Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2011 г. по делу № А36-4147/2010

Резолютивная часть решения оглашена "28" февраля 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 5 марта 2011 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синельщиковой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард"
о признании частично незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области от 31.08.2010 г. № 32
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО: Килимник Н.П. - юрисконсульт (доверенность от 25.10.2010 г.),
от МИФНС: Матовникова Я.С. - ведущий специалист-эксперт юридического отдела (доверенность <...>),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области (далее - МИФНС № 5) от 31.08.2010 г. № 32 в части уплаты штрафа в размере 93 936 руб. 20 коп., начисления пени по состоянию на 31.08.2010 г. на сумму 54 821 руб. 83 коп.
Заявитель утверждает, что решение налогового органа в части привлечения его к ответственности за неперечисление в бюджет НДФЛ и начисления пени за несвоевременное перечисление в бюджет указанного налога противоречит статье 78 НК РФ, поскольку налоговым органом не учтена имевшаяся ко дню принятия решения переплата по ЕСН, зачисляемому также в федеральный бюджет.
Налоговый орган возразил против требований заявителя, считая оспариваемое решение законным и обоснованным. Налоговый орган утверждает, что налоговое правонарушение - неперечисление НДФЛ в бюджет имело место, подтверждено материалами проверки. В предварительном судебном заседании представитель МИФНС указал, что оснований учитывать переплату по ЕСН в уплату НДФЛ у налогового органа не имелось, так как об этой переплате стало известно только после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Липецкой области по делу № А36-1905/2010. Также, по мнению представителя налогового органа, оснований для зачета переплаты не имелось, поскольку НДФЛ удерживается из выплачиваемых налогоплательщикам (работникам ООО) денежных средств и только после этого перечисляется в бюджет, а ЕСН уплачивается непосредственно из средств ООО. Вместе с тем налоговым органом представлены решения о зачете переплаты из ЕСН в НДФЛ, принятые после оспариваемого в данном деле решения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В августе 2010 г. сотрудниками МИФНС № 5 проведена выездная налоговая проверка ООО "Авангард" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2009 г.
По результатам проверки составлен акт № 19 от 06.08.2010 г. (см. л.д. 57 - 60 - т. 1) На основании указанного акта заместителем начальника МИФНС № 5 31.08.2010 г. принято решение № 19 о привлечении ООО "Авангард" к налоговой ответственности (см. л.д. 48 - 56 - т. 1). Названное решение обжаловано ООО "Авангард" в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган - УФНС РФ по Липецкой области (см. л.д. 29 - 30 - т. 1). Решением заместителя руководителя УФНС от 08.10.2010 г. указанное решение МИФНС № 5 оставлено без изменения (см. л.д. 31 - 35 - т. 1).
Как видно из материалов дела, заявитель, выполняя обязанности налогового агента, удержал с выплаченных доходов налог на доходы физических лиц в сумме 939362 руб., однако в бюджет указанную сумму НДФЛ не перечислил. В связи с этим по результатам выездной налоговой проверки ООО "Авангард" начислена пени в сумме 54 821 руб. 83 коп. за период с 17.11.2008 г. по 31.08.2010 г. (см. л.д. 24 - 28 - т. 1) и штраф по ст. 123 НК РФ в сумме 187872,4 руб. (см. расчет - л.д. 56 - т. 1). С учетом обстоятельств, смягчающих ответственность ООО "Авангард", сумма штрафа была снижена до 93936,20 руб. (см. л.д. 23 - т. 1).
Факт неперечисления налога в указанной выше сумме подтверждается материалами проверки (см. л.д. 62 - 148 - т. 1, л.д. 1 - 66, 115 - 123 - т. 2) и не опровергается заявителем.
Что касается пени и штрафа, судом установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей законодательства о налогах и сборах недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
При отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом соответствующего уровня отсутствует и основание для начисления пеней, поскольку данный бюджет не понес финансовых потерь в результате несвоевременной уплаты спорной суммы налогов, которые могли быть компенсированы начислением пеней.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Из указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что она носит материальный характер, размер ответственности определяется от фактической суммы не уплаченного в бюджет налога.
На необходимость выяснения судами факта наличия (отсутствия) потерь в конкретном бюджете, вызванных несвоевременной уплатой конкретного налога, при наличии переплаты налогов, зачисляемых в тот же бюджет, указано и в пункте 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В названном пункте разъяснено, что, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, - состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Таким образом, факт недоимки (несвоевременной уплаты налога в бюджет) при наличии переплаты по налогу в предшествующий период не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Авангард" с 2005 по 2009 гг. являлось плательщиком единого сельскохозяйственного налога (см. заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - л.д. 96 - 97 - т. 5, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.11.2008 г. по делу № А37-2347/2008).
В соответствии с положениями ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате ряда налогов, в том числе единого социального налога.
Надлежащих доказательств изменения ООО "Авангард" системы налогообложения налоговый орган суду не представил.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что ООО "Авангард" в проверяемый период начисляло и уплачивало единый социальный налог (см. выписки из лицевого счета налогоплательщика - л.д. 76 - 92 - т. 2, л.д. 1 - 70 - т. 5, сверку расчетов с МИФНС № 5 - л.д. 87 - 88 - т. 5). Исходя из статуса ООО "Авангард" как плательщика ЕСХН, суд приходит к выводу о том, что уплата ЕСН в тот же период была осуществлена им ошибочно, то есть излишне.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Реализация этого права налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 НК РФ обеспечена соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Как указано в пункте 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Как следует из п. 4 названной статьи НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам на основании письменного заявления налогоплательщика. Однако зачет налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Таким образом, наличие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам дает основание налоговому органу самостоятельно осуществить зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки.
Как видно из материалов дела, такой зачет переплаты по ЕСН в уплату задолженности по других налогам осуществлен МИФНС № 5 самостоятельно: в уплату ЕСХН - на сумму 1 171 788,32 руб., в уплату НДФЛ - на сумму 1 056 028, 31 руб. 21.09.2010 г. и 27.10.2010 г. (см. решения о зачете - л.д. 96 - 101, 133 - 137 - т. 2, письмо МИФНС № 5 от 30.09.2010 г. № 08-04/005856 - л.д. 71 - т. 5). Указанная сумма излишне уплаченного ЕСН, зачтенного в уплату НДФЛ, полностью погасила сумму НДФЛ, начисленную Обществу в оспариваемом решении - 939362 руб. (см. л.д. 24 - т. 1).
При этом актом сверки и расчетом пени подтверждается, что излишняя уплата заявителем ЕСН имела место в федеральный бюджет в размере, превышающем удержанные и не перечисленные им в федеральный бюджет суммы НДФЛ, в сроки, в которые НДФЛ должен был быть перечислен в бюджет (см. л.д. 87 - 95 - т. 5). Таким образом, в установленные для перечисления НДФЛ сроки в федеральном бюджете имелись излишне уплаченные ООО "Авангард" суммы ЕСН.
В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
Учитывая в совокупности право налогоплательщика на своевременный зачет излишне уплаченной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ), обязанность налогового органа контролировать соблюдение налогоплательщиком налогового законодательства и осуществлять зачет налогов (ст. 32 НК РФ), суд приходит к выводу о том, что размер недоимки за определенный налоговый период устанавливается с учетом размера переплаты налога, числящейся по лицевому счету налогоплательщика, при этом налоговый орган при установлении в ходе налоговой проверки фактов переплаты налогов в бюджет обязан скорректировать суммы доначисленных налогов на суммы имеющихся переплат.
Довод налогового органа о том, что он не имел возможности осуществить зачет сумм ЕСН в уплату подлежащего перечислению в тот же бюджет НДФЛ до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Липецкой области от 16.08.2010 г. по делу № А36-1905/2010, суд считает необоснованным.
Как видно из текста названного решения суда, в деле № А36-1905/2010 ООО "Авангард" обжаловало решение УФНС по Липецкой области от 09.06.2009 г. № 1, которое было принято по результатам повторной выездной налоговой проверки (см. л.д. 1 - 10 - т. 3). При сравнении видов налогов и проверяемых периодов суд установил, что повторная выездная налоговая проверка УФНС имела место по тем же налогам и за те же периоды, что и проверка МИФНС № 5, решение по результатам которой являлось предметом спора в деле № А36-2347/2008.
Как уже было отмечено, суд считает преюдициально установленным решением суда от 13.11.2008 г. по делу № А36-2347/2008 статус ООО "Авангард" в проверяемый в данном деле период как плательщика ЕСХН, то есть плательщика, который в силу прямого указания закона не должен уплачивать ЕСН. То есть об излишней уплате ЕСН налоговому органу было известно уже после вступления в законную силу решения суда по делу № А36-2347/2008, то есть 16.12.2008 г. На основании ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. В связи с этим повторная выездная налоговая проверка УФНС по Липецкой области не могла переоценить и не переоценивала указанное обстоятельство.
Факт оспаривания ООО "Авангард" решения УФНС от 09.06.2009 г. сам по себе не умалял значения вступившего в законную силу решения суда от 13.11.2008 г. по делу № А36-2347/2008. Решение УФНС от 09.06.2009 г. также было направлено в МИФНС № 5 27.01.2010 г. для исполнения как вступившее в законную силу после рассмотрения его в ФНС России (см. письмо от 26.01.2010 г. - л.д. 115 - т. 5). При этом определение суда от 05.04.2010 г. по делу № А36-1905/2010 о принятии обеспечительных мер касалось исключительно запрета налоговому органу осуществлять действия по бесспорному взысканию недоимки по ЕНВД и не запрещало МИФНС № 5 осуществлять зачет излишне уплаченной суммы ЕСН в уплату задолженности по другим налогам, в том числе по НДФЛ - по результатам проверки 31.08.2010 г. (см. л.д. 112 - 113 - т. 5).
Таким образом, у Общества на момент выявления недоимки 31.08.2010 г. имелась ранее образовавшаяся переплата налогов, которую налоговый орган мог учесть с целью определения суммы недоплаты налога.
Довод налогового органа о невозможности зачета ЕСН в уплату НДФЛ опровергается собственными действиями налогового органа, совершившим такой зачет. Данный довод не соответствует ст. 78 НК РФ, так как и тот и другой налог поступают в один и тот же бюджет; НДФЛ был удержан налоговым агентом, в связи с этим обязанность по его уплате в бюджет налоговым агентом осуществляется не за счет его средств, а за счет удержанных им из заработной платы средств его работников.
Следовательно, решение МИФНС № 5 в части, касающейся предложения уплатить штраф и пени по налогу на доходы физических лиц, не соответствует нормам налогового законодательства, нарушает права и законные интересы Общества.
С учетом изложенного у суда имеются основания для удовлетворения требований ООО "Авангард".
В силу ст. 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
За рассмотрение данного спора заявителем оплачена государственная пошлина путем проведения зачета (см. справку на возврат госпошлины по делу № А36-2168/2010, платежное поручение № 839 от 03.06.2010 г., заявление о зачете, определение суда от 20.10.2010 г. по делу № А36-4147/2010 - л.д. 1 - 2, 6 - 8 - т. 1). Размер государственной пошлины за рассмотрение данного спора составляет 2000 руб.
Учитывая, что судебный акт по данному делу принимается в пользу заявителя, имеются основания для взыскания с налогового органа понесенных заявителем судебных расходов на уплату государственной пошлины. Оснований для освобождения налогового органа от несения судебных расходов, фактически понесенных заявителем, действующее процессуальное законодательство не содержит. Льгота, предусмотренная п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, по мнению суда, может быть применена к налоговому органу как ответчику по делу только в случае, если истец не уплачивал госпошлину в бюджет и с ответчика подлежит взысканию именно госпошлина в бюджет, а не расходы по ее уплате в пользу истца (заявителя) (п. 3 ст. 110 АПК РФ). В противном случае будет нарушен принцип распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установленный статьей 110 АПК РФ.
С учетом изложенного с МИФНС № 5 по Липецкой области в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в сумме 2000 руб.
Между тем платежным поручением от 03.06.2010 г. № 839 заявителем была оплачена государственная пошлина в размере 4000 руб., справка на возврат была выдана именно на 4000 руб., зачет госпошлины по данному делу осуществлен в полном размере. Следовательно, 2000 руб. оплаченной заявителем государственной пошлины зачтены судом излишне. В связи с этим на основании п/п. 1 п. 1 ст. 333.40 АПК РФ излишне оплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным решение заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Липецкой области от 31.08.2010 г. № 32 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности" в части привлечения ООО "Авангард" к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 93936,20 руб., начисления пени в сумме 54821,83 руб. за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ.
Обязать МИФНС РФ № 5 по Липецкой области устранить нарушенные права и законные интересы ООО "Авангард" в 10-дневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Липецкой области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" 2000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Возвратить ООО "Авангард" из федерального бюджета 2 000 руб. излишне оплаченной государственной пошлины.
Исполнительный лист и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже. По истечении указанного времени решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.

Судья
Л.С.ТОНКИХ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.03.2011 по делу № А36-4147/2010
<Факт недоимки (несвоевременной уплаты налога в бюджет) при наличии переплаты по налогу в предшествующий период не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru