Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. № 9

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
И ПРОФИЛАКТИКИ ЛИХОРАДКИ ЗАПАДНОГО НИЛА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В течение последнего десятилетия лихорадка Западного Нила (ЛЗН) является одной из актуальных природно-очаговых инфекций в мире.
Эпидемиологическая значимость ЛЗН определяется тяжестью клинического течения заболеваний с поражением нервной ткани и летальными исходами заболеваний от 2% до 14%, наличием большого удельного веса латентных форм инфекции с вирусемией, отсутствием средств специфического лечения и профилактики, возможностью передачи вируса при переливании донорской крови и пересадке органов, расширением нозоареала инфекции, формированием очагов в различных климатических зонах в связи с большим числом видов животных, являющихся резервуаром инфекции, и разнообразием переносчиков вируса, ростом числа антропургических очагов в пригородах и на территории городов.
На евроазиатском континенте ареал распространения вируса охватывает европейскую часть России, часть Западной Сибири и Юго-Восточной Азии. В последние 20 лет заболеваемость ЛЗН отмечена в большинстве стран СНГ. Впервые в 2010 году случаи ЛЗН были подтверждены в Греции и Турции.
За период 1997 - 2010 гг. в Российской Федерации заболевания населения ЛЗН регистрировались в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Ульяновской, Воронежской, Челябинской областях, Краснодарском крае и Республике Калмыкия.
Общее число пострадавших в 2010 году составило 527 человек.
Причинами эпидемического подъема заболеваемости ЛЗН 2010 года явились: цикличность активности возбудителя (9 - 11 лет), аномальная жара в Европейско-Азиатском регионе, которая привела к смещению численности популяций переносчиков (стали преобладать более теплолюбивые виды комаров (Culex), относящиеся к основным переносчикам инфекции) и увеличению числа перелетных птиц, спасающихся от пожаров средней полосы.
При анализе круглогодичной заболеваемости ЛЗН определяется выраженная сезонность с максимумом заболевания людей в августе - сентябре. Преимущественно поражается городское население, наиболее активно в эпидемический процесс вовлекаются лица пожилого возраста. В 2010 году в 95,9% заболевание ЛЗН было связано с укусами комаров, причем 23% из них - в городской черте.
Одной из особенностей ЛЗН 2010 года явилось изменение клинического течения болезни в сторону более легких форм (72% составили среднетяжелые клинические формы), выраженное проявление болезни отмечено в 1,0% случаев заражения.
Серологический мониторинг в отношении ЛЗН, проведенный референс-центром по мониторингу за вирусом ЛЗН в 2008 - 2010 гг., показал наличие антител к вирусу ЛЗН у населения 21 субъекта Российской Федерации из 25-ти обследованных (Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Саратовской, Воронежской, Калининградской, Новосибирской, Иркутской, Томской, Сахалинской областей, Краснодарском, Ставропольском, Приморском, Красноярском, Хабаровском, Алтайском краях, республик Адыгея, Татарстан, Калмыкия, Хакассия, Бурятия, Саха), что свидетельствует об отсутствии диагностики ЛЗН.
В ФГУН ОмскНИИПОИ Роспотребнадзора на протяжении последних трех лет проводятся ретроспективные исследования сывороток крови больных, госпитализированных в летне-осенний период, с целью выявление специфических антител к вирусу ЛЗН.
В эпидсезон 2010 г. в Омской области было обследовано 178 человек с лихорадочными состояниями в анамнезе, госпитализированных в лечебные учреждения города и области с подозрением на трансмиссивные вирусные инфекции. Из них 117 человек из г. Омска и 61 из северных районов Омской области (Тарский, Большереченский, Седельниковский).
Из 178 обследованных лиц у 56 (31,5%) выявлены антитела класса G к вирусу ЛЗН. В г. Омске серопозитивными к вирусу ЛЗН были 27 (23,0%) пациентов, в северных районах области - 29 (47,5%). При определение индекса авидности антител установлено, что 87,2% обследованных лиц имеют низкоавидные антитела, что указывает на острый инфекционный процесс, и 12,8% имеют высокоавидные антитела (перенесенная инфекция).
Следует отметить, что серологическая диагностика ЛЗН является сложной в связи с наличием перекрестных реакций с вирусами комплекса клещевого энцефалита, что диктует необходимость применения дополнительных лабораторных тестов.
Полученные данные указывают на наличие активного эпидемического процесса ЛЗН на территории Омской области, необходимости проведения обследования лихорадящих больных в течение эпидемического сезона для активного выявления заболевших, проведения мониторинга природных очагов (исследование переносчиков - комаров и резервуарных хозяев - птиц) с целью слежения за циркуляцией вируса ЛЗН.
При отсутствии средств специфической профилактики одним из основных направлений борьбы с ЛЗН является деятельность, связанная с уничтожением переносчиков инфекции и их прокормителей.
В целях предотвращения возникновения и распространения на территории Омской области лихорадки Западного Нила, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и совершенствования эпидемиологического мониторинга, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 44, ст. 4984, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федеральных законов от 28.04.2008 № 60-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 26.04.2010 № 66-ФЗ, от 27.07.2010 № 191-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ), п. 1, п. 6, п. 7.3, п. 8.1, п. 8.2, п. 8.3, п. 8.11, п. 8.13 Типового положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2006 № 308 (зарегистрировано в Минюсте России 4 мая 2006 г. № 7778), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждения Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 22, ст. 2337; № 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, № 40, ст. 4548; № 46, ст. 5337; 2009, № 30, ст. 3823; № 33, ст. 4081; 2010, № 9, ст. 960), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (зарегистрированы в Минюсте России 26.05.2008, № 11760), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 № 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 № 13745), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.04.2011 № 31 "О совершенствовании эпидемиологического надзора и профилактике лихорадки Западного Нила", Методическими указаниями МУ 3.1.3.2600-10 "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории РФ", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2010, постановляю:
1. Рекомендовать главам муниципальных районов, Мэру города Омска, главам административных округов города Омска:
1.1. В срок до 01.07.2011 рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об эффективности проводимых мероприятий по профилактике инфекций, передающихся комарами и клещами, (в том числе лихорадке Западного Нила) в Омской области и внести корректировки в комплексные планы по санитарной охране территорий.
1.2. Предусмотреть ежегодное выделение необходимых финансовых средств на проведение ларвицидных обработок водоемов, зачистки растительности мест выплода комаров, дезинсекции и дератизации помещений.
1.3. Оказывать поддержку Министерству здравоохранения Омской области, Управлению Роспотребнадзора по Омской области в организации активной разъяснительной работы среди населения в средствах массовых коммуникаций о мерах профилактики инфекций, передающихся кровососущими насекомыми.
2. Рекомендовать Министерству здравоохранения Омской области, департаменту здравоохранения Администрации г. Омска, главным врачам лечебно-профилактических учреждений:
2.1. В срок до 01.07.2011 принять меры по организации в лечебно-профилактических учреждениях диагностических исследований больных на наличие антител к возбудителю инфекции (вирусу лихорадки Западного Нила).
2.2. Обеспечить выявление случаев заболевания ЛЗН, своевременное лабораторное обследование лиц, обратившихся за медицинской помощью с подозрением на ЛЗН, переболевших лихорадкой, а также контрольных групп населения (доноры, профессиональные группы).
2.3. Обеспечить своевременное представление экстренных извещений в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" в случае выявления лиц с подозрением на ЛЗН (по следующим шифрам МКБ-10-А.87.9, А 86, В 34.9, А.92.3).
2.4. Обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений к приему больных лихорадкой Западного Нила.
2.5. Взять на контроль обеспечение лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, необходимыми для лечения больных лихорадкой Западного Нила.
2.6. В срок до 20.06.2011 совместно со специалистами Роспотребнадзора провести семинары для специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники, диагностики, профилактики и лечения лихорадки Западного Нила.
3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Главному управлению ветеринарии Омской области:
3.1. В целях организации мониторинга за циркуляцией вируса ЛЗН обеспечить взаимодействие с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", ФГУН ОмскНИИПОИ Роспотребнадзора по вопросам лабораторного обследования маркерных видов животных (крупный рогатый скот, лошади) и птиц.
4. Начальникам отделов Управления Роспотребнадзора по Омской области, начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Омской области:
4.1. Инициировать заслушивания на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросов по благоустройству коммунального хозяйства, содержанию водоемов, территорий городов и готовности проведения мероприятий по профилактике лихорадки Западного Нила.
4.2. Обеспечить контроль за организацией и проведением дезинсекционных (ларвицидных) обработок и дератизации, зачистке водоемов, содержанию подвальных помещений и территорий жилых поселков, в том числе при подготовке летних оздоровительных учреждений к приему отдыхающих.
4.3. Организовать мониторинговые исследования лихорадящих больных с неизвестным диагнозом, с явлениями менингита на наличие антител (антигена) к вирусу лихорадки Западного Нила в эпидемический сезон.
4.4. Совместно с органами управления здравоохранением организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики, лечения и профилактики лихорадки Западного Нила.
4.5. Совместно с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" обеспечить взаимодействие с референс-центром по мониторингу за возбудителем лихорадкой Западного Нила в постоянном режиме.
4.6. Перед началом теплого периода года активизировать разъяснительную работу с населением по профилактике инфекций, передающихся комарами.
4.7. Обеспечить взаимодействие с Главным Управлением ветеринарии Омской области по вопросам мониторинга за вирусами лихорадки Западного Нила.
5. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" (Никитин С.В.):
5.1. Принять меры по обучению специалистов энтомологических, зоологических групп по отбору и исследованию материала из окружающей среды на вирус лихорадки Западного Нила, специалистов вирусологических лабораторий по работе с материалом, подозрительным на заражение лихорадкой Западного Нила.
5.2. Обеспечить готовность вирусологической лаборатории к проведению исследований по индикации возбудителя лихорадки Западного Нила.
5.3. Осуществлять контроль за своевременностью отбора и доставки сывороток крови от всех больных с подозрением на ЛЗН из лечебно-профилактических учреждений в вирусологическую лабораторию (с диагнозами по шифрам МКБ 10: А87.9, А 86, В34.9, А 92.3).
6. ФГУН ОмскНИИПОИ Роспотребнадзора совместно с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области":
6.1. Обеспечить проведение мониторинга численности и зараженности популяции основных носителей и переносчиков вируса (птицы, комары, клещи).
6.2. Провести сбор и вирусологическое исследование кровососущих комаров и перелетных птиц водно-околоводного комплекса, а также колониально гнездящихся для определения инфицированности их вирусом ЛЗН.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области Ускова П.А.

Главный государственный санитарный
врач по Омской области
А.С.Крига




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Главного государственного санитарного врача по Омской области от 08.06.2011 № 9
"О совершенствовании эпидемиологического надзора и профилактики лихорадки Западного Нила в Омской области"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru