Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2010 г. № 33-6270/2010

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Кудря Т.Л., Майера В.Е.,
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 06 октября 2010 года
дело по кассационным жалобам представителя Министерства труда и социального развития Омской области Г., Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району Омской области на решение Тарского городского суда Омской области от 30.08.2010, которым постановлено:
"Исковые требования Ш. удовлетворить.
Признать Ш. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, признать за ним право на социальные гарантии, установленные № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Обязать Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району включить Ш. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (МЧС России) выдать Ш. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержке в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Определением Конституционного суда РФ от 11.07.2006 № 404-О с указанием сведений, представленных Министерством труда и социального развития Омской области: Ф.И.О. - Ш., место проживания в период радиационного воздействия - г. Ш-а, Ш-инского района, Восточно-Казахстанской области; время проживания - с 14 декабря 1969 года по 01 ноября 1988 год; полученная доза облучения - больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.
Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району в пользу Ш. госпошлину в размере 200 (двести) рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения представителя Министерства труда и социального развития Омской области Г., поддержавшей жалобу, Ш., представителя Ш. А., согласившихся с решением, судебная коллегия

установила:

Ш. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на меры социальной поддержки как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании УМТСР Омской области по Тарскому району включить его в реестр учета таких граждан и совершить все предусмотренные законом действия, понуждении Министерства РФ по делам ГОЧС выдать истцу соответствующее удостоверение. В обоснование указал, что в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне им была получена суммарная эффективная доза облучения свыше 5 бэр. Вместе с тем УМТСР отказано в выдаче истцу соответствующего удостоверения по мотиву отсутствия наименования населенного пункта в Перечне, утв. постановлением Правительства от 15.03.1995 № 356-р. Полагал отказ незаконным.
В судебном заседании Ш., его представитель А. иск поддержали.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району К. иск не признала, пояснила, что у истца отсутствует право на испрашиваемые меры социальной поддержки.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области участия в судебном заседании не принимал. В отзыве на иск полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Омской области Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что представленные истцом документы, свидетельствующие о признании за ним права на испрашиваемые льготы по законодательству республики Казахстан, не могут быть приняты на территории России с учетом противоречия норм иностранного и национального законодательства. Указала на применение судом положений Порядка выдачи удостоверений единого образца, утратившего силу. Полагала, что оснований для удовлетворения требований Ш. не имелось без документов, подтверждающих получение облучения в соответствующей дозе.
В кассационной жалобе Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения иска. Указала, что Ш. представлены документы, подтверждающие проживание в населенном пункте, не включенном в соответствующий перечень, в период времени, не являющийся периодом радиационного воздействия.
В возражениях на жалобы представитель истца просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установлены гарантии социальной защиты.
Согласно статье 1 названного Федерального закона, льготы и компенсации предоставляются гражданам, проживающим в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями: проживанием в определенный период на территории, включенной в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, и суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки детям, в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, является заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года № 162-р и от 15 марта 1995 года № 356-р были утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (действуют в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года № 156-р).
Согласно данным перечням, населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством РФ на основании указанной Методики.
Установление суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения учитывает состав взрыва, срок формирования дозы (основной вклад в дозу вносится за счет облучения населения от выпадения короткоживущих радионуклидов на местность в первые сутки и частичный вклад в дозу в малых долях) в течение года. В дальнейшем со временем отдаления от даты испытания значения уровней возможного облучения также снижаются.
Статья 1 названного Федерального закона содержит положение и о том, что порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 вышеназванного Закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.
Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утвержден приказом МЧС России от 18.09.2009 № 540.
Порядок устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, указанным в части первой статьи 5 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
В соответствии с п. 3 Порядка для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
В заявлении гражданином одновременно указывается согласие на обработку и использование его персональных данных при оформлении и выдаче удостоверения.
Для военнослужащих факт проживания при прохождении военной службы в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, кроме вышеперечисленных документов, также подтверждается архивными документами, выданными в установленном порядке архивами Министерства обороны Российской Федерации, с указанием мест дислокации воинских частей (для членов семей военнослужащих - архивными справками о проживании (непроживании) в соответствующий период в военном городке воинской части).
При обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Судом установлено, что Ш. родился в 1969 г. в городе Ш-а Ш-инского района Восточно-Казахстанской области. Согласно диплому, выданному Ш-инским средним профессиональным училищем № 1, Ш. обучался в среднем профессиональном училище № 1, 01.07.1988 окончил полный курс обучения. С 07.07.1988 по 01.11.1988 истец работал в мебельном цехе № 1.
Уполномоченными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны истцу 17.02.2000 было выдано удостоверение как пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и проживавшему в зоне чрезвычайного риска, подвергшейся радиационному воздействию. Названное удостоверение подтверждало право истца на льготы, предоставляемые по законодательству Республики Казахстан.
Согласно справке от 11.11.2002 № 2507, выданной аппаратом Акима Ш-инского района Восточно-Казахстанской области, Ш. с 14.12.1969 по 01.11.1988 проживал в Ш-инском районе Восточно-Казахстанской области, в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр.
Оценив представленные доказательства, суд указал, что поскольку материалами дела подтверждено, что в период с 14.12.1969 по 01.11.1988 истец проживал в г. Ш-а Ш-инского района Восточно-Казахстанской области, то имеются основания для признания за истцом права на меры социальной поддержки как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При этом суд полагал, что испрашиваемое право истца фактически было признано уполномоченными органами Республики Казахстан, в связи с чем ограничение такого права на территории России является недопустимым.
Выводы суда являются ошибочными.
Представленные истцом доказательства с учетом пункта 2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не могли быть положены в основу решения об удовлетворении иска.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р (в редакции Постановления Правительства РФ от 4 декабря 1995 года № 1191, распоряжения Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 156-р) населенный пункт г. Ш-а и Ш-инский район (бывшей КазССР) не включены в Перечень населенных пунктов, проживание в которых предоставляет право на получение льгот и компенсаций в соответствии с ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В г. Ш-а Ш-инского района Восточно-Казахстанской области истец проживал с 14 декабря 1969 года по 01.11.1988.
Ссылка истца на ст. 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 года (с изменениями от 28 марта 1997 года), не состоятельна.
Данная статья всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).
В соответствии со ст. 1 Конвенции на территории Российской Федерации правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам; Конвенция не дает гражданам права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан.
В суде кассационной инстанции Ш. показал, что представленные им доказательства полагает достаточными для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, истец не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о получении им соответствующей дозы облучения в связи с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне либо медицинских документов, подтверждающих факт причинения вреда его здоровью вследствие получения радиационного воздействия в период его проживания в г. Ш-а, а также вследствие рождения от родителей, получивших облучение свыше 5 бэр либо страдавших заболеванием вследствие радиационного облучения.
По представленным доказательствам оснований считать истца получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв у суда не имелось.
Доводы жалоб о том, что Федеральный закон от 10 января 2002 года распространяется лишь на граждан, проживавших в 1949 - 1963 гг. в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), признаются обоснованными.
Решение суда подлежит отмене, в удовлетворении требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 361, п. п. 3, 4 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Тарского городского суда Омской области от 30.08.2010 отменить.
В удовлетворении требований Ш. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, признании права на социальные гарантии, установленные № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", возложении на Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району обязанности включить Ш. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (МЧС России) обязанности выдать Ш. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки отказать".

Председательствующий
В.Ю.Лисовский

Судьи
Т.Л.Кудря
В.Е.Майер




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Омского областного суда от 06.10.2010 № 33-6270/2010
Социальные льготы, предусмотренные Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", распространяются лишь на граждан, проживавших в 1949 - 1963 гг. в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru