Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 123 от 30.12.2010 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "С" (далее ОАО "С") <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
в присутствии:
заявителя - ЗАО "У" <...>, Н. - представитель по доверенности <...>, М. - представитель по доверенности <...>,
ответчика - ОАО "С" <...>, Т.С. - представитель по доверенности <...>, Т.Ю. - представитель по доверенности <...>,

установила:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление ЗАО "У" о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "С" (вх. № 8289 от 28.10.2010).
Заявитель сообщает, что в целях предоставления коммунальных услуг между ЗАО "У" и ОАО "С" заключено соглашение № СЭ-652 от 23.05.2008 о расчетах за электрическую энергию. Согласно п. п. 6.7, 6.9 указанного соглашения в случае временного нарушения системы учета электроэнергии, непредоставления "У" показаний счетчиков расчет принятой электрической энергии определяется расчетным способом: исходя из присоединенной электрической мощности и числа работы объектов управляющей организации (т.е. исходя из максимальной нагрузки (мощности) на многоквартирный дом). По мнению заявителя, п. п. 6.7 и 6.9 противоречат действующему законодательству, а именно статье 157 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При этом:
согласно п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:
в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека;
в отношении лифтового оборудования - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека.
Согласно п. 3 приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за электроснабжение (руб.) определяется по формуле:

                          P     = n  x №  x T  ,
                           ky.i    i    j    ky

    где:
    n  - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом
     i
помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
    №  - норматив  потребления  соответствующей  коммунальной  услуги  (для
     j
холодного  водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в
месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.);
    T   - тариф на соответствующий  коммунальный  ресурс,  установленный  в
     ky
соответствии   с  законодательством  Российской  Федерации  (для  холодного
водоснабжения,  горячего  водоснабжения  и водоотведения - руб./куб. м; для
электроснабжения - руб./кВт·час).
Кроме того, в соответствии с п. 136 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, применение расчетного способа для определения оплаты потребленной электрической энергии возможно в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 147 указанного акта в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
ОАО "С" в нарушение законодательства производит расчет для граждан-потребителей принятой электрической энергии расчетным способом, исходя из присоединенной мощности и числа работы объектов многоквартирного дома, что превышает расчет принятой электрической энергии по установленному нормативу потребления коммунальной услуги электроснабжения (копия контрольного акта № 24729 от 07.11.2008).
В целях приведения соглашения № СЭ-652/228 от 23.05.2008 в соответствие с законодательством ЗАО "У" направило в адрес ОАО "С" дополнительное соглашение, связанное с порядком оплаты гражданами - потребителями электрической энергии, в соответствии с ЖК РФ. Ответ заявителем от ОАО "С" не получен.
На запрос Новосибирского УФАС России ОАО "С" сообщило, что электроснабжение ЗАО "У" осуществляется на основании договора энергоснабжения № 709 от 03.03.2010, заключенного для энергоснабжения нежилого помещения (конторы) по ул. <...>, соглашения о расчетах за электрическую энергию от 23.05.2008 № СЭ-652, на основании которого осуществляются расчеты за электрическую энергию, потребленную для нужд многоквартирных домов, находящихся в управлении ЗАО "У" (сбор с граждан - потребителей коммунальных услуг осуществляет гарантирующий поставщик).
В мотивированном обосновании расчетов за электрическую энергию для граждан потребителей и для ЗАО "У" ОАО "С" сообщило следующее.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики № 530 от 31.08.2006 граждане - потребители и исполнители коммунальных услуг приобретают в необходимом им количестве на основании договора энергоснабжения и в соответствии с законодательством электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Пунктом 71 Правил установлено, что в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения должен быть обеспечен учет электрической энергии в соответствии с разделом XII указанных Правил. Согласно пункту 90 Правил договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии. На основании этой нормы в соглашении № СЭ-652 предусмотрен сбор денежных средств с граждан - потребителей коммунальных услуг гарантирующим поставщиком - ОАО "С", которые засчитываются в счет исполнения обязательства управляющей организации перед гарантирующим поставщиком.
По мнению ОАО "С", независимо от условий договора энергоснабжения, предусматривающих порядок оплаты за электрическую энергию, приобретенную исполнителем коммунальных услуг, которым является ЗАО "У", должен применяться императивно установленный Правилами № 530 порядок расчетов и определения количества приобретенной электрической энергии. ЗАО "У" обязано осуществлять расчеты за электрическую энергию, приобретенную для нужд многоквартирных домов, находящихся у нее в управлении, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. За электроэнергию, приобретенную ЗАО "У" для собственных нужд, применяются сроки оплаты, установленные п. 70 Правил № 530, в соответствии с которым покупатели (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил) оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся в срок до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся в срок до 25-го числа этого месяца;
фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период меньше договорного объема, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц.
На запрос о действиях, предпринятых ОАО "С" в ответ на письмо ЗАО "У" (исх. № 1986 от 01.09.2010), с приложением дополнительного соглашения к соглашению № СЭ-652/(228) от 23.05.2008 о внесении изменений в систему расчетов за электрическую энергию, ОАО "С" представило письмо, направленное в адрес заявителя, с отказом о внесении изменений в соглашение № 652 от 23.05.2008, копию почтового уведомления, свидетельствовавшего о вручении ответа.
ОАО "С" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35%. Доля ОАО "С" на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории г. Новосибирска составляет более 50%, следовательно, ОАО "С" в соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на указанном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ОАО "С" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, навязывании контрагенту (ЗАО "У") условий договора, невыгодных для него, технологически и экономически необоснованном отказе от подписания дополнительного соглашения к соглашению № СЭ-652 от 23.05.2008 с ЗАО "У", что нарушает права граждан-потребителей, поскольку увеличивает размер платы за электрическую энергию в местах общего пользования многоквартирного дома, создает дискриминационные условия для управляющей компании - ЗАО "У" на рынке оказания коммунальных услуг, поскольку увеличение размера платы за электрическую энергию в местах общего пользования многоквартирного дома ставит хозяйствующий субъект (ЗАО "У") в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на рынке коммунальных услуг, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
По существу дела ОАО "С" представило следующее объяснение.
ОАО "С" считает, что в его действиях отсутствуют нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Между сторонами заключено соглашение № СЭ-652 от 23.05.2008 о расчетах за электрическую энергию. В соответствии с пунктом 1 соглашения ЗАО "У" приобретает у ОАО "С" электрическую энергию, в том числе для жилых домов, находящихся в управлении ЗАО "У", указанных в приложении № 1-1, в том числе на общедомовые нужды и на собственные объекты управляющей организации. Порядок оплаты за приобретаемую электрическую энергию установлен следующим образом.
Сбор платежей за электрическую энергию, потребленную гражданами-потребителями в жилых помещениях, осуществляет ОАО "С" в соответствии с пунктом 3.5 соглашения № СЭ-652, исходя из показаний индивидуальных приборов учета потребителей, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, установленных согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ.
Обязанность по оплате за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования многоквартирного дома, и за собственные нежилые помещения возложена на ЗАО "У".
Пунктом 2.2 соглашения ЗАО "У" приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащего учета электрической энергии в соответствии с требованиями правовых актов, а также исполнению требований, предъявляемых к системам учета.
Пунктом 2.5 соглашения предусмотрена обязанность управляющей организации обеспечить сохранность на своей территории энергооборудования, воздушных и кабельных линий электропередач, других энергоустановок, средств учета энергии, пломб и специальных знаков визуального контроля, установленных средств учета.
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, установлено, что нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком, т.е. при нарушении целостности приборов учета потребление является безучетным.
Способ расчета объема электрической энергии, потребленной для мест общего пользования и помещений, занимаемых управляющей организацией, при отсутствии надлежащего учета (безучетным потреблении) определен пунктом 6.7 соглашения № СЭ-652, в случае нарушения сохранности прибора учета управляющей организации предоставляется время для восстановления прибора учета. Этот срок составляет 30 дней, в течение которого количество отпущенной электроэнергии определяется по среднесуточному потреблению прошлого месяца. После истечения данного срока при восстановлении надлежащего учета потребления начинает применяться расчет по мощности.
В силу пункта 155 Правил № 530 объем безучетного потребления электрической энергии определяется одним из расчетных способов, предусмотренных пунктами 145 и 147 Правил № 530, который применяется к отношениям между энергосбытовыми организациями (гарантирующим поставщиком) и исполнителями коммунальных услуг в силу пунктов 1 и 3 Правил № 530. Указанный расчетный способ предусматривает расчет объема приобретенной электроэнергии по мощности.
Кроме того, пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома объем потребленных коммунальных ресурсов для электрической энергии определяется расчетным методом, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы, установленных в этих помещениях, потребляющих устройств.
Изложенная редакция пунктов соглашения соответствует ФЗ "Об энергосбережении..." № 261-ФЗ, согласно которому до установки приборов учета используемых энергоресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета, используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, п. п. 6.7 и 6.9 не применяются к расчету платы за электроснабжение жилых помещений, поскольку регулируют только способ определения объема электроэнергии, отпущенного для мест общего пользования и нежилых помещений, занимаемых ЗАО "У" для собственных нужд.
Иного способа расчета безучетно приобретаемой электроэнергии для нежилых помещений, в том числе мест общего пользования, законодательством не установлено.
Данные доводы подтверждаются в том числе судебными актами арбитражных судов. Так, по делу № А45-11701/2010, рассмотренному по иску между ОАО "С" и ЗАО "У" арбитражный суд признал редакцию пункта 6.7 соглашения № СЭ-652 соответствующей требованиям действующего законодательства, произведенный по нему расчет соответствующим условиям соглашения и требованиям действующего законодательства.
По делу № А45-17142/2008, рассмотренному по иску между ОАО "С" и ЗАО "У" должен самостоятельно осуществлять сбор денежных средств с граждан-потребителей за места общего пользования. Также данные доводы о законности применения расчета за потребленную электроэнергию по мощности подтверждаются сложившейся правоприменительной практикой (судебные акты прилагаются). Кроме того, Определением ВАС РФ от 02.04.2010 № ВАС-33/10 подтверждено, что норматив потребления электрической энергии для общедомовых нужд не установлен.
Согласно письму ЗАО "У" от 01.09.2010 № 1986, направленному в ОАО "С" за подписью заместителя генерального директора ЗАО "У", в адрес ОАО "С" направлен не подписанный со стороны ЗАО "У" проект дополнительного соглашения о внесении дополнений в пункт 6.7 соглашения № СЭ-652.
ОАО "С" письмом от 24.09.2010 № СЭ-3457 указало на отсутствие оснований для внесения изменений в связи с проверкой редакции данного пункта Арбитражным судом Новосибирской области (решение по делу № А451170/2010) и признание данного пункта полностью соответствующим положениям действующего законодательства. Суть направленного проекта дополнительного соглашения к соглашению № СЭ-652 от 23.05.2008 состоит в том, что ЗАО "У" предлагает исключить из условий соглашения порядок определения объема электрической энергии, приобретенной для мест общего пользования в многоквартирных домах. То есть в случае подписания сторонами указанного дополнительного соглашения вопрос определения объема приобретенной ЗАО "У" электроэнергии для нужд мест общего пользования в случае выхода из строя установленных на местах общего пользования приборов учета будет неурегулированным.
Пункт 66 Правил функционирования розничного рынка электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 содержит требование о включении условия о порядке согласования договорного объема потребления электрической энергии в качестве существенного условия договора, без наличия которого он будет являться незаключенным. Предложение ЗАО "У" включить в соглашение № СЭ-652 условие о том, что порядок определения объема размера платы потребленной электрической энергии в отношении граждан-потребителей устанавливается Жилищным кодексом РФ, уже учтено в пункте 3.5 соглашения, что подтверждается мотивировочной частью решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-17142/2008. Кроме того, в силу императивности положения о применении жилищного законодательства в отношении граждан данное условие применяется независимо от включения в договор.
Таким образом, необходимость включения в договор условия о порядке определения приобретенной управляющей организацией электроэнергии предусмотрена законодательством и является существенным условием договора. Следовательно, отказ ОАО "С" от подписания проекта дополнительного соглашения, исключающего данные условия соглашения, является законным и обоснованным.
ЗАО "У" ссылается на положения законодательства, согласно которому в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством РФ. Данное положение установлено и подлежит применению. То есть при наличии в квартире индивидуального прибора учета и при отсутствии прибора учета на местах общего пользования (либо общедомового прибора учета) размер платы для граждан потребителей не может определяться исходя из нормативов потребления.
ОАО "С" просит прекратить дело в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы об отсутствии нарушения ОАО "С" законодательства при осуществлении расчета за приобретенную ЗАО "У" электроэнергию для мест общего пользования (пункт 6.7 соглашения № СЭ-652).
На заседании Комиссии представители ЗАО "У" подтвердили доводы, изложенные в заявлении, и сообщили, что согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая состоит из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержания, по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Граждане должны иметь возможность получать услугу электроснабжения как в жилом помещении, так и в местах общего пользования, к которым относятся лифты, межквартирные лестничные площадки, коридоры, чердаки, подвалы (статья 36 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ. Тем самым установлено два варианта определения объема потребления коммунальных услуг: по приборам учета, по нормативам потребления, утвержденными уполномоченным органом.
ЗАО "У" приобретает электроэнергию у ресурсоснабжающей организации - ОАО "С" как исполнитель не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительство РФ Постановлением № 307 от 23.05.2006 утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановлением от 23.05.2006 № 306 - "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Пункт 8 Правил предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются уполномоченными органами по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций, которой на территории Новосибирской области является ОАО "С". Согласно соглашению № 652, заключенному ОАО "С" и ЗАО "У", стороны определили, что данное соглашение заключено с целью организации расчетов за электрическую энергию, принятую "У" для оказания гражданам - потребителям коммунальных услуг по электроснабжению.
Согласно позиции ОАО "С" гражданин-потребитель в случае отсутствия у него прибора учета должен оплатить электроснабжение по установленному нормативу, в который включаются расходы на электроэнергию мест общего пользования, а также дополнительно оплатить оказанную услугу путем оплаты электроэнергии мест общего пользования, рассчитанной по мощности.
Довод ОАО "С" о необходимости применения порядка расчета объемов потребления, установленного в пунктах 145 и 147 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, не должен применяться, поскольку пункт 145 вышеуказанных Правил исключает граждан-потребителей из числа лиц, учет потребления электрической энергии которыми осуществляется расчетным способом, а пункт 147 Правил предусматривает для определения объема электрической энергии, потребленной гражданами в отсутствие приборов учета, применение нормативов, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что ОАО "С" для жилых помещений применяет требования жилищного законодательства, а для электроснабжения мест общего пользования многоквартирных домов руководствуется требованиями иного законодательства, в том числе Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 530.
Жилищное законодательство РФ указывает на возможные варианты определения объема потребления электрической энергии (приборы учета и норматив). Однако для ОАО "С" это не является достаточным основанием для внесения изменения в соглашение № 652. Отказ ОАО "С" необходимо расценивать как навязывание ЗАО "УК "С" условий договора, прямо противоречащих требованиям федерального законодательства. ОАО "У" заявляет ходатайство о понуждении ОАО "С" к изменению условий соглашения № 652 от 23.05.2007. Согласно пункту 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением № 306 от 23.05.2006, в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии, исходя из расчета расхода электрической энергии на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит также для приготовления пищи. В соответствии с пунктом 25 приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:
в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека.


На заседании Комиссии представители ОАО "С" подтвердили доводы, изложенные в объяснении, и сообщили, что ОАО "С" не является поставщиком коммунальных услуг. По соглашению № 652 электроэнергия поставляется непосредственно для ЗАО "У". За электроэнергию, потребляемую гражданами в жилых местах, граждане рассчитываются напрямую с ОАО "С", за места общего пользования в жилых домах сбор денежных средств осуществляет ЗАО "У". Условия соглашения № 652 не создают дискриминационных условий для ЗАО "У", поскольку данное соглашение типовое и заключено со всеми управляющими компаниями. Пункт 61 Постановления Правительства РФ № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" определяет, что в случае, если не обеспечивается учет электрической энергии и оказанных услуг с использованием приборов учета, объем потребленной электрической энергии и оказанных услуг определяется расчетным способом. Объем безучетного потребления электрической энергии определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств.
В адрес ОАО "С" ЗАО "У" направило документ, не имеющий юридической силы, поскольку он не был подписан со стороны ЗАО "У", поэтому расценивать его как предложение о пересмотре пунктов соглашения нельзя.
Кроме того, ЗАО "У" говорит о расчетах за электроэнергию по нормативам потребления, но такие расчеты не представило, поскольку таких расчетов нет. Нормативы потребления для мест общего пользования жилых домов устанавливаются уполномоченным органом (органом местного самоуправления, органом государственной власти субъекта РФ), в данный момент отдельно нормативов для мест общего пользования в Новосибирской области не установлено.
Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 17.08.2007 № 84-Е "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Новосибирской области" нельзя применять отдельно для мест общего пользования жилых домов, поскольку данный норматив применяется только тогда, когда приборов учета нет в жилых помещениях граждан и приборы учета отсутствуют в местах общего пользования жилых домов одновременно. В большинстве случаев у граждан в жилых помещениях стоят приборы учета, следовательно применение данного норматива неприменимо отдельно для мест общего пользования жилых домов.
Поскольку нормативы потребления электроэнергии отдельно для мест общего пользования в Новосибирской области не установлены, ОАО "С" определяет объем потребленной электроэнергии для мест общего пользования жилых домов расчетным методом, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 8.3 соглашения о расчетах за электрическую энергию № 652 от 23.05.2007, заключенного ОАО "С" и ЗАО "У", изменение положений соглашения оформляется дополнительным соглашением либо путем обмена письмами. ЗАО "У" направило в адрес ОАО "С" письмо от 01.09.2010 исх. № 1986, в котором предложило внести изменения в пункт 6.7 соглашения № 652, к данному письму был приложен проект дополнительного соглашения об изменении пункта 6.7 в части добавления фразы "Положения настоящего пункта распространяются на отношения сторон, связанные с приобретением электрической энергии для занимаемых Управляющей организацией нежилых помещений. Порядок определения объема размера платы потребленной электрической энергии в отношении граждан-потребителей устанавливается жилищным законодательством РФ".
Согласно статье 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение. Утверждение ОАО "С" о том, что дополнительное соглашение, направленное ЗАО "У", нельзя расценивать как предложение о внесении изменений в соглашение № 652, поскольку оно не было подписано со стороны ЗАО "У", не принимается Комиссией Новосибирского УФАС России, так как стороны пунктом 8.3 соглашения № 652 определили порядок внесения изменений в соглашение, который допускает в том числе обмен письмами.
ОАО "С" письмом от 24.09.2010 № СЭ-3457 отказало ЗАО "У" внести изменения, сообщив, что порядок оплаты электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома урегулирован пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", который устанавливает, что при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Довод ОАО "С" о том, что Арбитражным судом Новосибирской области по делу по делу № А45-11701/2010 условия пункта 6.7 соглашения о расчетах за электрическую энергию № СЭ-652/(228) признаны не противоречащими действующему законодательству, не принимается Комиссией Новосибирского УФАС России, поскольку Арбитражным судом Новосибирской области рассмотрены только правовые последствия заключенного договора (соглашения № 652/228 от 23.05.2008). Действия субъекта естественной монополии (ОАО "С") по отказу в подписании дополнительного соглашения к соглашению № 652 на предмет соответствия действующему законодательству, в частности антимонопольному законодательству, судом не рассматривались.
В соответствии с соглашением № СЭ-652 от 23.05.2008, заключенным ОАО "С" с ЗАО "У", управляющая организация приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (ОАО "С") для жилых домов, в том числе на общедомовые нужды и собственные объекты. Таким образом, для граждан - потребителей электрической энергии ЗАО "У" выступает не как поставщик коммунальных услуг, а как исполнитель коммунальных услуг, который в силу жилищного законодательства обязан приобретать услугу для граждан-потребителей.
В соответствии с пунктом 136 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" применение расчетного способа для определения оплаты потребленной электрической энергии возможно в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 147 указанного акта в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ 23.05.2006 Постановлением № 307 утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановлением № 306 - "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется исходя из нормативов (пункт 19 Правил).
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 сообщает:
в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Таким образом, при отсутствии приборов учета расчет платы за электроснабжение для жилых помещений и для помещений общего пользования жилого дома должен определяться исходя из нормативов.
Абзацем вторым пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказание услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил, согласно которому расчет размера платы в жилых помещениях для электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам, т.е. в зависимости от нормативов и тарифов.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2008 № КАС08-236, Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2008 № КАС08-116).
В соответствии с п. 136 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", на которое ссылается ОАО "С", применение расчетного способа для определения оплата потребленной электрической энергии возможно в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 147 указанного акта в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
ОАО "С" производит расчет для граждан-потребителей принятой электрической энергии в местах общего пользования расчетным способом, исходя из присоединенной мощности и числа часов работы потребителей электрической энергии в течение 24 часов в сутки.
ОАО "С" утверждает, что порядок оплаты нежилых помещений многоквартирного дома урегулирован пунктом 20 Правил № 307, в соответствии с которым размер платы за электроснабжение определяется расчетным методом исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Действительно, п. 20 Правил устанавливает, что при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Необходимо учитывать, что многоквартирный дом - это комплекс, состоящий из жилых помещений, мест общего пользования и нежилых помещений. Расчет размера платы гражданами в жилых помещениях и местах общего пользования для электроснабжения определяется в зависимости от нормативов и тарифов.
ЗАО "У" предлагает заключить дополнительное соглашение в следующей редакции:
1. Добавить в п. 6.7, 6.9 соглашения № СЭ-652 о расчетах за электрическую энергию:
"Положения настоящего пункта распространяются на отношения Сторон, связанные с приобретением электрической энергии для занимаемых Управляющей организацией нежилых помещений.
Порядок определения объема, размера оплаты потребляемой электрической энергии в отношении граждан-потребителей устанавливается жилищным законодательством РФ", тем самым привести соглашение в соответствие с действующими Правилами оказания коммунальных услуг.
Действующая редакция рассматриваемых соглашений позволяет гарантирующему поставщику при утрате приборов учета взимать плату с граждан-потребителей за поставку электроэнергии в места общего пользования, установленную расчетным методом, исходя из присоединенной мощности и числа часов работы потребителей электрической энергии (освещения лифтов) в течение 24 часов в сутки. Данный факт подтверждается представленным заявителем контрольным актом сервисного центра ОАО "С" № 24729 от 07.11.2008, в котором установлено: произвести расчет по установленной мощности за безучетное потребление электрической энергии, выразившееся в остановке счетного механизма расчетного прибора учета, отсутствии пломбы энергоснабжающей организации по учету электрической энергии МОП (мест общего пользовании) ж/дома <...>.
Отказ ОАО "С" в подписании дополнительного соглашения в редакции, соответствующей нормативно-правовым актам, нарушает права граждан-потребителей, поскольку увеличивает размер платы за электрическую энергию в местах общего пользования многоквартирных жилых домах. Отказ ОАО "С" от подписания дополнительного соглашения к соглашению № СЭ-652 от 23.05.2008 технологически и экономически не обоснован. Отсутствие норматива потребления электрической энергии для мест общего пользования в многоквартирных домах, установленного уполномоченным органом власти субъекта РФ, не является препятствием для включения в соглашение пункта, предусматривающего расчет за потребленную электроэнергию для мест общего пользования жилых домов. В соответствии с пунктом 8 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. ОАО "С" является ресурсоснабжающей организацией и в случае необходимости может обратиться в уполномоченный орган для установления норматива потребления электрической энергии. Расчет потребленной электрической энергии, исходя из присоединенной мощности и числа часов работы всех потребителей электрической энергии в течение 24 часов в сутки, для ОАО "С" экономически более выгоден, чем расчет по нормативам потребления, поскольку считается по максимальной присоединенной мощности и максимальным часам работы - 24 часа.
ОАО "С" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35%. Доля ОАО "С" на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории г. Новосибирска составляет более 50%, следовательно, ОАО "С" в соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на указанном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе технологически и экономически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Таким образом, своими действиями, выразившимися в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него, технологически и экономически необоснованном отказе от внесения изменений в дополнительное соглашение № СЭ-652 от 23.05.2008 с ЗАО "У", ОАО "С" злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг электроснабжения, что нарушает права граждан-потребителей, поскольку расчет принятой электроэнергии, исходя из присоединенной мощности и числа часов работы (то есть исходя из максимальной нагрузки (мощности) на многоквартирный дом), влечет увеличение размера платы за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома гражданами - потребителями данной коммунальной услуги, ущемлению их интересов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать ОАО "С" занимающим доминирующее положение на розничном рынке электроснабжения на территории г. Новосибирска.
2. Признать ОАО "С" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него, технологически и экономически необоснованном отказе от внесения изменений в дополнительное соглашение № СЭ-652 от 23.05.2008 с ЗАО "У", что ущемляет интересы граждан-потребителей, поскольку расчет принятой электроэнергии исходя из присоединенной мощности и числа часов работы (то есть исходя из максимальной нагрузки (мощности) на многоквартирный дом), влечет увеличение размера платы за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома гражданами - потребителями данной коммунальной услуги.
3. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО "С" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью устранения нарушения ОАО "С" необходимо внести изменения в п. п. 6.7, 6.9 соглашения № СЭ-652, заключенного с ЗАО "У", а именно предусмотреть определение объема потребления электрической энергии в местах общего пользования по нормативам потребления коммунальных услуг по электроснабжению.
4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
А.В.РИСОВ

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 10 февраля 2011 г. № 5

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 08.06.2010 по делу № 72 от 17.05.2010 о нарушении Открытым акционерным обществом "С" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. Открытому акционерному обществу "С" в срок до 11.03.2011 устранить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него, технологически и экономически необоснованном отказе от внесения изменений в дополнительное соглашение № СЭ-652 от 23.05.2008 с ЗАО "У", что ущемляет интересы граждан-потребителей, поскольку расчет принятой электроэнергии, исходя из присоединенной мощности и числа часов работы (то есть исходя из максимальной нагрузки (мощности) на многоквартирный дом), влечет увеличение размера платы за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома гражданами - потребителями данной коммунальной услуги.
2. С целью устранения нарушения Открытому акционерному обществу "С" необходимо прекратить злоупотребление доминирующим положением, для чего внести изменения в п. п. 6.7, 6.9 соглашения № СЭ-652, заключенное с ЗАО "У", а именно предусмотреть определение объема потребления электрической энергии в местах общего пользования по нормативам потребления коммунальных услуг по электроснабжению.
3. Об исполнении настоящего предписания Открытому акционерному обществу "С" сообщить Новосибирскому УФАС России в срок до 15.03.2011 с приложением подтверждающих документов.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
А.В.РИСОВ

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского УФАС РФ от 10.02.2011
<О злоупотреблении хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке услуг электроснабжения, выразившемся в нарушении прав потребителей при заключении договора, приводящего к увеличению размера платы за электрическую энергию в местах общего пользования многоквартирных жилых домов>
(вместе с предписанием Новосибирского УФАС РФ от 10.02.2011 № 5)

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru