Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. по делу № А67-4499/2010

(извлечение)

23 сентября 2010 г. - дата оглашения резолютивной части решения
23 сентября 2010 г. - дата изготовления решения в полном объеме
Прокурор Томской области обратился в арбитражный суд с иском к Исполнительно - распорядительному органу Муниципального образования Тунгусовского сельского поселения - Администрации Тунгусовского сельского поселения (далее - Администрация Тунгусовского сельского поселения), закрытому акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" (далее - ЗАО "Страховая группа "УралСиб") о признании договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 18.01.2010 № 000039/0540/701, заключенного между Администрацией Тунгусовского сельского поселения и ЗАО "Страховая группа "УралСиб", недействительным (ничтожным) и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в пользу Администрации Тунгусовского сельского поселения страховой премии в размере 1 978,37 руб.
В обоснование заявленного требования истец сослался на то, что договор 18.01.2010 № 000039/0540/701 заключен с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным (ничтожным) (л.д. 3 - 7).
Ответчик (1) представил заявление о признании иска в полном объеме (л.д. 75), представителя в судебное заседание не направил.
Ответчик (2) представил отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований не возражал (л.д. 52), представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассматривается по имеющимся в нем материалам в отсутствие ответчиков (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.01.2010 между Администрацией Тунгусовского сельского поселения (страхователь) и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" (страховщик) был заключен договор № 000039/0540/701 обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств - автомобиля УАЗ-39625203, государственный регистрационный знак М 479 ТУ 70 (страховой полис серии ВВВ № 0510437702) со сроком действия с 18.01.2010 по 17.01.2011 (л.д. 9 - 15).
Предусмотренная договором страховая премия в размере 1 978,37 руб. страхователем уплачена платежным поручением от 15.03.2010 № 98 (л.д. 25).
Договор от 18.01.2010 № 000039/0540/701 заключен без проведения конкурсных процедур, что подтверждается справкой Администрации Тунгусовского сельского поселения от 29.04.2010 № 297 (л.д. 21).
Полагая, что указанный договор противоречит требованиям части 1 статьи 18 Закон № 135-ФЗ, и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным (ничтожным), прокурор Томской области обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 135-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания, в том числе, финансовых услуг по страхованию ответственности.
Согласно части 1 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя), подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.
Из системного толкования перечисленных норм права следует, что поскольку часть 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ устанавливает исключения из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд, данные исключения распространяются и на предусмотренные частью 1 статьи 18 Закона № 135-ФЗ случаи отбора федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий финансовых организаций для оказания, в том числе, финансовых услуг по страхованию ответственности, поскольку установление данных исключений имеет целью оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением конкурса.
В связи с этим суд считает неправомерными, противоречащими перечисленным нормам материального права, довод истца о том, что часть 1 статьи 18 Закона № 135 закрепляет прямую обязанность перечисленных в ней субъектов проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг страхования вне зависимости от стоимости таких услуг, и, соответственно, вывод о том, что заключение Администрацией Тунгусовского сельского поселения и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 18.01.2010 № 000039/0540/701 без проведения открытого конкурса или аукциона противоречит нормам права, вследствие чего имеются основания для признания его недействительным.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2010 по делу № А03-18209/2009.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Государственная пошлина по делу по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца, однако последний освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 1 статьи 110, статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции (Седьмой арбитражный апелляционный суд) в месячный срок с момента изготовления текста решения в полном объеме.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2011 по делу № А67-4499/2010 данное решение и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2010 по делу № А67-4499/2010 оставлены без изменения.

Решение Арбитражного суда Томской области от 23.09.2010 № А67-4499/2010
<Исключения из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона, установленные ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", распространяются и на случаи отбора органами местного самоуправления организаций для оказания услуг по страхованию ответственности с целью оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением конкурса>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru