Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 28 января 2011 года

Вопрос 1.

С января 2011 года к обороту на территории России не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, используемые в целях освещения. Это требование Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
Кроме того, с указанной даты не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории России электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более.
Специалисты считают, что это значительно позволит экономить стоимость услуг за электроэнергию и населению, и предприятиям.
Нововведение связано с необходимостью экономии электроэнергии и сокращения выброса углекислого газа в атмосферу, и во многих странах аналогичный запрет был введен ранее с целью стимулирования замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы (компактные люминесцентные лампы).
Например, в Евросоюзе поэтапный запрет на производство, закупку магазинами и импорт ламп накаливания вступил в силу с 2009 года. Ограничения коснулись также Новой Зеландии и Австралии. На Кубе еще с 2005 года ограничено использование ламп накаливания мощностью более 15 Вт.
Главные плюсы энергосберегающей лампы, по мнению специалистов, это потребление в 5 раз меньше энергии и срок службы в 10 - 15 раз дольше.
Главные минусы: такие лампы дороже и работают на ртути, что усложняет процесс утилизации. Кроме того, существует проблема с качеством - большинство энергосберегающих ламп, продающихся в России, китайской комплектации и служат гораздо меньше срока.
В Европе в каждом торговом центре есть специальные контейнеры. У нас таких контейнеров значительно меньше. А главное, мало кто знает о том, как надо утилизировать люминесцентные лампы.

Вопрос 2. Как сдать на утилизацию энергосберегающие лампы?

Всероссийская кампания по экономии электроэнергии как правило сопровождается разъяснениями по утилизации энергосберегающих люминесцентных ламп. Поскольку далеко не все знают, как правильно утилизировать энергосберегающие лампы, и выбрасывают их в мусорное ведро. Но такая "технология утилизации" связана с рисками отравления ртутью, которая содержится в люминесцентных лампах, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Опасность возникает, если разбить всего одну энергосберегающую лампу в помещении с недостаточно активной вентиляцией. Рискуют и автолюбители, установившие у себя неоновую подсветку салона. В результате небольшой аварии лампы подсветки часто разбиваются, и салон оказывается зараженным ртутью.
Если энергосберегающая лампа отслужила свой срок, то ее нельзя выбрасывать вместе с простым мусором ни в мусоропровод, ни в уличные мусорные баки.
Правительством России приняты Правила утилизации электроламп, содержащих ртуть. Правилами установлено, что не допускается самостоятельное обезвреживание, транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями, а также их накопление в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. Положите лампу в герметичный пластиковый пакет и сдайте в специализированные пункты приема энергосберегающих ламп.
Сбор и последующее обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации, имеющие лицензию на эту деятельность. Организовать сбор ламп и информирование граждан о порядке такого сбора обязаны органы местного самоуправления.
Юридические лица, использующие люминесцентные лампы, должны осуществлять накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в специальную тару отдельно от других видов отходов и заключить договор на последующую их утилизацию со специализированной организацией, имеющей лицензию на выполнение таких работ.
Правилами не рекомендуется самостоятельно устранять последствия разгерметизации энергосберегающих ламп в помещении и собирать разбившиеся фрагменты лампы. Согласно Правилам если разбилась ртутьсодержащая лампа, загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должны быть вызваны представители специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений.

Вопрос 3. С января 2011 года для бытовой техники введена специальная маркировка.

С 1 января 2011 года законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" для некоторых видов бытовой техники введена специальная маркировка. Импортные товары и те, что производятся в России, должны содержать сведения о классе их энергоэффективности.
Утвержден перечень товаров, в отношении которых информация о классе их энергетической эффективности должна указываться на этикетках и маркировке, а также в технической документации.
С 1 января 2011 года новшество коснулось холодильников, морозильников, стиральных машин, посудомоечных, кондиционеров, жарочных электрошкафов (электродуховок бытовых), электроламп накаливания и люминесцентных.
С 1 января 2012 года этим требованиям должны будут соответствовать компьютерные мониторы, принтеры, копировальные аппараты, лифты пассажирские и грузо-пассажирские.
Для другой бытовой техники электроплит кухонных, микроволновых печей, телевизоров, отопительных электроприборов и бойлеров, эти требования станут обязательными с декабря 2012 года.
Приказом Министерства промышленности и торговли России утверждены Правила включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку.
Производители и импортеры определяют класс и иную информацию об энергоэффективности выпускаемого товара в соответствии с правилами, утвержденными Минпромторгом России.
Данные о классе энергоэффективности наносятся на этикетку полностью. Они должны быть устойчивы к истиранию и другим механическим воздействиям, отличимы от поверхности товара. Информация о классе энергетической эффективности товара, нанесенная на этикетку, должна быть четкой и различимой от иной информации, нанесенной на товар.

Вопрос 4. Продажа фруктов без информации о дате их сбора.

В Общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области" обратилась жительница г. Пензы в связи с приобретением ею в супермаркете фруктов.
Претензии покупательницы были вызваны тем, что в январе этого года она приобрела яблоки урожая 2009 года. Яблоки продавались без упаковки в развес, поэтому какая-либо информация в виде маркировки на фруктах отсутствовала. Информация о том, что яблоки выращены в 2009 году была указана мелким шрифтом на ярлыке с ценой, получаемом покупателем только после взвешивания продукта на электронных весах.
Указание на ярлыке об урожае яблок 2009 года покупательница заметила только после покупки и обратилась в магазин с требованием возврата стоимости, ссылаясь на то, что эта информация несвоевременно ей была предоставлена, и если бы она заранее знала о двухлетнем хранении яблок, то покупать бы их не стала. Женщина решила отказаться от покупки, поскольку посчитала, что яблоки, хранившиеся почти 2 года, не полезны, а возможно, даже небезопасны для здоровья.
Продавцы магазина стоимость покупки возвратили.
Это одно из распространенных нарушений, когда в магазинах отсутствует либо несвоевременно предоставляется необходимая информация о реализуемых фруктах - в частности отсутствуют сведения о дате сбора фруктов и овощей.
В соответствии с законом "О защите прав потребителей" информация о любом товаре, в частности о фруктах должна предоставляться потребителю своевременно, т.е. до совершения покупки.
Информация о дате сбора фруктов важна. Одна из причин, по которой яблоки во время долгого хранения сохраняют внешнюю привлекательность - это тонкий слой воска, наносимого на поверхность фруктов. Восковой слой уберегает плоды от высыхания и потери веса. Специалисты считают, что пользы от яблок с восковым покрытием значительно меньше. При длительном хранении яблоки теряют свои полезные свойства, происходит разбалансировка.
Поэтому при приобретении фруктов в магазинах потребителям, желающим приобрести свежие фрукты, лучше обращать внимание на наличие информации о дате их сбора.

Вопрос 5.

С января 2011 года вступил в силу закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника". В России появилась процедура медиации - способ урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора.
Процедура медиации является альтернативой судебному разбирательству. Медиатор не является представителем какой-либо стороны спора и не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь является посредником и способствует урегулированию спора, помогает сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти и принять решение, удовлетворяющее всех участников конфликта.
С помощью медиатора можно урегулировать споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также возникающие из трудовых и семейных правоотношений.
Процедура медиации не может применяться к спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или коллективные и публичные интересы.
Медиативное соглашение, достигнутое в результате процедуры медиации, заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
Наличие соглашения о применении процедуры медиации и непосредственное проведение этой процедуры не является препятствием для обращения в суд.
Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. В случае принятия сторонами решения о применении процедуры медиации рассмотрение дела в суде откладывается. Медиативное соглашение, достигнутое после передачи спора в суд, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения.
Закон о медиации, как надеются эксперты, сможет разгрузить суды, позволив им сосредоточиться на сложных делах, сделать отношения в экономической сфере более цивилизованными. Введение в практику примирительных процедур будет способствовать конструктивному деловому сотрудничеству и гармонизации социальных отношений.

Вопрос 6.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. К медиаторам, кто осуществляет деятельность на профессиональной основе, предъявляются повышенные требования - они должны достичь возраста двадцати пяти лет, иметь высшее профессиональное образование и пройти курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции.
Организацию проведения процедуры медиации могут осуществлять юридические лица, для которых такая деятельность должна быть одной из основных. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.
Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.
Законом определен порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации. Деятельность осуществляется медиатором и группой медиаторов как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций по проведению процедуры медиации, - только на платной основе.
Оплата деятельности медиатора за проведение примирительной процедуры осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.
Непосредственно сама медиация подразумевает, что медиатор должен быть человеком нейтральным, незаинтересованной в данном конфликте стороной. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
Медиатор не вправе осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Разъяснение Ассоциации потребителей Пензенской обл. от 28.01.2011
<Актуальные вопросы, связанные с политикой энергосбережения и повышения энергетической эффективности, защитой прав потребителей при реализации продуктов питания, а также основные положения Закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru