Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2008 г. по делу № А60-13072/2008-С9

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 28 августа 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Г.Н. Подгорновой, судей С.П. Воронина, Г.В. Морозовой при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Н. Подгорновой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
прокурора Свердловской области
к Главе Туринского городского округа
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Сельмурзаева Ю.В.; индивидуальный предприниматель Бусыгин А.А.
о признании недействующим (в части) нормативного правового акта.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: М.А. Васильева, прокурор отдела, доверенность № 8-13-07 от 16.10.2007 г., служебное удостоверение;
от заинтересованного лица: Н.Н. Рычкова, начальник юридического отдела, доверенность № 1472 от 29.07.2008 г., паспорт;
от индивидуального предпринимателя Сельмурзаевой Ю.В.: В.И. Гречкин, представитель, доверенность 66 А 950930 от 01.08.2008 г., удостоверение адвоката 66-374 от 19.12.2007 г.
В материалах дела имеется письменное ходатайство индивидуального предпринимателя Бусыгина А.А., из содержания которого следует, что Бусыгин А.А. о времени и месте судебного заседания извещен и просит рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, иных ходатайств не заявлено.

Прокурор Свердловской области с учетом письменных уточнений от 06.08.2008 г. просит признать недействующими п.п. 12, 20, 23, 38, 41, 50, 51 Положения о порядке содержания и эксплуатации общественного кладбища в Туринском городском округе, утвержденного постановлением Главы Туринского городского округа от 14.11.2007 г. № 182.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, полагая, что оспариваемое Положение в полной мере соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Третье лицо, индивидуальный предприниматель Сельмурзаева Ю.В., поддерживает позицию заинтересованного лица.
Третье лицо, индивидуальный предприниматель Бусыгин А.А., поддерживает заявленные прокурором Свердловской области требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участвующих в нем лиц, суд

установил:

Постановлением главы Туринского городского округа № 182 от 14.11.2007 г. утверждено Положение о порядке содержания и эксплуатации общественного кладбища в Туринском городском округе, опубликованное в газете "Известия-Тур" 06.12.2007 г. и вступившее в силу с указанной даты.
Полагая, что отдельные пункты данного Положения не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права организаций и граждан, занимающихся деятельностью по оказанию услуг по погребению и ритуальных услуг, прокурор Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению прокурора, нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, на соответствие которым следует проверить оспариваемые пункты нормативного акта органа местного самоуправления, являются Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Конституция РФ.
Оспаривая пункты 12, 20, 23 Положения о порядке содержания и эксплуатации общественного кладбища в Туринском городском округе, прокурор ссылается на несоответствие их ст. 2, п. 2 ст. 25 Закона "О погребении и похоронном деле". По мнению прокурора, органы местного самоуправления вообще не наделены правом принятия нормативных актов по вопросам погребения и похоронного дела.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что погребение на общественном кладбище осуществляется через специализированную службу, которая контролирует и предъявляет законные требования к погребениям и местам погребений.
Согласно пункту 20 Положения заказы на погребение оформляются через специализированную службу по вопросам похоронного дела с учетом особенностей вероисповедания и национальных традиций умерших.
Пункт 23 Положения предусматривает, что подготовка мест погребений (могил) на кладбище осуществляется силами специализированной службы. Для подготовки мест погребений (могил) специализированной службой могут привлекаться юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Указанные лица для соблюдения санитарных норм получают разрешение специализированной службы на подготовку мест погребений (могил) и по окончании работ предъявляют место специализированной службе на проверку соответствия санитарным нормам и нормам отведения земельного участка.
В соответствии со ст. 3 Закона "О погребении и похоронном деле" под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Исходя из данного определения к услугам по погребению относятся все услуги, связанные с выполнением обрядовых действий по захоронению.
Согласно п. 2 ст. 25 указанного Закона обязанность по организации похоронного дела возложена на органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с отмеченным пунктом обязаны создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела, которые осуществляют погребение умершего и оказывают услуги по погребению.
Приведенные положения включены и в п. 1 ст. 29 Закона. В п. 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. относятся организация похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела и определение порядка деятельности таких служб. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
Глава Туринского городского округа в соответствии с п. 5 ст. 28 Устава Туринского городского округа как высшее должностное лицо муниципального образования при решении вопросов местного значения наделен, в том числе, полномочием издавать правовые акты.
Таким образом, Положение о порядке содержания и эксплуатации общественного городского кладбища утверждено главой Туринского городского округа в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления отмеченными выше Федеральными законами и в соответствии с Уставом Туринского городского округа.
В то же время п.п. 12, 20, 23 Положения, по мнению суда, нельзя признать соответствующими Федеральному закону "О погребении и похоронном деле".
Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона органы местного самоуправления обязаны создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. Однако из анализа содержания ст. 6, п.п. 1, 2, 4 ст. 9, п. 1 ст. 10, ст. 12 Закона следует, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере. Специализированные же службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных ст. 9 Закона гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в п. 3 данной статьи. Из анализируемых норм следует также, что родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность по осуществлению погребения умершего, могут обратиться в иную организацию, к индивидуальному предпринимателю, оказывающим соответствующие услуги на возмездной основе, получив в дальнейшем социальное пособие на погребение, порядок и условия выплаты которого предусмотрены п. 5 ст. 9, п.п. 2, 3 ст. 10 Закона.
Иное толкование приведенных норм Закона "О погребении и похоронном деле", по мнению суда, противоречило бы положениям ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, одинаково применимым как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям (ч. 3 ст. 23 ГК РФ) и предусматривающим возможность хозяйствующих субъектов заниматься любыми видами деятельности, кроме тех, для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии).
Таким образом, отнесенные к компетенции органа местного самоуправления вопросы организации похоронного дела, создания и порядка осуществления деятельности специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа решены в оспариваемых пунктах 12, 20, 23 Положения о порядке содержания и эксплуатации общественного кладбища с нарушением требований вышеперечисленных норм Закона "О погребении и похоронном деле", Гражданского кодекса РФ. Нарушение, по мнению суда, состоит в том, что право на осуществление погребения и связанных с ним услуг предоставлено исключительно специализированной службе, которая лишь в случаях необходимости, наличие которой определяет сама специализированная служба, привлекает к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов.
Оспаривая п.п. 38, 41, 50, 51 Положения, прокурор ссылается на несоответствие отмеченных пунктов п. 2 ст. 25, ст. ст. 5, 6, 9, 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в их взаимосвязи и системном толковании.
Пунктом 38 оспариваемого Положения предусмотрено, что все работы на общественном кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений, могут производиться только с разрешения специализированной службы, в ведении которой находится кладбище.
Согласно п. 41 Положения сооружения, установленные без согласования со специализированной службой, подлежат сносу.
Пункт 50 Положения сформулирован следующим образом: "На общественном кладбище для соблюдения норм выделения земельного участка на месте погребения и санитарных норм работы по раскопке места погребения и установке надгробных сооружений осуществляет исключительно специализированная служба".
Пунктом 51 предусмотрено, что оформление заказов на дополнительные услуги: рытье могил, установка надмогильных сооружений, осуществление ухода за местом захоронения, снятие надгробия - производится только через специализированную службу.
Как указывалось выше, к услугам по погребению относятся все услуги, связанные с выполнением обрядовых действий по захоронению, в том числе, рытью могил, установке надмогильных сооружений и так далее. Из приведенного выше анализа ст. ст. 6, 9, 10, 12, 25 Закона "О погребении и похоронном деле" следует также, что услуги по погребению могут оказываться любыми организациями, индивидуальными предпринимателями, занимающимися деятельностью в указанной сфере, а не только создаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона специализированными организациями. По смыслу Закона, а также ч. 1 ст. 49 ГК РФ специализированные организации и иные хозяйствующие субъекты наделены одинаковой правоспособностью в сфере оказания услуг по погребению. На специализированные организации возложены лишь дополнительные обязанности по реализации предусмотренных Законом гарантий по предоставлению бесплатных услуг с последующим возмещением понесенных затрат в пределах и порядке, предусмотренных Законом.
Таким образом, п.п. 38, 41, 50, 51 оспариваемого Положения не соответствуют указанным выше нормам Закона "О погребении и похоронном деле", Гражданского кодекса РФ, поскольку ограничивают возможность осуществления хозяйствующими субъектами деятельности в сфере предоставления услуг по погребению, ритуальных услуг необходимостью получения разрешений и согласований в специализированной службе, которая не наделена Законом "О погребении и похоронном деле" контрольными и надзорными функциями в отношении деятельности иных хозяйствующих субъектов.
По мнению суда, реализация оспариваемых пунктов Положения влечет необоснованное препятствование осуществлению деятельности в сфере предоставления услуг по погребению иными (кроме специализированной организации) хозяйствующими субъектами на территории Туринского городского округа, что запрещено пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и свидетельствует о нарушении прав этих субъектов в сфере предпринимательской деятельности. Документальным подтверждением этого вывода является имеющаяся в материалах дела копия письма предпринимателя Сельмурзаевой Ю.В. от 24.03.2008 г., в котором она предлагает предпринимателю Бусыгину А.А. прекратить оказывать услуги по погребению, ссылаясь на присвоение ей статуса специализированной службы.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные прокурором Свердловской области требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п/п 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с администрации Туринского городского округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявленные прокурором Свердловской области требования удовлетворить.
Признать недействующими пункты 12, 20, 23, 38, 41, 50, 51 Положения о порядке содержания и эксплуатации общественного кладбища в Туринском городском округе, утвержденного постановлением Главы Туринского городского округа от 14.11.2007 г. № 18, как не соответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральному закону Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Взыскать с администрации Туринского городского округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб. 00 коп.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского круга http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Г.Н.ПОДГОРНОВА

Судьи
С.П.ВОРОНИН
Г.В.МОРОЗОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2008 № Ф09-7883/08-С1 № А60-13072/08 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2008 по делу № А60-13072/2008-С9
О признании частично недействующим Постановления Главы Туринского городского округа от 14.11.2007 № 182 "Об утверждении Положения "О порядке содержания и эксплуатации общественного кладбища".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru