Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2011 г. по делу № 03-03/122-10

Решение изготовлено в полном объеме 03.02.2011.
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.; члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А., рассмотрев дело № 03-03/122-10 по признакам нарушения ОАО "Я" (юр. адрес: <...>) пунктов 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

дело возбуждено по итогам рассмотрения поступившего в Ярославское УФАС России заявления Ярославского регионального филиала ОАО "Р".
На заседании Комиссии представители заявителя пояснили следующее.
ОАО "Р" обратилось в ОАО "Я" с предложением о заключении договора на прием денежных средств от населения на оплату сжиженного газа в баллонах. На предложение банка был получен отказ, мотивированный тем, что в настоящее время ОАО "Я" отсутствует фактическая потребность в дополнительных услугах и ОАО "Я" заключены соответствующие договоры с ФГУП "П" и ОАО "С". Сложившаяся ситуация создает огромные неудобства для сельского населения, поскольку оно не имеет возможности осуществить платежи за сжиженный газ в иных местах, кроме отделений ФГУП "П" и ОАО "С". ОАО "Р" вынужден отказывать потребителям, обращающимся в банк за услугой по приему платежей за сжиженный газ. Условия, предлагаемые ОАО "Р" ОАО "Я", являются не менее выгодными, чем условия, на которых заключены договоры с ФГУП "П" и ОАО "С". Представители ОАО "Р" заявили письменное ходатайство о выдаче ОАО "Я" в соответствии с подпунктом и пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 предписания о заключении с ОАО "Р" договора на прием платежей физических лиц в валюте РФ на оплату сжиженного газа (в баллонах).
Представители ОАО "Я" представили письменные пояснения. Полагают, что в действиях общества отсутствует состав вменяемых правонарушений. ОАО "Я" не является конкурентом ОАО "Р", не оказывает финансовых услуг. Потребители баллонного газа имеют возможность вносить денежные средства в кассы предприятия, осуществлять оплату сжиженного газа через банковские организации. Предложения ОАО "Р" по существу ОАО "Я" не рассматривалось, потребность в заключении договора (опрос потребителей и т.п.) не оценивалась.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
ОАО "Р" направило в адрес ОАО "Я" 02.03.2010 письмо № 61-19-08/1143 с предложением о сотрудничестве в части заключения договора на прием денежных средств от населения на оплату сжиженного газа. ОАО "Я" в ответ 10.06.2010 направило письмо № СС-10/1685, в котором сообщило, что "в настоящее время у ОАО "Я" отсутствует фактическая потребность в дополнительных услугах по приему платежей, поскольку обществом заключены соответствующие договоры с ФГУП "П" и ОАО "С".
ОАО "Я" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции "Реализация сжиженного углеводородного газа населению" с долей более 65% в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
Возникновение и существование рынка приема платежей от населения за поставляемый сжиженный газ обусловлено существованием рынка реализации сжиженного углеводородного газа населению. На указанном рынке действуют банковские и иные организации, в том числе ФГУП "П".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" № 395-1 от 02.12.1990 к банковским операциям относятся, в том числе, осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" № 395-1 от 02.12.1990 кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Таким образом, услуги по осуществлению расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов кредитные организации, в том числе банки, осуществляют на условиях платности в целях извлечения прибыли.
Организации, у которых заключен с ОАО "Я" договор на прием платежей физических лиц, имеют возможность оказывать подобную услугу гражданам, не взимая с них плату, поскольку оплачивает услугу ОАО "Я". Организации, не заключившие подобного договора, получают плату за оказанные услуги непосредственно с плательщика-гражданина, путем начисления комиссии за услугу.
Таким образом, при привлечении клиентов - физических лиц, организации, заключившие договор с ОАО "Я" имеют преимущество, поскольку могут оказать услугу клиенту, не взимая комиссии. ОАО "Я" своими действиями по заключению либо отказу от заключения договора имеет возможность предоставлять преимущества организациям, действующим на рынке приема платежей от населения за поставляемый сжиженный газ в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
ОАО "Я" заключен договор № 0-3-1229/05 о приеме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации от 3 мая 2005 года с ОАО "С", договор № 09-04/3-0-3 от 18 декабря 2003 года о предоставлении услуг по приему платежей от населения за газ. В соответствии с данными договорами ОАО "Я" оплачивает услуги указанных организаций по приему платежей от населения в размере, определяемом как процент от суммы принятых конкретной организацией платежей. Таким образом, в случае заключения аналогичного договора с иной организацией в случае, если размер платы будет равен или ниже размера платы, установленного действующими договорами, ОАО "Я" не понесет дополнительных расходов.
ОАО "Я" не рассматривало предложение ОАО "Р" о заключении договора на прием платежей от населения с точки зрения экономической целесообразности заключения данного договора, снижения или повышения затрат ОАО "Я" в случае заключения договора.
В соответствии с пунктами 5, 9 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
9) создание препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, отказ ОАО "Я" от заключения договора на прием платежей от населения за сжиженный газ с ОАО "Р" не был обоснован экономически или технологически, поскольку ОАО "Я" не проводило анализа экономических последствий заключения договора. Данный необоснованный отказ создал для ОАО "Р" препятствия для доступа на рынок приема платежей от населения за сжиженный газ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ОАО "Я" нарушившим пункты 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006.
2. Выдать ОАО "Я" предписание о заключении договора.

Председатель Комиссии
И.Г.ПАУТОВ

Члены Комиссии:
М.В.ГАЕВ
Е.А.ПРАВДИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 28.01.2011 по делу № 03-03/122-10
<О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации сжиженного газа населению, выразившегося в экономически или технологически необоснованном отказе организации, предоставляющей банковские услуги населению, от заключения договора на прием платежей от населения за сжиженный газ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru