Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2011 г. по делу № А79-9849/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2011 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Гарантия", г. Мариинский Посад Чувашской Республики,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары,
о признании недействительным решения от 01.10.2010 по делу № 145-АМЗ-2010,
третьи лица:
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г. Чебоксары,
администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, г. Мариинский Посад Чувашской Республики,
общество с ограниченной ответственностью "Идеал-Бизнес-Групп",
г. Чебоксары,
при участии:
от заявителя - Е. по доверенности от 26.08.2010,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Гарантия" (далее - ООО "УК-Гарантия", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, УФАС по ЧР) о признании недействительным решения от 01.10.2010 по делу № 145-АМЗ-2010.
Этим решением Общество признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель считает данное решение незаконным в связи со следующим.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.05.2010 № 129 "О республиканской адресной программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики" на 2010 год установлен порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", на основании которого Обществом разработана документация о комиссионном отборе, Утвержденная генеральным директором Общества Б.
Документация по проведению комиссионного отбора подрядных организаций соответствует положениям названного Порядка проведения комиссионного отбора. На основании данных нормативно-правовых документов отбор проводился в 3 этапа:
- вскрытие конвертов с заявками на участие в комиссионном отборе подрядных организаций (протоколы от 09.07.2010 № № 01, 01 по лотам № 1 и № 2),
- рассмотрение заявок на участие в комиссионном отборе подрядных организаций (протоколы от 13.07.2010 № № 02, 02, по лотам № 1 и № 2),
- оценка и сопоставление заявок на участие в комиссионном отборе (протоколы от 16.07.2010 № № 03, 03 по лотам № 1 и № 2).
Комиссией по комиссионному отбору подрядных организаций решение о допуске участников комиссионного отбора принималось 13.07.2010.
В соответствии с пунктом 9.1 Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома при проведении комиссионного отбора члены комиссии обязаны быть независимыми в принятии решений.
Согласно пункту 9.3 названного Порядка комиссия может выносить решение об отклонении заявки в случае непредставления необходимых документов. Следовательно, решение о допуске либо об отказе в допуске к участию в комиссионном отборе является правом, а не обязанностью комиссии.
В соответствии с документацией о комиссионном отборе на основании решения комиссии был определен победитель комиссионного отбора, как набравший наибольшее количество баллов, - ООО "Идеал-Бизнес-Групп".
Комиссионный отбор проведен в целях реализации Республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Чувашской Республики на 2010 год, Утвержденной Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 17.05.2010 № 129, в которую включены дома, расположенные на территории Мариинско-Посадского городского поселения. В программу включен перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках Программы за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств долевого финансирования республиканского и местного бюджетов, и которые включены в Утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы, в том числе "Об утверждении муниципальной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в Мариинско-Посадском районе на 2008 - 1011 годы", "О распределении средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год".
Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 17.05.2010 № 129 принято в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ от 21.07.2007 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Данное постановления регулирует публично-правовые отношения: бюджетные и административные, поскольку финансирование капитального ремонта домов в соответствии с Региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Чувашской Республики на 2010 год основаны на властном подчинении их субъектов.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. Поэтому заявитель считает, что порядок проведения Комиссионного отбора не должен соответствовать нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим порядок заключения договоров на торгах, порядок организации и проведения торгов.
Заявитель полагает, что указанный комиссионный отбор не является торгами, формы которых определены статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, а является формой определения получателя бюджетных средств, установленной субъектом Российской Федерации. Статьей 17 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, то есть положения антимонопольного законодательства в рассматриваемом случае неприменимы.
В отзыве от 15.11.2010 УФАС по ЧР заявило о несогласии с требованиями Общества. Указало, что в соответствии с пунктом 8 Порядка заказчику запрещается осуществлять действия, которые могут привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов участников комиссионного отбора. Одному или нескольким участникам не могут быть созданы преимущественные условия.
В рассматриваемом случае Управление установило, что заявка ООО "Идеал-Бизнес-Групп" не соответствовала установленным требованиям - в ее составе не было и не могло быть свидетельства, подтверждающего членство данной организации в саморегулируемой организации строителей. То есть комиссия должна была отклонить заявку ООО "Идеал-Бизнес-Групп", чего сделано не было. Тем самым комиссия Общества предоставила названной организации необоснованное преимущество по сравнению с другими участниками комиссионного отбора.
В судебном заседании представитель Общества заявление поддержал. Пояснил, что надлежащих доказательств отсутствия на момент вскрытия конверта с заявкой ООО "Идеал-Бизнес-Групп" свидетельства о допуске данного общества к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не имеется.
Представители остальных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Поскольку Управление и третьи лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело без участия их представителей.
Выслушав представителя Общества, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.05.2010 № 129 "О республиканской адресной программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики" на 2010 год" Утвержден Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (далее - Порядок).
Право субъекта Российской Федерации на Утверждение такого порядка предусмотрено частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно пункту 2 Порядка привлечение товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом либо управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включенного в Программу, осуществляется посредством проведения комиссионного отбора.


Во исполнение данного положения Обществом проведен комиссионный отбор подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту двух многоквартирных домов в г. Мариинский Посад: дома № 39 по ул. Котовского (лот № 1) и дома № 11А по ул. Курчатова (лот № 2).
В соответствии с представленными в дела документами отбор происходил в три этапа: вскрытие конвертов с заявками подрядных организаций; рассмотрение заявок; оценка и сопоставление заявок.
Этапы проходили в разное время - вскрытие конвертов проводилось 09.07.2010, рассмотрение заявок - 13.07.2010, сопоставление и оценка заявок - 16.07.2010.
Каждый этап оформлялся отдельными протоколами конкурсной комиссии.
В комиссионном отборе в отношении лота № 1 участвовали четыре организации - ООО "Идеал-Бизнес-Групп", ЗАО КСО "Урмарская", ООО "Комфорт", ООО "Интрек".
В отборе по лоту № 2 участвовало три организации - ООО "Идеал-Бизнес-Групп", ЗАО КСО "Урмарская", ООО "Комфорт".
Победителем отбора по обоим лотам признано ООО "Идеал-Бизнес-Групп".
Как следует из протоколов от 09.07.2010 № 01 по обоим лотам в составе документации, представленной ООО "Идеал-Бизнес-Групп", имелась нотариально заверенная копия свидетельства № СРО-С-0200-01-2130036724 о допуске данной организации к определенному или определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
По обращению администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии провело проверку проведения Обществом комиссионного отбора подрядных организаций.
По итогам проверки вынесено решение от 01.10.2010, которым Общество признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ).
Управление указало, что на момент подачи заявки ООО "Идеал-Бизнес-Групп" и вскрытия конвертов с заявками (соответственно 08 часов 50 минут и 10 часов 00 минут 09.07.2010) в составе заявки этой организации не могло быть свидетельства № СРО-С-0200-01-2130036724, так как заседание правления саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Строители Чувашии", на котором в члены партнерства принято ООО "Идеал-Бизнес-Групп", началось только в 14 часов 00 минут 09.07.2010. Учитывая время на подготовку свидетельства, оно было выдано ООО "Идеал-Бизнес-Групп" примерно с 16 часов 30 минут до 17 часов 00 минут 09.07.2010.
По мнению Управления, допуск к участию в комиссионном отборе ООО "Идеал-Бизнес-Групп" нарушает пункт 3 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, так как это привело к ограничению конкуренции, выраженного в создании неравных условий участия в торгах и нарушению порядка определения победителя комиссионного отбора.
Не согласившись с решением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Согласно пункту 6 Порядка заказчиком на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включенного в Программу, выступает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация.
В соответствии с пунктом 8 Порядка заказчику запрещается осуществлять действия, которые могут привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов участников комиссионного отбора. Одному или нескольким участникам комиссионного отбора не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе путем доступа к конфиденциальной информации.
В пункте 12.5 Порядка содержится перечень документов, представляемых участниками конкурсного отбора. В числе прочих документов должна быть выписка из реестра членов саморегулируемой организации, осуществляющей строительство.
Как указано в пункте 9.3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент проведения комиссионного отбора) комиссия может выносить решение об отклонении заявки в случае: представления претендентом недостоверной информации; непредставления необходимых документов; непредставления документов, подтверждающих, что участник комиссионного отбора является членом саморегулируемой организации, осуществляющей строительство.
Документом, подтверждающим членство участника комиссионного отбора в саморегулируемой организации строителей, является выписка из реестра членов СРО.
Суд отмечает, что Управлением не исследовался вопрос о том, имелась ли фактически выписка из реестра членов СРО в составе заявки ООО "Идеал-Бизнес-Групп".
Управление исследовало вопрос о наличии свидетельства о допуске данной организации к определенному или определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Между тем, данный документ не поименован в пункте 12.5 Порядка в числе документов, которые должны представлять участники комиссионного отбора.
Направляемые Управлением запросы в адрес СРО НП "Строители Чувашии" и нотариуса касались предоставления сведений о дате и времени выдачи свидетельства о допуске ООО "Идеал-Бизнес-Групп" к определенным видам работ и заверения его копии (т. 2, л.д. 1, 2).
Вопрос о дате и времени выдачи выписки из реестра членов СРО не исследовался. Не был исследован вопрос и о том, являлось ли ООО "Идеал-Бизнес-Групп" членом другой СРО (не НП "Строители Чувашии").
При этом пункт 9.3 Порядка в редакции, действовавшей на момент проведения комиссионного отбора, предоставлял право, а не обязывал комиссию выносить решение об отклонении заявки в случае несоответствия заявки предъявляемым требованиям.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" разрешил субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать порядок привлечения подрядных организаций.
Поскольку действовавший Порядок не обязывал Общество отклонить несоответствующие заявки, нельзя говорить о том, что ООО "УК-Гарантия" допустила нарушение действовавших правил.
Более того, 09.07.2010 происходило лишь вскрытие конвертов с заявками. Само рассмотрение заявок, в том числе их оценка по соответствию представленных документов предъявленным требованиям, происходило 13.07.2010. На тот момент у ООО "Идеал-Бизнес-Групп" в любом случае имелось свидетельство о допуске к определенным видам работ.
При этом пункт 13.2 Порядка предоставляет комиссии право запросить у участника комиссионного отбора дополнительную информацию, подтверждающую и (или) уточняющую сведения, представленные в заявке. То есть пакет документов, представленных участником комиссионного отбора, может быть дополнен.
Суд также отмечает следующее.
Часть 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ говорит о запрете действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников (пункт 1); создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2); нарушение порядка определения победителя или победителей торгов (пункт 3); участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах (пункт 4).
Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, то есть о нарушении порядка определения победителя торгов (победителем комиссионного отбора по обоим лотам признано ООО "Идеал-Бизнес-Групп").
Однако в судебных заседаниях представители Управления говорили о том, что в результате допуска ООО "Идеал-Бизнес-Групп" данной организации предоставлено преимущество перед другими участниками; для других участников созданы неравные условия участия в торгах, так как якобы только от ООО "Идеал-Бизнес-Групп" комиссия не потребовала документы, которые необходимо было представить для участия в комиссионном отборе.
Об ограничении конкуренции, выраженной в создании неравных условий в проводимых торгах, говорится и в оспариваемом решении.
В пункте 8 Порядка также указывается на запрет создания преимущественных условий одному или нескольким участникам комиссионного отбора.
Создание одному из участников торгов преимущественных условий участия в торгах квалифицируется по пункту 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Управление же квалифицировало действия Общество по пункту 3 части 1 статьи 17 Закона, не обосновав, каким образом Обществом нарушен непосредственно порядок определения победителя комиссионного отбора.
В связи с изложенным суд пришел к выводу, что решение Управления принято с нарушением положений статьи 17 Закона № 135-ФЗ, норм Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (приложение № 7 к Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.05.2010 № 129), и нарушает права Общества в сфере экономической деятельности. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Расходы Общества по уплате государственной пошлины относятся на Управление в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Гарантия" удовлетворить.
Признать недействительным решение Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 01.10.2010 по делу № 145-АМЗ-2010.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Гарантия", г. Мариинский Посад (ОГРН 1072135001014), расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.04.2011 по делу № А79-9849/2010
<Об удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике о выявленном нарушении пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru