Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 26 января 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 122 от 30.12.2010 по признакам нарушения Главным управлением МЧС России по Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 4а), ЗАО "С" <...>, НП "П" <...>, министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный Проспект, д. 18) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
в присутствии:
ГУ МЧС России по НСО: В., представитель по доверенности от <...>;
министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: Н., представитель по доверенности от <...>;
ЗАО "С": директор - Б., протокол годового общего собрания акционеров ЗАО "С" от <...>;
НП "П" - представитель не присутствовал, уведомлен надлежащим образом;
ООО "М": директор - И., протокол собрания учредителей ООО "М" от <...>, Т., по доверенности от <...>,

установила:

В соответствии с заданием Федеральной антимонопольной службы Новосибирским УФАС России проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства на рынке услуг по подключению объектов к беспроводной системе передачи информации о пожаре. При этом установлено следующее.
На совместном селекторном совещании 03.11.2009 МЧС России, МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Минздравсоцразвития России с участием Контрольного управления Президента Российской Федерации по вопросу "О противопожарном состоянии объектов социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей" принято решение об оснащении объектов современными системами пожарной автоматики, в том числе обеспечивающими передачу сигнала о срабатывании пожарной автоматики на пункты связи подразделения пожарной охраны.
Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Новосибирской области № 26 от 26.05.2010 решено проработать техническую возможность и финансовое обеспечение по внедрению на социально значимых объектах беспроводных систем обнаружения пожара.
Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Новосибирской области № 39 от 27.07.2010 решено продолжить работу по оснащению оборудованием, обеспечивающим передачу сигнала о срабатывании пожарной автоматики на пункты связи пожарных частей, работающих в комплексе с индивидуальными техническими средствами оповещения граждан, отнесенных к категориям маломобильных групп населения.
Кроме того, распоряжением Губернатора Новосибирской области от 26.03.2010 № 53-р рекомендовано руководителям образовательных учреждений высшего профессионального образования оснастить объекты образовательных учреждений высшего профессионального образования беспроводными системами передачи информации от автоматической пожарной сигнализации на пункт связи ЦУКС ФПС МЧС России по Новосибирской области.
Во исполнение поручения Президента РФ от 13.11.2009 № Пр-3021 и решения селекторного совещания от 03.11.2009 МЧС России провело аукцион на поставку и монтаж аппаратно-программного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях. В соответствии с государственным контрактом от <...> ЗАО "А", победитель аукциона, осуществляет поставку и монтаж элементов оборудования комплекса на объектах МЧС России в субъектах РФ (письмо заместителя директора департамента тыла и вооружения МЧС России от 30.08.2010 № 8-4-3854).
Согласно акту № 17 о сдаче-приемке оборудования по государственному контракту от <...> ЗАО "А" сдал, а ГУ ЦУКС МЧС России по НСО принял аппаратно-программный комплекс.
28.07.2010 ГУ МЧС России по НСО в лице начальника К. с ЗАО "С" заключило соглашение о взаимном сотрудничестве (далее Соглашение). Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2, 3.2.6 Соглашения ЗАО "С" осуществляет мониторинг состояния систем автоматической пожарной сигнализации на объектах мониторинга с использованием своих технических средств наблюдения системы пожарного мониторинга, осуществляет подключение систем автоматической пожарной сигнализации объектов мониторинга к системе пожарного мониторинга, осуществляет комплекс технических мероприятий по поддержанию бесперебойной работы системы пожарного мониторинга. ЗАО "С" берет на себя все расходы, связанные с выполнением вышеуказанных пунктов (пункт 4.3 Соглашения).
06.08.2010 ГУ МЧС России по НСО в лице начальника К. с некоммерческим партнерством оказания содействия в вопросах противопожарной защиты "П" (далее НП "П") заключено соглашение о взаимном сотрудничестве (далее Соглашение). Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2, 3.2.6 Соглашения НП "П" осуществляет мониторинг состояния систем автоматической пожарной сигнализации на объектах мониторинга с использованием своих технических средств наблюдения системы пожарного мониторинга, осуществляет подключение систем автоматической пожарной сигнализации объектов мониторинга к системе пожарного мониторинга, осуществляет комплекс технических мероприятий по поддержанию бесперебойной работы системы пожарного мониторинга. НП "П" берет на себя все расходы, связанные с выполнением вышеуказанных пунктов (пункт 4.3 Соглашения).
Согласно информации, поступившей от НП "П", 29 июля 2009 г. учреждено ООО "М", 19 апреля 2010 г. учредителями ООО "М" учреждено некоммерческое партнерство оказания содействия в вопросах противопожарной защиты "П". Учредителями НП "П" и ООО "М" принято решение сохранить за ООО "М" функции решения конкретных задач, в связи с этим услуги подключения объектов учреждений образования и здравоохранения к системе передачи извещений о пожаре осуществляло ООО "М" (письмо НП "П" от 29.11.2010).
В адрес министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ГУ МЧС России по НСО направило письмо от 18.06.2010 № 3465-3-1, в котором указывалось, что беспроводная система передачи информации внедряется на базе ГУ ЦУКС МЧС России по НСО лицензированными организациями ЗАО "С" и ООО "М". Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов направило письмо от 07.07.2010 № 2602/30 с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации.
Министерство здравоохранения Новосибирской области в адрес областных лечебно-профилактических учреждений направило письмо 19.05.2010 № 2570-01/29, в котором обязывает учреждения оснастить беспроводной системой передачи информации о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ЕДДС. Министерство указывает в письме, что расходы на оснащение производятся за счет лимитов бюджетных обязательств, установленных на 2010 г., информация о том, какие хозяйствующие субъекты будут осуществлять подключение к системе пожарного мониторинга, в письме министерства здравоохранения Новосибирской области отсутствует.
На запрос Новосибирского УФАС России учреждения представили следующую информацию.
МОУ "Д" с ООО "М" заключен договор № П-14/10 от 02.08.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") осуществляет подключение пожарных сигнализаций, установленных в помещениях заказчиков к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО, обеспечивает передачу извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении заказчика, по прямому независимому радиоканалу на автоматизированное рабочее место в ЦУКС МЧС России по НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункт 2.10 договора).
Согласно пункту 5.1 договора общая сумма оплаты ЗАКАЗЧИКОМ (МОУ "Д") услуг ИСПОЛНИТЕЛЮ (ООО "М") по подключению к системе передачи извещений составляет 25 000 (двадцать пять тысяч рублей 00 копеек).
Согласно договору об оказании услуг № М-14/10 от 02.08.2010, заключенного "Д" с ООО "М", ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА в ЦУКС МЧС России по НСО. ЗАКАЗЧИК оплачивает услуги ИСПОЛНИТЕЛЯ в размерах и в сроки, установленные настоящим договором. Согласно пункту 5.1 договора сумма ежемесячной оплаты услуг составляет 1000 (одна тысяча рублей 00 копеек).
ГБУЗ "Н" с ООО "М" заключило договоры N№ П-20/10, П-21/10, П-22/10, П-23/10 от 05.08.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договорам ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") осуществляет подключение пожарных сигнализаций, установленных в помещениях заказчика, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО, обеспечивает передачу извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении заказчика, по прямому независимому радиоканалу на автоматизированное рабочее место в ЦУКС МЧС России по НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре. Выбор ООО "М" ГБУЗ "Н" осуществляло на основании маркетинговых исследований рынка г. Новосибирска. Договоры заключены с единственным поставщиком услуги. Общая сумма оплаты по договорам составила 98 000 (девяносто восемь тысяч) рублей, на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.
Согласно договорам об оказании услуг N№ М-21/10, М-22/10, М-23/10 от 05.08.2010, заключенным ГБУЗ "Н" с ООО "М", ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, в ЦУКС МЧС России по НСО. ЗАКАЗЧИК оплачивает услуги ИСПОЛНИТЕЛЯ в размерах и в сроки, установленные настоящим договором. Общая сумма оплаты по договорам составила 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
ГБУЗ "Ц" с ООО "М" заключен договор № П-6/10 от 06.07.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") осуществляет подключение пожарных сигнализаций, установленных в помещении заказчика, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО, обеспечивает передачу извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении заказчика, по прямому независимому радиоканалу на автоматизированное рабочее место в ЦУКС МЧС России по НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.10 договора).
Выбор ООО "М", производящего подключение и обслуживание оборудования, производился по рекомендации ГБУЗ НСО "Т".
Согласно договору об оказании услуг № М-6/10 от 06.07.2010, заключенному ГБУЗ "Ц" с ООО "М", ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, в ЦУКС МЧС России по НСО. ЗАКАЗЧИК оплачивает услуги ИСПОЛНИТЕЛЯ в размерах и в сроки, установленные настоящим договором. Согласно пункту 5.1 договора сумма ежемесячной оплаты услуг составляет 1000 (одна тысяча рублей 00 копеек).
Оплата услуг по подключению оборудования производилась ГБУЗ "Ц" за счет внебюджетных средств, техническое обслуживание - за счет средств бюджета субъекта РФ.
ГБУЗ "С" с ООО "М" заключен договор № П-28/10 от 31.08.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") осуществляет подключение пожарных сигнализаций, установленных в помещении ЗАКАЗЧИКА, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО, обеспечивает передачу извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, по прямому независимому радиоканалу на автоматизированное рабочее место в ЦУКС МЧС России по НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.10 договора). Общая сумма оплаты по договору составила 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей. Договор на подключение оборудования заключался на основании пункта 14 части 2 статьи 55 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов..." с единственным поставщиком.
Согласно договору об оказании услуг № М-28/10 от 01.10.2010, заключенному ГБУЗ "С" с ООО "М", ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, в ЦУКС МЧС России по НСО. ЗАКАЗЧИК оплачивает услуги ИСПОЛНИТЕЛЯ в размерах и в сроки, установленные настоящим договором. Согласно пункту 5.1 договора сумма ежемесячной оплаты услуг составляет 1000 (одна тысяча рублей 00 копеек).
МБУЗ "ДГ" с ООО "М" заключен договор № П-10/10 от 15.07.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") осуществляет подключение пожарных сигнализаций, установленных в помещении ЗАКАЗЧИКА, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО, обеспечивает передачу извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, по прямому независимому радиоканалу на автоматизированное рабочее место в ЦУКС МЧС России по НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.10 договора). Общая сумма оплаты по договору составила 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Согласно договору об оказании услуг № М-10/10 от 01.08.2010, заключенному МБУЗ "ДГ" с ООО "М", ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, в ЦУКС МЧС России по НСО. ЗАКАЗЧИК оплачивает услуги ИСПОЛНИТЕЛЯ в размерах и в сроки, установленные настоящим договором. Согласно пункту 5.1 договора сумма ежемесячной оплаты услуг составляет 1000 (одна тысяча рублей 00 копеек), общая цена договора составляет 5000 (пять тысяч) рублей.
Отбор организации, производящей подключение к беспроводной системе передачи информации о пожаре, производился произвольно. Договор заключен с единственным поставщиком услуги, на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Оплату услуг по данным договорам учреждение производило за счет бюджетных средств.
ГБУ СПО "НМ" проведен запрос котировок на оснащение объектов оборудованием системы пожарного мониторинга. По результатам запроса котировок ГБУ СПО "НМ" заключен государственный контракт от 16.08.2010 № 07/10. Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик (ЗАО "С") обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по монтажу и подключению системы противопожарного мониторинга, а Заказчик (ГБУ СПО "НМ") принять результаты работы и оплатить ее. Цена государственного контракта составляет 199 000 (сто девяносто девять тысяч) рублей.
ГБУЗ "НО" с ООО "М" заключен договор № П-5/10 от 02.06.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по установке радиопередатчика и антенно-фидерных устройств для передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.9 договора). Общая сумма оплаты по договору составила 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Согласно договору об оказании услуг № М-5/10 от 02.06.2010, заключенному ГБУЗ "НО" с ООО "М", ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, в ЦУКС МЧС России по НСО, ЗАКАЗЧИК оплачивает услуги ИСПОЛНИТЕЛЯ в размерах и в сроки, установленные настоящим договором. Согласно пункту 5.1 договора сумма ежемесячной оплаты услуг составляет 1000 (одна тысяча рублей 00 копеек).
Информация об организации, производящей подключение оборудования к системе пожарного мониторинга, получена из ГБУЗ НСО "Т". Договор заключен с единственным поставщиком услуги, на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Оплату услуг по данным договорам учреждение производило за счет бюджетных средств.
ГБОУ СПО "Б" с ООО "М" заключен договор № П-25/10 от 24.08.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по подключению пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.10 договора). Общая сумма оплаты по договору составляет 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Предоплата в размере 50% от суммы договора произведена 15.09.2010 (платежное поручение № 339) за счет бюджетных средств. Выбор организаций, производящих подключение и обслуживание оборудования, производился по предложению департамента здравоохранения Новосибирской области, который предложил ООО "М" и ЗАО "С". На момент предоставления информации ГБОУ СПО "Б" не подключено к системе пожарного мониторинга, поскольку отсутствует необходимое оборудование, договор на обслуживание оборудования с ООО "М" не заключен.
ГБУЗ "НВ" с ООО "М" заключен договор № П-8/10 от 28.06.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по подключению пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.10 договора). Общая сумма оплаты по договору составляет 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Договор заключен с единственным поставщиком услуги на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Оплату услуг по данным договорам учреждение производило за счет бюджетных средств.
ГБУЗ НСО "НК" с ООО "М" заключен договор № П-15/10 от 21.07.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по подключению пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.10 договора). Общая сумма оплаты по договору составляет 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Отбор организаций, оказывающих услуги по подключению и обслуживанию оборудования, осуществлялся путем изучения рынка предложений, в том числе путем рассмотрения коммерческих предложений. Договор на подключение оборудования заключался с единственным поставщиком услуги на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, на основании протокола № 56 от 06.07.2010 решения комиссии по мониторингу цен на услуги, приобретаемые для нужд ГБУЗ НСО "НК".
Согласно договору об оказании услуг № М-15/10 от 01.09.2010, заключенного "НК" с ООО "М", ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, в ЦУКС МЧС России по НСО, ЗАКАЗЧИК оплачивает услуги ИСПОЛНИТЕЛЯ в размерах и в сроки, установленные настоящим договором. Согласно пункту 5.1 договора сумма ежемесячной оплаты услуг составляет 1000 (одна тысяча рублей 00 копеек). Оплату услуг по данным договорам учреждение производило за счет бюджетных средств Новосибирской области.
ГБУЗ НСО "НЭ" с ООО "М" заключен договор № П-27/10 от 09.08.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по подключению пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.10 договора). Общая сумма оплаты по договору составляет 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Отбор организаций, оказывающих услуги по подключению и обслуживанию оборудования, осуществлялся по рекомендации ГУ МЧС России по НСО. Договор заключен с единственным поставщиком услуги на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.
Согласно договору об оказании услуг № М-27/10 от 06.09.2010, заключенному ГБУЗ НСО "НЭ" с ООО "М", ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре от пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, в ЦУКС МЧС России по НСО, ЗАКАЗЧИК оплачивает услуги ИСПОЛНИТЕЛЯ в размерах и в сроки, установленные настоящим договором. Согласно пункту 5.1 договора сумма ежемесячной оплаты услуг составляет 1000 (одна тысяча рублей 00 копеек). Оплату услуг по данному договору учреждение производило за счет бюджетных средств.
В МОУ "Ч" с ООО "М" заключен договор № П-13/10 от 21.07.2010 о подключении к системе передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России по НСО. Согласно договору ИСПОЛНИТЕЛЬ (ООО "М") принимает на себя обязательства по подключению пожарной сигнализации, установленной в помещении ЗАКАЗЧИКА, к системе автоматической передачи извещений о пожаре в ЦУКС МЧС России НСО, оборудование передается ЗАКАЗЧИКУ на время действия отдельно заключаемого договора об услуге по передаче извещений о пожаре (пункты 1.1, 2.10 договора). Общая сумма оплаты по договору составляет 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей. По данному договору МОУ "Ч" произвело предоплату в размере 30% 12.09.2010 (платежное поручение № 805) за счет бюджетных средств района.
Отбор организаций, оказывающих услуги по подключению и обслуживанию оборудования, осуществлялся на основании письма министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 2602/30 от 07.07.2010, в котором было указано, что подключение объектов к системе передачи информации о пожаре на ЦУКС МЧС России НСО осуществляется ЗАО "С" и ООО "М".
В ходе рассмотрения материалов Новосибирским УФАС России установлено следующее.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с Положением "О территориальном органе МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий", утв. приказом МЧС России № 372 от 06.08.2004 (далее - Положение), ГУ МЧС России по НСО - территориальный орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах территории Новосибирской области (пункты 1, 4 Положения). Согласно приложению № 2 приказа МЧС РФ от 06.08.2004 № 372 ГУ МЧС РФ по НСО входит в систему МЧС России.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков.
Для реализации своих полномочий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России провело аукцион на поставку и монтаж аппаратно-программного комплекса системы мониторинга и произвело закупку оборудования у ЗАО "А" по государственному контракту от <...>.
ГУ МЧС России по НСО, являясь уполномоченным территориальным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, получив оборудование, приобретенное МЧС России по государственному контракту, предназначенное для передачи извещений о пожаре на ЦУКС МЧС России НСО, заключило соглашения с ЗАО "С" и НП "П" о взаимном сотрудничестве. Согласно заключенным соглашениям хозяйствующие субъекты осуществляют подключение систем автоматической пожарной сигнализации объектов мониторинга к беспроводной системе передачи информации о пожаре, осуществляют комплекс технических мероприятий по поддержанию бесперебойной работы системы пожарного мониторинга. НП "П" по заключенному соглашению с ГУ МЧС России НСО передало свои полномочия ООО "М", которое и оказывало услуги учреждениям образования и здравоохранения по подключению объектов к системе передачи извещений о пожаре.
В адрес министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ГУ МЧС России по НСО направило письмо от 18.06.2010 № 3465-3-1, в котором указывалось, что беспроводная система передачи информации внедряется на базе ГУ ЦУКС МЧС России по НСО лицензированными организациями ЗАО "С" и ООО "М". Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов направило письмо от 07.07.2010 № 2602/30 с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации.
Министерство здравоохранения Новосибирской области в адрес областных и городских лечебно-профилактических учреждений направило письмо от 19.05.2010 № 2570-01/29, в котором сообщает, что в срок до 01.08.2010 лечебно-профилактические учреждения за счет лимитов бюджетных обязательств, установленных в 2010 г., должны быть оснащены беспроводной системой передачи информации на пульт ЕДДС, информация о том, какие хозяйствующие субъекты будут осуществлять подключение к системе пожарного мониторинга, в письме министерства здравоохранения Новосибирской области отсутствует. Из информации, представленной учреждениями здравоохранения Новосибирскому УФАС России, следует, что учреждения самостоятельно осуществляли выбор организаций, осуществляющих подключение объектов к беспроводной системе передачи информации о пожаре, в том числе путем запроса котировок (ГБУ СПО "НМ"), путем заключения договора с единственным поставщиком услуг при цене договора менее 100 тыс. руб. (МБУЗ "ДГ"), по информации, поступившей из "Т" (ГБУЗ "НО").
В результате заключенных соглашений между ГУ МЧС России по НСО и ЗАО "С" и НП "П", данные хозяйствующие субъекты получили преимущественное право подключения объектов учреждений здравоохранения и образования к системе пожарного мониторинга, которое осуществлялось в том числе на возмездной основе за счет бюджетных средств, преимущественное право на предоставление услуги по передаче извещений о пожаре на ЦУКС МЧС России по НСО в том числе на возмездной основе, что ограничило доступ иных хозяйствующих субъектов на данный рынок услуг и, как следствие, к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, оказывающими данный вид услуг.
В результате согласованных действий ГУ МЧС России по НСО и министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области был ограничен выбор образовательными учреждениями хозяйствующих субъектов, осуществляющих подключение к системе пожарного мониторинга, что привело к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке.
Дело возбуждено по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая содержит запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
По существу дела ГУ МЧС России по НСО представило следующее объяснение.
На основании письменных обращений Главным управлением заключены соглашения о взаимном сотрудничестве с ЗАО "С" и некоммерческим партнерством "П".
Согласно условиям сотрудничества, взаимодействие сторон осуществляется на безвозмездной основе, Главное управление обеспечивает прием и обработку ЦУКС сигналов о пожаре, передаваемых организациями, осуществляющими мониторинг, а также оперативный выезд к месту пожара сил и средств подразделений пожарной охраны в соответствии с расписанием выездов.
Данные соглашения призваны закрепить обязательства сторон именно в вопросах передачи-приема сообщений, определить порядок взаимодействия, урегулировать техническую сторону передачи-приема сообщений, в том числе в связи с отсутствием в действующем законодательстве РФ документов, регламентирующих данную сферу.
Данные соглашения не представляют указанным организациям каких-либо преимуществ, в них не содержится условий о приеме сигналов диспетчерами ЦУКС только от этих организаций, соглашениями не регулируются вопросы подключения объектов к системе пожарного мониторинга.
Главное управление готово осуществлять прием сигналов о пожарах от любых организаций, оборудование которых совместимо с работой программно-аппаратного комплекса "Стрелец-мониторинг", отсутствие иных соглашений объясняется только отсутствием предложений от других организаций, желающих осуществлять пожарный мониторинг.
Таким образом, каких-либо преимущественных прав на подключение объектов к системе пожарного мониторинга в результате соглашений с Главным управлением ЗАО "С" и НП "П" не получено.
Отбор организаций, осуществляющих пожарный мониторинг, реализуется объектами самостоятельно, в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов...", которые в определении условий торгов самостоятельны и не связаны какими-либо соглашениями.
ГУ МЧС России считает, что указанные соглашения не могут расцениваться как ограничивающие доступ каких-либо хозяйствующих субъектов на данный рынок услуг и, соответственно, не ограничивают конкуренцию.
Деятельность Главного управления осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти Новосибирской области в рамках предоставленных Главному управлению полномочий по осуществлению методического руководства деятельностью этих органов в области пожарной безопасности, в том числе в области развертывания системы пожарного мониторинга.
Главным управлением и министерством образования, науки, инновационной политики Новосибирской области не предпринимались в каких-либо формах согласованные действия по ограничению выбора образовательными учреждениями хозяйствующих субъектов, осуществляющих подключение к системе пожарного мониторинга (отсутствуют совместные решения, обязательные для исполнения предписания, приказы и т.д.). Информация о внедрении на базе ГУ ЦУКС МЧС России по Новосибирской области беспроводной системы передачи информации, предоставленная Главным управлением в адрес министерства образования, науки, инновационной политики Новосибирской области, не могла и фактически не повлияла на выбор образовательными учреждениями хозяйствующих субъектов.
Таким образом, по мнению Главного управления, нарушения антимонопольного законодательства в действиях Главного управления отсутствуют.
По существу дела министерство образования, науки, инновационной политики Новосибирской области представило следующее объяснение.
Управлением государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Новосибирской области в адрес министерства было направлено письмо от 18.06.2010 № 3465-3-1 об оснащении учреждений с круглосуточным пребыванием людей беспроводными радиоканальными системами передачи информации на пункты связи пожарных частей и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
В письме указывалось, что беспроводная система передачи информации внедряется на базе ГУ ЦУКС МЧС России по Новосибирской области лицензированными организациями ЗАО "С" и ООО "М".
Министерством образования, науки, инновационной политики Новосибирской области в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов было направлено письмо от 07.07.2010 № 2602/30 с изложением информации, полученной от управления государственного пожарного надзора.


Отбор ЗАО "С" и ООО "М" для осуществления подключения объектов образования к системе пожарного мониторинга министерством не проводился, информация о стоимости услуг и технических характеристиках устанавливаемого оборудования не запрашивалась.
По существу дела ЗАО "С" представило следующее объяснение.
Соглашение о взаимном сотрудничестве от 28.07.2010, заключенное между ЗАО "С" и ГУ МЧС России по НСО, не содержит условий, которые могли бы ограничивать конкуренцию в данном виде услуг.
При заключении договоров с хозяйствующими субъектами наличие данного соглашения не представляло преимущественного права на их заключение, так как данное соглашение не являлось одним из критериев отбора исполнителя, предъявляемых заказчиком. А в проводимых конкурсах в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов...", заявок со стороны других хозяйствующих субъектов, кроме тех, которые подавали заявки, не поступало.
Отсутствие согласованных действий всех субъектов, участвующих в осуществлении пожарного мониторинга, неминуемо приведет к различным нарушениям, в том числе неэффективному расходованию бюджетных средств, введению в заблуждение представителей объектов.
По существу дела ООО "М" представило следующее объяснение.
ООО "М" не согласно с нарушением, изложенным в определении по делу, по следующим основаниям:
Соглашение, заключенное НП "П" с ГУ МЧС России по НСО, содержит в себе только технические моменты взаимодействия сторон. Соглашение не предоставляет каких-либо преимущественных прав перед потенциальными конкурентами. Ни один пункт соглашения не противоречит статье 16 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На сегодняшний день на территории Новосибирской области услугу пожарного мониторинга по выделенному радиоканалу, кроме ООО "М" предоставляет компания ЗАО "С". Количество объектов, подключенных к системам пожарного мониторинга, различается в десятки раз, и лидирующее положение на рынке занимает ЗАО "С", что косвенно подтверждает отсутствие сговора о делении рынка. Не существует никаких препятствий для разработки частотно-территориального плана и получения выделенного радиоканала в радиочастотном центре другими компаниями.
Определение подрядчика по подключению к системе пожарного мониторинга объектов образования и здравоохранения осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов...".
На заседании Комиссии представитель ГУ МЧС России по НСО подтвердил доводы, изложенные в объяснении, и сообщил, что Соглашения распространяются только на взаимоотношения Главного управления и компаний, с которыми заключены Соглашения. За настройку оборудования и передачу сигнала с объектов, которые подключены к системе автоматической передачи извещений о пожаре, управление не платило компаниям, управление также не взимало плату с компаний, которые осуществляли передачу сигнала с объектов, подключенных к системе автоматической передачи извещений о пожаре. То есть отношения управления и компаний носили безвозмездный характер. Учреждения самостоятельно осуществляли выбор компаний, которые осуществляли подключение к системе пожарного мониторинга, и управление не вмешивалось в этот процесс.
Когда возникла необходимость использования оборудования системы пожарного мониторинга, в управлении было проведено совещание. Был проанализирован перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, на предмет возможности осуществления данного вида деятельности. Управлением различным организациям направлена информация о проведении совещания и приглашение заинтересованным лицам, кроме того, данная информация о проведении совещания была направлена в различные информационные системы. Приглашения направляли по электронной почте, факсом. Приглашали всех, кого смогли найти, кто мог бы осуществить данный вид деятельности. На совещании довели информацию до всех, кто присутствовал. Сложность работы с оборудованием заключается в том, что в качестве основного канала передачи сигнала от объекта до ЦУКС используется радиоканал на выделенных радиочастотах и только в качестве резервного канала передачи сигнала может быть использован канал сотовой связи или линии сети Интернет. Это обусловлено техническими характеристиками оборудования. Организаций, которые используют в качестве основного канала канал сотовой связи, очень много, но нет таких, которые в качестве основного канала используют радиоканал на выделенной радиочастоте. Только оборудование ЗАО "С" и НП "М" по своим техническим характеристикам совместимо с программно-аппаратным комплексом "Стрелец-мониторинг", поэтому выбора, кроме этих двух компаний, у управления не было. Если появятся какие-либо другие организации, оборудование которых будет совместимо с оборудованием, установленным в ЦУКСе, препятствий по использованию не будет. Своими силами управление не могло осуществить подключение объектов к данному оборудованию ввиду отсутствия специалистов.
На заседании Комиссии представитель ЗАО "С" подтвердил доводы, изложенные в объяснении, и сообщил, что когда началась работа по подключению объектов областных и муниципальных учреждений к системе пожарного мониторинга, ЗАО "С" получило телефонограмму из управления МЧС России по НСО с приглашением посетить совещание, посвященное данному вопросу. На данном совещании присутствовало более 60 человек, представителей более 30 компаний города Новосибирска. На совещании до представителей компаний были доведены условия работы и уточнены технические параметры и характеристики оборудования, с которым предстояло работать, компании были готовы работать с этим оборудованием, поскольку оборудование по техническим характеристикам было совместимо с оборудованием, установленным в ЦУКСе.
При заключении договоров с хозяйствующими субъектами наличие данного соглашения не представляло преимущественного права на их заключение, так как данное соглашение не являлось одним из критериев отбора исполнителя, предъявляемых заказчиком. А в проводимых конкурсах в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов...", заявок со стороны других хозяйствующих субъектов, кроме тех, которые подавали заявки, не поступало. Соглашение с управлением регулировало только технические вопросы подключения объектов и носило безвозмездный характер в отношениях с управлением. Безвозмездность отношений распространялась только на управление, потому что соглашение было заключено с управлением. Объекты здравоохранения и образования подключались за плату. ЗАО "С" самостоятельно осуществляло поиск учреждений, готовых осуществить подключение своих объектов к системе пожарного мониторинга, поиск объектов, которые подключались к системе пожарного мониторинга, осуществляло посредством рассылки информации по электронной почте, факсом в адрес учреждений со своими предложениями.
На заседании Комиссии представитель ООО "М" сообщил, что когда началась работа по подключению объектов областных и муниципальных учреждений к системе пожарного мониторинга, ООО "М" получило телефонограмму из управления с приглашением посетить совещание, посвященное данному вопросу. На данном совещании присутствовало более 60 человек, представители более 30 компаний города Новосибирска. На совещании до представителей компаний были доведены условия работы и уточнены технические параметры и характеристики оборудования, с котором предстояло работать, ООО "М" было готово работать с этим оборудованием, поскольку наше оборудование по техническим характеристикам было совместимо с оборудованием, установленным в ЦУКСе.
Поиск объектов, которые в дальнейшем были подключены к системе пожарного мониторинга ООО "М" осуществляло посредством рассылки информации по электронной почте, факсом в адрес учреждений со своими предложениями.
На заседании Комиссии представитель министерства образования, науки, инновационной политики Новосибирской области подтвердила доводы, изложенные в объяснении и сообщила, что министерством в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов было направлено письмо с изложением информации, полученной от управления государственного пожарного надзора, данным письмом министерство просто продублировало информацию, поступившую из управления пожарного надзора, больше министерство не предпринимало никаких действий. Министерство передало руководителям учреждений информацию, поступившую в министерство, но не давало никаких рекомендаций руководителям по выбору той или иной компании.
Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Для реализации своих полномочий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России провело аукцион на поставку и монтаж аппаратно-программного комплекса системы мониторинга и произвело закупку оборудования у ЗАО "А" по государственному контракту от <...>.
ГУ МЧС России по НСО, являясь уполномоченным территориальным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, получило оборудование, приобретенное МЧС России по государственному контракту, предназначенное для передачи извещений о пожаре на ЦУКС МЧС России НСО. ГУ МЧС России по НСО, имея необходимость в использовании данного оборудования, заключило Соглашения с ЗАО "С" и НП "П" о взаимном сотрудничестве.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
ЗАО "С" и ООО "М", которому НП "П" передало свои полномочия по заключенному соглашению, при заключении договоров с учреждениями здравоохранения и образования по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре имели возможность делать коммерческие предложения учреждениям здравоохранения и образования, ссылались в том числе на сотрудничество с ГУ МЧС России, основанное на соглашении. Поскольку ГУ МЧС России по НСО является уполномоченным территориальным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обладающим полномочиями в том числе по осуществлению государственного пожарного надзора за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"), следовательно, при совершении коммерческих предложений учреждениям здравоохранения и образования по предоставлению услуги автоматической передачи извещений о пожаре ссылка на соглашения, заключенные с ГУ МЧС России по НСО, могла быть воспринята руководителями учреждений как указание к заключению договоров только с конкретными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, в результате заключенных соглашений между ГУ МЧС России по НСО и ЗАО "С" и НП "П" данные хозяйствующие субъекты получили преимущественное право подключения объектов учреждений здравоохранения и образования к беспроводной системе передачи информации о пожаре, которое осуществлялось в том числе на возмездной основе за счет бюджетных средств, что могло ограничить доступ иных хозяйствующих субъектов на данный рынок услуг и, как следствие, к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, оказывающими данный вид услуг.
ГУ МЧС России по НСО направило письмо от 18.06.2010 № 3465-3-1 в министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, в котором сообщает, что беспроводная система передачи информации внедряется на базе ЦУКС МЧС России лицензированными организациями ЗАО "С" и ООО "М" и просит министерство при оснащении объектов образования беспроводными радиоканальными системами передачи информации учитывать информацию о данных хозяйствующих субъектах. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов направило письмо от 07.07.2010 № 2602/30 с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации.
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сферах образования, науки и инноваций, осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль (надзор) в сфере образования, надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории Новосибирской области образовательными учреждениями (постановление Губернатора Новосибирской области от 26.05.2010 № 162 "О министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области").
Направление письма от 07.07.2010 № 2602/30 в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации, могло быть воспринято руководителями образовательных учреждений руководителями учреждений как указание, обязательное к исполнению, то есть к заключению договоров только с конкретными хозяйствующими субъектами.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается осуществление согласованных действий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если такое осуществление согласованных действий приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъясняет, что при анализе вопроса о том, являются ли действия согласованными, следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении, исходя из фактических обстоятельств их совершения, в числе прочих обстоятельств, о согласованных действиях может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Таким образом, действия ГУ МЧС России по НСО (направление письма от 18.06.2010 № 3465-3-1 в адрес министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области) с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации, и министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (направление письма от 07.07.2010 № 2602/30 в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов) с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации, являются согласованными, поскольку совершенны единообразно, при отсутствии на то объективных причин, что могло ограничить доступ хозяйствующих субъектов на данный рынок услуг и, как следствие, к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими данный вид услуг.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ГУ МЧС России по Новосибирской области, ЗАО "С", НП "П", министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось:
1.1. В заключении Соглашений между ГУ МЧС России по НСО и ЗАО "С" и НП "П". В результате заключенных Соглашений ЗАО "С" и ООО "М" получили преимущественное право подключения объектов учреждений здравоохранения и образования к беспроводной системе передачи информации о пожаре, которое осуществлялось в том числе на возмездной основе за счет бюджетных средств, что могло ограничить доступ иных хозяйствующих субъектов на данный рынок услуг и, как следствие, к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, оказывающими данный вид услуг.
1.2. Осуществлении согласованных действий между ГУ МЧС России по Новосибирской области и министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, выразившихся в направлении ГУ МЧС России по НСО письма от 18.06.2010 № 3465-3-1 в адрес министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области) с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации, в направлении министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области письма от 07.07.2010 № 2602/30 в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов) с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации, что могло ограничить доступ хозяйствующих субъектов на рынок услуг по подключению объектов учреждений здравоохранения и образования к беспроводной системе передачи информации о пожаре и, как следствие, к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими данный вид услуг.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ГУ МЧС России по Новосибирской области, ЗАО "С", НП "П", министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью устранения нарушения необходимо:
2.1. ГУ МЧС России по Новосибирской области необходимо расторгнуть Соглашения о взаимном сотрудничестве с ЗАО "С" от 28.07.2010 и НП "П" от 06.08.2010.
2.2. ЗАО "С" расторгнуть Соглашение о взаимном сотрудничестве с ГУ МЧС России по НСО от 28.07.2010.
2.3. НП "П" расторгнуть Соглашение о взаимном сотрудничестве с ГУ МЧС России по НСО от 06.08.2010.
2.4. ГУ МЧС России по Новосибирской области отозвать письмо от 18.06.2010 № 3465-3-1, направленное в адрес министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, в части указания конкретных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по подключению объектов к беспроводной системе передачи информации о пожаре.
2.5. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области отозвать письмо от 25.08.2010 № ГЛ1-22175/08, направленное в адрес организаций и учреждений, у которых федеральное имущество находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении, в части указания конкретных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по подключению объектов к беспроводной системе передачи информации о пожаре.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
А.В.РИСОВ





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 2 февраля 2011 г. № 3

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 02.02.2011 по делу № 122 от 19.10.2011 о нарушении ГУ МЧС России по Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 4а), ЗАО "С" <...>, НП "П" <...>, министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный Проспект, д. 18) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

1. ГУ МЧС России по НСО, ЗАО "С", НП "П", министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в срок до 18.02.2011 прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившееся в заключении соглашений между ГУ МЧС России по НСО и ЗАО "С" и НП "П" и совершении согласованных действий между ГУ МЧС России по НСО и министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
В результате заключенных соглашений ЗАО "С" и НП "П" получили преимущественное право подключения объектов учреждений здравоохранения и образования к беспроводной системе передачи информации о пожаре, которое осуществлялось в том числе на возмездной основе за счет бюджетных средств, что могло ограничить доступ иных хозяйствующих субъектов на данный рынок услуг и, как следствие, к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, оказывающими данный вид услуг.
Осуществление согласованных действий между ГУ МЧС России по Новосибирской области и министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области выразилось в направлении ГУ МЧС России по НСО письма от 18.06.2010 № 3465-3-1 в адрес министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации о пожаре, в направлении министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области письма от 07.07.2010 № 2602/30 в адрес руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов) с указанием конкретных хозяйствующих субъектов (ЗАО "С" и ООО "М"), осуществляющих подключение к беспроводной системе передачи информации о пожаре, что могло ограничить доступ хозяйствующих субъектов на рынок услуг по подключению объектов учреждений здравоохранения и образования к беспроводной системе передачи информации о пожаре и, как следствие, к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими данный вид услуг.
2. С целью устранения нарушения необходимо:
2.1. ГУ МЧС России по Новосибирской области расторгнуть Соглашения о взаимном сотрудничестве с ЗАО "С" от 28.07.2010 и НП "П" от 06.08.2010.
2.2. ЗАО "С" расторгнуть Соглашение о взаимном сотрудничестве с ГУ МЧС России по НСО от 28.07.2010.
2.3. НП "П" расторгнуть Соглашение о взаимном сотрудничестве с ГУ МЧС России по НСО от 06.08.2010.
2.4. ГУ МЧС России по Новосибирской области отозвать письмо от 18.06.2010 № 3465-3-1, направленное в адрес министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, в части указания конкретных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по подключению объектов к беспроводной системе передачи информации о пожаре.
2.5. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области отозвать письмо от 25.08.2010 № ГЛ1-22175/08, направленное в адрес организаций и учреждений, у которых федеральное имущество находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении, в части указания конкретных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по подключению объектов к беспроводной системе передачи информации о пожаре.
3. Об исполнении настоящего предписания ГУ МЧС России по НСО и ЗАО "С" и НП "П", министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области сообщить в срок до 21.02.2011 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
А.В.РИСОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского УФАС РФ от 02.02.2011
<О нарушении антимонопольного законодательства РФ, выразившемся в заключении между подразделением МЧС РФ и хозяйствующими субъектами соглашений, ограничивающих конкуренцию на рынке беспроводных систем передачи информации о пожаре>
(вместе с предписанием Новосибирского УФАС РФ от 02.02.2011 № 3)

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru