Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2010 г. по делу № А33-9693/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 июля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мозольковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство" (г. Красноярск)
заинтересованное лицо: Енисейское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Красноярск)
об установлении факта, имеющего юридическое значение - о признании судов, пропавшими без вести,
при участии: от заявителя: Шаховцева С.С. - представителя по доверенности от 01.01.2010,
от Енисейского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Шарифулина Д.М. - представителя по доверенности от 28.01.2010,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мозольковой Л.В.,

установил:

открытое акционерное общество "Енисейское речное пароходство" (далее - ОАО "Енисейское речное пароходство") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение: о признании баржи № 1829, баржи "БРП-173", баржи "БРП-604", баржи "БРП-302", Т/х "МБВ-242", баржи "БСП-203", баржи "БРП-252", баржи "БСП-205", баржи "БРП-237" пропавшими без вести.
Заявление принято к производству суда. Определением от 06.07.2010 возбуждено производство по делу.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя на заявленные требования поддержал.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании объявлялся перерыв с 11 часов 25 минут до 14 часов 30 минут 29.07.2010.
После перерыва предварительное судебное заседание продолжено с участием представителя Енисейского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Стороны не возражали против перехода к судебному разбирательству.
Арбитражный суд перешел к судебному разбирательству.
От представителя Енисейского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поступил письменный отзыв, из которого следует, что Енисейское УГМРН Ространснадзора считает возможным признать суда без вести пропавшими.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения заявления, обстоятельства:
за ОАО "Енисейским речным пароходством" числятся следующие суда: баржа № 1829, баржа "БРП-173", баржа "БРП-604", баржа "БРП-302", Т/х "МБВ-242", баржа "БСП-203", баржа "БРП-252", баржа "БСП-205", баржа "БРП-237".
Как следует из заявления, в ходе проведенной инвентаризации при сличении количества судов, поименованных в инвентаризационных ведомостях, с данными счета 01 "Основные средства" бухгалтерского учета, была выявлена недостача и отсутствие документального подтверждения причин отсутствия следующих судов: баржи № 1829, "БРП-173", "БРП-604", "БРП-302", "БСП-203", "БРП-252", "БСП-205", "БРП-237" и Т/х "МБВ-242".
Постановлением от 26.03.2010 ОБЭП Сибирского Управления внутренних дел на транспорте МВД России отказано в возбуждении уголовного дела по факту недостачи судов ОАО "Енисейское речное пароходство". Из указанного постановления следует, что с целью возможного установления местонахождения недостающих судов в адрес Енисейского управления Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в Енисейский филиал ФГУ "Российский речной регистр", а также в адрес Центра ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю направлены запросы. Из ответов вышеперечисленных контролирующих организаций, следует, что факты хищения судов, либо неправомерного использования не установлены. Также, в ходе указанной проверки установлено, что в отношении указанных судов отсутствуют сведения и документы, указывающие на причину их отсутствия.
В соответствии со справкой Федерального государственного учреждения "Енисейское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" "Енисейречтранс" от 01.06.2010 баржи № 1829, "БРП-173", "БРП-604", "БРП-302", "БСП-203", "БРП-252", "БСП-205", "БРП-237" и Т/х "МБВ-242" не были зафиксированы на пунктах диспетчерского регулирования на реках Енисей и Ангара за периоды навигаций 2005 - 2009 годов.
Из справок Енисейского управления государственного морского и речного надзора от 04.06.2010 и от 07.06.2010 следует, что указанные выше суда на специальном учете бесхозяйных судов по Енисейскому бассейну не состоят, проверки Енисейским УГМРН Ространснадзора за последние пять лет не проводились.
По данным Енисейского филиала Федерального государственного учреждения "Российский Речной Регистр" указанные выше суда сняты с учета в связи с непредъявлением к освидетельствованиям.
ОАО "Енисейское речное пароходство" обратилось с заявление об исключении судов из Государственного судового реестра, поскольку не располагает сведениями о том, что пропавшие суда погибли, отсутствуют договоры купли-продажи в отношении указанных судов, а также иные документы, указывающие на причину отсутствия данных судов.
Письмом Енисейского управления государственного морского и речного надзора заявителю разъяснено, что в соответствии с пунктом 9.5.3. Правил эксплуатации судов внутреннего водного транспорта списание судов пропавших без вести осуществляется на основании подтверждающего документа, таким документом может быть вступившее в законную силу решение суда об установлении факта пропажи без вести судна.
Ссылаясь на невозможность получения в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факт гибели судов, их безвестного отсутствия, ОАО "Енисейское речное пароходство" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо самостоятельно выбирает способ и форму защиты своего права или охраняемого законом интереса, в том числе путем обращения в арбитражный суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
В соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном судовом реестре Российской Федерации, указанные суда зарегистрированы за ОАО "Енисейское речное пароходство".
Статьей 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что исключению из Государственного судового реестра Российской Федерации подлежит судно: погибшее или пропавшее без вести; конструктивно погибшее; утратившее качества судна в результате перестройки или других изменений; переставшее соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23. (пункт 1). Данным пунктом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для исключения судна из Реестра.
Указанные основания для исключения судов из Государственного судового реестра Российской Федерации предусмотрены пунктом 53 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 № 144.
Для исключения судна из Государственного судового реестра Российской Федерации судовладелец должен подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, заявление и документы, подтверждающие обстоятельства, явившиеся основанием для такого исключения (пункт 2 статьи 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.5.3. "Руководства по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта" РД 212.0182-02 (утв. Минтрансом РФ 20.12.2001), основными документами для оформления списания судов, погибших или пропавших без вести, являются документы, подтверждающие факт гибели судна.
По причине отсутствия указанных судов и невозможности установления их местонахождения, предъявить их контролирующим органам для получения заключения о техническом и конструктивном состоянии судов не представляется возможным.
Согласно ответу от 28.05.2010 № 560/3-03/78 на запрос ОАО "Енисейское речное пароходство" № 03.2-01-15-546 от 25.05.2010 о возможности исключения указанных выше судов из Государственного судового реестра РФ, Енисейское управление Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта сообщило, что в соответствии с п. 9.5.3. "Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта" РД 212.0182-02 (утв. Минтрансом РФ 20.12.2001) документом, подтверждающим факт гибели судна, может быть вступившее в законную силу решение суда об установлении факта пропажи без вести судна.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации не содержит определения судна пропавшего без вести.
В силу статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, прямо не урегулированным законодательством, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.
В соответствии со статьей 1 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. В силу статьи 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа, рыболовства, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, учебных, спортивных и культурных целей, иных целей.
Статьей 48 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, регулирующей сходные отношения, установлено, что судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее, чем один месяц и более, чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее, чем шесть месяцев.
Инструкцией по осмотру судов Енисейское управление государственного морского и речного надзора осуществляет первичные осмотры вводимых в эксплуатацию судов по заявке судовладельцев и контрольные осмотры в случае выявления нарушений правил плавания, которые хранятся в Управлении пять лет. Согласно письму Енисейского управления Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 596/5-28 от 07.06.2010 проверки барж № 1829, "БРП-173", "БРП-604", "БРП-302", "БСП-203", "БРП-252", "БСП-205", "БРП-237" и Т/х "МБВ-242" за последние пять лет (с 2006 года по 2010 год) не проводились.
Согласно письму Енисейского филиала Российского Речного Регистра № ЕФ-03-25-366 от 04.05.2010 указанные суда сняты с классификационного учета в период с 2003 года по 2009 год.
Из письма ФГУ "Енисейречтранс" от 01.06.2010 № 07-17-01 следует, что указанные суда не были зафиксированы на пунктах диспетчерского регулирования на реках Енисей и Ангара за период навигации 2005 - 2009 годов.
По данным Енисейского УГМРН Ространснадзора указанные суда на специальном учете бесхозяйных судов по Енисейскому бассейну не состоят.
На основании изложенного следует, что ОАО "Енисейское речное пароходство" не получало информации о данных судах с 2005 года.
Таким образом, указанные выше суда не осматривались в течение пяти лет, не предъявлялись к освидетельствованию и были сняты с квалификационного учета Российского Речного Регистра, они не значатся бесхозяйными, по факту хищения судов правоохранительными органами отказано в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием события преступления.
С учетом изложенного, установленных обстоятельств по делу, а также оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что заявление об установлении юридического факта - о признании барж № 1829, "БРП-173", "БРП-604", "БРП-302", "БСП-203", "БРП-252", "БСП-205", "БРП-237" и Т/х "МБВ-242" пропавшими без вести подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 65, 110, 156, 184, 185, 218, 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление удовлетворить.
Установить юридический факт о признании барж № 1829, "БРП-173", "БРП-604", "БРП-302", "БСП-203", "БРП-252", "БСП-205", "БРП-237" и Т/х "МБВ-242" пропавшими без вести.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
Л.В.МОЗОЛЬКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.08.2010 по делу № А33-9693/2010
<Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, о признании барж пропавшими без вести удовлетворено, так как баржи не осматривались в течение пяти лет, не предъявлялись к освидетельствованию и были сняты с квалификационного учета Российского речного регистра, не значатся бесхозяйными, по факту их хищения правоохранительными органами отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru