ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. АБАЗА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2009 г. № 1197
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ
(в ред. Постановления
Главы муниципального образования
г. Абаза от 01.02.2011 № 55)
Во исполнение норм Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", Закона
Республики Хакасия от 4 мая 2009 г. № 28-ЗРХ "О противодействии коррупции в Республике Хакасия" постановляю:
1. Утвердить Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, издаваемых Главой МО, Администрацией МО г. Абаза, согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Абазинский вестник" и разместить на официальном сайте Администрации МО г. Абаза www.abaza-adm.ru.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на отдел по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом МО г. Абаза.
Глава
муниципального образования
С.В.ФЕФЕЛОВ
Приложение
к Постановлению Главы МО
от 20.10.2009 № 1197
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ
АКТОВ, ИЗДАВАЕМЫХ ГЛАВОЙ МО, АДМИНИСТРАЦИЕЙ
МО Г. АБАЗА (ДАЛЕЕ - ПОРЯДОК)
(в ред. Постановления
Главы муниципального образования
г. Абаза от 01.02.2011 № 55)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Проведение антикоррупционной экспертизы - одна из основных мер профилактики коррупции в муниципальном образовании г. Абаза (далее - МО) в целях, направленных на предотвращение появления, выявление и устранение коррупционных факторов, коррупциогенности норм в правовых актах и их проектах, противодействия коррупции.
1.2. Задачами антикоррупционной экспертизы являются:
- выявление, описание, устранение коррупциогенных факторов, содержащихся в нормах правовых актов (проектах);
- внесение предложений, рекомендаций, направленных на устранение коррупциогенных факторов из норм правовых актов (проектов) либо ограничение их действий.
1.3. Предметом антикоррупционной экспертизы являются правовые акты и их проекты, документы правового характера (по тексту также - правовые акты, проекты):
- связанные с распределением бюджетных средств, предоставлением финансовой поддержки, списанием финансовых и материальных средств;
- связанные с управлением (распоряжением) муниципальной собственностью;
- связанные с размещением муниципального заказа (конкурсная документация и документация об аукционе, запрос котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг);
- регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций, создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов (надбавок) на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- регламентирующие контрольные, разрешительные (регистрационные) полномочия муниципальных органов;
- регламентирующие создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории МО;
- гражданско-правовые договоры, в том числе муниципальные контракты, а также договоры о предоставлении гражданам жилых помещений в муниципальном жилищном фонде МО;
- регламентирующие прохождение муниципальной службы.
1.4. Антикоррупционная экспертиза правовых актов ненормативного характера (их проектов), не указанных в пункте 1.3
настоящего Порядка, также может быть проведена по поручениям главы муниципального образования, его заместителей.
Раздел II. ПРОВЕДЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с настоящим Порядком.
2.1.1. По действующим правовым актам антикоррупционная экспертиза осуществляется отделом по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом МО г. Абаза (далее - Отдел) на основании поручений главы МО, его заместителей.
2.1.2. По проектам правовых актов антикоррупционная экспертиза проводится Отделом при проведении юридической (правовой) экспертизы либо согласовании проектов правовых актов и наряду с анализом содержащихся в нем норм, включает оценку целей, задач, предмета правового регулирования, формы (юридического статуса) акта, компетенции принявшего акт Отдела (должностного лица) с точки зрения выявления условий для коррупционных действий и решений.
2.2. Отдел при проведении экспертизы имеет право запрашивать у инициатора (исполнителя) проекта (правового акта) дополнительную информацию, необходимую для подготовки заключения антикоррупционной экспертизы, в этом случае инициатор (исполнитель) проекта (правового акта) не позднее однодневного срока обязан дать мотивированный ответ на запрос.
2.3. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится в пределах трехдневного срока.
2.4. Антикоррупционная экспертиза отмененных или утративших силу правовых актов не проводится.
2.5. Конкретными коррупциогенными факторами, содержащимися в проектах правовых актов, являются:
- необоснованно широкие пределы усмотрения для органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции;
- наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;
- нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
- наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа (организации) без четкого разграничения их компетенции;
- отсутствие специальных запретов (ограничений) для должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
- отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
- установление явно завышенных требований, предъявляемых к гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права;
- использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием;
- отсутствие положений о порядке обжалования решений (действий) субъектов правоприменения и процедуре их рассмотрения вышестоящей инстанцией;
- отсутствие конкурсных процедур, если они явно целесообразны;
- наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми нормами одного акта (внутренних противоречий) или нормами различных актов;
- использование норм с бланкетной (отсылочной) диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
Наличие в проекте правового акта любого из этих недостатков (коррупциогенных факторов) свидетельствует о том, что его качество требует улучшения путем устранения соответствующих положений на стадии обсуждения проекта. Однако, при правовой экспертизе проекта все его положения должны оцениваться во взаимосвязи, поэтому наличие в нем отдельных недостатков, способных вызвать коррупционные проявления, не может служить безусловным формальным основанием для его отклонения.
Раздел III. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА) В ПРОВЕДЕНИИ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ
3.1. Граждане, общественные организации (институты гражданского общества) (далее - заявители) вправе обратиться к главе МО, его заместителям с обращением о проведении антикоррупционной экспертизы правового акта (его проекта) (далее - обращение).
3.2. Обращения заявителей рассматриваются в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", Административным регламентом Администрации МО г. Абаза по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений граждан, адресованных в Администрацию МО г. Абаза (утвержден распоряжением главы МО от 11.12.2007 № 1409).
3.3. Заявителю в случае проведения антикоррупционной экспертизы правового акта, его проекта до дня обращения к ответу прилагается копия заключения по результатам ранее проведенной антикоррупционной экспертизы, а также сообщаются результаты рассмотрения обращения в сроки согласно пункту 3.2
настоящего Порядка.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3.5. Юридические (независимо от форм собственности и организационно-правовых форм) и физические лица вправе проводить независимую антикоррупционную экспертизу в инициативном порядке за счет собственных средств в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
Раздел IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. По результатам антикоррупционной экспертизы правового акта (проекта) Отдел подготавливает заключение антикоррупционной экспертизы (далее - Заключение) согласно прилагаемой форме (не приводится) (за исключением результатов проверки гражданско-правовых договоров и муниципальных контрактов). Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, описательной части и выводов. Заключение прилагается к правовому акту (проекту) и хранится по правилам делопроизводства.
Заключение по результатам проверки гражданско-правовых договоров и муниципальных контрактов оформляется в виде соответствующей отметки на договоре (контракте) и подписи сотрудника Отдела.
4.2. Вводная часть должна содержать: наименование нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, проходящего экспертизу; сроки и место проведения экспертизы, данные о лицах, проводивших экспертизу; основание для проведения экспертизы.
4.3. Описательная часть Заключения составляется по одной из следующих форм: в форме последовательного изложения норм, содержащих коррупциогенные факторы (с их описанием и рекомендациями по устранению), в порядке расположения этих норм в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта. При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней типичные коррупциогенные факторы и рекомендации по их устранению; в форме последовательного перечня типичных коррупциогенных факторов, содержащихся в нормах нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта. При этом после указания содержащегося в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенного фактора приводятся все нормы, в которых он содержится, с описанием его проявления в каждой из этих норм (или в нескольких аналогичных нормах) и рекомендации по устранению коррупциогенного фактора для каждой из норм, нескольких или всех содержащих его норм.
4.4. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать описательной части Заключения.
4.5. В случае несогласия с выводами, замечаниями, предложениями, рекомендациями, изложенными в Заключении, инициатор (исполнитель) проекта (правового акта) обязан выразить свое мотивированное (аргументированное) мнение и согласовать с куратором вопрос:
- либо о проведении дополнительной антикоррупционной экспертизы (обсуждение выводов Заключения рабочей группой в случае ее создания по данному вопросу) на предмет выявления коррупциогенных факторов;
- либо о направлении проекта (правового акта) в Комиссию по противодействию коррупции Администрации МО г. Абаза для рассмотрения вопроса на предмет выявления коррупциогенности нормы, коррупциогенных факторов в данном проекте (правовом акте).
4.6. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы: не может содержать утверждение о намеренном включении в проект муниципального правового акта коррупциогенных факторов; не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться коррупциогенные факторы; не предполагает оценку объема коррупционных последствий.