Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Астраханская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2010 г. № 30-К-04-10

Комиссия Астраханского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Меркулов Н.С. - руководитель Управления;
Член комиссии:
Луковкина И.В. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Лапшина И.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Астраханской области "У.", представителей Волго-Каспийского территориального управления Федерального агенства по рыболовству и рыбоводству "Д." и "Д.", рассмотрев дело № 30-К-04-10, возбужденное по признакам нарушения Волго-Каспийским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и рыбоводству ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Астраханское УФАС России прокуратурой Астраханской области была направлена информация (письмо от 09.08.2010 № 7-09-2010) о нарушении Волго-Каспийским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и рыбоводству (далее - Управление, Организатор конкурса) требований действующего законодательства при проведении конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства.
По мнению прокурора Астраханской области, конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для любительского и спортивного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов, находящихся в федеральной собственности, в том числе и анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, на территории Астраханской области, утвержденная Приказом Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 29.12.2009 № 692 (далее - конкурсная документация), содержала следующие нарушения Порядка организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для организации любительского и спортивного рыболовства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2008 № 1078 (далее - Порядок № 1078):
1. в конкурсной документации отсутствовала информация о дате рассмотрения заявок и о дате подведения итогов, что противоречит подп. "а" п. 19 Порядка № 1078;
2. п. 3 конкурсной документации предусмотрена возможность вскрытия конвертов с заявкой, в случае ее неправильного оформления, до начала проведения конкурса;
3. в конкурсной документации отсутствует информация о документах, которые участник конкурса обязан представить в составе своей заявки, что противоречит п. 26 и п. 27 Порядка № 1078;
4. разъяснения, размещенные на официальном сайте в сети "Интернет", содержат положения, противоречащие действующему законодательству, а именно:
- отсутствует четкий перечень документов, которые заявитель должен представить в качестве подтверждения выдачи именных разовых лицензий. Управлением незаконно установлено требование о предоставлении участниками Конкурса журнала регистрации выдачи именных разовых лицензий, что противоречит п. 28 Порядка № 1078;
- незаконно требование о предоставлении в качестве документа, подтверждающего наличие и использование инфраструктуры, копию договора аренды с отметкой о государственной регистрации (т.к. в соответствии с ГК РФ не все договоры аренды подлежат регистрации), а также требование о предоставлении индивидуальными предпринимателями формы статистической отчетности ОС-6.
Таким образом, по мнению Прокуратуры Астраханской области, Управлением при проведении Конкурса были нарушены требования ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. привело к необоснованному отказу участникам в допуске к участию в конкурсе, что зафиксировано в протоколе от 15.02.2010 № 2.
Представители Управления считают, что Конкурс проведен в соответствии с требованием Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Порядка организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для организации любительского и спортивного рыболовства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2008 № 1078.
Рассмотрев представленные прокуратурой Астраханской области и Управлением документы, выслушав доводы и возражения сторон, Комиссия Астраханского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) установила следующее.
Отношения в области рыболовства регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
При этом согласно ст. 24 Закона о рыболовстве регулирующий порядок осуществления любительского и спортивного рыболовства, водные биоресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство (организации любительского и спортивного рыболовства), на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона.
В силу требования ст. 33.3 Закона о рыболовстве порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2008 № 1078 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключении такого договора" определен Порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для организации любительского и спортивного рыболовства.
В соответствии с требованием вышеуказанных актов Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и рыбоводству провело конкурс на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства (далее - Конкурс).
При этом конкурсная документация содержала ряд нарушений требований Порядка № 1078, а именно.
1. В конкурсной документации отсутствовала информация, определенная подп. "а" п. 19 разд. IV Порядка № 1078, согласно которому конкурсная документация должна содержать сведения, указанные в извещении. При этом, в силу требования подп. "з" п. 16 разд. III Порядка № 1078 извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о дате рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса.
Следовательно, Организатором конкурса были нарушены требования подп. "а" п. 19 разд. IV Порядка № 1078, в части неуказания конкретных дат рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса.
2. При изучении Комиссией разъяснений, размещенных на официальном сайте в сети "Интернет" - www.fishcom.ru (далее - разъяснения), было установлено следующее.
Во-первых, при разъяснении понтия "именные разовые лицензии" Организатор торгов руководствовался письмом Федерального агентства по рыболовству и рыбоводству от 03.08.2009 № 4521-ВР/У05 "Об организации и проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства", согласно которому под вышеуказанным понятием надлежит понимать "именные путевки", выданные гражданам на осуществление любительского и спортивного рыболовства.
Как следует из разъяснений Организатора торгов в качестве документов, подтверждающих количество выданных именных разовых лицензий (путевок), должны быть одновременно представлены:
- разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выданных заявителю уполномоченным органом исполнительной власти;
- журналы учета выдачи путевок;
- акты приема-передачи путевок на любительский и спортивный вылов рыбы;
- справку о количестве выданных гражданам в установленном порядке именных разовых лицензий (путевок) на осуществление любительского и спортивного рыболовства на ранее предоставленном либо выставленном на конкурс рыбопромысловом участке, заверенную заявителем;
- иные документы, содержащие необходимые сведения.
Однако при определении перечня документов, подтверждающих количество выданных именных разовых лицензий (путевок), помимо указанных 4 конкретных документов (по мнению Комиссии, правомерно) Организатор конкурса указал о необходимости представления также "иных документов, содержащих необходимые сведения".
Следовательно, Организатор конкурса не установил четкий перечень документов, которые заявитель должен представить в качестве документов, подтверждающих количество выданных именных разовых лицензий (путевок), что могло привести к необоснованному расширению полномочий конкурсной комиссии при рассмотрении вопроса о допуске (недопуске) участников к участию в конкурсе, что могло привести к ограничению конкуренции при проведении Конкурса.
Во-вторых, в разъяснениях Организатор конкурса, по мнению Комиссии, незаконно установил требование о предоставлении в качестве документа, подтверждающего наличие и использование инфраструктуры, договора аренды с отметкой о государственной регистрации, по следующим основаниям.
Ч.2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает на необходимость государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. Данное правило является общим, но из него есть ряд исключений, снимающих необходимость государственной регистрации либо связывающих ее с заключением договора на некоторый срок.
Например: в отношении аренды здания и сооружения - ст. 651 ГК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 433 ГК РФ.
В-третьих, в разъяснениях Организатор конкурса незаконно установил требование о предоставлении индивидуальными предпринимателями формы статистической отчетности ОС-6, в качестве подтверждения наличия объектов инфраструктуры, специально созданной для любительского и спортивного рыболовства.

Так, согласно Постановлению Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" отчет по форме № ОС-6 применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации (перемещение объектов основных средств внутри организации, проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов). При этом данный отчет ведется в обязательном порядке только юридическими лицами, тогда как согласно Порядку № 1078 и конкурсной документации участником Конкурса могут быть и индивидуальные предприниматели.
Следовательно, требование о предоставлении индивидуальными предпринимателями формы отчета № ОС-6, по мнению Комиссии, могло привести к необоснованному отказу в допуске к участию в Конкурсе.
Таким образом, применение конкурсной документации и разъяснений, содержащих вышеуказанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации, в том числе и Порядка № 1078, могло привести к нарушению порядка проведения торгов (в частности, при решении вопроса о допуске, недопуске участников к участию в Конкурсе), и, как следствие, привести к нарушению порядка определения победителя, что запрещено ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Однако некоторые пункты (положения) конкурсной документации и разъяснений, по мнению Комиссии, были правомерно установлены Управлением, т.е. не являются нарушением действующего законодательства.
1. В 3 разделе конкурсной документации "Форма заявки и инструкции по ее заполнению" Управлением установлено следующее: "Конверт оформляется в соответствии с Приложением 3 к настоящей конкурсной документации. Не допускается на конверте указывать наименование (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя) заявителя, а также опечатывать конверт печатью заявителя.
В случае отсутствия на конверте надписи "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" конверт будет вскрыт до начала конкурса для выяснения его содержимого".
Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, установлено, что в документообороте федерального органа исполнительной власти (коим является и Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и рыбоводству) выделяются следующие документопотоки:
- поступающая документация (входящая);
- отправляемая документация (исходящая);
- внутренняя документация.
При этом документы, поступающие в федеральный орган исполнительной власти, проходят в службе делопроизводства первичную обработку, регистрацию, предварительное рассмотрение, передачу руководству на рассмотрение, передаются исполнителям и после исполнения помещаются в дела.
Первичная обработка поступивших документов включает проверку правильности доставки документов и наличия документов и приложений к ним, а также распределение документов на регистрируемые и не подлежащие регистрации.
Регистрация поступивших документов осуществляется, как правило, в день поступления.
Необходимо отметить, что согласно Инструкции по делопроизводству в Волго-Каспийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденной Приказом Управления от 12.01.2009 № 603, документы, поступающие в Управление, подлежат вскрытию, если не имеют специальных пометок (п. 3.3.1).
Следовательно, получив запечатанный пакет документов, не содержащий надпись "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ", сотрудники Управления должны были бы его вскрыть, зарегистрировать и представить на рассмотрение руководителю Управления.
Однако Порядком № 1078 установлена иная процедура вскрытия конкурсных заявок, согласно которой вскрытие заявок осуществляется публично в день, указанный в извещении и конкурсной документации. При вскрытии конвертов с заявками объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками наименование (для юридического лица) и фамилия, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя) каждого заявителя, конверт с заявкой которого вскрывается, информация о наличии документов, предусмотренных конкурсной документацией, предложения о размере платы, а также сведения, содержащиеся в документах, предусмотренных п. 27 настоящих Правил № 1078.
Таким образом, порядок вскрытия конкурсных заявок, установленный Правилами № 1078, иной, чем в Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, а также в Инструкции по делопроизводству в Волго-Каспийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденной Приказом Управления от 12.01.2009 № 603.
Из вышеизложенного следует, что Организатором конкурса правомерно установлено требование о том, что в случае отсутствия на конверте надписи "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" конверт будет вскрыт до начала конкурса для выяснения его содержимого.
2. Разд. 4 "Перечень документов, прилагаемых к заявке участником конкурса" конкурсной документации установлено, что к заявке прилагаются следующие документы:
"а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения на официальном сайте извещения, либо ее копия, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (для юридических лиц), либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения на официальном сайте извещения, либо ее копия, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке (для индивидуальных предпринимателей);
б) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);
в) документы, подтверждающие количество выданных заявителем в установленном порядке гражданам именных разовых лицензий на осуществление любительского и спортивного рыболовства на ранее предоставленном либо выставленном на конкурс рыбопромысловом участке (для заявителей, которые ранее осуществляли организацию любительского и спортивного рыболовства);
г) документы, подтверждающие наличие и использование объектов инфраструктуры (здания, сооружения, причалы и другие объекты недвижимого имущества, а также плавательные средства), специально созданной для организации любительского и спортивного рыболовства (для заявителей, которые ранее осуществляли организацию любительского и спортивного рыболовства);
д) проект бизнес-плана с предложениями о создании инфраструктуры, которая будет использоваться для организации любительского и спортивного рыболовства (для заявителей, которые ранее не осуществляли организацию любительского и спортивного рыболовства);
е) заверенные заявителем документы, подтверждающие среднюю численность работающих у заявителя работников, которые были зарегистрированы в соответствующем субъекте Российской Федерации и которые осуществляли либо будут осуществлять организацию любительского и спортивного рыболовства на выставляемом на конкурс рыбопромысловом участке".
Следовательно, Организатор конкурса установил перечень документов, которые должны представляться участниками конкурса в их заявке. Более того, данный перечень документов соответствует требованиям, установленным п. 27 Порядка № 1078.
3. В разъяснениях Организатором конкурса было правомерно выставлено требование о предоставлении участниками конкурса, ранее осуществлявшими организацию спортивного и любительского рыболовства на территории области, копий журналов регистрации выдачи именных разовых путевок, по следующим основаниям.
Так, Постановлением Правительства Астраханской области от 30 марта 2005 г. № 35-П "О любительском и спортивном рыболовстве на территории Астраханской области", действовавшим на территории области до 05.06.2009, была утверждена форма примерного договора о предоставлении доли квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства, заключаемого между Агентством по туризму Астраханской области и пользователем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Согласно п. 4.2 вышеуказанного договора пользователи обязаны были вести учет использования предоставленной доли квот, вносить соответствующие записи в специальный журнал непосредственно после передачи гражданину квот.
Комиссия, изучив заявки, поданные хозяйствующими субъектами на участие в Конкурсе по 17 лотам, установила, что на участие в Конкурсе Организатору конкурса поступило 5 заявок от хозяйствующих субъектов, трое из которых ранее осуществляли деятельность на рынке по оказанию услуг любительского и спортивного рыболовства (ООО "Ш.", ООО "ТФ Т." и ЗАО "С."), а остальные впервые "выходили" на данный рынок (ООО "В." и НП "М.").
Конкурсная комиссия Управления приняла решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе ООО "ТФ "Т." и ЗАО "С.", что зафиксировано в протоколе от 15.02.2010 № 2.
Следует отметить, что заявка ЗАО "С." не была полностью пронумерована, что противоречит разд. 4 конкурсной документации и п. 28 Порядка № 1078, а также не содержала документ, подтверждающий количество выданных именных разовых лицензий (путевок) - документов, свидетельствующих о реализации принятых от органа исполнительной власти Астраханской области путевок гражданам.
Конкурсная заявка ООО "ТФ "Т." не содержала документов, подтверждающих количество выданных именных разовых лицензий (путевок).
Таким образом, конкурсная комиссия Управления правомерно (в соответствии с Порядком № 1078) приняла решение об отказае в допуске к участию в Конкурсе ЗАО "С." и ООО "ТФ "Т.".
Более того, Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.05.2010 и Постановлением Двенадцатого арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.08.2010 по делу № А-06-1057/2010 отказ в допуске к участию в Конкурсе вышеуказанным хозяйствующим субъектам признан правомерным.
Учитывая то, что допущенные Организатором конкурса нарушения в конкурсной документации и разъяснениях не привели к ущемлению законных прав и интересов хозяйствующих субъектов, подавших свои конкурсные заявки на участие в Конкурсе, следовательно, у Комиссии нет оснований для выдачи Управлению предписания об устранении допущенных им нарушений.
На основании вышеизложенного, в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

Признать Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для любительского и спортивного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов, находящихся в федеральной собственности, в том числе и анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, на территории Астраханской области.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель комиссии
Н.С.МЕРКУЛОВ

Члены Комиссии
И.В.ЛУКОВКИНА

И.В.ЛАПШИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Астраханского УФАС РФ от 04.10.2010 № 30-К-04-10
<О нарушении антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru