Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2011 г. по делу № А79-534/2011

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2011 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, судей, при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чувашстрой" (г. Чебоксары, Ядринское шоссе, дом 3) к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики (г. Чебоксары, ул. К.Маркса, дом 36) о признании недействующим постановления от 12.10.2010 № 200 (в части абзаца 11 пункта 2),
третьи лица - Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (г. Чебоксары, бульвар К.Ефремова, дом 16), открытое акционерное общество "Дорэкс" (г. Чебоксары, Марпосадское шоссе, дом 13/1),
при участии: представителя ООО "Чувашстрой" - С., по доверенности от 04.12.2008 № 01, представителя ОАО "Дорэкс" - Р., по доверенности от 28.03.2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Чувашстрой" обратилось в суд с заявлением к администрации города Чебоксары о признании недействующим вышеуказанного постановления в части абзаца 11 пункта 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" и открытое акционерное общество "Дорэкс".
Заявление ООО "Чувашстрой" мотивировано тем, что оспариваемым постановлением администрации города были определены места для складирования снега в районе гаражей по ул. Чернышевского, на территории за Чувашским государственным университетом по ул. Университетская, а также по объездной дороге на д. Яуши по ул. Кирова города Чебоксары.
Однако земельный участок по улице Университетская, дом 38, на который завозятся снежные массы, является собственностью ООО "Чувашстрой", и последнее не давало согласия на складирование снега на данном земельном участке.
С учетом изложенного заявитель просит признать недействующим абзац 11 пункта 2 постановления администрации города Чебоксары "О содержании города Чебоксары в зимний период 2010 - 2011 гг." от 12.10.2010 № 200 как не соответствующий статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование о признании недействующим постановления главы администрации города Чебоксары от 12.10.2010 в оспариваемой части и привел изложенные в заявлении доводы. Указывает также, что по настоящему делу ООО "Чувашстрой" обжалует постановление администрации в части земельного участка, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Университетская, дом 38.
Просит учесть, что границы участка, принадлежащего ООО "Чувашстрой", определены кадастровым паспортом. Кроме этого, по заказу заявителя были изготовлены ситуационный план и план границ земельного участка ООО "Чувашстрой". На этих планах отчетливо видно, что снег складировался на принадлежащем ООО "Чувашстрой" земельном участке.
Несмотря на надлежащее извещение, администрации города Чебоксары не обеспечила явку своего представителя на слушание дела.
Представитель администрации города Чебоксары отзывом на заявление и в ходе предварительного судебного заседания от 29.03.2011 требования ООО "Чувашстрой" не признает. Указывает, что обжалуемое постановление принято администрацией города Чебоксары в пределах своих полномочий и не затрагивает права иных смежных землепользователей, в том числе ООО "Чувашстрой". По мнению представителя администрации, снежные массы складируются на земельных участках, находящихся в распоряжении города Чебоксары.
Не отрицает, что границы земельных участков, принадлежащих городу, не были обозначены. Это объясняет отсутствием денежных средств на указанные цели. Считает, что заявителем не представлены безусловные доказательства, свидетельствующие о складировании снега на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности.
Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" также не обеспечило явку своего представителя в заседании суда.
В ходе предварительного судебного заседания от 29.03.2011 представитель муниципального учреждения указывает, что в настоящее время не представляется возможным определить точные границы земельного участка, на который разрешено вывозить снежные массы. В обжалуемом постановлении администрации при определении места складирования снега используется общая формулировка "территория за Чувашским государственным университетом по ул. Университетская".
Открытое акционерное общество "Дорэкс" отзывом на заявление и его представитель в заседании суда требование заявителя не признает. Указывает, что открытое акционерное общество производит выгрузку снега на земельные участки, которые обозначены в постановлении администрации г. Чебоксары от 12.10.2010 № 200. При этом представители акционерного общества осуществляли контроль за выгрузкой и складированием снега, что исключает его складирование на чужой территории.
Выслушав объяснения участников процесса, проанализировав представленные доказательства, суд считает заявление ООО "Чувашстрой" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что администрацией города Чебоксары 12.10.2010 принято постановление № 200 "О содержании территории города Чебоксары в зимний период 2010 - 2011 гг.".
Абзацем 11 пункта 2 названного постановления было определено место под складирование снега с отводом границ охранных зон: территория за Чувашским государственным университетом по ул. Университетская г. Чебоксары.
Вместе с тем, названный земельный участок согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии 21 АА № 287501 от 25.07.2007 принадлежат ООО "Чувашстрой" на праве собственности.
Так, из свидетельства видно, что собственником участка с кадастровым номером 21:01:99 99 99:0143 (впоследствии кадастровый номер изменен на 21:01:0:78), общей площадью - 219 009 кв. м, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Университетская, дом 38, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, является ООО "Чувашстрой".
В силу статьи 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со статьей 2 упомянутого выше Федерального закона вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закона).
Аналогичные нормы содержится в части 1 статьи 38 Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктами 24 и 25 части 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" к вопросам местного значения городского округа отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация благоустройства территории городского округа.
В статье 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, Утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 40, данные вопросы также отнесены к вопросам местного значения.
С целью решения данных вопросов решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов от 16.05.2001 № 163 и от 21.09.2006 № 342 Утверждены Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары (далее - Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка) и Правила организации сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых бытовых и жидких неканализованных отходов на территории города Чебоксары (далее - Правила организации сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов), которые являются нормативными правовыми актами.
Разделом 2.2. Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка предусмотрено, что в соответствии с климатическими условиями с 01 ноября по 31 марта устанавливается период зимней уборки. В зависимости от погодных условий, указанный период может быть сокращен или продлен по решению городской администрации. Удаление снега осуществляется путем его подметания, сгребания, погрузки и вывоза в места, определенные распоряжением главы администрации города по согласованию с уполномоченными органами.
В подпункте 4.5.3. Правил организации сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов указано, что снег с улиц города собирается и вывозится на специализированные площадки, отведенные распоряжением главы города Чебоксары. При этом подпунктом 4.5.5. названных Правил установлен запрет на размещение снега на территории города Чебоксары вне специализированных площадок.
Статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" за нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов установлена административная ответственность.
Согласно статье 41 Устава города Чебоксары администрация города Чебоксары - орган местного самоуправления города Чебоксары, наделяемый полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики.
В статье 50 Устава города Чебоксары указано, что администрация города Чебоксары как орган местного самоуправления осуществляет исполнительно-распорядительные функции в соответствии с действующим законодательством. По вопросам своей компетенции администрация города Чебоксары издает правовые акты, носящие нормативный характер, в виде постановлений. Постановление администрации города Чебоксары издается по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики, принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформляется и обязательно для исполнения на территории муниципального образования, устанавливает либо изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер.
В соответствии с предоставленными администрации города Чебоксары полномочиями и в целях организации проведения работ по очистке и содержанию дорог местного значения и внутренних территорий города Чебоксары в зимний период 2010 - 2011 годов оспариваемым постановлением администрации города Чебоксары установлен зимний период содержания территории города (пункт 1); определены места под складирование снега с отводом границ охранных зон (пункт 2), предприятиям и учреждениям, жилищно-эксплуатационным и другим организациям после 06 часов предписано не осуществлять перемещение снега с тротуаров и прилегающих территорий на проезжую часть улиц города после их уборки специализированной техникой (пункт 12).
Проанализировав положения, содержащиеся в постановлении администрации г. Чебоксары от 12.10.2010 № 200, суд приходит к выводу, что данное постановление по своей форме и содержанию обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принято органом местного самоуправления в рамках осуществления предоставленных полномочий, устанавливает правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от факта возникновения либо прекращения предусмотренных актом правоотношений.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление администрации города Чебоксары было опубликовано на сайте администрации города 12.10.2010.
В качестве подтверждения своего довода о том, что определенное администрацией г. Чебоксары место складирования снега (по ул. Университетская, дом 38 г. Чебоксары) расположено на принадлежащем заявителю на праве собственности земельном участке, ООО "Чувашстрой" представило в суд план границ земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка от 30.12.2008 № 01-16/08-21586.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные доказательства в совокупности и сопоставив их с фототаблицами, суд приходит к выводу, что определенное администрацией г. Чебоксары место складирования снега налагается на земельный участок, принадлежащий ООО "Чувашстрой" на праве собственности. Доказательств обратного администрация г. Чебоксары не представила.
Так, согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В оспариваемом постановлении место складирования, определенное как территория за Чувашским государственным университетом по ул. Университетская г. Чебоксары, четко не определено, границы для складирования снега не указаны. В этой связи складирование снега производится и на земельном участке с кадастровым номером 21:01:0:78 (предыдущий номер 21:01:99 99 99:143), принадлежащем ООО "Чувашстрой".
В силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат лишь собственнику.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Установив оспариваемым постановлением место для складирования снега на земельном участке заявителя, администрация г. Чебоксары, по сути, распорядилась этим земельным участком, не имея на то законных оснований.
Между тем, доказательств того, что места для складирования снега по ул. Университетская, дом 38 было определено администрацией г. Чебоксары по согласованию с заявителем либо на иных законных основаниях, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств постановление администрации г. Чебоксары от 12.10.2010 № 200 в оспариваемой части не соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает права и интересы ООО "Чувашстрой", как собственника земельного участка.
Частью 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
С учетом изложенных выше обстоятельств постановление администрации города Чебоксары от 12.10.2010 № 200 в части абзаца 11 пункта 2 следует признать недействующим, как противоречащее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Чувашстрой" г. Чебоксары удовлетворить.
Признать недействующим постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 12.10.2010 № 200 "О содержании территории города Чебоксары в зимний период 2010 - 2011 гг." в части абзаца 11 пункта 2, как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.04.2011 по делу № А79-534/2011
<Об удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации г. Чебоксары от 12.10.2010 № 200 в части абзаца 11 пункта 2>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru