Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2010 года

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего - судьи Полушкина А.В.,
при секретаре судебного заседания - Афанасьевой Н.Н.,
с участием прокурора Демидова Д.С.,
представителей заявителя Лучихина А.В., Цыгановой Р.К.,
представителей Президента УР Украинцевой Ю.Л., Мухачевой А.В.,
представителя Управления по охране фауны УР Пластинина М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов о признании в части не действующим, несоответствующим федеральному законодательству Указа Президента Удмуртской Республики № 141 от 05 августа 2010 года "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики",

установил:

Региональная общественная организация - Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов (далее по тексту Союз, УРСООиР) обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании в части не действующим, несоответствующим федеральному законодательству Указа Президента Удмуртской Республики № 141 от 05 августа 2010 года "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики" со дня вступления в силу оспариваемого нормативного акта.
Заявление мотивировано следующими обстоятельствами. УРСООиР является лицензируемым пользователем объектов охотфауны на основании полученных им долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира в пяти охотхозяйствах на территории Удмуртской Республики, а именно: Юкаменском охотхозяйстве, Ярском охотхозяйстве, Кезском охотхозяйстве, Сюмсинском охотхозяйстве, Граховском охотхозяйстве.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лимит охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
В соответствии с частью 9 статьи 24 этого же Федерального закона, квоты добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
27 апреля 2010 года Союз направил в адрес уполномоченного органа -Управления охраны фауны Удмуртской Республики пять заявок на квоты добычи охотничьих ресурсов на период 01.08.2010 г. - 01.08.2011 г. в Кезском, Сюмсинском, Граховском, Юкаменском и Ярском охотничьих хозяйствах.
05 августа 2010 года, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Президентом Удмуртской Республики был принят нормативный правовой акт - Указ № 141 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики".
При этом, заявки УРСООиР были проигнорированы, а закрепленные за Союзом охотничьи хозяйства исключены оспариваемым Указом из перечня угодий на которые распространяются установленные квоты добычи охотничьих ресурсов.
Согласно статье 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
Права и законные интересы Союза оспариваемым нормативным правовым актом нарушены тем, что незаконно исключены закрепленные за УРСООиР охотничьи угодья путем их переименования в общедоступные охотничьи угодья.
Оспариваемым Указом нарушаются права Союза, предоставленные статьей 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", на пользование предоставленными объектами животного мира; собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них; заключение договоров с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира; ведение подсобного хозяйства и реализации произведенных продукции и изделий.
Федеральным законодательством не предусмотрено изъятие лицензированных территорий путем их переименований.
Принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке, а основания и порядок прекращения права пользования животным миром перечислены в статье 47 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире".
Оспариваемым Указом, в нарушение прав заявителя, фактически аннулированы долгосрочные лицензии Союза, включив в текст нормативного правового акта при установлении квот добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья, несуществующие общедоступные охотничьи угодья с неопределенной правовой природой.
Кроме того, текст оспариваемого Указа является неопределенным по содержанию, что вызывает его неоднозначное толкование.
Пунктом 1 Указа Президента № 141 от 05.08.2010 г. утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов на период от 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года на территории Удмуртской Республики, за исключением национального парка "Нечкинский", в количестве: лось - 1523 особи; кабан - 1817 особей; медведь - 104 особи; выдра - 30 особей; тетерев - 2685 особей, тогда как итоговые показатели таблицы квот добычи охотничьих ресурсов, утвержденных этим же Указом, предусматривают иные цифровые показатели: лось - 1287 особей; кабан - 1729 особей; медведь - 99 особи; выдра - 20 особей; тетерев - 2522 особей.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте..." следует, что лимит добычи охотничьих ресурсов - это объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов, а квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Из смысла положений вышеуказанного Федерального закона следует, что лимит - это сумма квот добычи охотничьих ресурсов по каждому конкретному охотничьему угодью, что закреплено и пунктом 9.4 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 года.
Федеральное законодательство не предусматривает утверждение субъектом Федерации лимитов добычи охотничьих ресурсов с "запасом", нераспределенным квотами по конкретным охотничьим угодьям, то есть с запасом лимита, по своему содержанию, оторванному от квот и тем самым несоответствующем Федеральным нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Союз просил суд: 1) признать недействующим, несоответствующим федеральному законодательству, Указ Президента Удмуртской Республики от 05 августа 2010 года "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики", в части исключения из его текста пяти охотугодий, закрепленных за УРСООиР и безосновательного переименования этих угодий в общедоступные охотничьи угодья, со дня вступления в силу оспариваемого акта; 2) признать недействующим, в связи с неопределенностью содержания текста, Указ Президента Удмуртской Республики от 05 августа 2010 года "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики", в части определения цифровых показателей лимитов и квот охотресурсов на территории Удмуртской Республики, со дня вступления в силу оспариваемого акта.
В процессе судебного разбирательства заявитель УРСООиР изменил заявленные требования, уточнив, что просит признать недействующим, в связи с несоответствием федеральному законодательству, а также в связи с неопределенностью содержания текста, пункт 2 Указа Президента Удмуртской Республики от 05 августа 2010 года "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики" и Приложения к нему, определяющего квоты добычи охотничьих ресурсов, со дня вступления в силу данного нормативного правового акта.
В судебном заседании представители заявителя Лучихин А.В., действующий на основании доверенности и Цыганова Р.К., действующая на основании Устава, поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении с учетом изменений и дополнений. При этом представитель заявителя Лучихин А.В. дополнительно пояснил, что при признании недействующими п. 2 оспариваемого Указа и соответствующих к нему Приложений необходимо учитывать постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48. Оспариваемый Указ противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 47 Федерального закона № 52-ФЗ "О животном мире от 24 апреля 1995 года, пунктам 13, 14 статьи 1, частям 6, 7, 9, 10 статьи 24, пункту 1 статьи 32 и пункту 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пункт 2 оспариваемого Указа и соответствующего к нему Приложения недействующими следует признать с момента вступления данного Указа в силу.
По вопросу вступления в силу оспариваемого Указа полагает, что опубликование Указа в спецвыпуске газеты "Известия Удмуртской Республики" не может расцениваться как официальное, поскольку спецвыпуск не является средством массовой информации - периодическим печатным изданием, поскольку он не имеет текущего номера и не соответствует требованиям Закона "О средствах массовой информации". Заявитель, являясь подписчиком газеты "Известия Удмуртской Республики", узнал об опубликовании оспариваемого нормативно-правового акта Президента УР лишь спустя два месяца после его подписания, поскольку специальные выпуски этой газеты не распространяются по договору о подписке и доставке периодических изданий. Учитывая, что процесс опубликования нормативно-правового акта является одной из стадий его формирования и вступления в силу, следовательно нарушено право УРСООиР на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности госорганов, их должностных лиц, право на доступ юридических лиц к государственным информационным ресурсам.
Председатель Удмуртского РСООиР Цыганова Р.К. поддержала объяснения данные представителем заявителя Лучихиным А.В.
Представители Президента Удмуртской Республики Украинцева Ю.Л., Мухачева А.В., действующие на основании доверенностей, требования УРСООиР не признали, в письменных и устных объяснениях изложили следующие обстоятельства.
До 01 августа 2010 года действующего порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений не существовало. Указанный порядок введен в действие 03 сентября 2010 года приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228, в связи с чем, оспариваемый Указ принимался с учетом существующей нормативной базы, и был опубликован в официальном печатном издании газете "Известия Удмуртской Республики" 13 августа 2010 года. Принятию оспариваемого Указа предшествовало проведение государственной экологической экспертизы, было проведено согласование с Минприроды РФ лимитов добычи лося и рыси. На день разработки и принятия Указа отсутствовал порядок подачи заявок на квоты, поэтому заявок на квоты от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственное соглашение, не поступало. В связи с этим, исчисление квот добычи охотничьих ресурсов в отношении охотничьих угодий осуществлялось с учетом конкретной площади охотничьих угодий, пригодных для обитания охотничьих животных, показателей численности и плотности населения охотничьих ресурсов на основании норматива допустимого изъятия.
На момент разработки и принятия Указа, Правительство УР не принимало решения о предоставлении Союзу права пользования объектами животного мира и закрепления охотничьих угодий. У Союза отсутствует заключенное в установленном порядке охотхозяйственное соглашение, не представлены документы, подтверждающие право пользования животным миром в соответствии с ФЗ "О животном мире". Представленные заявителем долгосрочные лицензии не свидетельствуют о предоставлении ему права пользования животным миром, поскольку выданы в нарушение установленного законодательством порядка, неуполномоченным органом, в отсутствие законных оснований, они не соответствуют по форме требованиям действующего законодательства РФ, в лицензиях отсутствуют результаты согласования с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, в связи с чем, представленные долгосрочные лицензии не могут являться допустимыми доказательствами, и не могут быть использованы судом.
Право пользования животным миром не может быть подтверждено только одними долгосрочными лицензиями, необходимо решение Правительства УР о предоставлении заявителю территорий и акваторий Юкаменского, Ярского, Кезского, Сюмсинского, Граховского районов УР в конкретных границах и договор о предоставлении соответствующей территории, акватории для осуществления пользования животным миром по утвержденной постановлением Правительства УР форме. В связи с тем, что на момент разработки и принятия Указа отсутствовали основания, позволяющие установить право Союза на пользование животным миром, а также закрепление охотничьих угодий, то квоты добычи оспариваемым Указом в отношении Союза не устанавливались. В связи с чем Президент УР полагает, что Указ на момент издания не противоречил требованиям ФЗ "О животном мире" и ФЗ "Об охоте...", а значит права заявителя оспариваемым Указом не нарушаются.
Кроме того, Президент УР полагает, что оспариваемый Указ не может являться предметом рассмотрения Верховным Судом УР в качестве суда первой инстанции, поскольку Указ не обладает признаками нормативно-правового акта (не содержит в себе каких-либо правовых норм, не обязателен для неопределенного круга лиц, его действие ограничено временными рамками - 1 год), в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению в порядке ст. 220 ГПК РФ.
Представитель Управления по охране фауны Удмуртской Республики Пластинин М.Е., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, поддержал позицию представителей Президента УР, дополнительно суду пояснил, что обжалуемый Указ применяется Управлением, на его основании реализуются права пользователей объектов животного мира посредством выдачи разрешений и бланков на добычу охотничьих ресурсов, что необходимо учесть при принятии решения.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Демидова Д.С., полагавшего обжалуемый нормативный правовой акт противоречащим федеральному законодательству, а требования заявителя подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, Верховный Суд Удмуртской Республики, на основании установленных в судебном заседании обстоятельств, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии со статьей 9 Закона Удмуртской Республики от 08.06.2000 г. № 177-II "О Президенте Удмуртской Республики", Президент Удмуртской Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики и законов Удмуртской Республики издает указы и распоряжения.
Акты Президента Удмуртской Республики, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Удмуртской Республике.
Акты Президента Удмуртской Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики и законам Удмуртской Республики.
Акты Президента Удмуртской Республики, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: "Известия Удмуртской Республики", "Удмурт дунне", "Удмуртская правда" или Собрание законодательства Удмуртской Республики в течение десяти дней после дня их подписания.
05 августа 2010 г. Президентом Удмуртской Республики издан Указ № 141 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики" (далее - Указ № 141), пунктом 2 которого, утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов по охотничьим угодьям Удмуртской Республики.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ № 209 "Об охоте...") установлено, что правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 3 ФЗ № 209 "Об охоте...").
Статьей 1 названного Закона определено, что лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Статьей 24 ФЗ № 209 "Об охоте..." установлено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209 "Об охоте..." на руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ прямо возложена обязанность утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов.
Таким образом, обжалуемый Указ № 141 принят уполномоченным должностным лицом - Президентом Удмуртской Республики, в пределах своих полномочий, в установленной законом форме.
Доводы представителей Президента УР о том, что Указ № 141 в обжалуемой части не является нормативным правовым актом, а является лишь распорядительно-хозяйственным документом, являются необоснованными.
Указ Президента УР № 141 принят во исполнение Федерального закона № 209-ФЗ "Об охоте...", регулирует общественные отношения в области охраны и использования животного мира, рассчитан на неоднократное применение неопределенным кругом лиц, т.е. обладает всеми признаками нормативного правового акта.
Указ Президента УР № 141 опубликован в специальном выпуске газеты "Известия Удмуртской Республики" от 13 августа 2010 года и включен Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике в федеральный регистр правовых актов субъектов Российской Федерации (номер государственной регистрации RU 18000201000373 от 12.08.2010). Суд приходит к выводу, что обжалуемый нормативный правовой акт опубликован и прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, вступил в законную силу через десять дней после его официального опубликования, т.е. с 23 августа 2010 г.
Доводы заявителя о нарушении порядка официального опубликования Указа № 141 не нашли подтверждение в судебном заседании, поскольку газета "Известия Удмуртской Республики" является официальным средством массовой информации, поименована в Законе УР "О Президенте Удмуртской Республики" в качестве республиканского периодического печатного издания в котором публикуются нормативные правовые акты Президента УР. Опубликование обжалуемого акта в специальном издании печатного издания не противоречит закону, суд приходит к выводу, что Указ № 141 доведен до сведения тех лиц, права и свободы которых он затрагивает.
Оценивая доводы заявителя о противоречии пункта 2 обжалуемого Указа Президента УР № 141, утвердившему квоты добычи охотничьих ресурсов, федеральному законодательству, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены основные понятия, в соответствии с которыми: лимит добычи охотничьих ресурсов - это объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Часть 2 статьи 7 вышеуказанного Закона подразделяет охотничьи угодья на: 1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья);
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья).


В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О животном мире", обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
Принятию оспариваемого Указа Президента УР должна предшествовать государственная экологическая экспертиза допустимых объемов изъятия объектов животного мира, которая должна проводиться как в отношении лимита добычи охотничьих ресурсов, так и в отношении квот добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
Государственная экологическая экспертиза проведена до принятия Указа Президента УР № 141, заключение экспертной комиссии утверждено приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № 11-2 от 30.07.2010 г.
Согласно выводов экспертной комиссии, отраженных в п. 5.1 заключения, представленные материалы в части обоснования лимитов на изъятие животного мира, по объему и содержанию в основном соответствуют требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации и Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, как следует из исследовательской части экспертизы и п. 5.2 заключения экспертной комиссии квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья согласно заявкам охотпользователей экологическую экспертизу не проходили.
Таким образом, материалы, обосновывающие квоты изъятия объектов животного мира на государственную экологическую экспертизу, в нарушение ст. 20 ФЗ "О животном мире", не были представлены и экспертному исследованию не подвергались. Квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики, утверждены пунктом 2 обжалуемого Указа Президента УР № 141 без обязательного государственного экспертного исследования и обоснования объемов изъятия объектов животного мира для каждого охотничьего угодья, что противоречит вышеуказанному Федеральному закону.
В соответствии с частью первой статьи 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" охота является одним из видов пользования животным миром. Статья 35 названного Закона до 1 апреля 2010 года (до вступления в законную силу ФЗ № 209 "Об охоте..") предусматривала, что пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
В подтверждение своего права пользования объектами животного мира заявитель УРСООиР представил пять долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира в пяти охотничьих хозяйствах на территории Удмуртской Республики: Юкаменском охотхозяйстве, Ярском охотхозяйстве, Кезском охотхозяйстве, Сюмсинском охотхозяйстве, Граховском охотхозяйстве. К лицензиям приобщены Приложения с описанием площади и границ охотничьих хозяйств и условий пользования объектами животного мира.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.08.1998 г. № 772 "О закреплении охотничьих угодий за Удмуртским республиканским обществом охотников и рыболовов" за заявителем закреплены охотничьи угодья Граховского, Кезского, Можгинского, Сюмсинского, Юкаменского и Ярского приписных охотничьих хозяйств в границах, определенных приложением № 3 к постановлению Совета Министров Удмуртской АССР от 11 ноября 1986 года № 329 "Об утверждении Правил и сроков охоты на территории Удмуртской АССР". Приложением № 3 Правил и сроков охоты на территории Удмуртской АССР определен перечень охотничьих хозяйств (включая Граховское, Кезское, Сюмсинское, Юкаменское, Ярское охотничьи хозяйства, а также местонахождение и границы территорий вышеуказанных охотничьих угодий.
На основании указанного постановления 05.01.1999 г. между Управлением охотничьего хозяйства при Правительстве Удмуртской Республике и УРСООиР заключен договор о предоставлении в безвозмездное пользование охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства на территории Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 133 от 26.09.2005 постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.08.1998 № 772 было отменено.
На основании постановления Правительства УР № 772 и договора от 05.01.1999 г. Управлением Россельхознадзора по Удмуртской Республике 29.09.2005 г., во исполнение вступившего в законную силу судебного акта Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2005 г. по делу № А71-46/2005 ответчику выданы долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира сроком действия по 05.01.2024 г.
В связи с изложенным являются необоснованными доводы представителей заинтересованных лиц о том, что исполнительным органом власти УР не принималось решение о выделении заявителю территорий и акваторий Юкаменского, Ярского, Кезского, Сюмсинского, Граховского районов УР и об отсутствии договора о предоставлении соответствующей территории, акватории для осуществления пользования животным миром. Оценка законности вышеуказанных постановлений Правительства УР и действительности договора не входит в предмет рассмотрения настоящего дела. Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.02.2010 г. по делу № А71-17429/2009-Г27 Управлению охраны фауны Удмуртской Республики отказано в иске к Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов о признании недействительным договора о предоставлении в безвозмездное пользование охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства на территории Удмуртской Республики от 05.01.1999 г.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 12 июля 2010 г. № 621-р утвержден Перечень общедоступных охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, в соответствии с которым на территории Граховского, Кезского, Сюмсинского, Юкаменского и Ярского районов Удмуртской Республики общедоступные охотничьи угодья отсутствуют.
В соответствии со статьей 71 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2009 г. "Об охоте...", право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, в силу п. 15 ст. 1, ч. 2 ст. 7, и ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2009 г. "Об охоте..." суд приходит к выводу, что охотничьи угодья Граховского, Кезского, Можгинского, Сюмсинского, Юкаменского и Ярского охотничьих хозяйств являются закрепленными за УРСООиР охотничьими угодьями.
Возражения представителей заинтересованных лиц об отсутствии у заявителя надлежаще подтвержденного права пользования объектами животного мира не основано на законе, отсутствие охотхозяйственного соглашения не свидетельствует о недействительности долгосрочной лицензии и не прекращает право пользования объектами животного мира заявителя, полученного ранее в установленном законом порядке. Отмена постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.08.1998 № 772 не свидетельствует об изъятии у УРСООиР охотничьих угодий. Долгосрочные лицензии, выданные заявителю, в судебном порядке недействительными не признаны.
Статья 7 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2009 г. "Об охоте..." подразделяет охотничьи угодья на закрепленные охотничьи угодья и общедоступные охотничьи угодья. Действующее законодательство не предусматривает возможность существования на одной территории закрепленных и общедоступных охотничьих угодий, границы которых совпадают. В связи с чем, утверждение квот добычи охотничьих ресурсов обжалуемым Указом № 141 общедоступным охотничьим угодьям Граховского, Кезского, Сюмсинского, Юкаменского и Ярского районов Удмуртской Республики при наличии на данных территориях закрепленных за УРСООиР охотничьих угодий противоречит ФЗ № 209 "Об охоте...".
Прекращение права пользования животным миром осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 47 Федерального закона "О животном мире".
Право пользования животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случаях:
отказа от пользования;
истечения установленного срока пользования;
нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром;
возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
ликвидации предприятия, учреждения, организаций - пользователей животным миром.
Принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
Установление обжалуемым Указом Президента УР № 141 квот добычи охотничьих ресурсов общедоступным охотничьим угодьям Граховского, Кезского, Сюмсинского, Юкаменского и Ярского районов УР фактически прекращает право пользования заявителя закрепленными за ним охотничьими угодьями по не предусмотренным законом основаниям. Данные положения обжалуемого нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и нарушают права заявителя на пользование объектами животного мира.
Доводы заявителя о несоответствии в Указе Президента УР № 141 цифровых показателей лимита и квот добычи охотничьих ресурсов суд находит обоснованными.
Пунктом 1 Указа утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов на период от 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года на территории Удмуртской Республики, за исключением национального парка "Нечкинский", в количестве: лось - 1523 особи; кабан - 1817 особей; медведь - 104 особи; выдра - 30 особей; тетерев - 2685 особей.
Это количество особей не соответствует значениям, указанным в таблице, определяющей квоты добычи охотничьих ресурсов, утвержденной пунктом 2 оспариваемого нормативного акта.
Так, сумма квот добычи лося по охотничьим угодьям, согласно таблице, равняется 1287 особям (разница в 236 особей), добычи кабана - 1729 особям (разница в 88 особей), медведя - 99 (разница в 5 особей), выдры - 20 (разница в 10 особей), тетерева - 2522 особям (разница в 163 особи).
Исходя из содержания пунктов 13 и 14 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющих понятия "лимит добычи охотничьих ресурсов" и "квота добычи охотничьих ресурсов", лимит добычи охотничьих ресурсов является суммой квот добычи охотничьих ресурсов по каждому охотничьему угодью в субъекте Российской Федерации.
Данное понимание воли законодателя при установлении понятий "лимита" и "квот" добычи охотничьих ресурсов подтверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесении в него изменений и требований к его содержанию".
Пункт 9.4 указанного Порядка предусматривает, что для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями.
Возражение представителей Президента УР о том, что вышеуказанный приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 228 был официально опубликован и вступил в законную силу (23.08.2010 г. и 03.09.2010 г. соответственно) позднее Указа Президента УР № 141, не свидетельствует об обоснованности содержащегося в обжалуемом нормативном акте несоответствия суммы квот по всем охотничьим угодьям Удмуртской Республики установленному лимиту добычи охотничьих ресурсов, поскольку это противоречит положениям статей 1 и 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Обжалуемый пункт 2 и прилагаемые к нему квоты добычи охотничьих ресурсов Удмуртской Республики, утвержденные Указом Президента УР от 05 августа 2010 года № 141 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики" противоречат Федеральному закону "О животном мире", Федеральному закону "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разрешая требование заявителя о признании недействующим пункта 2 Указа Президента УР № 141 и квоты добычи охотничьих ресурсов в целом со дня вступления в силу данного нормативного правового акта, суд исходит из следующих установленных в судебном заседании обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании части 1 статьи 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Таким образом, судебной защите подлежит нарушенные оспариваемым нормативным актом права и законные интересы заявителя.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 15 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, а не статьи 24.

В соответствии с пунктом 15 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с имеющимися в деле долгосрочными лицензиями заявитель вправе реализовать свои права на пользование объектами животного мира исключительно в пределах закрепленных за ним охотничьих угодьях, т.е. в Кезском, Сюмсинском, Граховском, Юкаменском и Ярском охотничьих хозяйствах.
Установление квот добычи охотничьих ресурсов иным охотничьим угодьям не затрагивает и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Нарушенные права заявителя подлежат восстановлению путем признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части утвержденных квот добычи охотничьих ресурсов по Граховскому, Кезскому, Сюмсинскому, Юкаменскому и Ярским районам Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей заинтересованных лиц, обжалуемый нормативный акт действовал и на его основании пользователям животного мира, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам уполномоченным органом были выданы бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Данное обстоятельство свидетельствует о реализации прав граждан и юридических лиц на пользование объектами животного мира на основании обжалуемого Указа Президента УР № 141.
В связи с изложенным, суд считает необходимым признать оспариваемый нормативный акт недействующим в указанной выше части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку иное повлечет за собой неблагоприятные последствия для природопользователей, реализовавших на основании обжалуемого Указа № 141 свои права на пользование объектами животного мира, в том числе в виде незаконной охоты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 251 -253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявление Удмуртского Республиканского союза обществ охотников и рыболовов о признании в части недействующим, несоответствующим федеральному законодательству Указа Президента Удмуртской Республики № 141 от 05 августа 2010 года "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики" удовлетворить частично.
Признать недействующим пункт 2 Указа Президента Удмуртской Республики № 141 от 05 августа 2010 года "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики" и прилагаемые Квоты добычи охотничьих ресурсов Удмуртской Республики в части утвержденных квот добычи охотничьих ресурсов по Граховскому, Кезскому, Сюмсинскому, Юкаменскому и Ярским районам Удмуртской Республики со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части заявление Удмуртского Республиканского союза обществ охотников и рыболовов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме посредством подачи кассационной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2010 г.

Председательствующий судья
А.В.ПОЛУШКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2011 № 43-Г11-4 данное решение оставлено без изменения, кассационные жалобы сторон - без удовлетворения.

Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 09.12.2010
<О признать недействующим пункта 2 Указа Президента УР № 141 от 05.08.2010 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики" и квоты добычи охотничьих ресурсов Удмуртской Республики в части утвержденных квот добычи охотничьих ресурсов по Граховскому, Кезскому, Сюмсинскому, Юкаменскому и Ярским районам Удмуртской Республики>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru