Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2011 г. № А44-986/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 мая 2011 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Киселевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кичкиной М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
закрытого акционерного общества "Едрово"
к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непереоформлении Договора № 1 от 10.05.2006
при участии
от заявителя: генерального директора Н. (паспорт <...>);
от ответчика: начальника отдела правового обеспечения и кадров В., доверенность пост. <...>;

установил:

Открытое акционерное общество "Едрово" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее - Комитет) с требованием о признании незаконным бездействия Комитета, выразившееся в непереоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда № 1 от 10.05.2006 (далее - договор) и обязании Комитета принять решение о переоформлении договора и переоформить договор.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что с 2010 года не могут пользоваться по назначению участком лесного фонда.
Представитель Комитета заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
Между Новгородским областным государственным учреждением "Управление сельскими лесами" в лице филиала "Валдайский сельский лесхоз" и АОЗТ "Едрово" 10 мая 2006 года заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда № 1 сроком на 49 лет (л. д. 7 - 12).
Как подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.2006, выданным Управлением ФРС по Новгородской области, право безвозмездного пользования зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
ЗАО "Едрово" 24 июля 2008 года обратилось в Комитет с заявлением о переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 10.05.2006 (л. д. 13).
В ответ на данное обращение, Комитет направил в адрес Общества письмо от 05.09.2008 № 1704 (л. д. 43), в котором указал на необходимость приведения формы заявления и представленных документов в соответствии с Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 04.10.2007 № 258 (далее - Порядок).
Общество повторно 10 сентября 2008 года направило в адрес Комитета заявление по установленной форме № 67 о переоформлении договора, представив документы, предусмотренные Порядком (л. д. 14).
Рассмотрев заявление Общества от 16.09.2008 № 67, Комитет сообщил о невозможности принятия заявления на переоформление по причине несоответствия площади земельного участка, указанной в договоре безвозмездного пользования № 1 и заявлении (л. д. 44).
Последний раз ЗАО "Едрово" обратилось в Комитет с заявлением 31 мая 2010 года (л. д. 16), получив отказ в переоформлении договора безвозмездного пользования по причине пропуска установленного срока (л. д. 45).
Общество не согласилось с действиями Комитета и оспорило их в судебном порядке.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 12 названного Порядка предусмотрено, что споры, возникающие при приведении договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (заключении договора аренды лесного участка, договора безвозмездного срочного пользования), рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обращение Общества с требованием об оспаривании действий Комитета по переоформлению договора безвозмездного пользования подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Частью 2 статьи 4 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В силу части 6 статьи 4 названного Закона порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (пункт 3 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 7 Порядка).
Требования к решению, заявлению о переоформлении, прилагаемым документам изложены в пунктах 4, 5 и 8 Порядка.
Решение о переоформлении договора является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 № 48.
Таким образом, договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее заключенный юридическим лицом, использующим участок лесного фонда, подлежит в срок до 01.01.2009 приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. Указанная процедура возбуждается в заявительном порядке и осуществляется путем принятия уполномоченным органом решения о переоформлении договора и заключения с юридическим лицом, использующим соответствующие участки лесного фонда, договора аренды лесного участка (при отсутствии предусмотренных статьей 47 ЛК РФ оснований для заключения договора безвозмездного пользования лесным участком).
Постановлением Администрации Новгородской области от 08.06.2009 № 183 утверждено Положение о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, согласно которому комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, и воспроизводства лесов.
Правопреемство между АОЗТ "Едрово" и ЗАО "Едрово" подтверждается материалами дела, в том числе протоколом собрания акционеров от 20.04.2007, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, свидетельством о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Общество обратилось в Комитет с заявлением о переоформлении договора безвозмездного пользования 10 сентября 2008 года, форма которого соответствовала установленной, представив выписку из единого государственного реестра юридических лиц, то есть совершило все необходимые действия для переоформления договора от 10.05.2006 № 1.
Комитетом в письме от 06.11.2008 не указано на несоблюдение порядка и формы подачи заявления и документов, приложенных к нему. Наличие в заявлении меньшей площади лесного участка не могло служить препятствием в принятии решения о переоформлении договора и могло расцениваться как техническая ошибка при написании заявления.
При таких обстоятельствах несовершение ответчиком действий по переоформлению договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенного с АОЗТ "Едрово" на договор аренды лесных участков с ЗАО "Едрово" не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя на использование участков лесного фонда.
Доводы Комитета о том, что правовые основания для заключения договора аренды лесных участков с Обществом после 01.01.2009 отсутствуют вследствие прекращения обязательств на основании статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, несостоятельны.
В статье 4 Закона № 201-ФЗ не указано такое последствие окончания срока переоформления договоров пользования участками лесного фонда как прекращение обязательства по договору. Наступление указанного срока не означает автоматической невозможности исполнения договора безвозмездного пользования участками лесного фонда или прекращения соответствующих договорных обязательств.
Право на переоформление договора от 10.05.2006 № 1 возникло у Заявителя ранее указанного срока и было им реализовано в виде обращения в Комитет с соответствующей заявкой и приложением необходимых документов. Истечение установленного законом срока при условии своевременного обращения Общества с заявлением о реализации права и установленного судом факта незаконного бездействия органа государственной власти не может служить препятствием в реализации указанного права путем обращения в суд за защитой субъективного права.
Оценивая доказательства по делу с учетом части 1 статьи 71 АПК РФ суд полагает требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при вынесении решения суд распределяет судебные расходы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание норму статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, не предусматривающую освобождение органов государственной власти от судебных расходов, расходы Общества по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с Комитета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требование ЗАО "Едрово" о признании незаконным бездействия Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, выразившееся в непереоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда № 1 от 10.05.2006 и обязании принять решение о переоформлении договора удовлетворить.

2. Признать бездействия Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, выразившиеся в непереоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда № 1 от 10.05.2006, противоречащими статье 4 Федерального закона № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258.

3. Обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области принять решение о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда № 1 от 10.05.2006 на договор аренды лесного участка в течение 15 дней со дня принятия настоящего решения.

4. Взыскать с Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в пользу ЗАО "Едрово" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

5. Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

6. Настоящее решение подлежит может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Новгородской области.

Судья
М.С.КИСЕЛЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.05.2011 по делу № А44-986/2011
Признано незаконным бездействие комитета лесного хозяйства и лесной промышленности, выразившееся в непереоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, так как законодательством не предусмотрено такое последствие окончания срока переоформления указанного вида договоров как прекращение обязательства по договору.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru