Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2010 г. по делу № А33-10362/2010

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова, рассмотрев в судебном заседании,
дело по заявлению закрытого акционерного общества по производству обуви "Ионесси"
к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края
о признании незаконным решения об отказе в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, оформленного письмом от 10.06.2010 № 11-4592,
обязании принять решение о возмездном отчуждении нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2008,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Д.В. Кошкина на основании доверенности № 001 от 21.06.2010,
представителя ответчика А.В. Черкасова на основании доверенности № 04-321 от 22.01.2010,
протокол судебного заседания вел судья Н.Н. Фролов,

установил:

закрытое акционерное общество по производству обуви "Ионесси" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, оформленного письмом от 10.06.2010 № 11-4592, обязании принять решение о возмездном отчуждении нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2008.
Заявление принято к производству суда. Определением от 19.07.2010 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, указал, что оспариваемый отказ является необоснованным, ЗАО "Ионесси" как субъект среднего предпринимательства имеет преимущественное право на приобретение муниципального имущества - нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, так как на момент обращения заявителя с письмом о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в ЗАО "Ионесси" работало менее 250 человек.
Представитель ответчика требования не признал, полагает, что оспариваемое решение принято с соблюдением норм Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Нежилое помещение № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, является собственностью субъекта Российской Федерации - Красноярского края (свидетельство о государственной регистрации права серии 24ЕИ № 021895 от 03.09.2008).
На основании договора аренды № 7885 от 08.02.2005 ЗАО "Ионесси" является арендатором нежилого помещения:
- комнат N№ 1 - 3 общей площадью 106,1 кв. м. в нежилом помещении № 3 на 1 этаже;
- комнат N№ 5 - 9 общей площадью 132 кв.м в нежилом подвальном помещении № 1 в здании памятнике архитектуры "Дом Франкфурта с магазином" реестровый № В 24099990246, расположенных по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, для использования под производство обуви (пункт 1.1 договора № 7885 от 08.02.2005). Срок действия договора установлен с 01.01.2005 по 20.12.2005 (пункт 1.2 договора). На основании части 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ в настоящее время договор аренды от 08.02.2005 № 7885 является действующим как возобновленный на неопределенный срок.
02.02.2010 общество обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением (регистрационный № 1253) о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, согласно которому, просит рассмотреть вопрос о возмездном отчуждении в пользу ЗАО "Ионесси" нежилого помещения № 3, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, арендуемого по договору № 7885 от 08.02.2005.
Письмом от 10.06.2010 № 11-4592 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал ЗАО "Ионесси" в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м, расположенного в здании памятника истории и культуры "Дом Франкфурта с магазином" по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 5.
Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящейся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон № 159-ФЗ) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу Закона № 159-ФЗ. По информации, представленной обществом, численность работников общества в 2007 году составила 352 человека, в 2008 году - 245 человек. Поскольку, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", средняя численность работников за предшествующий календарный год, позволяющая отнести данное общество к субъекту среднего предпринимательства по критерию "численность работников предприятия" не должна превышать следующее предельное значение средней численности работников - от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий, на день вступления в силу Закона № 159-ФЗ, ЗАО "Ионесси" не являлось субъектом среднего предпринимательства.
Полагая, что решение об отказе заявителю в реализации преимущественного права на приобретение имущества - помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, арендуемое по договору № 7885 от 08.02.2005, противоречит закону, нарушает права заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания действий (бездействия) государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:
- оспариваемый отказ принят с нарушением действующего законодательства;
- оспариваемый отказ нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со статьей 1 Закона № 159-ФЗ Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу названного Федерального закона (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
На основании статьи 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу названного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 названной статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, в рамках настоящего дела подлежат установлению следующие обстоятельства:
- возможность отнесения заявителя к субъектам малого или среднего предпринимательства, за которыми может быть закреплено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества;
- наличие у заявителя арендуемого государственного или муниципального имущества;
- надлежащее (ненадлежащее) перечисление заявителем арендной платы за аренду такого имущества в течение вышеназванного срока;
- площадь арендуемых помещений, с учетом установленных законом субъекта Российской Федерации предельных значений;
- наличие (отсутствие) арендуемого имущества в перечне государственного имущества или имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 статьи 9 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Полагая, что ЗАО "Ионесси" как субъект среднего предпринимательства имеет преимущественное право на приобретение арендуемого им муниципального имущества - нежилого помещения № 3, общей площадью 113,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением на приобретение указанного имущества в собственность.
В ответ на указанное заявление письмом от 10.06.2010 № 11-4592 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал ЗАО "Ионесси" в связи с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 159-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу Закона № 159-ФЗ. По информации, представленной обществом, численность работников общества в 2007 году составила 352 человека, в 2008 году - 245 человек. Поскольку, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ), средняя численность работников за предшествующий календарный год, позволяющая отнести данное общество к субъекту среднего предпринимательства по критерию "численность работников предприятия" не должна превышать следующее предельное значение средней численности работников - от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий, на день вступления в силу Закона № 159-ФЗ, ЗАО "Ионесси" не являлось субъектом среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Статья 4 Закона № 209-ФЗ устанавливает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как следует из справки от 25.08.2010 № 1198 численность работников заявителя по состоянию на 02.02.2010 составляет 249 человек, что соответствует требованиям, предъявляемым средним предприятиям.
Следовательно, заявитель относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, за которыми может быть закреплено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Вывод ответчика, о том, что численность работников предусмотренная статьей 4 Закона № 209-ФЗ должна определяться на дату вступления Закона № 159-ФЗ в законную силу, необоснован.
Из материалов дела документов, следует, что:
- между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и ЗАО "Ионесси" в отношении нежилого помещения № 3, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, заключен договор аренды от 08.02.2005 № 7885. На основании части 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ в настоящее время договор аренды от 08.02.2005 № 7885 является действующим как возобновленный на неопределенный срок.
- ЗАО "Ионесси" обратилось в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества 02.02.2010. По состоянию на 02.02.2010 у данного юридического лица отсутствовала перед Агентством задолженность по договору аренды.
- статьей 1 Закона Красноярского края от 30.10.2008 № 7-2279 "Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение" предельное значение площади арендуемого недвижимого имущества для отчуждения государственного имущества Красноярского края путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства установлено в размере не более 1 000 квадратных метров.
Площадь нежилого помещения № 3, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, составляет 113,7 кв.м, что менее 1 000 кв.м.;
- нежилое помещение № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Мира. 57, не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Таким образом, из материалов дела видно, что ЗАО "Ионесси" отвечает требованиям, установленным статьей 3 Закона № 159-ФЗ.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что ЗАО "Ионесси" как субъект среднего предпринимательства и арендатор нежилого помещения первого этажа № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Мира. 57, в соответствии со статьей 3 Закона № 159-ФЗ имеет преимущественное право на приобретение такого имущества в собственность.
При совокупности вышеуказанных обстоятельств отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в реализации ЗАО "Ионесси" преимущественного права на приобретение нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Мира. 57, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных обществом требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно представленному в материалы дела заявлению, заявитель просит не взыскивать с ответчика судебные расходы. Следовательно, судебные расходы не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 65, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Признать недействительным отказ Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в реализации преимущественного права закрытого акционерного общества по производству обуви "Ионесси" на приобретение государственного имущества Красноярского края - нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57, оформленный письмом от 10 июня 2010 года № 11-4592.
Обязать Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края принять решение о возмездном отчуждении закрытому акционерному обществу по производству обуви "Ионесси" - нежилого помещения № 3 общей площадью 113,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 57 в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Н.Н.ФРОЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.08.2010 по делу № А33-10362/2010
<Поскольку заявитель относится к субъектам среднего предпринимательства по численности работников предприятия и является арендатором нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, то он имеет преимущественное право на приобретение указанного имущества в собственность>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru