Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2011 г. № 2932

ОБ ИНФОРМАЦИЯХ ПО ВОПРОСУ "КАЧЕСТВЕННОЕ НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА"
(ПО ИТОГАМ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ)

Рассмотрев информации Правительства Тюменской области, учреждений начального и среднего профессионального образования Тюменской области по вопросу "Качественное начальное и среднее профессиональное образование - необходимый фактор подготовки высококвалифицированных кадров для региона" (по итогам выездного заседания комитета областной Думы по социальной политике), представленные в областную Думу: Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письмо от 29.03.2011 № 31/2992 Д/11-1563), директором АОУ НПО ТО "Профессиональное училище № 50" В.И. Гугиным (письмо от 04.05.2011 № 83), директором АОУ НПО ТО "Профессиональное училище № 34" Е.В. Путрой (письмо от 28.04.2011 № 351), директором ФГОУ СПО "Западно-Сибирский государственный колледж" Г.Г. Шатохиным (письмо от 19.04.2011 № 289), решение комитета областной Думы по социальной политике, в целях реализации раздела 1 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы четвертого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информации Правительства Тюменской области, учреждений начального и среднего профессионального образования Тюменской области по вопросу "Качественное начальное и среднее профессиональное образование - необходимый фактор подготовки высококвалифицированных кадров для региона" (по итогам выездного заседания комитета областной Думы по социальной политике) принять к сведению (информация Правительства Тюменской области прилагается).
2. Отметить системную работу Правительства Тюменской области, учреждений начального и среднего профессионального образования Тюменской области по обеспечению региона востребованными квалифицированными профессиональными кадрами.
3. Тюменской областной Думе продолжить работу:
по совершенствованию законодательства в сфере начального и среднего профессионального образования;
по осуществлению контроля за реализацией законов Тюменской области и эффективностью выполнения областных целевых программ в сфере начального и среднего профессионального образования.
4. Правительству Тюменской области:
продолжить работу в рамках действующей долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки в Тюменской области" на 2011 - 2013 годы и региональной программы комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011 - 2015 годы;
активизировать привлечение работодателей к разработке и реализации программ профессионального образования;
совместно с учреждениями начального и среднего профессионального образования Тюменской области продолжить комплексное решение вопросов:
- подготовки квалифицированных профессиональных кадров, востребованных рынком труда;
- обеспечения качества профессионального образования, удовлетворяющего требованиям работодателей, включая уровни профильного образования в школах (в том числе аграрные, технические, социально-экономические профили и т.д.);
- повышения квалификации работников системы профессионального образования;
- профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения;
- трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями.
5. Направить настоящее постановление в Правительство Тюменской области, руководителям учреждений начального и среднего профессионального образования Тюменской области АОУ НПО ТО "Профессиональное училище № 50", АОУ НПО ТО "Профессиональное училище № 34", ФГОУ СПО "Западно-Сибирский государственный колледж".
6. Опубликовать настоящее постановление в "Парламентской газете "Тюменские известия".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по социальной политике (Столяров В.А.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 26.05.2011 № 2932

ИНФОРМАЦИЯ
ПО ВОПРОСУ "КАЧЕСТВЕННОЕ НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР
ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М. Сарычевым 29 марта 2011 года)



По состоянию на 01.03.2011 в Тюменской области функционирует 19 образовательных учреждений начального профессионального образования и 19 образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Количество обучающихся по программам начального профессионального образования на 01.01.2011 составило 12,0 тыс. человек, по программам среднего профессионального образования - 22,8 тыс. человек. Существенно увеличить объемы подготовки рабочих кадров не позволяет демографическая ситуация, складывающаяся в регионе: количество выпускников дневных общеобразовательных школ Тюменской области с 2003 года сократилось более чем в 2 раза.
В целях профессиональной ориентации молодежи на выбор рабочих профессий в соответствии с состоянием спроса и предложения на рынке труда Тюменской области организована работа по проведению ярмарок учебных мест, дней открытых дверей. Ежегодно выпускается справочник учреждений профессионального образования Тюменской области "Куда пойти учиться?", содержащий информацию об условиях поступления и перечне профессий, по которым идет подготовка в учреждениях профессионального образования. Всеми образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования разрабатываются рекламные материалы по пропаганде рабочих профессий.
С целью формирования привлекательного имиджа рабочих профессий совместно с государственным автономным учреждением Тюменской области "Молодежная биржа труда" ежегодно проводится областной конкурс "Лучший по профессии". В 2010 году конкурс проведен по 5 профессиям, востребованным на рынке труда: повар, каменщик, электросварщик ручной сварки, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, парикмахер. Участие в конкурсе приняли 90 человек. Победителю конкурса "Лучший по профессии "Парикмахер" присуждена премия по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Для массового информирования населения региона о деятельности учреждений профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях Тюменской области в течение последних лет ведется активная работа по созданию единого информационного пространства (информационно-образовательной среды).
На сегодняшний день все учреждения профессионального образования области имеют интернет-сайты, предоставляющие в онлайн-режиме исчерпывающую информацию о своей деятельности. Информация об учреждениях начального и среднего профессионального образования размещена на официальном сайте Совета директоров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Тюменской области, на сайтах образовательных учреждений.
С 2005 года проводится работа по совершенствованию подходов к подготовке квалифицированных кадров, востребованных региональным рынком труда, в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области" на 2005 - 2010 гг.". Образовательные учреждения имеют соответствующие профили согласно развивающимся отраслям экономики Тюменской области.
В 4 образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования осуществляется подготовка кадров для сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В 18 образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования ведется подготовка кадров преимущественно для отрасли сельского хозяйства и удовлетворения потребностей муниципальных образований. В 4 образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования ведется подготовка по профессиям сферы машиностроения и металлообработки. В профессиональном училище № 14, колледже транспорта и железнодорожном колледже осуществляется подготовка кадров для транспортной отрасли; в Тюменском нефтепроводном лицее и Тобольском нефтегазовом лицее - для нефтегазовой отрасли. Из имеющейся сети образовательных учреждений профессионального образования в 7 образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования готовят кадры для социальной сферы (здравоохранение, образование, культура) и сферы обслуживания.
В целях обеспечения экономики региона квалифицированными специалистами по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, реализуется механизм подготовки кадров в форме государственного заказа (в соответствии с постановлением администрации Тюменской области от 15.12.2004 № 180-пк "Об организации предоставления начального профессионального и среднего профессионального образования в Тюменской области"). Формирование государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Тюменской области осуществляется на основе результатов комплексного анализа спроса и предложения на рынке труда, исходными материалами для которого являются:
- данные о текущем состоянии рынка труда и прогнозные данные о состоянии рынка труда и востребованности специалистов в разрезе профессий и специальностей на трехлетний период, представляемые департаментом труда и занятости населения Тюменской области;
- информация о текущей и прогнозной потребности предприятий в работниках с учетом планируемого высвобождения, замещения работников и расширения (сокращения) производства на ближайшие три года, представляемая отраслевыми департаментами, объединениями работодателей;
- данные о подготовке, выпуске и распределении специалистов, представляемые образовательными организациями, оказывающими образовательные услуги в сфере начального профессионального и среднего профессионального образования;
- предложения профессиональных образовательных учреждений по контрольным цифрам приема на новый учебный год, согласованные территориальными центрами занятости населения, постоянными партнерами-работодателями, главами муниципальных образований Тюменской области;
- данные о количестве выпускников общеобразовательных учреждений в текущем году, представляемые органами местного самоуправления.
Для обеспечения соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда департамент труда и занятости населения Тюменской области согласовывает контрольные цифры приема учащихся и студентов на очередной учебный год для учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе федерального подчинения.
Реализация механизма государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов позволила изменить структуру подготовки кадров с учетом приоритетов развития отраслей экономики региона. Так, в общей структуре государственного заказа увеличена доля подготовки рабочих кадров в сферах промышленности, строительства и транспорта. При этом образовательными учреждениями начального профессионального образования сокращена подготовка поваров, бухгалтеров, операторов ЭВМ, секретарей и делопроизводителей.
Кроме того, за последние два года открыта подготовка по более чем 10 новым профессиям и специальностям: электромонтажник по освещению и осветительным сетям, озеленитель, рыбак прибрежного лова, "программное обеспечение вычислительной техники", "сервис на транспорте", "сооружение и эксплуатация газонефтепроводов", "дизайн в строительстве" и другим.
Также образовательными учреждениями ведется краткосрочная курсовая подготовка рабочих кадров более чем по 500 образовательным программам. Обучение ведется как по заявкам работодателей, так и по направлениям центров занятости населения. Ежегодный объем курсовой подготовки составляет более 9 тыс. человек.
С целью обеспечения качества профессионального образования, удовлетворяющего требованиям работодателей, проведена модернизация учебно-материальной базы (в течение 5 лет в развитие образовательных учреждений вложено более 3,6 млрд. рублей). Целенаправленная работа по укреплению материально-технической и учебно-лабораторной базы учреждений начального и среднего профессионального образования позволила создать безопасные комфортные условия обучения и проживания обучающихся.
В результате проведения мероприятий по модернизации системы профессионального образования в Тюменской области созданы 6 ресурсных центров профессионального образования.
Создание ресурсных центров осуществлялось по отраслевому принципу с учетом потребности в рабочих кадрах и специалистах развивающихся в последние годы отраслей экономики: речной и железнодорожный транспорт, строительство и сельское хозяйство.
Модернизация материальной базы в ресурсных центрах осуществлялась по двум основным направлениям:
- создание новых учебных лабораторий, мастерских производственного обучения;
- оснащение образовательного процесса современным компьютерным оборудованием и программными продуктами, что позволило значительно повысить имидж учреждений профессионального образования и, как следствие, улучшить условия для подготовки кадров начального и среднего профессионального образования по основным важным для области профессиям и специальностям.
Ресурсные центры профессионального образования в настоящее время имеют достаточно широкую сеть для взаимодействия, включающую работодателей и образовательные учреждения региона.
На базе данных ресурсных центров оказываются услуги по профессиональной подготовке и переподготовке граждан, рассматриваются возможности по организации малых предприятий.
Ресурсные центры взаимодействуют с предприятиями по вопросам организации производственной практики и с центрами занятости населения по вопросам предоставления услуг профессиональной подготовки и переподготовки граждан.
Ключевым аспектом модернизации системы профессионального образования стало развитие взаимовыгодных отношений с работодателями, отработка нового формата взаимодействия учреждений образования с представителями бизнеса, развитие отношений частно-государственного партнерства.
Организована работа по заключению трехсторонних соглашений между Правительством Тюменской области, работодателями и образовательными учреждениями. По состоянию на 15.03.2011 заключено 79 трехсторонних соглашений. Анализ содержания заключенных соглашений показывает, что основными обязательствами работодателей являются предоставление рабочих мест для прохождения производственной практики обучающихся и организация стажировок для мастеров производственного обучения.
В настоящее время не ведется работа по переходу на обучение в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов. Основные профессиональные образовательные программы в рамках федеральных государственных образовательных стандартов разрабатываются при непосредственном участии работодателей и учитывают их требования к уровню квалификации подготавливаемых специалистов.
С 2010 года проводится системная работа по совершенствованию механизма повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров учреждений начального и среднего профессионального образования и процедуры аттестации. Внедрены новые подходы к организации повышения квалификации педагогов на основе выбора образовательных программ и реализации модульно-накопительной системы повышения квалификации с широким использованием возможностей информационных технологий и дистанционного обучения. Организована работа по обеспечению повышения квалификации и стажировки работников профессионального образования на предприятиях, внедряющих современные технологии производства.
Педагогические коллективы образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования в своей практической деятельности используют различные современные образовательные технологии: информационно-компьютерные, практико-ориентированные, личностно-ориентированные, технологии развития критического мышления, коллективного обучения, кейс-технологию и другие. Выбор технологии зависит от специфики профессий (специальности) и преподаваемых дисциплин.
Педагогические работники демонстрируют высокий уровень владения современными образовательными технологиями на конкурсах профессионального мастерства, в том числе во время участия в областном конкурсе "Педагог года" в номинации "Мастер года".
Обмен опытом работы по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе осуществляется в период проведения постоянно действующего областного фестиваля педагогических работников образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования "Я и моя профессия".
Органами исполнительной власти Тюменской области совместно с образовательными учреждениями и предприятиями региона ведется комплексная работа, направленная на обеспечение трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
В ежемесячном режиме проводится мониторинг трудоустройства и занятости выпускников, в том числе персонифицированный учет занятости выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с прогнозными данными в текущем году выпуск из учреждений начального и среднего профессионального образования составит 9069 человек (4854 - из образовательных учреждений начального профессионального образования, 4215 - из учреждений среднего профессионального образования), из которых:
будут трудоустроены - 4533 человека (49,9%);
планируют продолжить обучение - 1652 человека (18,2%);
подлежат призыву в армию - 1688 человек (18,6%);
не определились с трудоустройством - 798 человек (8,8%);
планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком - 398 человек (4,5%).
С целью координации работы по трудоустройству и выбору формы занятости выпускников формируется электронный региональный банк данных о выпускниках профессиональных образовательных учреждений.
Также в Тюменской области продолжает функционировать региональный оперативный штаб по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования. В состав штаба входят представители органов исполнительной власти Тюменской области, центров занятости населения, руководители образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
На заседаниях штаба рассматриваются вопросы организации содействия занятости выпускников учреждений профессионального образования, заслушиваются отчеты руководителей учебных заведений о деятельности служб (центров, пунктов) по содействию в трудоустройстве выпускников. Заседания оперативного штаба проводятся в ежемесячном режиме.
На базе всех учреждений профессионального образования созданы структуры (службы, центры, отделы, консультационные пункты) по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников. Данные службы осуществляют работу по следующим направлениям:
- мониторинг ситуации и прогнозирование развития рынка труда в регионе, в том числе изучение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;
- анализ эффективности трудоустройства выпускников;
- ведение учета выпускаемых молодых специалистов, ведение банка данных вакансий, предлагаемых работодателями;
- информационное обеспечение выпускников технологиями поведения на рынке труда. Во всех образовательных учреждениях профессионального образования оформлены информационные стенды для выпускников "В помощь молодому специалисту", содержащие информацию о наличии вакансий на рынке труда, контактные телефоны специалистов территориальных центров занятости населения, молодежной биржи труда, а также предложения о возможностях трудоустройства от конкретных предприятий и организаций. Обновляются и распространяются тематические методические пособия для студентов и выпускников. Осуществляется создание и обеспечение информационных ресурсов в сети Интернет;
- индивидуальное и групповое консультирование выпускников по вопросам трудоустройства и поиска работы;
- сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников, заключение с ними договоров и соглашений о сотрудничестве;
- проведение мероприятий по активизации взаимодействия с работодателями: ярмарок вакансий и выпускников по направлениям подготовки, дней карьеры, презентаций компаний, специальностей (профессий) и другое.
В 2011 году за счет средств областного бюджета реализуются мероприятия по стажировке выпускников, в том числе в государственных и муниципальных учреждениях Тюменской области.
Информация о возможности организации стажировки и участия в ней размещается в средствах массовой информации. На официальном сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области (www.trud.admtyumen.ru) регулярно публикуется информация о ситуации на рынке труда и разъяснения для граждан по вопросам обращения за предоставлением государственных услуг по содействию в трудоустройстве, в том числе по вопросам организации стажировки.
В 2010 году разработана и утверждена региональная программа комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011 - 2015 годы, которая определяет основные направления и задачи дальнейшего развития профессионального образования:
- совершенствование структуры подготовки кадров с учетом потребностей регионального рынка труда;
- обеспечение доступности и повышение качества профессионального образования на основе обновления его содержания;
- содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений профессионального образования.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Тюменской областной Думы от 26.05.2011 № 2932
"Об информациях по вопросу "Качественное начальное и среднее профессиональное образование - необходимый фактор подготовки высококвалифицированных кадров для региона" (по итогам выездного заседания комитета областной Думы по социальной политике)"

Постановление
Приложение. Информация по вопросу "Качественное начальное и среднее профессиональное образование - необходимый фактор подготовки высококвалифицированных кадров для региона"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru