Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2011 г. № 22

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

В соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" и в целях осуществления единой культурной политики, урегулирования деятельности публичных библиотек на территории Верхнебуреинского муниципального района Собрание депутатов решило:
1. Утвердить прилагаемый модельный стандарт деятельности муниципальных публичных библиотек Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по общим вопросам (А.В.Толкачев).
4. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Верхнебуреинского
муниципального района
С.В.Салафонов





УТВЕРЖДЕН
Решением
Собрания депутатов
Верхнебуреинского
муниципального района
от 25 апреля 2011 г. № 22

МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК
ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

I. Основные положения

Деятельность муниципальных публичных библиотек Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - библиотек) регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле", Законом Хабаровского края от 26.07.2005 № 287 "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Хабаровского края, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Библиотечное обслуживание населения Верхнебуреинского муниципального района отражает динамику развития общества, опирается на традиционную культуру и на современные технологии создания и передачи информации. Библиотечное обслуживание не может подвергаться никаким видам идеологического, политического, религиозного или коммерческого давления.
Для целей настоящего модельного стандарта используются следующие основные термины и понятия:
Публичная библиотека - общедоступная библиотека, предоставляющая право пользования каждому гражданину.
Муниципальная сельская библиотека - публичная библиотека, обслуживающая все слои населения муниципального (административного) округа (муниципалитета).
Центральная библиотека - муниципальная публичная библиотека, учрежденная территориальным органом местного самоуправления (муниципалитетом района), головное подразделение объединения муниципальных библиотек, выполняющая функции координационного и методического центра, обслуживающая все население поселения или района - муниципального образования.
Центральная детская библиотека - муниципальная библиотека, структурное подразделение объединения муниципальных библиотек, центр организации чтения детского населения территории.
Поселенческие публичные библиотеки на добровольной основе создают межпоселенческое библиотечное объединение (централизованная библиотечная система) во главе с центральной библиотекой (с межпоселенческими функциями), функционирующее на основе общего единого фонда, управления, бюджета, штата и организационно-технологического единства, являющееся юридическим лицом.
Межпоселенческая централизованная библиотечная система (ВМЦБС) является юридическим лицом и финансируется из местного бюджета в объемах, предусматривающих расходы на выполнение ее функционального предназначения, в т.ч. на информатизацию, комплектование, содержание зданий и штатов.
Публичные библиотеки - учреждения культуры, которые обеспечивают жителям свободный доступ к информации, образованию, культуре. Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.


5. В отдел комплектования и обработки документов Центральной библиотеки сверх должностей, предусмотренных Типовыми штатами, могут вводиться дополнительно штатные единицы библиотечных работников (Главные библиотекари (библиографы), библиотекари (библиографы). При этом общее количество библиотекарей устанавливается из расчета 0,7 штатной единицы на 1000 томов.
6. В инновационно-методический сектор сверх должностей, предусмотренных Типовыми штатами, могут дополнительно вводиться единицы библиотечных работников. При этом общее количество штатных единиц методистов устанавливается из расчета 1 единица на каждые 14 публичных библиотек.
7. Инспектор по кадрам вводится из расчета 1 единица на каждые 100 сотрудников среднесписочного состава и 0,5 единицы на каждые 65 человек.
8. Общее количество штатных единиц программистов устанавливается из расчета 1 единица на каждые 15 единиц компьютерной техники, Интернет-сайта или программ, используемых для создания электронных каталогов и картотек.
9. Количество штата обслуживающего и технического персонала определяется следующим образом:
- 1 штатная единица на каждые 60 мест в гардеробе при работе в 1 смену (8 часов).
Норматив численности рабочих, занятых уборкой служебных и производственных помещений:
- 1 штатная единица - на каждые 300 кв. метров убираемой площади и на каждые последующие 150 кв. метров - 0,5 единицы.
Норматив численности водителей:
- при наличии на балансе учреждения транспортных средств, используемых для обеспечения деятельности, устанавливается 1 единица должности водителя на каждую единицу транспортного средства, но не более 2 единиц на учреждение.
Штатные единицы слесаря-сантехника и электрика вводятся из расчета 1 единица на каждые 9 муниципальных библиотек.
Исходя из характера, объема и конкретных условий работы и при наличии средств в штате общедоступной библиотеки муниципального образования с разрешения учредителя могут быть введены дополнительные должности специалистов, рабочих, обслуживающего персонала в соответствии с учрежденными должностными обязанностями и размерами должностного оклада.





Приложение 2
к Модельному стандарту деятельности
муниципальных публичных библиотек
Верхнебуреинского муниципального
района Хабаровского края

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБЩЕДОСТУПНОЙ
БИБЛИОТЕКИ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Разработка показателей эффективности деятельности библиотеки обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с проводимой реформой бюджетного сектора. Концепцией реформирования бюджетного процесса предусмотрено формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
При этом система оценок этих результатов должна включать как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей).
При выборе критериев, отражающих социально значимые результаты деятельности библиотеки, следует использовать показатели, характеризующие активность работы библиотеки с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим. Оценка уровня эффективности предполагает выбор базы сравнения. В условиях, когда социальные стандарты по сфере культуры еще не разработаны, в качестве такой базы могут выступать:
а) лучшие или средние значения показателей для учреждений соответствующего типа;
б) значения показателей деятельности этого же учреждения в предыдущий период.
С учетом перечня отчетных показателей библиотек и общероссийского классификатора услуг населению, в качестве измеряемых показателей социальной эффективности деятельности библиотек предлагается использовать:
1) количество пользователей библиотек (чел.) и изменение их численности по сравнению с прошлым годом (%);
2) количество книговыдач (шт.) и изменение их численности по сравнению с прошлым годом (%);
3) количество посещений (чел.) и изменение их численности по сравнению с прошлым годом (%);
4) охват населения услугами библиотек (% посетителей библиотек от общей численности жителей обслуживаемой территории);
5) число мероприятий, проведенных библиотекой за год (ед.), и их средняя посещаемость;
6) доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т.п. (% от общего числа проводимых мероприятий);
7) доля новых форм библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотек в общем количестве предоставляемых профильных услуг.
В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности библиотек предлагается использовать следующие:
1) доходы от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на одного специалиста, тыс. руб.;
2) доходы от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на кв. метр площади, тыс. руб.;
3) себестоимость одного посещения библиотеки, руб. и ее изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом (%);
4) себестоимость одной книговыдачи библиотеки, руб. и ее изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом (%);
5) удельный вес расходов на комплектование библиотечных фондов от общих расходов (%);
6) удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости посещений библиотеки за год (%);
7) удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости книговыдачи библиотеки за год (%);
8) средняя зарплата работника библиотеки (руб./мес.) и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в регионе (%).
В качестве основных показателей производственной эффективности деятельности библиотек предлагается использовать следующие:
- количество посещений из расчета на кв. метр площади, тыс. руб.;
- книговыдач из расчета на одного специалиста, ед.;
- количество читателей из расчета на одного специалиста, чел.
Важной стороной оценки эффективности деятельности библиотеки является учет мнений потребителей библиотечно-информационных услуг. Для решения этой задачи можно использовать такой механизм, как регулярное проведение социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня библиотечно-информационного обслуживания населения, опросов и т.п. форм.
Внедрение системы мониторинга библиотечно-информационных потребностей населения обеспечит установление постоянной обратной связи между органами управления культурой, библиотекой и населением. Это позволит повысить эффективность и адресность предоставляемых услуг.




Официальная публикация в СМИ:
"Вестник нормативных правовых актов Верхнебуреинского муниципального района", № 4, 29.04.2011

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 4 данного документа).

Решение Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района от 25.04.2011 № 22
"Об утверждении модельного стандарта деятельности муниципальных публичных библиотек Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края"

Решение
Модельный стандарт деятельности муниципальных публичных библиотек Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
I. Основные положения
II. Пользователи и обслуживание
III. Доступное размещение публичной библиотеки
IV. Ресурсы муниципальной библиотеки
IV.I. Электронные ресурсы муниципальных публичных библиотек
V. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства
VI. Персонал муниципальной библиотеки
VII. Связи публичной библиотеки с общественностью
Приложение 1. Типовые штаты Централизованной библиотечной системы Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Администрация
Отдел кадров ЦБС
Хозяйственный отдел
Центральная библиотека
Инновационно-методический сектор
Информационно-библиографический сектор ЦБС
Интернет-центр
Отдел организации и использования единого фонда, внестационарных форм обслуживания, внутрисистемного обмена, межбиблиотечного абонемента
Отдел комплектования и обработки документов
Отдел автоматизации
Отдел обслуживания пользователей
Абонемент
Сектор Читальный зал
Специализированные структурные подразделения
Центральная детская библиотека
Абонемент
Читальный зал
Библиотека-филиал
Приложение 2. Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы общедоступной библиотеки Верхнебуреинского муниципального района

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru