Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 29 апреля 2011 г. № 2

ПО ВОПРОСУ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела прогнозирования потребностей, подготовки и повышения квалификации кадров, содействия трудоустройству Логиновой Л.Ю. "Совершенствование работы по организации и проведению аттестации педагогических кадров в Хабаровском крае", коллегия отмечает актуальность рассматриваемого вопроса, связанного с введением с 2011 года нового Порядка аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Подготовка к обсуждению вынесенного на коллегию вопроса включала в себя:
- сбор и обработку статистической информации для определения средних показателей освоения обучающимися общеобразовательных программ по каждому предмету, классу, типу и виду образовательных учреждений;
- анализ итогов аттестации педагогических работников за период с 01 сентября 2009 года до 01 января 2011 года;
- разработку проектов нормативных документов и методических рекомендаций для проведения аттестации педагогических работников в крае;
- анкетирование участников краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников с целью подтверждения обоснованности критерия, выбранного для аттестации педагогических работников на соответствие высшей квалификационной категории - "учет результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях".
В докладе дана оценка состояния аттестации педагогических работников за период с 01 сентября 2009 до января 2011 года.
По состоянию на 01 января 2011 года доля аттестованных педагогических работников муниципальных образовательных учреждений возросла с 71,4% до 90,6% от общей численности педагогических кадров.
До 97,7% по сравнению с 2009/2010 учебным годом (78,2%) увеличилась доля аттестованных педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Сохранилась положительная динамика увеличения численности прошедших аттестацию педагогических работников краевых государственных учреждений системы общего образования от 78,2% в 2009/2010 учебном году до 98,2% - в декабре 2010 года.
Процент аттестованных молодых специалистов общего и профессионального образования достиг значений 56,5% и 40,5% (2008/2009 учебном году - 4,2%; 6,8% соответственно). Возросла доля аттестованных педагогических работников пенсионного возраста. В настоящее время данный показатель составляет по учреждениям общего образования 25,4%, по учреждениям профессионального образования - 43%.
Ежегодно уменьшается процент педагогических работников, не прошедших аттестацию, достигнув показателя 0,7% к концу 2010 года (2008/2009 - 0,9%), и численность педагогических работников, отозвавших свои документы.
На протяжении трех лет стабильно увеличивается доля педагогов учреждений системы общего образования, успешно проходящих аттестацию досрочно.
Несмотря на достигнутые результаты, не имеют действующей квалификационной категории 857 человек (4,3% от общего количества педагогических работников), в т.ч. 3,6% - это педагогические работники краевых государственных образовательных учреждений НПО и СПО; 8,2% - краевых государственных образовательных учреждений системы общего образования; 88,2% - педагогические работники муниципальных образовательных учреждений.
Основными причинами непрохождения аттестации 38,7% работников НПО, СПО и 27,1% краевых государственных образовательных учреждений системы общего образования являются завышенная самооценка педагогических работников и стаж работы менее двух лет (25,8% и 22,9% соответственно).
При положительной динамике практически всех показателей аттестации, остается нерешенной самая главная - не увеличивается доля педагогических работников с высшей квалификационной категорией - 10%. Именно этот показатель является индикатором профессионализма кадров.
С целью решения данной проблемы министерством образования и науки края и администрациями органов местного самоуправления увеличен повышающий коэффициент за наличие высшей квалификационной категории с 0,25 до 0,5 во всех образовательных учреждениях края. Методическим службам указано на необходимость совершенствования научно-методической поддержки педагогических работников в межаттестационный период.
В процессе подготовки к коллегии были рассчитаны средние показатели освоения обучающимися общеобразовательных программ по каждому предмету, классу, типу и виду образовательных учреждений, которые являются одним из основных критериев на присвоение первой или высшей квалификационных категорий.
Предлагаемый к утверждению проект модели аттестации педагогических кадров выстроен в полном соответствии с требованиями Порядка аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 209 от 24 марта 2010 года "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", и содержит два направления:
- аттестацию с целью установления соответствия занимаемой должности;
- аттестацию с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
В представленном проекте модели:
- аттестация на соответствие занимаемой должности основана на принципе допуска работника к должности, на которую он претендует;
- при установлении соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), экспертиза уровня профессионализма осуществляется через оценку профессиональной компетентности работника, выраженной через совокупность базовых компетентностей педагогического работника, описанных в рамках профессионального стандарта педагогической деятельности.
В проекте модели выделены периоды: межаттестационный и аттестационный.
Межаттестационный период включает:
- организацию научно-методической поддержки педагога в повышении уровня его профессиональной компетентности;
- мониторинг профессиональной компетентности педагога (внешний и внутренний аудит), подготовку работодателем представления на работника;
- подготовку педагогическим работником документов: заявления на прохождение квалификационного экзамена и формирование Портфолио в соответствии с утвержденными требованиями (при аттестации на квалификационные категории);
- повышение педагогическим работником профессионального мастерства в различных формах;
- организацию администрацией образовательного учреждения деятельности педагога по реализации рекомендаций, данных ему в ходе предыдущей аттестации.
Аттестационный период.
Основными участниками аттестации на квалификационные категории, т.е. субъектами, задействованными в процедурах аттестации, являются:
- аттестуемый педагогический работник образовательного учреждения;
- министерство образования и науки края (далее - Министерство).
- аттестационная комиссия Министерства;
- экспертные группы при аттестационной комиссии Министерства;
- Центр сертификации педагогических работников при краевом государственном учреждении "Региональный центр оценки качества образования" (далее - Центр сертификации).
В аттестационном периоде выделяются два этапа.
1 этап. Аттестуемый сдает/не сдает квалификационный экзамен в Центре сертификации или его филиале и получает/не получает сертификат. В случае сдачи экзамена - формирует аттестационное дело: заполняет заявление по форме, установленной Министерством, направляет заявление в аттестационную комиссию Министерства, Портфолио - в Центр сертификации для экспертизы.
В случае несдачи квалификационного экзамена педагогический работник имеет право на пересдачу экзамена, но не ранее, чем через полгода.
2 этап. Экспертная группа проводит экспертизу Портфолио на установление соответствия представленных достижений и документов работника требованиям заявленной квалификационной категории, готовит и направляет в аттестационную комиссию Министерства экспертное заключение и Портфолио педагога.
Аттестационная комиссия Министерства выносит решение по результатам проведенной экспертизы представленных документов.
В случае нарушения аттестационных процедур, несогласия работника с решением экспертной группы, экспертиза проводится в образовательном учреждении очно.
Основными участниками аттестации на соответствие занимаемой должности, т.е. субъектами, задействованными в процедурах аттестации, являются:
- аттестуемый педагогический работник образовательного учреждения;
- работодатель;
- эксперты при аттестационной комиссии;
- аттестационная комиссия Министерства;
- Центр сертификации;
- Министерство.
1 этап. Аттестуемый проходит обязательное письменное квалификационное испытание в двух формах по выбору испытуемого: тестирование или написание конспекта урока (занятия, мероприятия и др.). Работодатель оформляет представление на соответствие занимаемой должности по утвержденной Министерством форме и направляет его в аттестационную комиссию Министерства.
В случае непрохождения квалификационного испытания, педагогический работник имеет право его пересдачи не ранее чем через полгода.
2 этап. Осуществление экспертизы представления работодателя и результатов прохождения педагогическим работником квалификационного испытания экспертами при аттестационной комиссии Министерства.
В целях реализации разработанной модели аттестации педагогических кадров коллегия отмечает необходимость:
- создания Центра сертификации педагогических кадров при краевом государственном учреждении "Региональный центр оценки качества образования";
- разработки и реализации программы обучения независимых экспертов;
- перехода на персонифицированную систему повышения квалификации педагогических кадров.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Отметить целенаправленную работу министерства образования и науки края, краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования" (далее - ХК ИРО), органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по проведению аттестации педагогических и руководящих кадров края.
2. Утвердить:
- модель аттестации педагогических кадров краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- "Портфолио" достижений педагогического работника в качестве основного документа экспертизы продуктивности деятельности при аттестации на квалификационные категории;
- средние показатели освоения обучающимися общеобразовательных программ по каждому предмету, классу, типу и виду образовательных учреждений.
3. Ввести:
- квалификационное испытание для педагогических работников, аттестующихся на соответствие занимаемой должности;
- квалификационный экзамен для педагогических работников, аттестующихся на первую и высшую квалификационные категории.
4. Управлению реализации государственной образовательной политики (Иванцева И.И.) в срок до 01 сентября 2011 года создать при краевом государственном учреждении "Региональный центр оценки качества образования" Центр сертификации педагогических кадров.
5. Отделу прогноза потребностей, подготовки и повышения квалификации кадров, содействия трудоустройству (Логинова Л.Ю.):
5.1. В срок до 15 июня 2011 года представить для утверждения министерством образования и науки края "Порядок проведения аттестационного испытания в форме "Портфолио" при аттестации педагогических работников края на высшую и первую квалификационную категории".
5.2. В срок до 30 июня 2011 года направить на согласование проект административного регламента исполнения министерством образования и науки края государственной функции "Аттестация педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности", проект административного регламента оказания министерством образования и науки края государственной услуги "Аттестация педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)".
6. Управлению планирования, финансирования и контроля (Ковтунов А.С.) предусмотреть в бюджетной смете краевого государственного учреждения "Региональный центр оценки качества образования" бюджетные ассигнования на оплату труда экспертов и проведение аттестационных процедур в Центре сертификации педагогических кадров.
7. Отделу прогноза потребностей, подготовки и повышения квалификации кадров, содействия трудоустройству (Логинова Л.Ю.) совместно с ХК ИРО (Кузнецова А.Г.):
7.1. В срок до 01 августа разработать Положение о порядке и процедурах сертификации экспертов, осуществляющих экспертизу уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических и руководящих работников.
7.2. В срок до 01 января 2012 года создать краевую базу экспертов, осуществляющих экспертизу уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников, с включением представителей общественных педагогических сообществ.
8. ХК ИРО (Кузнецова А.Г.):
8.1. В срок до 01 августа 2011 года разработать программу дополнительного профессионального образования для обучения экспертов, осуществляющих экспертизу уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров.
8.2. В период до 01 января 2012 года провести обучение экспертов, осуществляющих экспертизу уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров.
9. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендовать назначить распорядительным актом ответственное лицо (муниципального координатора) из числа специалистов муниципальной методической службы за организацию и проведение аттестации педагогических работников.
10. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на первого заместителя министра - начальника управления реализации государственной образовательной политики Иванцеву И.И.

Председатель коллегии
А.А.Базилевский




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение коллегии Министерства образования и науки Хабаровского края от 29.04.2011 № 2
"По вопросу "Совершенствование работы по организации и проведению аттестации педагогических кадров в Хабаровском крае"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru