Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

Что должны знать резиденты о валютном законодательстве
Российской Федерации

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ), принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативно-правовых актов по вопросам валютного регулирования. Согласно части 1 статьи 5 Закона № 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк России и Правительство России.
В соответствии со статьей 1 Закона № 173-ФЗ к участникам внешнеэкономической деятельности относятся:
1) резиденты:
- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
- дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
2) нерезиденты:
- физические лица, не являющиеся резидентами;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты при осуществлении валютных операций, открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации должны соблюдать правила и ограничения, установленные действующим валютным законодательством Российской Федерации, а также знать, что за нарушения валютного законодательства они могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), а за нарушения на сумму более 5 млн. рублей руководители организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона № 173-ФЗ в пределах своих полномочий осуществляют органы и агенты валютного контроля.
К органам валютного контроля относятся Центральный банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), а также их территориальные органы.
К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, Внешэкономбанк, таможенные органы, налоговые органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Физические лица - резиденты могут быть привлечены к административной ответственности за следующие нарушения валютного законодательства:

┌────────────┬──────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│Номер статьи│   Содержание нарушения   │      Мера ответственности       │
│    КоАП    │                          │                                 │
├────────────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Часть 1     │Проведение незаконной     │Наложение административного      │
│статьи 15.25│(запрещенной) валютной    │штрафа в размере от трех         │
│            │операции                  │четвертых до одного размера      │
│            │                          │незаконной валютной операции     │
├────────────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Часть 2     │Нарушение установленного  │Наложение административного      │
│статьи 15.25│порядка открытия счетов   │штрафа в размере от одной тысячи │
│            │(вкладов) в банках,       │до полутора тысяч рублей         │
│            │расположенных за пределами│                                 │
│            │Российской Федерации      │                                 │
└────────────┴──────────────────────────┴─────────────────────────────────┘

Незаконной валютной операцией является проведение расчетов физических лиц - резидентов с нерезидентами на территории Российской Федерации в наличной валюте Российской Федерации или иностранной валюте при купле-продаже товаров.
Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются также получение физическими лицами - резидентами наличной валюты Российской Федерации или иностранной валюты в дар от нерезидента или дарение, завещание нерезиденту наличной валюты Российской Федерации, получение наличной валюты Российской Федерации от нерезидента по праву наследования.
Незаконной валютной операцией является вывоз физическими лицами - резидентами с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты или валюты Российской Федерации сверх установленных валютным законодательством норм (не превышающей в эквиваленте 10000 долларов США в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона № 173-ФЗ).

│Часть 5     │Несоблюдение установленных  │Наложение административного    │
│статьи 15.25│порядка или сроков          │штрафа:                        │
│            │представления форм учета и  │- на должностных лиц в размере │
│            │отчетности по валютным      │от четырех до пяти тысяч       │
│            │операциям, отчетов о        │рублей; - на юридических лиц - │
│            │движении средств по счетам  │от сорока до пятидесяти тысяч  │
│            │(вкладам) в банках за       │рублей                         │
│            │пределами территории        │                               │
│            │Российской Федерации с      │                               │
│            │подтверждающими банковскими │                               │
│            │документами, нарушение      │                               │
│            │установленных правил        │                               │
│            │оформления паспортов сделок │                               │
│            │либо нарушение установленных│                               │
│            │сроков хранения учетных и   │                               │
│            │отчетных документов по      │                               │
│            │валютным операциям          │                               │
└────────────┴────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются расчеты юридических лиц - резидентов с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и иностранной валюте при купле - продаже товаров, не относящихся к розничной торговле и не связанных с оказанием физическими лицами - нерезидентами на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, предусмотренных в части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Объективную сторону состава административного правонарушения за нарушения установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, может образовать неуведомление в установленный срок налоговых органов об открытии счета (вклада) или изменении реквизитов счетов в банке, находящемся за пределами территории Российской Федерации.
Кроме контроля за порядком открытия (закрытия) счета в банке за пределами территории Российской Федерации налоговые органы на основании части 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ осуществляют контроль за представлением резидентами отчетности по счетам, открытым в банках за пределами территории Российской Федерации.
Порядок представления резидентами отчета установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Постановление № 819).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления № 819 юридические лица - резиденты ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в 2 экземплярах по форме, указанной в приложении к Постановлению № 819, и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Важнейшим направлением валютного контроля, осуществляемым налоговыми органами, является контроль за выполнением резидентами обязанности, установленной частью 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, установлен частью 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.
При определении срока поступления выручки от нерезидента необходимо исходить из условий заключенного договора, в соответствии с которым определяется период времени, в течение которого покупатель должен оплатить товар, и дата, с которой исчисляется данный период времени. Начало исчисления срока оплаты товара может не совпадать с датой фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
Дополнительные соглашения к договорам, изменяющие сроки получения денежных средств за переданные товары, должны быть приняты до истечения договорных сроков.
Не является нарушением валютного законодательства незачисление на счет резидента комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте), а именно что комиссионные и банковские расходы, связанные с оплатой услуг банков - корреспондентов, несет продавец.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение единых правил оформления паспортов сделок, установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделки.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк России. Перечень форм учета и отчетности по валютным операциям установлен Указаниями Центрального банка России от 10.12.2007 № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указания № 1950-У).
Формами учета по валютным операциям для резидентов являются:
- справка о валютных операциях;
- справка о поступлении валюты Российской Федерации;
- справка о подтверждающих документах.
Таким образом, дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП в отношении резидентов возбуждается в следующих случаях:
- нарушения единых правил оформления паспорта сделки;
- непредставления или представления с нарушением установленного срока и установленного порядка отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации;
- нарушения установленных сроков представления форм учета по валютным операциям, поименованным в Указаниях № 1950-У;
- нарушения установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделок.
Кроме того, за непредставление или несвоевременное представление должностному лицу органа или агенту валютного контроля сведений (информации), а равно представление сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде резиденты могут быть привлечены к административной ответственности, установленной статьей 19.7 КоАП.

Начальник
контрольного отдела
Управления ФНС РФ
по Оренбургской области
Л.А.НЕГОДЯЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Информация Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от <27.05.2011>
"Что должны знать резиденты о валютном законодательстве Российской Федерации"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru