Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2009 г. по делу № 3-48/09

Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Токарь А.А.,
при секретаре К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.С. об оспаривании законности пункта 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" с изменениями на 2008 г. суд

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2005 года принят и 1 июля 2005 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга № 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга, действующий с изменениями от 14 ноября 2008 года.
В частности в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 02.07.2008 г. № 457-72 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", вступившим в силу с 01.09.2008 года в статью 15 (исчисление стажа гражданской службы) внесены изменения.
Пунктом 3 статьи 15 оспариваемого закона устанавливаются периоды службы (работы) в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (Ленинграда), т.е. периоды обеспечения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга (Ленинграда) и, следовательно, периоды гражданской службы Санкт-Петербурга, необходимые для получения ежемесячных доплат к пенсии.
Заявитель Д.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности п.3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга, указывая, что данная норма принята в нарушении Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента РФ от 16 августа 1995 года № 854, позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 12-П от 16 июля 2007 года.
При этом заявитель полагает свои права нарушенными, так как с принятием оспариваемых норм Закона Санкт-Петербурга существенно уменьшилась сумма доплаты к его пенсии.
В судебном заседании заявитель Д.С. и его представитель по доверенности и адвокат по ордеру Г.Ю. поддержали свои доводы в полном объеме.
Представители Губернатора Санкт-Петербурга по доверенностям М.С. и М.Г. полагали требования необоснованными.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности А.Е. полагала требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Токарь А.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований и приходит к следующему.
Так, судом установлено, что в обоснование своих доводов заявитель Д.С. ссылается на то, что: он 1946 года рождения, инвалид второй группы (л.д. 9-10), с 1965 года по 2000 год проходил службу в Вооруженных Силах СССР, РФ (ФСБ), имеет выслугу 35 лет, 03 месяца, 16 дней (л.д.20). Уволен со службы на пенсию с назначением пенсии за выслугу лет (л.д. 19). С 17.07.2001 года по 27.09.2002 года работал в должности начальника отдела Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, т.е. 01 год, 02 месяца, 10 дней. Уволился по собственному желанию.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 года № 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" ему была установлена с 19.10.2005 года ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет в размере 17 880 рублей. (л.д.21-22).
Указанная доплата к пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, устанавливаемая на основании статьи 14 Закона № 399-39 является дополнительной социальной гарантией, устанавливаемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При этом следует отметить, что согласно п.11 ч.1 ст.52 Федерального закона "О государственной службе Российской Федерации" для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим в том числе гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Между тем, до настоящего времени такой федеральный закон не принят.
Однако в соответствии с п."ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
Таким образом, до принятия соответствующего федерального закона, регулирующего пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать своими законами дополнительные выплаты (доплаты к пенсии) для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации за счет средств своих бюджетов.
Указанные доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации являются дополнительной, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, социальной гарантией.
Учитывая изложенное, суд полагает установленным право Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга на принятие Закона Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закона Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещаемых) государственные должности Санкт-Петербурга", равно как и принятие законов о внесении изменений в указанные Законы Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 02 июля 2008 года № 467-72 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга" внесены изменения в указанные законы. Согласно преамбуле Закона Санкт-Петербурга настоящий Закон Санкт-Петербурга принят в целях приведения системы социальной поддержки отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга в соответствие с принципом социальной справедливости, устранения несоразмерности установленных в Санкт-Петербурге доплат к пенсиям, соблюдения баланса частных интересов граждан и публичных интересов Санкт-Петербурга с учетом возможностей бюджета Санкт-Петербурга на финансирование мер социальной поддержки малоимущих жителей Санкт-Петербурга.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 03 апреля 2007 года по делу № 332-0-П, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации. При отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государственным пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан необходимо руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, а также принимать во внимание социально-экономическое положение и возможности бюджета.
Статья 14 действующего Закона с изменениями, внесенными Законом № 457-72 регулирует порядок получения и размер доплаты к пенсии.
Статья 15 действующего Закона определяет исчисление стажа гражданской службы. При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 15 в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для получения ежемесячных доплат к пенсии включаются, в том числе, периоды замещения воинских должностей и должностей правоохранительной службы. Таким образом, право заявителя на получение доплаты к пенсии, получаемой им за период прохождения военной службы не нарушено. Напротив, включение периода прохождения военной службы в стаж гражданской службы для целей получения доплаты к пенсии прямо предусмотрено статьей 15 Закона Санкт-Петербурга, что соответствует статье 6 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающей учет стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы. Действующие нормы Закона Санкт-Петербурга не противоречат статье 23 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которые также предусматривают зачет времени прохождения военной службы в общий трудовой стаж и стаж государственной службы.
Оспариваемый заявителем пункт 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга содержит перечень из четырех подпунктов дающих право на включение в стаж гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда) для получения ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности, однако данный перечень не затрагивает интересы заявителя, т.к. ни одно из перечисленных оснований к нему не относится.
В пределах компетенции и полномочий субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, определил возникновение права на доплату к пенсии и связал размер получаемой доплаты с прохождением гражданской службы определенного вида в течение определенного времени, не отрицая при этом того, что в общую продолжительность стажа включаются периоды прохождения государственной службы иных видов (в том числе военной службы).
Заявитель не отрицает, что он получает пенсию за выслугу лет в Вооруженных Силах (из федерального бюджета РФ) и получает доплату к пенсии (из бюджета Санкт-Петербурга), так как имел стаж гражданской службы 1 год 2 месяца 10 дней. Размер доплаты установлен по усмотрению субъекта, в соответствии с возможностями бюджета Санкт-Петербурга, что является неотъемлемым правом субъекта, дополнительной социальной гарантией. Суд так же отмечает, что ежемесячная доплата к пенсии, лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, устанавливаемая на основании статьи 14 Закона Санкт-Петербурга является дополнительной социальной гарантией, устанавливаемой органами государственной власти субъекта РФ. Устанавливать такого рода дополнительные выплаты субъект Российской Федерации вправе лишь при возможности финансирования из бюджета субъекта РФ. В связи с чем, субъект РФ также вправе изменить или отменить размер и условия предоставления ежемесячных выплат с учетом своих финансовых возможностей.
Факт уменьшения размера получаемой ежемесячной доплаты к пенсии заявителя имеет место, нашло свое подтверждение в суде, однако уменьшение размера получаемой ежемесячной доплаты к пенсии определилось возможностями субъекта и правом субъекта самостоятельного определения размера.
Изложенные заявителем доводы суд полагает основанными на ошибочном понимании действующего законодательства и восприятии собственного права на социальные гарантии.
На основании изложенного суд не усматривает нарушения прав и свобод заявителя и нарушения действующего федерального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Д.С. об оспаривании законности пункта 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" с изменениями на 2008 г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 29.04.2009 № 78-Г09-13 данное решение оставлено без изменения.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 12.02.2009 по делу № 3-48/09
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru