Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 31 мая 2011 г. № 16-26/010064@

ОБ ОТВЕТАХ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ВОПРОСЫ

УФНС России по Иркутской области (далее - Управление) во исполнение решения расширенного совещания Управления (протокол от 16.02.2009 № 1) направляет сводную информацию по наиболее часто задаваемым налогоплательщиками вопросам. Материалы следует довести до налогоплательщиков, разместив в электронном виде на "гостевых" компьютерах в инспекциях, а также в оперзалах и (или) местах по приему налогоплательщиков.
Приложение: файл Pril.arj.


Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
И.А.ЛИЗАНЕЦ





Приложение
к письму
УФНС России по Иркутской области
"Об ответах на наиболее часто задаваемые
налогоплательщиками вопросы"
от 31 мая 2011 года
№ 16-26/010064@

ВОДНЫЙ НАЛОГ

- Общество с ограниченной ответственностью производит забор воды, не превышая установленные лимиты. Разрешительная документация на забор водных ресурсов и сброс сточных вод отсутствует и находится в стадии разработки. Какую ставку водного налога необходимо применить при расчете налога?
- Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.
Пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01.01.2007, так и после этого срока (письмо Минфина России от 12.10.2007 № 03-06-03-02/14).
В соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 данной статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Пунктом 3 ст. 333.12 НК РФ предусмотрено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
ФНС России в письме от 11.05.2005 № 21-3-05/32 указала, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога гл. 25.2 НК не предусмотрено.
Вместе с тем, Минфин России в письме от 14.06.2006 № 03-07-03-02/24 указал, что плательщиками водного налога, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой помимо цели пользования водным объектом отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью вправе применить ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта, без применения пятикратного увеличения только при наличии соответствующей лицензии.

ВОПРОСЫ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

- Закрытое акционерное общество, в отношении которого определением арбитражного суда введена процедура банкротства - наблюдение, обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении на один год рассрочки в погашении задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам. Может ли оно быть удовлетворено?
- Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок. Однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

Таким образом, по договору транспортной экспедиции экспедитор может оказывать услуги, связанные с перевозкой груза, сам либо организовать их выполнение другими организациями. Если по договору транспортной экспедиции экспедитор оказывает услуги не сам, а привлекает за счет клиента от своего имени или от имени клиента иные организации, то такой договор содержит элементы посреднической сделки.
Следует учитывать, что в каждом конкретном случае решение следует принимать исходя из содержания договора.
Если конструкция договора транспортной экспедиции соответствует конструкции посреднического договора (поручения, комиссии или агентирования), то есть если предусматривает обязанности сторон, свойственные договорам данных видов (порядок определения вознаграждения; распределение обязанностей сторон по несению расходов; отчетность экспедитора и иные посреднические обязанности), а в рамках оказания транспортно-экспедиционных услуг деятельность экспедитора сводится только (или преимущественно) к заключению от имени клиента или от своего имени договоров с третьими лицами без выполнения других обязанностей, связанных с перевозкой груза, то такой договор будет квалифицирован как посреднический и, соответственно, применен "посреднический" порядок налогообложения, установленный ст. 156 НК РФ.
В силу того, что положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не предусматривают применения налоговой ставки 0 процентов в отношении посреднических услуг, данные услуги подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 процентов.
Учитывая изложенное, сумма дохода, полученная данной организацией в виде вознаграждения от оказания транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки товаров между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - на территории иностранного государства, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, определенных п. 3.1 ст. 165 НК РФ и выполнения вышеперечисленных норм налогового законодательства.

- Организация направила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которой предъявлен налог к возврату. Согласно ст. 176.1 НК РФ одновременно представлена банковская гарантия на определенный срок. Налоговый орган отказал в возмещении налога, о чем известил решением. Таким образом, обязательства банка перед налоговым органом по выданной банковской гарантии не наступили, т.к. отсутствует сам объект обеспечения банковской гарантией. Однако инспекция отказывается вернуть банковскую гарантию банку, т.е. снять обязательства банка перед инспекцией. Должен ли налоговый орган вернуть банковскую гарантию банку в связи с отказом в возмещении НДС и должен ли уведомить банк о прекращении обязательств по выданной банковской гарантии?
- Основные положения о банковской гарантии предусмотрены ст.ст. 368 - 379 ГК РФ.
В соответствии со ст. 378 ГК РФ основаниями для прекращения банковской гарантии является:
1) уплата бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
2) окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана;
3) отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
4) отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.
Вместе с тем, для того чтобы воспользоваться правом на применение заявительного порядка возмещения НДС, п. 6 ст. 176.1 НК РФ для банковской гарантии установлены специальные требования. В частности:
1) она должна быть безотзывной и непередаваемой;
2) в гарантии не должно быть указаний для налогового органа о представлении банку документов, которые не предусмотрены ст. 176.1 НК РФ;
3) срок ее действия должен быть не меньше восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации с суммой НДС к возмещению;
4) сумма, на которую выдана гарантия, должна полностью покрывать обязательства по возврату в бюджет суммы НДС, которая заявляется к возмещению;
5) гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если последний не исполнит в срок требования об уплате суммы по гарантии. Но при условии, что требование направлено до окончания срока действия гарантии.
Если при проведении камеральной налоговой проверки, проводимой в рамках ст. 176.1 НК РФ, не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Иные обязанности налогового органа по окончании налоговой проверки п. 12 ст. 176.1 НК РФ не предусмотрены.
На основании изложенного ст. 176.1 НК РФ не предусматривается освобождение налоговым органом гаранта от его обязательств по банковской гарантии и ее возврат банку.
Кроме того, поскольку п. 6 ст. 176.1 НК РФ, предусматривающий требования к банковской гарантии в целях возмещения НДС, является специальной законодательной нормой, то имеет преимущество перед общими нормами, отраженными в Гражданском кодексе Российской Федерации.

- Общество с ограниченной ответственностью приобретает нежилое здание, принадлежащее муниципальному образованию г. Иркутска. Должно ли общество уплачивать налог на добавленную стоимость по данному договору купли-продажи, если стоимость имущества в договоре указана без учета НДС?
- В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются налоговыми агентами. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Федеральным законом от 28.12.2010 № 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 395-ФЗ) п. 2 ст. 146 НК РФ был дополнен пп. 12. Указанные изменения вступили в силу с 1 апреля 2011 г. на основании п. 1 ст. 5 Закона № 395-ФЗ.
Согласно внесенным изменениям в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 159-ФЗ).
С 1 апреля 2011 г. операции по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями (учреждениями) и составляющего муниципальную казну соответствующего городского поселения, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства - арендаторами указанного имущества в порядке, предусмотренном Законом № 159-ФЗ, объектом обложения НДС не признаются.
Это означает, что организация - субъект малого предпринимательства исполнять обязанности налогового агента по исчислению, удержанию из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет соответствующей суммы НДС не должна.
До указанной даты такие операции подлежат обложению НДС исходя из суммы дохода от реализации (передачи) указанного имущества с учетом НДС и ставки 18/118% (п. 4 ст. 164 НК РФ).
При этом покупатели такого имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) признаются налоговыми агентами, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате в бюджет сумм НДС в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

- ООО осуществляет выплаты по договорам гражданско-правового характера физическим лицам, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли. Однако в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование. Можно ли учесть указанные страховые взносы в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций?
- Статья 9 Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не поименованные в вышеназванной норме, подлежат обложению страховыми взносами.
Таким образом, порядок исчисления страховых взносов, вступивший в действие с 1 января 2010 г., не увязан с учетом выплат и иных вознаграждений физическим лицам в составе расходов в целях налогообложения прибыли.
В том случае, если налогоплательщик осуществляет выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не учитываемые при налогообложении прибыли, но при этом в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ подлежащие обложению страховыми взносами, необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом ст. 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях гл. 25 НК РФ.
Учитывая изложенное, расходы на уплату страховых взносов, начисленных на выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе на выплаты социального характера, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, будут включаться в состав прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

- Организация пользуется услугами транспортной компании. С целью снижения себестоимости перевозки продукции и согласно договору организация-заказчик обеспечивает транспорт перевозчика своими горюче-смазочными материалами, приобретенными у оптового поставщика нефтепродуктов. Перевозчик выделяет автомобиль с водителем и начисляет водителю заработную плату. Заказчик заправляет автомобиль ГСМ по норме, согласованной с перевозчиком. Какими первичными документами необходимо подтвердить списание ГСМ на затраты заказчику при общей системе налогообложения?
- Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 5 ст. 254 НК РФ к материальным расходам в том числе относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ) установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом согласно п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и только для документов, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, предусмотрены определенные обязательные реквизиты.
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте. Формы путевых листов, предусмотренные постановлением № 78, в обязательном порядке применяются специализированными и автотранспортными организациями.
В рассматриваемом случае при оказании транспортных услуг обеспечение ГСМ осуществляется приобретателем услуг. Так как расходы на ГСМ подтверждаются путевыми листами, списание данных расходов приобретателем услуг осуществляется на основании путевых листов, представленных перевозчиком.

- В коллективном договоре организации предусмотрена оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно для работников и неработающих членов их семей. Вправе ли организация включать указанные затраты в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
- В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся в том числе расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.
При этом согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Так, согласно ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) иждивенцами считаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, расходы по оплате проезда в отпуск неработающим членам семьи, не отвечающим признакам, предусмотренным для иждивенцев ст. 179 ТК РФ, не принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Письмо УФНС РФ по Иркутской области от 31.05.2011 № 16-26/010064@
"Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы"

Письмо
Приложение
Водный налог
Вопросы взыскания задолженности
Вопросы уплаты, зачета, возврата налогов
Процедурные вопросы проведения налоговых проверок
Налоговые правонарушения и ответственность за них
Налог на доходы физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения
Единый налог на вмененный доход
Налог на добавленную стоимость, включая вопросы оформления форм бухгалтерского учета для целей НДС (счетов-фактур, ТТН и т.д.)
Налог на прибыль. Вопросы налогового и бухгалтерского учета

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru