Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2011 г. № 22/04

    Резолютивная часть решения оглашена 1 февраля 2011 года.      г. Тамбов
    В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Плотников С.Ю.,
рассмотрев дело № 22/04 по признакам нарушения ООО "П." (<...>) части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), установила:

Тамбовское УФАС России на основании поручений ФАС России о проведении контрольных мероприятий от 09.04.2010 № ИА/1505-ПР, Президента Российской Федерации от 28.12.2009 № Пр-3513 и Председателя Правительства Российской Федерации от 19.01.2010 № ВП-П13-239 в период с 29.09.2010 по 28.10.2010 провело выездную внеплановую проверку в отношении торговой сети ООО "П." (адрес).
В результате проверки выявлено, что в договорах, заключенных ООО "П." с поставщиками продуктов питания одной товарной группы (молочной продукции, колбасных изделий) содержатся неравные условия выплаты вознаграждения, сроков оплаты за поставленный товар и штрафных санкций, что носит дискриминационный характер.
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали:
- директор ООО "П." <...>;
- представитель ООО "П." <...> (доверенность от 23.11.2010);
- директор ООО "П1." <...>;
- коммерческий директор ООО "М." <...>;
- директор ООО "К." <...>.
На рассмотрении дела представитель ООО "П." сообщил, что размер вознаграждения за приобретение определенного количества товара ООО "П." определяет индивидуально по каждому договору поставки. Размер вознаграждения основывается на оценке потребительского спроса на товар, который складывается из известности продукта, объема вложений в рекламу, маркетинга по данному продукту и других факторов. Кроме того, крупные поставщики сами определяют точные условия договоров поставки, которые они готовы заключить.
В материалах дела имеются письменные пояснения заинтересованных лиц (поставщиков), согласно которым условия договоров, такие как размер вознаграждения и срок оплаты за поставленный товар, были согласованы поставщиками и ООО "П.", претензий у поставщиков по условиям договора нет.
Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
Частью 3 статьи 1 Закона о торговле определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
На основании п. 2.2 устава, утвержденного решением участника от 27.10.2009, ООО "П." осуществляет следующие виды деятельности, подпадающие под действие Закона о торговле.
- розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в специализированных магазинах.
На территории Тамбовской области осуществляют деятельность 15 торговых объектов торговой сети (универсамов) ООО "П.". Из них 7 находятся в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области, 8 - в г. Тамбове.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговле, торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Следовательно, деятельность ООО "П." подпадает под действие Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В рамках проведенной выездной внеплановой проверки был проведен анализ договоров поставки, заключенных ООО "П." со следующими хозяйствующими субъектами:
Поставщики колбасных изделий:
- ОАО "Т." - договор поставки от 01.08.2010;
- ООО "Р." - договор поставки от 08.07.2010 № 50;
- ООО "О." - договор поставки от 01.06.2010 № 178;
- ООО "К." - договор поставки от 01.03.2010 № 6/2010;
- ОАО "М1." - договор поставки от 01.08.2010.
Поставщики молочной продукции:
- ООО "П1." - договор поставки от 01.09.2010 № 229;
- ООО "Ч." - договор поставки от 01.08.2010 № 203;
- ООО "М2." - договор поставки от 01.08.2010;
- ООО "М3." - договор поставки от 01.08.2010;
- ООО "М4" - договор поставки от 01.06.2010;
- ООО "М5." - договор поставки от 01.04.2010 № 1.

В результате анализа договоров поставки, заключенных ООО "П.", выявлено, что предмет всех договоров является схожим и имеет следующее содержание:
"Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принимать и оплачивать товар на условиях настоящего договора согласно Спецификации товара и надлежаще оформленным сопроводительным документам. Поставщик на регулярной основе принимает заказы Покупателя и осуществляет поставку товара в объеме и ассортименте, указанном в заказе, и по ценам, согласованным сторонами в спецификации на момент отправки заказа покупателем".
Вместе с тем, анализ условий договоров поставки, касающихся размера вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением определенного количества товара, показал следующее.
1. В пункте 1 приложения № 2 к договорам поставки для поставщиков ООО "П." установлены следующие размеры вознаграждения.
а) По товарной группе "колбасные изделия".
В договоре с <...> определен размер вознаграждения, равный 8% от стоимости поставленной продукции при условии достижения общего объема закупок, равного 100000 руб. за месяц.
В договоре с <...> определен размер вознаграждения, равный 3% от стоимости поставленной продукции при условии достижения общего объема закупок, равного 100000 руб. за квартал.
В договоре с <...> определен размер вознаграждения, равный 6% от стоимости поставленной продукции при условии достижения общего объема закупок, равного 1000000 руб. за квартал.
В договоре, заключенном с <...>, определен размер вознаграждения, равный 3% от стоимости поставленной продукции при условии достижения установленного общего объема закупок. Объем закупки устанавливается отдельно на каждый месяц по соглашению сторон. В марте, апреле, мае 2010 года сторонами был определен объем, равный 800000 руб., в июле 2010 года - 700000 руб., в июне, августе - 800000 руб., в сентябре - 700000 руб., в октябре - 600000 руб.
По условиям договора поставки, заключенного с <...>, вознаграждение не выплачивается, чем оно поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными поставщиками.
Таким образом, в договорах поставки продуктов питания товарной группы - "колбасные изделия" для поставщиков установлены неравные условия договора поставки в части вознаграждения.
б) По товарной группе "молочная продукция".
В договоре поставки, заключенном с <...>, определен размер вознаграждения, равный 0,5% от стоимости поставленной продукции при условии достижения общего объема закупок равного 3000000 руб. ежемесячно, равный 1% при достижении объема 3500000 руб., 1,5% при достижении объема 4000000 руб., 2% при достижении объема 4500000 руб.
В договоре поставки, заключенном с <...>, определен размер вознаграждения, равный 3% от стоимости поставленной продукции, при условии достижения общего объема закупок равного 100000 руб. за отчетный период (ежемесячно).
В дополнительном соглашении к договору поставки, заключенному с <...>, предусмотрено, что поставщик ежемесячно выплачивает покупателю премию от объема закупок (с учетом НДС), закупаемого по Договору товара, начиная с первой поставки после подписания договора в размере 7%.
По условиям договоров, заключенных с <...>, <...>, <...>, выплата вознаграждения не предусмотрена, чем они поставлены в лучшие условия.
Таким образом, поставщики ООО "П." поставлены в неравные условия поставки в части вознаграждения.
Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено понятие дискриминационных условий. Дискриминационными условиями считаются, в частности, такие условия приобретения, продажи товара, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим (другими) хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Следовательно, ООО "П.", включив в договоры поставки своим поставщикам неравные условия доступа на товарный рынок в виде разных условий вознаграждения (или его отсутствия) по однородным группам продовольственных товаров, нарушило пункт 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.
2. В части штрафных санкций пунктами 8.1 договоров поставки установлено следующее.
а) По товарной группе "молочная продукция".
В договорах поставки, заключенных с <...>, с <...>, <...> и <...>, определено условие, согласно которому в случае несвоевременной передачи товара поставщиком предусмотрены санкции в виде штрафа в размере 0,1% от цены не поставленного в срок товара за каждый день просрочки.
По условиям договора поставки, заключенного ООО "П." с <...>, при несвоевременной передаче товара поставщиком, покупатель вправе взыскать с поставщика штраф в размере 15% от цены не поставленного в срок товара.
б) По товарной группе "колбасные изделия".
Договор, заключенный ООО "П." с <...>, предусматривает в случае просрочки выставления расчета, подлежащего выплате вознаграждения, штраф с поставщика в размере 0,5% суммы от суммы вознаграждения за каждый день просрочки. При просрочке выплаты вознаграждения условиями договора предусмотрен штраф с поставщика в размере 0,5% от суммы вознаграждения за каждый день просрочки.
Условиями договоров поставки, заключенных ООО "П." с другими поставщиками колбасных изделий, штрафные санкции в случае просрочки выставления расчета подлежащего выплате вознаграждения и при просрочке выплаты вознаграждения не предусмотрены.
Таким образом, в договорах, заключенных ООО "П." с поставщиками продуктов питания двух товарных групп, предусмотрены разные штрафные санкции в зависимости от поставщика, что создает для них дискриминационные условия доступа на товарный рынок розничной реализации продовольственными товарами через торговую сеть, поскольку ООО "П." поставило своих контрагентов в неравное положение по сравнению друг с другом, тем самым ущемив их законные интересы.
3. При проведении анализа условий договоров поставки ранее указанных товарных групп по срокам оплаты установлено следующее.
а) По товарной группе "молочная продукция".
В договорах, заключенных ООО "П." с <...> (пункт 6.2), <...> (пункт 3.3), определено, что оплата поставленного товара производится в течение 10 календарных дней со дня поставки.
По условия договоров, заключенных с <...> (пункт 5.1), <...> (пункт 5.3), поставленный товар подлежит оплате в течение 3 календарных дней со дня поставки.
В пункте 6.2 договора, заключенного с <...>, определен срок оплаты в течение 5 календарных дней со дня поставки.
Вместе с тем, пунктом 6.2 договора, заключенного с <...>, сроки оплаты товара устанавливались в зависимости от срока годности, в соответствии с Законом о торговле.
б) по товарной группе "колбасные изделия" пункты 6.2 договоров поставки содержат следующие условия.
В договоре, заключенном с <...>, определен срок оплаты в течение 14 банковских (рабочих) дней со дня получения товара.
По условиям договоров, заключенных с <...>, <...>, поставленный товар подлежит оплате в течение 21 банковского дня со дня поставки.
Пунктом 6.2 договоров, заключенных с <...> и <...>, сроки оплаты товара устанавливались в зависимости от срока годности, в соответствии с Законом о торговле.
В договорах поставки колбасных изделий и молочной продукции ООО "П." для отдельных поставщиков однородных групп продовольственных товаров установило более выгодные условия по срокам оплаты товара. Данные обстоятельства свидетельствуют о создании ООО "П." преимущественных финансовых условий сотрудничества одним поставщикам по сравнению с другими, которым установлены более длительные сроки оплаты поставленного товара.
Такой подход к формированию договорных отношений торговой сети и поставщиков недопустим, так как создает препятствия равного доступа поставщиков на товарный рынок. Оборот денежных средств для последующей хозяйственной деятельности у поставщиков, имеющих наименьшие сроки взаиморасчетов за поставленную продукцию, имеет большие тенденции к увеличению по сравнению с поставщиками, вынужденными ожидать более длительный период времени для оплаты поставленной продукции.
Таким образом, с учетом вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что в договорах, заключенных ООО "П." с поставщиками молочных продуктов и колбасных изделий, предусмотрены неравные условия вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением определенного количества товара, штрафные санкции при несвоевременной передаче товара поставщиком и сроки оплаты поставленного товара, что создает дискриминационные (неравные) условия доступа на товарный рынок реализации продовольственных товаров через торговую сеть.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, запрещается создавать дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети.
Исходя из изложенного и учитывая, что ООО "П." осуществляет торговую деятельность посредством организации торговой сети, на него распространяются требования к торговым сетям, указанные в Законе о торговле.
Кроме того, согласно части 1 статьи 9 Закона о торговле, хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "П." не определило условия отбора контрагентов (поставщиков) для заключения договоров поставки продовольственных товаров и существенные условия таких договоров. Указанные сведения не опубликованы на сайте торговой сети.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что информационная открытость торговой сети об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора обеспечит прозрачность и открытость таких условий для поставщиков, что обеспечит защиту законных интересов обоих участников правоотношений. Сведения следует размещать на официальных сайтах торговых сетей, чтобы поставщики смогли самостоятельно получить информацию о всех существенных условиях договора поставки.
Таким образом, ООО "П.", не определив условия отбора контрагентов (поставщиков) для заключения договоров поставки продовольственных товаров и существенные условия таких договоров, заключило договоры поставки с вышеуказанными Поставщиками на неравных (дискриминационных) условиях, тем самым ущемив законные интересы отдельных поставщиков.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая содержание принципа свободы договора, допускает ее ограничения законом.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, свобода договора не означает, что ООО "П." при заключении договоров поставки может действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов). Пределы этой свободы установлены статьей 10 Гражданского кодекса РФ, иными нормами ГК РФ и другими нормативными правовыми актами. Принцип свободы договора предполагает, что стороны договора действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли. Хотя они и определяют самостоятельно условия договора в своих интересах, но должны при этом учитывать установленные ГК РФ и другими законами (Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации") ограничения.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что ООО "П." нарушило пункт 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Нарушение выразилось в создании для поставщиков продовольственных товаров дискриминационных условий по вознаграждению, выплачиваемого в связи приобретением у них определенного количества продовольственных товаров, по срокам оплаты товаров и штрафным санкциям.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьями 9, 13, 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Комиссия решила:

1. Признать ООО "П." нарушившим пункт 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" действиями по созданию для поставщиков продовольственных товаров дискриминационных условий по условиям вознаграждения, выплачиваемого в связи приобретением у них определенного количества продовольственных товаров, по срокам оплаты товаров и штрафным санкциям.
2. Выдать ООО "П." предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
Е.М.Вислобокова
С.Ю.Плотников




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Тамбовского УФАС РФ от 14.02.2011 № 22/04
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru