Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чукотский АО


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

РЕШЕНИЕ

(извлечение)

6 сентября 2010 г.г. Анадырь
Резолютивная часть решения объявлена 31.08.2010
Полный текст решения изготовлен 06.09.2010

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 5/3-01/10 по признакам нарушения ОАО "Ч" в лице Чукотского линейно-технического участка (далее - Общество), находящегося по адресу: <...>, требований, установленных пунктом 3 "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)" части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Чукотское УФАС России 25.02.2010 поступило обращение <...> (далее - Заявитель), проживающего в с. Лаврентия Чукотского района, с жалобой на действия Общества, которые, по мнению Заявителя, нарушают антимонопольное законодательство. Указанные действия выразились в навязывании Обществом вместо указанной в заявлении услуги по переключению телефонного номера по другому адресу, находящемуся во владении абонента, в связи с переездом в новую квартиру другой услуги - предоставление доступа к сети местной телефонной связи.
В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Общества нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Закона о защите конкуренции.
Данный вывод Комиссии основан на следующем.
Приказом ФСТ от 11 марта 2005 г. № 76-с ОАО "Ч" включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи, под регистрационным номером 87-2-1 - деятельность в сфере оказания услуг электросвязи. В связи с этим на Общество в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции, который запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, указанные в п. 3 ч. 1 указанной статьи - "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)".
В обоснование своего заявления <...> представлена в Чукотское УФАС России копия заявления от 15.02.2010 с просьбой рассмотреть вопрос о переустановке телефона по другому адресу: <...>, а также копия квитанции от 05.05.2010, серия ЧС № 027891, свидетельствующая о том, что ему была предоставлена другая услуга - доступ к телефонной сети. Приказом ФСТ от 13.12.2007 № 456-с/7 Обществу установлены коэффициенты и утверждены тарифы на услуги местной и внутризоновой телефонной связи, согласно которым предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи для абонентов-граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, составляет 4000 руб. с НДС. В заявлении <...> просит рассмотреть вопрос о возможности переустановки телефона по другому адресу, в квитанции № 027891 указано, что получено 4000 руб. за доступ к телефонной связи.
На основании пункта 65 Постановления Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" (далее - Правила) переключение абонентского номера на другую абонентскую линию в помещение, расположенное по другому адресу и находящееся во владении или пользовании этого абонента, может быть произведено только по письменному заявлению абонента. Заявление с просьбой переустановить абонентский номер в помещение по другому адресу <...> подал в Чукотское ЛТУ 15 февраля 2010 г. Согласно ч. 4. ст. 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) абонент вправе требовать переключения абонентского номера, а оператор связи при наличии технической возможности обязан переключить абонентский номер на абонентскую линию в помещении, расположенном по другому адресу и находящемся во владении данного абонента. Переключение абонентского номера является дополнительной услугой.
В пояснениях, представленных в Чукотское УФАС России (исх. 3020 от 18.04.2010), Общество указало на отсутствие технической возможности осуществить переключение абонентского номера по той причине, что помещение по новому адресу не являлось телефонизированным, в связи с чем оператор связи произвел новое подключение телефона с выделением иного номера. Комиссией установлено, что иного номера <...> выделено не было, номер телефона <...> был сохранен по новому адресу абонента. В пояснениях, представленных 26.05.2010 (исх. № 3198), Общество представило доказательства того, что квартира <...> по ул. Дежнева на момент обращения заявителя (15 февраля 2010 г.) не была телефонизированной, данное обстоятельство Общество приравнивает к отсутствию технической возможности. В пункте 2 Правил определено понятие "техническая возможность предоставления доступа к сети местной телефонной связи" - это одновременное наличие незадействованной монтированной емкости узла связи, в зоне действия которого запрашивается подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети местной телефонной связи, и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и этим пользовательским (оконечным) оборудованием. По смыслу вышеприведенной нормы, для определения технической возможности оператору связи необходимо выяснить два вопроса: 1 - имеется ли незадействованная монтированная емкость средств связи, выполняющих функции систем коммутации, в зоне действия которого запрашивается подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети передачи данных; 2 - имеются ли незадействованные физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи оператора связи или третьих лиц, которые будут использоваться оператором для оказания услуг соответствующему абоненту и которые позволят сформировать абонентскую линию между узлом связи и пользовательским (оконечным) оборудованием. Только при положительном решении одновременно обоих вопросов оператор связи делает заключение о технической возможности предоставления доступа к телефонной сети.
В сети местной телефонной связи монтированная емкость измеряется количеством эквивалентных портов, согласно Приказу Министерства информационных технологий и связи РФ от 13.02.2008 № 19 "Об утверждении значений монтированной емкости сетей электросвязи и их изменений, при которых сети электросвязи подлежат регистрации" которым для сети местной телефонной связи определен порядок расчета значения монтированной емкости сетей электросвязи соотношением:

Е = А / 11 + С / 2 + К, где

Е - монтированная емкость сети связи (эквивалентный порт - 64 Кбит/с);
А - число абонентских комплектов в сети связи;
С - суммарная пропускная способность интерфейсов сети связи к оконечному оборудованию, выполняющему функции систем коммутации, отнесенная к 64 Кбит/с;
К - суммарная пропускная способность линий связи, соединяющих данную сеть связи с другими сетями, отнесенная к 64 Кбит/с.
Указанный порядок расчета позволяет сделать вывод о том, что монтированная емкость сети связи является величиной постоянной, если не проводилась реконструкция существующей аппаратуры. Общество в своих пояснениях не указывает о снижении монтированной емкости сети связи на территории, обслуживаемой Чукотским ЛТУ, следовательно, незадействованная монтированная емкость узла связи по адресу <...> позволяла подключить пользовательское (оконечное) оборудование, а также выполнялось второе условие - имелись незадействованные физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи оператора связи. Это подтверждает Список абонентов 4-го подъезда дома <...> по улице <...>, представленный Обществом. На апрель 2007 года в 12-квартирном подъезде было зарегистрировано 12 абонентов, а на дату подачи <...> заявления о переустановке телефона было зарегистрировано 8 абонентов. Это говорит о том, что и емкость узла связи позволяла подключить оконечное оборудование и имелись незадействованные физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи оператора связи. Факт имеющейся технической возможности оператора связи подтверждается и решением оператора связи на заявлении <...>, где оператор связи указал: "техническая возможность есть, помещение нетелефонизированное", а также о принятом решении сообщено заявителю 15.02.20010.
Доступ к телефонной сети, т.е. новое подключение телефона, производится оператором связи только при отсутствии технической возможности переключения абонентского номера с выделением абоненту другого номера. В пояснениях от 26.05.2010 № 3198 Общество объяснило свои действия тем, что помещение по новому адресу Заявителя не было телефонизированным, в связи с этим Заявителю была предоставлена другая услуга и при этом с <...> ошибочно не была взята оплата в размере 770 руб. за дополнительную услугу по замене абонентского номера по просьбе абонента. Согласно п. 64 Постановления Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 "Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" - замена абонентского номера может быть произведена оператором связи по инициативе абонента. <...> не подавал заявления о замене абонентского номера, его номер телефона <...> был сохранен при переустановке по другому адресу. Заявление <...> было подано на переустановку телефона по другому адресу, Обществом не было отказано Заявителю в переустановке телефона со старого адреса на новый по причине отсутствия технической возможности, более того, на данном заявлении о переустановке телефона указано решение оператора связи о наличии технической возможности. В то же время на заявлении о переустановке телефона имеется запись оператора, что данная услуга оплачена 05.05.20010 в сумме 4000 руб., квитанция № 027891. Правила определяют одним из двух обязательных условий технической возможности предоставления доступа к сети местной телефонной связи - наличие незадействованной линии связи, позволяющей сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и этим пользовательским (оконечным) оборудованием. По смыслу вышеприведенной нормы, если абонентская линия сформирована (имеется пользовательское (оконечное) оборудование) - это телефонизированное помещение, если незадействованная линия связи, позволяет ее сформировать (нетелефонизированное помещение) - оператор связи обязан это сделать по заявлению абонента при наличии второго обязательного условия. Следовательно, Общество произвело по заявлению <...> переустановку телефона по тарифу предоставления доступа к сети местной телефонной связи.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению данного дела Ответчик признал факт наличия технической возможности у оператора по переключению номера абонента на момент подачи <...> заявления. Далее ответчик указал, что абонент вправе требовать переключения абонентского номера только при условии, если он обладает правом владения и пользования двумя помещениями одновременно, на основании пункта 126 Правил, которым определено, что в случае прекращения у абонента права владения и пользования телефонизированным помещением договор с абонентом прекращается. По утверждению Ответчика, <...> потерял право владения и пользования телефонизированным помещением по старому адресу после получения квартиры по новому адресу, которая была предоставлена по договору социального найма 7 октября 2009 г., следовательно, договор с ним прекращен. Данные утверждения Ответчика не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Договор об оказании услуг телефонной связи с <...> не расторгался (копия договора не представлена в Чукотское УФАС России, т.к. не смогли найти ни Заявитель (объясняет, что прошло более 10 лет), ни Общество). Ответчик объяснил, что договор об оказании услуг телефонной с <...> не был прекращен в связи тем, что абонент нарушил п. 60 Правил, согласно которому он обязан был сообщить оператору связи в срок, не превышающий 60 дней, о прекращении своего права владения и (или) пользования телефонизированным помещением по причине изменения места жительства. По представленным Обществом счетам оплаты абонентской линии следует, что <...> пользовался услугами связи и вносил абонентскую плату по апрель 2010 года включительно (до момента заключения Обществом с Заявителем нового договора на оказание услуг электросвязи от 7 мая 20010 г.). После подачи заявления на переустановку телефонного номера по другому адресу оператор связи знал об изменении <...> места жительства, но на основании пункта 126 Правил договор с абонентом не расторг. Следовательно, <...> на момент подачи заявления о переустановке телефона являлся абонентом ОАО "Ч". Закон о связи и Правила предоставляют оператору связи право в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг только в случае нарушения пользователем требований, установленных указанными Законом и Правилами, в том числе сроков оплаты услуг (статья 44 Закона о связи, пункт 118 Правил оказания услуг телефонной связи), и только после соблюдения процедуры приостановления оказания услуг связи и уведомления об этом абонента. Обществом не представлено доказательств расторжения договора с <...>. Согласно статье 2 Закона о связи абонентом является пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. Часть 4 статьи 45 Закона о связи устанавливает вправо требовать переключения абонентского номера не любому гражданину, а только абоненту, а также обязанность для оператора связи реализовать право абонента при наличии технической возможности. Таким образом, <...> являясь абонентом Общества, имея помещение на основании договора социального найма от 07.10.2009 № 378, на законных основаниях, установленных частью 4 статьи 45 Закона о связи, требовал осуществить услугу по переключению абонентского номера. Общество обязано было исполнить законное требование абонента, но при этом навязало более дорогостоящую услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи. И только после внесения <...> платы 05.05.2010 в размере 4000 руб. (как за новую установку телефона) Общество переключило абонентский номер по новому адресу, что является ущемлением интересов <...>, являющегося абонентом Общества, и запрещено статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Приказом ОАО "Ч" от 20.11.2009 № 322 "Об утверждении тарифов на дополнительные услуги местной телефонной связи, нерегулируемые и дополнительные услуги телеграфной связи" утвержден прейскурант тарифов на дополнительные услуги местной телефонной связи согласно Приложению 1, в котором п. 4.2 установлен тариф на переключение абонентского номера в телефонизированное помещение по другому адресу, находящемуся во владении абонента, для населения в размере 1700 руб. с НДС и отсутствует тариф на данную услугу в нетелефонизированном помещении. Отсюда можно сделать вывод, что Общество нарушает права абонентов, установленные частью 4 статьи 45 Закона о связи, согласно которой оператор связи обязан при наличии технической возможности переключить абонентский номер на абонентскую линию в помещении, расположенном по другому адресу и находящемся во владении данного абонента, в тех случаях, если помещение не будет телефонизированным. Данный вывод подтвердил и представитель Общества, что на основании п. 126 Правил в случае прекращения у абонента права владения и пользования телефонизированным помещением договор с абонентом прекращается, по другому адресу должен быть заключен новый договор доступа к телефонной сети. И только в случае владения (пользования) двумя квартирами одновременно абонент имеет право требовать переустановку абонентского номера по другому адресу.
Пункт 3.4 Положения о Чукотском Линейно-техническом участке (далее - Положение) определяет функцию участка по приему платы за установку, переустановку телефона, переименование, ремонт телефонов и другие дополнительные услуги. Положение определяет обязанности начальника участка, согласно которым начальник участка руководствуется Положением, законодательными актами РФ, Уставом Общества, приказами генерального директора Общества, распоряжениями его заместителей, локальными нормативными документами (пункт 4.2 Положения). Таким образом, согласно своим обязанностям и полномочиям начальник участка обязан был предоставить Заявителю услугу по переключению абонентского номера по другому адресу.
Устав ОАО "Ч" определяет обязанности исполнительного органа, согласно 16 разделу которого единоличным исполнительным органом является генеральный директор, осуществляющий руководство текущей деятельностью Общества. Согласно пп. 13 п. 16.2 генеральный директор обеспечивает организацию и планирование работы подразделений, филиалов и представительств Общества, осуществляет контроль за их деятельностью. На основании пп. 8 п. 16.2 генеральный директор применяет к работникам меры поощрения и налагает на них взыскания в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством о труде, а также внутренними документами Общества. Таким образом, исходя из своих обязанностей и полномочий генеральный директор Общества при получении письма Чукотского УФАС России от 26.02.2010 № 0187/3-05 обязан был провести проверку законности действий руководителя Чукотского Линейно-технического участка и исправить нарушения, допущенные его подчиненным. Вместо этого генеральным директором были приняты все меры по поддержке действий начальника Чукотского ЛТУ, нарушающих антимонопольное законодательство.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Ч", являющегося субъектом естественной монополии в сфере по оказанию услуг электросвязи, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль, нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 3 части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в навязывании <...> условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
2. Признать действия ОАО "Ч" нарушающими антимонопольное законодательство в части соблюдения требований, установленных частью 3 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающих навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, что привело к ущемлению интересов <...>.
3. Признать наличие оснований для выдачи ОАО "Ч" предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства, включающего в себя следующий перечень действий, подлежащих выполнению:
- прекратить действия, ущемляющие интересы других лиц, в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в части отказа абонентам услуги по переключению абонентской линии по другому адресу при наличии технической возможности;
- привести приказ ОАО "Ч" от 20.11.2009 № 322 "Об утверждении тарифов на дополнительные услуги местной телефонной связи, нерегулируемые и дополнительные услуги телеграфной связи" в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в части установления тарифа на переключение абонентского номера в нетелефонизированное помещение по другому адресу, находящемуся во владении абонента.
4. Поскольку действия ОАО "Ч" содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении:
- юридического лица - ОАО "Ч";
- должностного лица - генерального директора ОАО "Ч";
- должностного лица - начальника Чукотского Линейно-технического участка ОАО "Ч".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

ПРЕДПИСАНИЕ № 9/3-01Ж

(извлечение)

6 сентября 2010 г.г. Анадырь
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 6 сентября 2010 г. по делу № 5/3-01/10 о нарушении ОАО "Ч", находящегося по адресу: <...>, пункта 3 "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)" части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

Открытому акционерному обществу "Ч" в срок до 16 сентября 2010 г. - прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- прекратить действия, ущемляющие интересы других лиц, в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в части отказа абонентам услуги по переключению абонентской линии по другому адресу при наличии технической возможности;
- привести приказ ОАО "Ч" от 20.11.2009 № 322 "Об утверждении тарифов на дополнительные услуги местной телефонной связи, нерегулируемые и дополнительные услуги телеграфной связи" в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в части установления тарифа на переключение абонентского номера в нетелефонизированное помещение по другому адресу, находящемуся во владении абонента.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Чукотскому автономному округу от 06.09.2010
<О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru