Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2010 г. по делу № А33-8123/2010

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 июля 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство"
к Енисейскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 25.05.2010 № 05/08,
при участии:
представителей заявителя: Лепешева Р.Э. на основании доверенности от 01.01.2010 № 03.1-03.1-18-4, Панариной Т.С. на основании доверенности от 01.01.2010 № 03.1-03.1-18-13,
представителей ответчика: Файзовой Е.А. на основании доверенности от 18.06.2009 № 64, Вербицкого А.В. на основании доверенности от 21.01.2010 № 15,
при ведении протокола судебного заседания судьей Чурилиной Е.М.,

установил:

открытое акционерное общество "Енисейское речное пароходство" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 25.05.2010 № 05/08.
Заявление принято к производству суда. Определением от 09.06.2010 возбуждено производство по делу.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Енисейское речное пароходство" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102242661412.
Должностным лицом административного органа проведена проверка выполнения требований законодательства об охране среды обитания водных биоресурсов открытым акционерным обществом "Красноярский судоремонтный завод", в ходе которой составлен акт проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 21.04.2010.
В связи с обнаружением в ходе проверки признаков административного правонарушения должностным лицом административного органа в отношении открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство" составлен протокол № 004938 об административном правонарушении от 18.05.2010, в котором зафиксировано нарушение статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" и подпункта "а" пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 25.05.2010 № 05/08 открытое акционерное общество "Енисейское речное пароходство" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением явилось поводом его обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.05.2008 № 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" Федеральному агентству по рыболовству переданы функции, в том числе по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" государственный контроль и надзор - осуществление проверки соблюдения законодательства, в том числе в области охраны объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444 (далее по тексту - Положения от 11.06.2008 № 444), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса.
Пунктом 5.5.27. Положения от 11.06.2008 № 444 установлено, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
По пункту 4 Положения от 11.06.2008 № 444 Федеральное агентство по рыболовству осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, представительства и представителей за рубежом и подведомственные организации.
Основные полномочия и организация деятельности территориального органа Федерального агентства по рыболовству определены Типовым положением Территориального органа Федерального агентства по рыболовству, утвержденным Приказом Федерального агентства по рыболовству от 03.12.2008 № 368.
Согласно пункту 2 Типового положения Территориальным органом Федерального агентства по рыболовству является территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, которое создается для осуществления, в том числе функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса.
Пунктами 3 и 4 Типового положения предусмотрено, что управление является государственным органом, находящимся в подчинении Федерального агентства по рыболовству; осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 8.1.19. и 8.1.20. Типового положения управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе в области сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно пункту 2.1 Перечня должностных лиц, которые в пределах компетенции Федерального агентства по рыболовству уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Росрыболовства от 12.04.2010 № 326 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере сохранения водных биологических ресурсов", протоколы об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, предусмотренных, в том числе статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части нарушения правил охраны среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов, за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), в территориальных управлениях Федерального агентства по рыболовству вправе составлять, в том числе старшие государственные инспекторы, а также другие должностные лица территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции.
Статьей 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что органы, осуществляющие контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части нарушения правил охраны среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов, за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения).
Согласно части 2 статьи 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, их заместители;
4) начальники отделов, заместители начальников отделов, главные и старшие государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно приказу Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 01.04.2010 № 34-о "О лицах уполномоченных рассматривать административные материалы" рассматривать дела об административных правонарушениях уполномочены, в том числе заместитель начальника отдела государственного санитарно-рыбохозяйственного надзора, экспертизы и сохранения среды обитания водных биологических ресурсов Файзова Елена Алексеевна.
Протокол № 004938 об административном правонарушении от 18.05.2010 составлен старшим государственным инспектором Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Дударевой Е.Г., постановление по делу об административном правонарушении от 25.05.2010 № 05/08 вынесено заместителем начальника отдела государственного санитарно-рыбохозяйственного надзора, экспертизы и сохранения среды обитания водных биоресурсов Файзовой Е.А.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено компетентными должностными лицами административного органа, в рамках предоставленных им полномочий.
В связи с чем довод заявителя о превышении полномочий административным органом отклоняется судом.
Согласно статье 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.33. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Таким образом, статья 8.33. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за два нарушения: нарушение правил охраны среды обитания и нарушение путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Указание на то, какое из изложенных нарушений выявлено административным органом, протокол № 004938 об административном правонарушении от 18.05.2010 и оспариваемое постановление не содержат.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
По пунктам 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
Суд полагает, что административный орган не доказал наличие в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из содержания статей 2.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях установления состава правонарушения необходимо установить: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъекта правонарушения, субъективную сторону правонарушения.

Так, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административных правонарушениях выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства подлежат доказыванию путем представления административным органом соответствующих доказательств.
Статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Согласно части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
По части 1 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 3 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе, не отвечают критерию допустимости доказательств.
Согласно пункту 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, наличие в протоколе об административном правонарушении указания на место совершения административного правонарушения, его событие является обязательным условием соответствия протокола законодательно установленным правилам.
При этом указание в протоколе на место совершения административного правонарушения и событие административного правонарушения предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.
По мнению арбитражного суда, протокол № 004938 об административном правонарушении от 18.05.2010 составлен без учета приведенных требований.
Кроме того, указанный протокол и оспариваемое постановление содержат противоречивые сведения, касающиеся описания места совершения административного правонарушения и его события.
Так, протокол № 004938 об административном правонарушении от 18.05.2010 содержит следующее описание события административного правонарушения: емкости для сбора мусора и промасленной ветоши, расположенные на ограждающих дамбах, переполнены, мусор просыпан рядом с емкостями; на береговой полосе вдоль территории внутреннего затона открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство" обнаружен мусор и древесные остатки.
Согласно тексту оспариваемого постановления объективная сторона вмененного обществу административного правонарушения выражена в следующем: на береговой полосе установлены емкости для сбора мусора и промасленной ветоши; емкости переполнены и мусором загрязняется водоохранная зона р. Енисей; согласованные с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства от 06.04.2009 № 08/695 водоохранные мероприятия на 2009 год не выполняются; водоохранные мероприятия на 2010 год не разработаны и не согласованы с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства.
Кроме того, согласно тексту протокола об административном правонарушении местом совершения административного правонарушения являются береговая полоса вдоль территории внутреннего затона открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство", а также береговая полоса водного объекта рыбохозяйственного значения.
В оспариваемом постановлении местом совершения является водоохранная зона р. Енисей.
Исходя из пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации под береговой полосой понимается полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования; предназначается для общего пользования.
Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В протоколе № 004938 об административном правонарушении от 18.05.2010 и оспариваемом постановлении не указано конкретное место расположения ограждающих дамб, емкостей для сбора мусора и промасленной ветоши, расположенных на дамбах, а также конкретное место обнаружения мусора и древесных остатков относительно береговой полосы и водоохранной зоны р. Енисей.
Доказательства, свидетельствующие о том, что емкости, переполненные мусором, принадлежат заявителю и находятся в водоохранной зоне реки Енисей и береговой полосе в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что место совершения правонарушения административным органом не установлено; событие административного правонарушения в оспариваемом постановлении не отражено.
Кроме того, невыполнение плана водоохранных мероприятий на 2009 год и отсутствие плана на 2010 год, указанное в оспариваемом постановлении в качестве события административного правонарушения, вменяемого заявителю, в протоколе № 004938 об административном правонарушении от 18.05.2010 и акте проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 21.04.2010 не указано. В акте содержится ссылка на невыполнение мероприятий по охране среды обитания водных биологических ресурсов (без указания года).
При этом в материалах дела имеются планы водоохранных мероприятий открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство" на 2009 и на 2010 годы.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа при проведении проверки соблюдения законодательства об охране среды обитания водных биоресурсов протокол осмотра не составлялся, составлен акт проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 21.04.2010 в отношении другого юридического лица - открытого акционерного общества "Красноярский судоремонтный завод".
Согласно части 1 статьи 27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо производит осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
По части 1 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Согласно части 4 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа при проведении указанной проверки осмотр места совершения вмененного заявителю правонарушения не производился, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в соответствии с требованиями статьи 27.1 и 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не составлялся.
Таким образом, наличие в материалах дела противоречивых документов при отсутствии протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов не позволяет достоверно установить место и событие вмененного заявителю административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иные сведения, необходимые для установления фактических обстоятельств.
На основании изложенного, судом установлено, что протокол об административном правонарушении не содержит сведений, необходимых для разрешения дела; оспариваемое постановление не содержит указание на обстоятельства, установленные административным органом при рассмотрении дела.
Изложенное свидетельствует о нарушении административным органом статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части отсутствия указания в протоколе описания события и места совершения административного правонарушения, статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части отсутствия указания в оспариваемом постановлении обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.
Вышеуказанные недостатки протокола № 004938 об административном правонарушении от 18.05.2010 и оспариваемого постановления, по мнению суда, являются существенными, возможность их устранения в ходе рассмотрения настоящего дела у суда отсутствуют.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, протокол № 004938 об административном правонарушении, как составленный с существенным нарушением статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть принят в качестве доказательства по делу.
Других доказательств совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не представлено, об их наличии не заявлено.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что административным органом не доказан факт нарушения статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" и подпункта "а" пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045, а, следовательно, не доказано наличие в действиях заявителя события правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из содержания статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из текста оспариваемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении и решении вопроса о привлечении к административной ответственности вина открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство" в выявленном правонарушении административным органом не исследовалась, не устанавливалось наличие у заявителя возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что постановление по делу об административном правонарушении от 25.05.2010 № 05/08, вынесенное Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в отношении открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство" не соответствует закону.
При таких обстоятельствах, заявленное требование открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство" подлежит удовлетворению.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требование открытого акционерного общества "Енисейское речное пароходство" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 25.05.2010 № 05/08 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.07.2010 по делу № А33-8123/2010
<Недостоверность указания в протоколе на место совершения административного правонарушения, его события свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения в виде нарушения требований законодательства об охране водных биоресурсов и среды их обитания, что является основанием для отмены постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru