Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 20 октября 2010 г. № 8930/10

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан с учетом проведенных проверок обращает внимание на соблюдение обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации и направляет Информационное письмо "О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации при организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья" для сведения и использования в процессе осуществления деятельности.

И.о. руководителя департамента
надзора и контроля в сфере образования
О.М.КАМАЛТЫНОВА





Приложение

О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства в образования и науки Республики Татарстан (далее - Департамент) в соответствии с переданными полномочиями Российской Федерации в области образования и Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года № 116, с учетом проведенных в 2009 - 2010 гг. документарных и выездных проверок по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации в части обеспечения прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан, обращает внимание на следующее.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности и рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Правовой основой организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ "Семейный кодекс Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Закон Республики Татарстан от 22 февраля 2006 года № 15-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области образования";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 "Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 июня 2008 года № 401 "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".
Проверки, проведенные Департаментом, выявили в образовательных учреждениях факты нарушения законодательства при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- в уставах общеобразовательных учреждений не регламентированы вопросы деятельности учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- уставы ряда образовательных учреждений не приведены в соответствие с Федеральным законом от 30.06.2007 № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья", заменившим термин "граждане (обучающиеся, воспитанники, дети) с отклонениями в развитии" термином "граждане (обучающиеся, воспитанники, дети) с ограниченными возможностями здоровья";
- отсутствует локальный акт по организации начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на дому;
- открытие в общеобразовательных учреждениях специальных (коррекционных) классов в соответствии с п. 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении осуществляется без выполнения ряда условий:
- в уставах учреждений не предусмотрена реализация коррекционных образовательных программ;
- право на реализацию данных программ не подтверждается лицензией;
- в уставах и локальных актах образовательных учреждений не закреплены следующие вопросы и процедуры:
а) особенности приема детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждение, порядок организации классов компенсирующего обучения;
б) наполняемость специальных (коррекционных) классов;
в) особенности режима занятий указанных категорий обучающихся;
- порядок перевода (направления) обучающихся в специальный (коррекционный) класс осуществляется с нарушением п. 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении (перевод (направление) учащихся в специальный (коррекционный) класс осуществляется приказом муниципального органа управления образованием и образовательного учреждения только после первого года обучения в образовательном учреждении (п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"));
- основание для перевода детей в специальный (коррекционный) класс школы не соответствует п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (основанием для перевода детей в специальный (коррекционный) класс школы являются заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей (законных представителей) учащихся (п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья");
- наполняемость специальных (коррекционных) классов не соответствует п. 16 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- обучение детей, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями по обучению и воспитанию по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида, осуществляется в общеобразовательных классах по основной общеобразовательной программе; однако во время обучения промежуточная и итоговая аттестация обучающихся не проводится, перевод из класса в класс и выпуск осуществляется с нарушением ст. 17 Закона Российской Федерации "Об образовании";
- педагогические работники, работающие в коррекционных классах, не имеют специального (дефектологического) образования или профессиональной переподготовки (образовательный процесс по специальным программам коррекционной направленности в школе осуществляется педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку в области специальной (коррекционной) педагогики (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"));
- в общеобразовательных учреждениях, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, не организована деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, осуществляющего сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения");
- медицинские работники, закрепленные за общеобразовательными учреждениями, не оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья и особенностей развития, консультируют по вопросам подбора профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников школ, не проводят просветительскую работу с родителями (законными представителями) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний;
- в соответствии с законодательством организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, осуществляется на постоянной основе по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения; однако при организации получения образования детьми данной категории в обычном классе не используются возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану (ст. 50 Закона Российской Федерации "Об образовании") (при этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, не должно превышать 3 - 4 человек (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения");
- отсутствуют приказы образовательного учреждения по организации индивидуального обучения детей на дому;
- отсутствуют рабочие программы учебных предметов и дисциплин;
- организация обучения детей на дому осуществляется с нарушением п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об образовании" (преподаются не все предметы учебного плана).




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 20.10.2010 № 8930/10
"О соблюдении законодательства Российской Федерации в части образования детей с ограниченными возможностями здоровья"

Письмо
Приложение. О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации при организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru