Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2010 г. № 3-13/2010

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
судьи Верховного Суда Республики Марий Эл В.В. Братухина,
при секретаре К.Е. Конышеве,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Республики Марий Эл А.А. Назарова, представителей общества с ограниченной ответственностью "Марийский полиграфическо-издательский комбинат" Е.В. Татариновой и К.В. Халявиной, представителя Правительства Республики Марий Эл Р.И. Золотарева, представителя Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл С.П. Домрачева, представителя Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Т.Н. Чертищевой, представителя Республиканского государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" А.В. Гордеева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Марийский полиграфическо-издательский комбинат" о признании противоречащей закону и недействующей позиции 9 Приложения № 1 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 "О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл",

установил:

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 "О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл" (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года № 150 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162) приняты на государственную охрану объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенные на территории Республики Марий Эл, как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации республиканского значения согласно приложению № 1 (пункт 1 постановления).
Общество с ограниченной ответственностью "Марийский полиграфическо-издательский комбинат" (сокращенное фирменное наименование ООО "МПИК") обратилось в суд с заявлением о признании противоречащей закону и недействующей с момент принятия позиции 9 приложения № 1 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 "О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл", согласно которой типография, 1960 г., находящаяся в городском округе "город Йошкар-Ола", ул. Комсомольская, д. 112/ул. Кремлевская, д. 18, включена в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации республиканского значения, принимаемых на государственную охрану.
В обоснование заявления ООО "МПИК" сослалось на то, что обществу, являющемуся правопреемником открытого акционерного общества "Марийский полиграфическо-издательский комбинат" в порядке преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменения организационно-правовой формы), принадлежат на праве собственности помещения типографии, литер - А, этаж - подвал, 1,2,3 расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 112, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 12 MP № 116379 от 15 декабря 2006 года. 21 июня 2010 года ОАО "МПИК" стало известно о том, что здание типографии является памятником истории и архитектуры регионального значения. ООО "МПИК" полагает, что причисление здания типографии к объектам памятников истории не соответствует положениям Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и пункту 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865.
Статьей 4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия регионального значения - это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Подпункт "а" пункта 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 и действовавшего на момент принятия оспариваемой части постановления Правительства Республики Марий Эл, относит к памятникам истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.
Перечень документов, представляемых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в орган государственной власти субъекта Российской Федерации для принятия решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установлен в статье 17 вышеуказанного федерального закона.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 12 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, действовавшей на момент принятия оспариваемой части постановления Правительства Республики Марий Эл, предусматривалось проведение экспертизы государственными органами охраны памятников.
На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую ценность, в соответствии с данной инструкцией должны были составляться учетная карточка и паспорт, характеризующие данный объект культурного наследия.
ОАО "МПИК" обратилось в Министерство культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл с просьбой предоставить надлежащим образом заверенные копии заключения экспертизы, проведенной в соответствии с п. 12 Инструкции, учетной карточки и паспорта на данный памятник истории.
В случае отсутствия указанных документов, ОАО "МПИК" просило предоставить сведения об историческом событии, связанным с данным объектом недвижимого имущества, описать особенности объекта и критерии, послужившие основаниями для его включения в перечень объектов культурного наследия.
Однако Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл согласно письму от 25 августа 2010 года ответило, что выдать запрашиваемые документы не представляется возможным в связи с их отсутствием в архиве министерства. Существенные обстоятельства для принятия данного объекта под охрану в ответе так же не обозначены.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия согласно письму от 18 октября 2010 года № 05-5-2757 сообщила, что объект, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 112, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не включен.
Отсутствие исторической значимости объекта подтверждает отсутствие охранной доски на здании типографии, которая в соответствии с пунктами 28 и 59 вышеуказанного Положения государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры.
Таким образом, не существует доказательств, свидетельствующих о законности отнесения данного здания к объектам исторической ценности, отсутствует оформленный в соответствии с названными нормативными актами охранный документ объекта, не был соблюден порядок отнесения объекта к памятникам истории, предусмотренный названными выше законом, положением и инструкцией.
По мнению заявителя, здание типографии исторической ценности не представляет, с ним не связаны никакие важнейшие исторические события. Включение данного объекта в Перечень объектов культурного наследия Республики Марий Эл является не обоснованным, не соответствует законодательству Российской Федерации об охране и использовании памятников истории и культуры (объектов культурного наследия) и нарушает экономические интересы ООО "МПИК". Общество, являясь собственником здания, не имеет возможности пользоваться им. В настоящее время объект находится в неудовлетворительном состоянии, требует не только ремонта, но и реконструкции для использования его в соответствии с коммерческими планами. При существующем положении дел расходы ООО "МПИК" на реконструкцию существенно увеличиваются, поскольку проект реконструкции и саму реконструкцию должно выполнять лицо, имеющее специальную лицензию. Такие лицензированные организации в Республике Марий Эл отсутствуют.
В отзыве на заявление представитель Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Демидова И.В. просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на следующее.
Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 18 января 2008 года № 8 Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл установлено уполномоченным государственным органом Республики Марий Эл по сохранению, использованию, популяризации и охране объектов культурного наследия.
Объект культурного наследия "Типография, 1960 г." является объектом недвижимого имущества (зданием), представляющим собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, и является свидетельством эпохи и цивилизации, подлинным источником информации о развитии культуры, в том числе связанным с развитием общества и государства, развитием культуры народов. Основанием для принятия его на государственную охрану послужили особенности, подлежащие обязательному сохранению, а именно: градостроительные характеристики объекта, формирующего перекресток ул. Комсомольской и ул. Кремлевской (бывшей Коммунистической) г. Йошкар-Ола в составе ансамбля памятников советского периода, пространственная и объемно-планировочная структура здания в стиле постсоветского классицизма с элементами позднего конструктивизма, композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов.
Данные характеристики объекта культурного наследия "Типография, 1960 г." отвечают требованиям, устанавливаемым к объектам культурного наследия статьей 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пунктов 1 и 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, применяемого постольку, поскольку указанное Положение не противоречит Федеральному закону (пункт 1 статьи 63 Федерального закона).
Подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие форму паспорта объекта культурного наследия, правила ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приняты Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в 2010 году, в силу чего на момент принятия оспариваемого постановления соответствующие паспорт и учетная карта на объект культурного наследия "Типография, 1960 г." до его принятия на государственную охрану в 2007 году не могли быть оформлены.
Таким образом, объект культурного наследия "Типография, 1960 г." решением правительства республики в пределах его компетенции принят на государственную охрану как объект культурного наследия республиканского (регионального) значения в соответствии действующим законодательством об охране объектов культурного наследия, по виду является памятником и определен по типу как памятник истории.
Кроме того, главой VII Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрены виды работ, направленных на обеспечение физической сохранности (сохранение объекта культурного наследия): ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Порядок проведения таких работ указан в статье 45 настоящего федерального закона. Списки организаций, получивших лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, размещены на официальном сайте Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Таким образом, доводы ООО "МПИК" о невозможности пользования зданием - объектом культурного наследия "Типография, 1960 г." являются необоснованными.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия согласно статье 27 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статье 6 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 года № 50-3 "О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл" возлагается на собственников объектов.
Порядок включения объектов культурного наследия в реестр, порядок его формирования и ведения определен федеральным законом и Положением о реестре, вступившем в силу с 1 января 2010 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 названного выше федерального закона объект культурного наследия "Типография, 1960 г." отнесен к числу объектов культурного наследия регионального значения, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (реестр) с последующей регистрацией данного объекта в реестре и подлежит государственной охране в соответствии с федеральным законом.
Предоставление наиболее полной информации о данном объекте культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации возможно после регистрации объекта культурного наследия в указанном реестре в соответствии с законодательством.
Согласно пунктам 4, 7 статьи 20, пункту 1 статьи 21 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях регистрации объектов культурного наследия в реестре, в том числе объекта культурного наследия "Типография. 1960 г."., внесения сведений об объектах культурного наследия в реестр, оформления паспортов объектов культурного наследия в рамках Республиканской целевой программы "Культурное наследие Республики Марий Эл на 2009-2013 годы" разрабатывается научно-техническая документация по перечням объектов культурного наследия. В соответствии с государственным контрактом от 23 августа 2010 года № 25/08-2010 Марийским государственным техническим университетом осуществляются мониторинговые, историко-культурные исследования 46 объектов культурного наследия, в том числе в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия "Типография, 1960 г.".
На основе научно-технической документации планируется принятие актов об утверждении предметов охраны, границ территорий объектов культурного наследия и регистрация объектов культурного наследия в реестре.
В отзыве на заявление представитель Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Кураева Т.С. просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям Росохранкультуры отнесено формирование совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и ведение государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Общие правила формирования и ведения данного реестра установлены в главе IV Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Положении о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденом приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37. Полномочия по ведению реестра осуществляются Росохранкультурой с 1 января 2010 года. В настоящее время реестр находится в процессе формирования. Отсутствие регистрации объекта культурного наследия регионального значения в данном реестре не является основанием для лишения его соответствующего статуса.
Управление не согласно с утверждением ООО "МПИК" о том, что не соблюден порядок отнесения объекта недвижимости к объектам культурного наследия.
На момент присвоения объектам недвижимости, упомянутым в Постановлении Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162, статуса объектов культурного наследия установленная федеральным законодательством процедура проведения государственной историко-культурной экспертизы не могла быть применена ввиду отсутствия подзаконного нормативного правового акта, регламентирующего проведение такой экспертизы. Положение о государственной историко-культурной экспертизе было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569.
Снятие данного объекта с государственной охраны до включения в реестр возможно лишь при соблюдении процедуры, установленной статьей 23 федерального закона.
В силу положений законодательства, Управление считает, что вопрос о снятии с государственной охраны объекта культурного наследия регионального значения "Типография, 1960 г.", расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 112 не может быть разрешен в судебном порядке по причине наличия установленной законодательством процедуры исключения объектов культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия, наделяющей подобными полномочиями Правительство РФ.
В отзыве на заявление директор Республиканского государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" Гордеев А.В. согласился с доводами заявителя в части, касающейся деятельности учреждения. На время принятия оспариваемого постановления не имелось актов, которые бы регламентировали права и обязанности экспертной комиссии, их состав, сроки проведения экспертиз, положения об аттестации экспертов. Вследствие этого объекты вносились в перечень объектов культурного наследия Республики Марий Эл на основании актов исследования. В настоящее время в учреждении нет документов, имеющих отношение к внесению здания типографии в перечень объектов культурного наследия, принимаемых на государственную охрану. С 2008 года полномочия по охране памятников истории и культуры в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 января 2008 года № 8 переданы Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
В судебном заседании представители ООО "МПИК" Татаринова Е.В. и Халявина К.В. поддержали заявление, уточнили, что оспариваемая часть нормативного правового акта именуется не пункт, а позиция, адресом типографии согласно тексту постановления является ул. Комсомольская, д. 112/ул. Кремлевская, д. 18. Пояснили, что охранный договор в отношении здания типографии не заключался. В связи с прекращением производственной деятельности типографии имеются планы по переоборудованию здания в торговый центр с офисными помещениями.
Представитель Правительства Республики Марий Эл Золотарев Р.И. с заявлением согласился. Пояснил, что каких-либо документов, подтверждающих характер здания типографии, как памятника истории, не имеется. Так, в частности, в отношении данного объекта не имеется заключения экспертизы, учетной карточки, паспорта. Перед принятием оспариваемого постановления происходило его согласование в соответствии с Регламентом Правительства Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 октября 2006 года № 204, однако в материалах согласования сведений о культурно-историческом характере типографии не имеется. До 2007 года здание типографии, как объект культурного наследия, на государственную охрану не принималось.
Представитель Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Домрачев С.П. с заявлением ООО "МПИК" согласился. Пояснил, что в отношении типографии имелись результаты исследования, однако они утеряны. Документы, предусмотренные нормами федерального и республиканского законодательства для включения типографии в единый государственный реестр объектов культурного наследия, не подготовлены.
Представитель Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Чертищева Т.Н. с заявлением ООО "МПИК" не согласилась, поддержала доводы отзыва на заявление. Дополнила, что типография включена в реестр памятников культурного наследия, только не проведена регистрация. По оформлению информационной доски и охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия инициатива должна исходить от собственника. Ограничение в отношении проектных и ремонтных работ заключается в том, что эти работы могут производить только организации, имеющие соответствующие лицензии, такие организации есть.
Директор Республиканского государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" Гордеев А.В. поддержал доводы отзыва на заявление, дополнил, что имевшаяся документация по объектам культурного наследия была передана в Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл после наделения министерства полномочиями по охране памятников истории и культуры.
Выслушав объяснения представителей ООО "МПИК", поддержавших заявление, представителей Правительства Республики Марий Эл, Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу, Республиканского государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры", заключение прокурора, полагавшего подлежащим удовлетворению требование о признании недействующей с момента принятия оспариваемой части постановления правительства республики, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Положениями подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения (Федерального закона).


Правовое регулирование отношений по охране памятников истории и культуры на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 9.2 данного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, том числе: государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением.
Такие же полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия закреплены в положениях статей 2 и 3 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 года № 50-З "О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл".
Пунктом 1 статьи названного выше закона Республики Марий Эл установлено, что Правительство Республики Марий Эл непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченный Правительством Республики Марий Эл в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее именуется - уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Полномочия Правительства Республики Марий Эл также установлены в Законе Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл".
В соответствии со статьей 15 настоящего закона, определяющей основные полномочия Правительства Республики Марий Эл в области прав человека и в социальной сфере, Правительство разрабатывает и осуществляет политику в области образования, здравоохранения, социальной защиты и труда, культуры, спорта, туризма.
Нормами статьи 12 данного закона установлено, что правительство республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.
Исполняя полномочия по охране памятников истории и культуры, установленные названными выше нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, в рамках своей компетенции Правительство Республики Марий Эл приняло постановление от 27 июня 2007 года № 162 "О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл" (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года № 150 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162), оспариваемое в части ООО "МПИК".
Указанным постановлением в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия Республики Марий Эл и в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Республики Марий Эл "О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенные на территории Республики Марий Эл, приняты на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации республиканского значения согласно приложению № 1 (пункт 1 постановления). Согласно приложению № 1 "Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации республиканского значения, принимаемых на государственную охрану", в соответствии с позицией 9 в него включена, как памятник истории, типография, 1960 г., находящаяся в городском округе "город Йошкар-Ола", ул. Комсомольская, д. 112 /ул. Кремлевская, д. 18.
Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл № 7 (151) от 26 июля 2007 года, (статья 358), вступил в силу.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Марий Эл от 26 января 1996 года № 314-III "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл", пунктом 2 Указа Президента Республики Марий Эл от 24 июля 1996 года № 231 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл" Собрание законодательства Республики Марий Эл, периодическое печатное издание "Марийская правда. Официальный еженедельник" являются официальными периодическими печатными изданиями Республики Марий Эл, в которых публикуются постановления Правительства Республики Марий Эл.
С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункты 9, 21), названное постановление Правительства Республики Марий Эл по своему содержанию и предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Данной статьей также определено, что объекты культурного наследия в соответствии с настоящим федеральным законом подразделяются виды, которым, в том числе, отнесены памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Оспариваемой частью постановления Правительства Республики Марий Эл типография, 1960 г., находящаяся в городском округе "город Йошкар-Ола", ул. Комсомольская, д. 112 /ул. Кремлевская, д. 18, включена в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации республиканского значения, принимаемых на государственную охрану, как памятник истории.
В соответствии с пунктами 2 и 8 статьи 18 названного выше федерального закона объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из объяснений представителей Правительства Республики Марий Эл и заинтересованных лиц следует, что государственная историко-культурная экспертиза в отношении здания типографии не проводилась ввиду отсутствия подзаконного нормативного правового акта, регламентирующего проведение такой экспертизы. Положение о государственной историко-культурной экспертизе было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 (СП СССР, 1982, № 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 13 указанного выше Положения государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, пунктом 9 которой также установлено, что государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
В соответствии с пунктом 12 данной инструкции при получении сведений об обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.
Кроме того, положениями пунктов 14, 15 и 16 инструкции установлено, что государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов. На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал. На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.
Частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что Правительством Республики Марий Эл не представлены доказательства, подтверждающие характер типографии, 1960 г., находящейся в городском округе "город Йошкар-Ола", ул. Комсомольская, д. 112/ул. Кремлевская, д. 18, как памятника истории и культуры в смысле, придаваемом данному понятию положениями статей 3 и 4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В исследованных судом материалах дополнительной предпроектной научно-исследовательской работы к проекту зон охраны памятников культуры, истории и архитектуры г. Йошкар-Ола, выполненной Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (Ленгипрогор) в 1994 году, сведений об исторической и культурной ценности типографии, как объекта культурного наследия, не имеется.
Доводы заинтересованных лиц о том, что на время принятия оспариваемого постановления не имелось актов, которые бы регламентировали права и обязанности экспертной комиссии, их состав, сроки проведения экспертиз, положения об аттестации экспертов подлежат отклонению, поскольку до принятия предусмотренных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" подзаконных актов органы охраны культурного наследия вправе были руководствоваться нормами названных выше положения и инструкции.
Доводы представителя Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу о том, что снятие данного объекта с государственной охраны возможно лишь при соблюдении процедуры, установленной статьей 23 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 данного федерального закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Согласно статье 16 указанного выше федерального закона реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим федеральным законом. Пунктом 1 статьи 23 федерального закона установлено, что исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации.
Таким образом, принятие объекта культурного наследия на государственную охрану путем принятия нормативного правового акта органом государственной власти субъекта Российской Федерации и включение (исключение) его из реестра являются самостоятельными процедурами, не исключающими возможность защиты прав заинтересованных лиц в форме оспаривания в суде соответствующего нормативного правового акта, которым конкретный объект принят на государственную охрану, как памятник истории и культуры.
Также подлежат отклонению доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление представителем Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и указывающие на отсутствие нарушения прав ООО "МПИК".
Как видно из представленного заявителем суду устава общества с ограниченной ответственностью "Марийский полиграфическо-издательский комбинат", данное общество является правопреемником открытого акционерного общества "Марийский полиграфическо-издательский комбинат" (сокращенное фирменное наименование ОАО "МПИК"), как созданное путем реорганизации в форме преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (пункт 1.1 устава). Факт завершения процедуры реорганизации подтверждается представленными суду свидетельствами о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности ОАО "МПИК", о создании юридического лица ООО "МПИК", а также свидетельством о постановке ООО "МПИК" на учет в налоговом органе.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 12 MP № 116379 от 15 декабря 2006 года ОАО "МПИК" принадлежат на праве собственности помещения типографии, литер - А, этаж - подвал, 1,2,3 расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 112. В соответствии с передаточным актом, утвержденным общим собранием акционеров ОАО "МПИК" от 17 августа 2010 года, здания (посещения в зданиях), находящиеся по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 112, переданы ООО "МПИК".
Представители участвующих в деле лиц подтвердили в судебном заседании, что принадлежащее ООО "МПИК" здание типографии и принятая на государственную охрану типография являются одним и тем же объектом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Представители заявителя пояснили суду, что о факте нахождения здания типографии под государственной охраной, как памятника истории, обществу стало известно при подготовке проекта реконструкции помещения типографии. Так, в письме Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 21 июня 2010 года № 1585 в адрес проектной организации ОАО "МГПИ-БТПИ" в связи с рассмотрением проектного задания на реконструкцию помещения типографии указано, что предполагаемая реконструкция нарушает целостность восприятия данного объекта культурного наследия и меняет его облик.
Ограничения права пользования объектами культурного наследия установлены в нормах Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Пунктом 2 статьи 35 данного федерального закона установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии со статьей 44 указанного федерального закона приспособление объекта культурного наследия для современного использования - это научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Из положений статей 30, 45 настоящего федерального закона следует, что проекты реставрационных работ должны пройти государственную историко-культурную экспертизу, к проведению работ на объектах культурного наследия допускаются только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии.
Директор Республиканского государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" Гордеев А.В. пояснил, что привлечение лицензированных организаций к проведению работ на объекте культурного наследия повлечет удорожание работ.
Таким образом, являются обоснованными доводы ООО "МПИК" о том, что принятие типографии под государственную охрану, как объекта культурного наследия, затрагивает их права по использованию данного задания.
На основании вышеизложенного суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данном деле оспариваемые положения нормативного правового акта, противоречащие федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку согласно доводам ООО "МПИК" о нахождении здания типографии на государственной охране, как объекта культурного наследия, заявителю стало известно в июне 2010 года, суду не представлено доказательств причинения обществу каких-либо убытков по указанной причине.
Исходя из изложенных выше положений части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не требуется указание в резолютивной части решения на признание оспариваемых положений постановления Правительства Республики Марий Эл противоречащими федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Марий Эл.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Марийский полиграфическо-издательский комбинат" удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу позицию 9 приложения № 1 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 "О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Республики Марий Эл
В.В.БРАТУХИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Марий Эл от 16.12.2010 № 3-13/2010
О признании недействующей позиции 9 приложения № 1 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27.06.2007 № 162 "О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru