжению и водоотведению услуги по подъему, очистке воды и по перекачке, очистке стоков.
Направленным в адрес главы Курагинского района письмом от 13.05.2008 № 686 ООО "Краснокаменские Энергосети" отказалось от эксплуатации гидроузла, а фактически от предоставления услуг по подъему, очистке воды и по перекачке, очистке стоков.
16.05.2008 зарегистрировано ООО "СКОРПО", которое по договорам аренды от 17.08.2008 № 50 и № 51 арендовало у ООО "Краснокаменский рудник" оборудование очистных сооружений, а также здание и оборудование станции гидроузла.
27.08.2008 ООО "СКОРПО" обратилось к главе администрации Курагинского района об утверждении с 01.09.2008 до конца 2008 года для ООО "СКОРПО" тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения на основании расчетов ООО "Краснокаменские Энергосети".
14.10.2008 администрацией Курагинского района издано Постановление № 205-п "О досрочном пересмотре тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "СКОРПО", установлены тариф на подъем и очистку воды в размере 9,55 руб/м3 (без НДС) и тариф на перекачку и очистку стоков в размере 8,39 руб/м3 (без НДС). Срок действия тарифов определен с 14.10.2008 по 31.12.2008.
Одновременно администрацией Курагинского района издано Постановление от 14.10.2008 № 206-п "О досрочном пересмотре тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "Краснокаменские Энергосети". Установлены тариф на транспортирование воды в размере 8,35 руб/м3 (без НДС) и тариф на транспортирование стоков в размере 4,51 руб/м3 (без НДС).
09.12.2008 Постановлением администрации Курагинского района № 264-п "Об установлении тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "СКОРПО" с 09.01.2009 по 31.12.2009 установлены тарифы на подъем и очистку воды в размере 11,76 руб/м3 (без НДС) и на перекачку и очистку стоков в размере 8,93 руб/м3 (без НДС).
Для ООО "Краснокаменские Энергосети" Постановлением администрации Курагинского района от 09.12.2008 № 265-п с 09.01.2009 по 31.12.2009 установлены тарифы на услуги водоснабжения в размере 22,04 руб/м3 (без НДС), в том числе на транспортирование воды в размере 10,28 руб/м3 (без НДС), а также на услуги водоотведения в размере 13,73 руб/м3 (без НДС), в том числе на транспортирование стоков в размере 4,80 руб/м3 (без НДС).
В дальнейшем сроки действия тарифов для каждого предприятия были изменены и установлены с 9 января 2009 года по 8 января 2010 года (Постановления администрации Курагинского района от 17.02.2009 № 37-п и 38-п).
Заявитель полагает, что Постановление администрации Курагинского района Красноярского края от 09.12.2008 № 264 "Об установлении тарифа на услуги водоснабжения, водоотведения для ООО "СКОРПО" не соответствует пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также нарушают его права и законные интересы, возлагая бремя дополнительных расходов на покупку ресурсов у ООО "СКОРПО".
Ответчик заявленные требования не признал, так как, по его мнению, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Третье лицо и прокурор поддержали позицию ответчика.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный акт.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены правом устанавливать и регулировать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 данного Закона период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Одним из оснований для досрочного пересмотра органом регулирования муниципального образования надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" является объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации.
При этом при досрочном пересмотре тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в случае объективного изменения условий ее деятельности установленная дата окончания периода действия тарифов на товары и услуги этой организации изменению не подлежит.
Согласно пункту 19 статьи 2 указанного Закона под объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), понимаются изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 № 316, к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, помимо изменений, указанных в пункте 19 статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", относятся стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у организации коммунального комплекса основных фондов, если любое из этих событий в отдельности или их совокупность повлекли за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса, по сравнению с финансовыми потребностями этой организации, определенными на момент утверждения соответствующей программы.
Между тем в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
- полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Без принятия оспариваемого Постановления соблюдение данных принципов, по мнению арбитражного суда, было бы невозможно, учитывая нижеследующее.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого акта, то есть до досрочного пересмотра тарифов на товары и услуги заявителя, явился отказ ООО "Краснокаменские Энергосети" от оказания услуг на подъем и очистку воды и на перекачку и очистку стоков, в результате чего возникла необходимость создания (регистрации) нового юридического лица (ООО "СКОРПО") и передачи ему договорам аренды от 17.08.2008 № 50 и № 51, принадлежащих ООО "Краснокаменский рудник", оборудования очистных сооружений, а также здания и оборудования станции гидроузла.
В ином случае интересы потребителей коммунальных услуг (в том числе населения) были бы нарушены, так как они эти услуги просто бы не получили. Деятельность ООО "Краснокаменские Энергосети" и ООО "СКОРПО" взаимосвязана и неразрывна, так как иных производителей коммунальных ресурсов и поставщиков коммунальных услуг в п. Краснокаменск нет.
Вышеуказанные обстоятельства, вызвали объективные изменения условий деятельности заявителя, влияющие на стоимость его товаров и услуг, так как ООО "Краснокаменские Энергосети" оказывали уже иной объем коммунальных услуг по сравнению с первоначальным.
ООО "СКОРПО" с 01.09.2008 стало производителем коммунальных ресурсов, следовательно, оно имело право на полное возмещение своих затрат. Досрочный пересмотр тарифов заключался в выделении из тарифов, установленных для ООО "Краснокаменские Энергосети" затрат на производство воды и очистку стоков (которые несет ООО "СКОРПО") и затрат на транспортировку воды и стоков (которые несет ООО "Краснокаменские Энергосети"). При этом общий размер тарифа остался прежним, его изменений не произошло. В то время как утверждение для ООО "СКОРПО" тарифов, как для вновь созданного предприятия, привело бы к росту тарифов для потребителей второй раз в год.
Дата окончания периода действия тарифов была определена в рамках ранее установленных Приказом управления экономики и имущественных отношений Курагинского района от 26.11.2007 № 64 сроков - до 31.12.2008.
Кроме того, для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие двух обстоятельств одновременно: несоответствие его нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Необходимость подтверждения наличия нарушенного права при обращении в суд вытекает из статей 4, 192, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом возложение на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанности доказать соответствие этого акта другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, не освобождает заявителя от обязанности доказывать нарушение оспариваемым актом своих прав и законных интересов.
Заявитель утверждает, что в связи с утверждением для ООО "СКОРПО" тарифов на 2009 год ООО "Краснокаменские Энергосети" понесло дополнительные затраты на покупку ресурсов у ООО "СКОРПО". Однако объективных доказательств данного утверждения арбитражному суду не представлено. Кроме того, в тарифы ООО "Краснокаменские Энергосети" на 2009 год уже включены затраты на покупку ресурсов у ООО "СКОРПО", рассчитанные по тарифам, утвержденным для ООО "СКОРПО" на 2009 год. Доказательств обратного арбитражному суду также не представлено.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что Постановление администрации Курагинского района Красноярского края от 09.12.2008 № 264 "Об установлении тарифа на услуги водоснабжения, водоотведения для ООО "СКОРПО" соответствует положениям действующих нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, приняты ответчиком в соответствии с его компетенцией, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают.
Кроме того, Постановление от 14.10.2008 № 205-п администрации Курагинского района "О досрочном пересмотре тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "СКОРПО" утратило юридическую силу в связи с истечением его действия, ввиду чего внесение в него каких-либо изменений невозможно.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленного требования отказать.
Признать Постановление администрации Курагинского района Красноярского края от 09.12.2008 № 264 "Об установлении тарифа на услуги водоснабжения, водоотведения для ООО "СКОРПО" соответствующим пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
А.Ф.ГУРСКИЙ

Судьи
И.А.РАЗДОБРЕЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29.12.2009 по делу № А33-14587/2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления администрации Курагинского района Красноярского края от 09.12.2008 № 264 "Об установлении тарифа на услуги водоснабжения, водоотведения для ООО "СКОРПО">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru