УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
Что должны знать резиденты о валютном законодательстве
Российской Федерации
Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ), принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативно-правовых актов по вопросам валютного регулирования. Согласно части 1 статьи 5 Закона № 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк России и Правительство России.
В соответствии со статьей 1 Закона № 173-ФЗ к участникам внешнеэкономической деятельности относятся:
1) резиденты:
- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
- дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
2) нерезиденты:
- физические лица, не являющиеся резидентами;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты при осуществлении валютных операций, открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации должны соблюдать правила и ограничения, установленные действующим валютным законодательством Российской Федерации, а также знать, что за нарушения валютного законодательства они могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), а за нарушения на сумму более 5 млн. рублей руководители организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона № 173-ФЗ в пределах своих полномочий осуществляют органы и агенты валютного контроля.
К органам валютного контроля относятся Центральный банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), а также их территориальные органы.
К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, Внешэкономбанк, таможенные органы, налоговые органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Физические лица - резиденты могут быть привлечены к административной ответственности за следующие нарушения валютного законодательства:
┌────────────┬──────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│Номер статьи│ Содержание нарушения │ Мера ответственности │
│ КоАП │ │ │
├────────────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Часть 1 │Проведение незаконной │Наложение административного │
│статьи 15.25│(запрещенной) валютной │штрафа в размере от трех │
│ │операции │четвертых до одного размера │
│ │ │незаконной валютной операции │
├────────────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Часть 2 │Нарушение установленного │Наложение административного │
│статьи 15.25│порядка открытия счетов │штрафа в размере от одной тысячи │
│ │(вкладов) в банках, │до полутора тысяч рублей │
│ │расположенных за пределами│ │
│ │Российской Федерации │ │
└────────────┴──────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
Незаконной валютной операцией является проведение расчетов физических лиц - резидентов с нерезидентами на территории Российской Федерации в наличной валюте Российской Федерации или иностранной валюте при купле-продаже товаров.
Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются также получение физическими лицами - резидентами наличной валюты Российской Федерации или иностранной валюты в дар от нерезидента или дарение, завещание нерезиденту наличной валюты Российской Федерации, получение наличной валюты Российской Федерации от нерезидента по праву наследования.
Незаконной валютной операцией является вывоз физическими лицами - резидентами с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты или валюты Российской Федерации сверх установленных валютным законодательством норм (не превышающей в эквиваленте 10000 долларов США в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона № 173-ФЗ).
│Часть 5 │Несоблюдение установленных │Наложение административного │
│статьи 15.25│порядка или сроков │штрафа: │
│ │представления форм учета и │- на должностных лиц в размере │
│ │отчетности по валютным │от четырех до пяти тысяч │
│ │операциям, отчетов о │рублей; - на юридических лиц - │
│ │движении средств по счетам │от сорока до пятидесяти тысяч │
│ │(вкладам) в банках за │рублей │
│ │пределами территории │ │
│ │Российской Федерации с │ │
│ │подтверждающими банковскими │ │
│ │документами, нарушение │ │
│ │установленных правил │ │
│ │оформления паспортов сделок │ │
│ │либо нарушение установленных│ │
│ │сроков хранения учетных и │ │
│ │отчетных документов по │ │
│ │валютным операциям │ │
└────────────┴────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются расчеты юридических лиц - резидентов с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и иностранной валюте при купле - продаже товаров, не относящихся к розничной торговле и не связанных с оказанием физическими лицами - нерезидентами на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, предусмотренных в части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Объективную сторону состава административного правонарушения за нарушения установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, может образовать неуведомление в установленный срок налоговых органов об открытии счета (вклада) или изменении реквизитов счетов в банке, находящемся за пределами территории Российской Федерации.
Кроме контроля за порядком открытия (закрытия) счета в банке за пределами территории Российской Федерации налоговые органы на основании части 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ осуществляют контроль за представлением резидентами отчетности по счетам, открытым в банках за пределами территории Российской Федерации.
Порядок представления резидентами отчета установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Постановление № 819).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления № 819 юридические лица - резиденты ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в 2 экземплярах по форме, указанной в приложении к Постановлению № 819, и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Важнейшим направлением валютного контроля, осуществляемым налоговыми органами, является контроль за выполнением резидентами обязанности, установленной частью 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, установлен частью 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.
При определении срока поступления выручки от нерезидента необходимо исходить из условий заключенного договора, в соответствии с которым определяется период времени, в течение которого покупатель должен оплатить товар, и дата, с которой исчисляется данный период времени. Начало исчисления срока оплаты товара может не совпадать с датой фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
Дополнительные соглашения к договорам, изменяющие сроки получения денежных средств за переданные товары, должны быть приняты до истечения договорных сроков.
Не является нарушением валютного законодательства незачисление на счет резидента комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте), а именно что комиссионные и банковские расходы, связанные с оплатой услуг банков - корреспондентов, несет продавец.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение единых правил оформления паспортов сделок, установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделки.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк России. Перечень форм учета и отчетности по валютным операциям установлен Указаниями Центрального банка России от 10.12.2007 № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указания № 1950-У).
Формами учета по валютным операциям для резидентов являются:
- справка о валютных операциях;
- справка о поступлении валюты Российской Федерации;
- справка о подтверждающих документах.
Таким образом, дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП в отношении резидентов возбуждается в следующих случаях:
- нарушения единых правил оформления паспорта сделки;
- непредставления или представления с нарушением установленного срока и установленного порядка отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации;
- нарушения установленных сроков представления форм учета по валютным операциям, поименованным в Указаниях № 1950-У;
- нарушения установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделок.
Кроме того, за непредставление или несвоевременное представление должностному лицу органа или агенту валютного контроля сведений (информации), а равно представление сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде резиденты могут быть привлечены к административной ответственности, установленной статьей 19.7 КоАП.
Начальник
контрольного отдела
Управления ФНС РФ
по Оренбургской области
Л.А.НЕГОДЯЕВА