Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2010 г. по делу № А82-5378/2010-27

Резолютивная часть решения оглашена 17.09.2010.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Розовой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального учреждения "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля"
к обществу с ограниченной ответственностью "Институт экономических исследований"
о взыскании 905988,18 руб. задолженности по договору аренды земельного участка и пеней,
при участии
от истца: Груздев А.В. - начальник юротдела, доверенность от 26.11.2009,
от ответчика: Голубев С.В. - директор, Поройко М.С. - адвокат, доверенность от 19.06.2010,

установил:

муниципальное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (далее - Агентство) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Институт экономических исследований" (далее - ООО "Институт экономических исследований", Институт, Общество) о взыскании задолженности по договору № 20287-и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 25.10.2007 в размере 524359,37 руб. арендной платы и пеней за просрочку платежа согласно п. 5.1 Договора за период с 16.11.2007 по 26.04.2010 в сумме 381628,81 руб., всего 905988,18 руб.
В судебном заседании истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований, просит взыскать с ООО "Институт экономических исследований" задолженность по арендной плате в размере 513684,95 руб. и пени за просрочку платежа в размере 356172,17 руб., всего на общую сумму 869857,12 руб. в связи с допущенной при расчете технической ошибкой.
Уменьшение исковых требований судом принято.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
25.10.2007 между сторонами заключен договор № 20287-и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому Арендодатель (истец) предоставляет за плату, а Арендатор (ответчик) принимает в аренду и использует 4332,00 кв. м земельного участка из общей площади 4332,00 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 76:23:02 11 01:0168, расположенного на пересечении ул. Красноборской и ул. Сахарова в Заволжском районе, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющемся его неотъемлемой частью.
Вид функционального использования данного земельного участка: для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, - временной автостоянки.
В силу п. 3.3 договора оплата производится ежемесячно равными платежами с перечислением сумм по 09 число текущего месяца включительно. Первый платеж производится Арендатором по 09 число следующего месяца после регистрационной записи даты выдачи договора аренды, с начала срока, указанного в пункте 6.2 Договора.
Согласно п. 3.4 Договора арендная плата пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с постановлениями мэра города Ярославля, регламентирующими изменение ставок арендной платы за земельные участки в целом в городе Ярославле.
Согласно п. 3.5 Договора Арендодатель письменно уведомляет Арендатора об изменении арендной платы. Направляемое Арендодателем уведомление об изменении арендной платы является неотъемлемой частью настоящего Договора. Ставки арендной платы считаются измененными с даты, установленной постановлением мэра города Ярославля.
В соответствии с приложением № 3 к Договору № 20287-и аренды "Расчет размера арендной платы" годовая сумма арендной платы, определенная исходя из ставки 26 руб. 96 коп. арендной платы кадастрового квартала по виду функционального использования, составляет 116790,72 руб.: 5965,12 руб. за август 2007 г. и, начиная с 01.09.2007, ежемесячно по 9732,56 руб.
Во исполнение условий договора Арендатору были передан земельный участок по акту приема-передачи земельного участка от 25.10.2007, согласно которому земельный участок используется Обществом с 13.08.2007.
Договор № 20287-и аренды от 25.10.2007 прошел государственную регистрацию 14.01.2008.
Согласно п. 3.5 Договора истцом были направлены ответчику уведомления об изменении арендной платы на 2008 год, 2009 год и 2010 год:
- от 23.01.2009 № 132 - в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462-п и постановлением мэра города Ярославля от 29.12.2006 № 4660 (в ред. постановления мэра г. Ярославля от 29.07.2008 № 2088, от 02.12.2008 № 3401) сумма арендной платы с 29.09.2008 составляет 381259,32 руб. в год или 31771,61 руб. в месяц. Данное уведомление было продублировано уведомлением от 20.04.2009 № 961 "Об изменении арендной платы на 2008 год";
- от 22.07.2009 № 2050 - в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п, постановлением мэра города Ярославля от 29.12.2006 № 4660 (в ред. постановления мэра г. Ярославля от 30.03.2009 № 784) сумма арендной платы с 01.04.2009 составляет 426182,16 руб. в год или 35515,18 руб. в месяц;
- от 18.02.2010 № 362 - в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 09.09.2009 № 3139 (в ред. постановления от 18.12.2009 № 4426) сумма арендной платы с 01.04.2010 составляет 481935 руб. в год или 40161,25 руб. в месяц.
Из представленных суду доказательств следует, что истец исполнил взятые на себя обязательства полностью, однако ответчик свои обязательства по оплате не выполнил, в установленные договором аренды сроки уплата арендной платы ответчиком не производилась.
По состоянию на 0.04.2010 общая сумма задолженности и пеней по договору аренды составила 819428,67 руб., в том числе арендная плата 498160,92 руб. и пени 321267,75 руб., в связи с чем Агентством было направлено Обществу предписание № 62 от 07.04.2010 о нарушении условий договора аренды с предложением погасить задолженность по арендной плате в срок до 23.04.2010.
Задолженность в установленный срок погашена не была, составила 513684,95 руб. за период с 15.11.2007 по 19.05.2010, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Ответчик просит в иске отказать полностью, пояснил следующее.
По мнению ответчика, нарушен п. 3 ст. 614 ГК РФ, согласно которому если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. По заключенному между сторонами договору № 20287-и от 25.10.2007 периодичность изменения арендной платы не установлена, следовательно, направление Обществу четырех уведомлений (№ 132 от 23.01.2009, № 961 от 20.04.2009, № 2050 от 22.07.2009, № 362 от 18.02.2010) нарушает положения п. 3 ст. 614 ГК РФ. Количество уведомлений не соответствует количеству постановлений мэра г. Ярославля, постановления № 132 от 23.01.2009 и № 961 от 20.04.2009 не исключают друг друга и являются самостоятельными документами.
Повышение арендной платы "задним числом" лишает Институт возможности плановой финансовой работы, нарушает его право на своевременное внесение изменений в договор аренды в части уменьшения размера арендуемого земельного участка или изменение вида его функционального использования.
Институт считает, что практика повышения арендной платы "задним числом" является незаконной, ссылается на ч. 1, 2 ст. 4, ст. 422 ГК РФ и указывает, что если ст. ст. 4, 422 ГК РФ не допускают распространения норм, изменяющих условия договора (иначе как только на основании закона), на отношения, возникшие до издания закона, то и все нормы постановлений Правительства Ярославской области и мэрии города Ярославля не могут иметь обратную силу и ухудшать положение стороны договора. По сути с арендаторов мэрия желает взыскать сверхприбыль, то есть большие деньги, чем это было предусмотрено условиями договора, изменяя и порядок исчисления арендной платы, и ее размер "задним числом".
Ответчик представил суду приказ от 03.09.2010 № 361 Управления ФАС по Ярославской области о возбуждении в отношении мэрии города Ярославля дела № 06-03/44-10 по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Также ответчик полагает, что направление Агентством уведомлений о повышении размера арендной платы сначала в 3,3 раза, затем в 3,6 раза, а потом в 4,1 раза является предложением о существенном изменении договора аренды в части условия о размере арендной платы. Институт с данными предложениями не согласился, не акцептовал их и продолжал вносить арендные платежи в размере, предусмотренном п. 3.1 Договора. С учетом п. 8.3 Договора, согласно которому изменения и дополнения к Договору оформляются в письменной форме и имеют юридическую силу, если они подписаны уполномоченными на то лицами Сторон Договора, положения п.п. 3.4, 3.5 и 3.6 Договора не могут рассматриваться как одностороннее изменение условий договора. В силу ст. 452 ГК РФ, если одна из сторон отказывается принять существенное изменение договора, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием об изменении условий договора. До подписания сторонами дополнительного соглашения с новым расчетом арендной платы (с последующей государственной регистрацией) или принятия судебного решения договор считается не измененным, и повышение Агентством в одностороннем порядке размера арендной платы на основании уведомлений является нарушением установленного законом порядка изменения договора.
Ответчик указывает, что следует различать ставку арендной платы и арендную плату. С 2008 года изменился порядок расчета арендной платы, а именно коэффициенты не применяются, а вводится процентное соотношение от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем после установления нового порядка расчета арендной платы такой расчет должен быть подписан сторонами договора, что Агентством не исполнено.
По мнению ответчика, при расчете арендной платы по Договору № 20287 допущена ошибка, неправильно указаны годовая арендная плата: 116790,72 руб. вместо 116781,80 руб., арендная плата в месяц: 9732,56 руб. вместо 9731,81 руб., арендная плата за 1 кв. м: 26,96 руб. вместо 26,95 руб.
Кроме того, ответчик не согласен с изменением размера арендной платы с 29.09.2008 на основании постановления Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462-п и постановления мэра города Ярославля от 29.12.2006 № 4660 (с изм.). Действие указанного постановления мэра города Ярославля от 29.12.2006 № 4660 (в редакции постановлений мэра города Ярославля от 29.07.2008 № 2088 и от 02.12.2008 № 3401) на отношения по аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено и распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления, распространяется только в связи с введением пункта 2.1 постановления мэра города Ярославля от 19.03.2009 № 659.
Также ответчик оспаривает примененную Агентством ставку арендной платы во виду функционального использования земельного участка, считает, что вместо ставки 2,856 по виду разрешенного использования "Земельные участки под автостоянками и парковками" (п. 11 Приложения к постановлению мэра г. Ярославля от 29.07.2008 № 2088) следует применять ставку арендной платы 0,013566 по виду разрешенного использования "Земельные участки образовательных учреждений, дополнительного образования взрослых, научно-исследовательских учреждений" (п. 14 названного Приложения). Ответчик указал, что автостоянка никогда не являлась юридическим лицом, 19.02.2010 обособленное структурное подразделение "Автостоянка" было снято с налогового учета, и к арендованному земельному участку можно применять коэффициент ставки арендной платы как к образовательному учреждению.
Ответчик представил документы в подтверждение статуса образовательного и научно-исследовательского учреждения: устав, информационное письмо Ярославского областного комитета государственной статистики, где указаны ОКВЭД образовательных видов деятельности - 80.22.22 и 80.42, пояснил, что вел образовательную деятельность в соответствии с лицензией № 070502.
Ответчиком оспаривается удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка, согласно постановлению Администрации Ярославской области от 24.08.2005 № 138-а УПКС для автостоянок должен составлять 6178,13 руб., а фактически по договору № 20287 применен УПКС 7704,03 руб., что относится к "землям под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания".
Истец возразил, что действовал в соответствии с пунктами 3.4, 3.5, 3.6 Договора № 20287-и аренды земельного участка, согласно которым Агентство имеет право в одностороннем порядке пересматривать размер арендной платы в соответствии с постановлениями мэра г. Ярославля, регламентирующими изменение ставок арендной платы за земельные участки в целом в г. Ярославле. При этом ставки арендной платы считаются измененными с даты, установленной постановлением мэра г. Ярославля. Таким образом, размер арендной платы регулируется нормативными актами органов местного самоуправления.
Повышение ставок арендной платы имеет целью приблизить размер арендной платы к размеру земельного налога. При несогласии с изменением размера арендной платы ответчик имел возможность уменьшить размер арендуемого земельного участка или отказаться от него.
Изменение размера арендной платы производилось не чаще 1 раза в год - на 2008 год, на 2009 год и на 2010 год, уведомление № 961 от 20.04.2009 фактически не применялось и содержит тот же размер арендной платы на 2008 год, что и уведомление № 132 от 23.01.2009. Изменение размера арендной платы "задним числом" не производилось, арендная плата изменялась с момента вступления в силу постановления мэра г. Ярославля. Согласно п. 3.6 договора арендатор вправе производить платежи по прежней ставке и в прежнем объеме до момента его официального уведомления о ее изменении. За период с момента изменения арендной ставки и до даты уведомления об этом арендатор должен произвести только доплату разницы между новой и старой ставкой в течение 20 календарных дней с момента направления в его адрес уведомления.
Относительно довода ответчика о неправомерности изменения размера арендной платы с 29.09.2008 истец пояснил следующее.
Изменение размера арендной платы с 29.09.2008 связано с вступлением в силу постановления Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462-п "Об определении размера, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование в Ярославской области земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", в п. 1 которого установлено, что до утверждения единого порядка определения размера арендной платы за использование в Ярославской области земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определение размера арендной платы за использование таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками на момент вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ.
На этот момент порядок определения размера арендной платы был установлен решением муниципалитета г. Ярославля от 14.11.2005 № 151 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля", пункт 1.1 которого устанавливал, что Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля распространяется на отношения, возникающие при управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Абзацем 2 п. 6.4 указанного решения определено, что размер арендной платы за 1 кв. м земельного участка рассчитывался на основании государственной кадастровой оценки земель и ставок арендной платы за землю, устанавливаемых мэром г. Ярославля, за исключением случаев, устанавливаемых Положением. Пунктом 3 постановления Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462-п установлено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, установленных органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками на момент вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ, подлежат применению до утверждения на территории Ярославской области единого порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, с учетом сложившейся судебной практики по данному вопросу истец представил справочный расчет арендной платы без учета изменения размера арендной платы с 29.09.2008 до 01.04.2009 - до введения пункта 2.1 в постановление мэра г. Ярославля № 4660 постановлением мэра г. Ярославля от 19.03.2009 № 659.
Согласно справочному расчету долг по арендной плате составляет 379981,38 руб., пени - 202796,90 руб., всего 582778,28 руб.
Истец не согласен с доводом ответчика об изменении с 2008 года порядка исчисления арендной платы, пояснил, что для единообразия применения сборов, возникающих из имущественных отношений, по аналогии взимания земельного налога, коэффициенты расчета арендной платы, установленные постановлением мэра г. Ярославля от 29.12.2006 № 4660 "О ставках арендной платы за земельные участки в городе Ярославле", были преобразованы в ставку арендной платы путем их перемножения, при этом существо формулы расчета арендной платы не изменилось. Кроме того, в п. 3.4 Договора сказано "в связи с изменением ставки арендной платы", но не сказано, в каком выражении. Ставка арендной платы, которая до 2008 года выражалась в рублях, с 2008 года стала выражаться в процентном соотношении.
Истец считает необоснованным довод ответчика о необходимости применения ставки арендной платы по виду разрешенного использования земельного участка под автостоянкой "земельные участки образовательных учреждений", так как фактически земельный участок выделен и используется под автостоянку и не используется для оказания образовательных услуг.
Неточностей в расчете годовой и ежемесячной арендной платы и ставки арендной платы кадастрового квартала по виду функционального использования нет, разница в расчетах возникла из-за неверного применения ответчиком правил округления.
УПКС в размере 7704,03 руб. является правильным, определен не Агентством, а Отделом кадастрового учета по г. Ярославлю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 15.09.2010, представленном в материалы дела. В расчете размера арендной платы УПКС взят из кадастрового паспорта земельного участка, и в случае несогласия ответчика с УПКС ему необходимо обратиться за внесением изменений показателя кадастровой стоимости.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В абзаце 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, установленный в договоре аренды размер платы за пользование земельным участком считается измененным с момента принятия уполномоченным государственным органом нормативного правового акта об установлении нового размера и (или) порядка расчета арендной платы. Стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Таким образом, изменение в одностороннем порядке размера арендной платы за пользование арендованным земельным участком по договору № 20287-и в связи с соответствующими изменениями арендной платы за земельные участки в целом в г. Ярославле постановлениями мэра г. Ярославля является правомерным.
Данная позиция суда соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 26.01.2010 № 11487/09 и от 02.02.2010 № 12404/09.
В связи с этим не принимаются доводы ответчика о неправомерности изменения размера арендной платы в одностороннем порядке без заключения дополнительных соглашений либо вынесения решения суда.
Принимая во внимание, что факт наличия долга подтвержден материалами дела, расчет суммы долга соответствует положениям договора № 20287-и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 25.10.2007 и постановлениям мэра г. Ярославля, доказательства оплаты долга в деле отсутствуют, суд считает требования истца обоснованными, за исключением одностороннего изменения ее размера за период с 29.09.2008 по 31.03.2009.
За указанный период с 29.09.2008 по 31.03.2009 не подлежит изменению в одностороннем порядке размер арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462-п, постановлением мэра города Ярославля от 29.12.2006 № 4660 (в редакции постановления мэра города Ярославля от 29.07.2008 № 2088, в редакции постановления мэра города Ярославля от 02.12.2008 № 3401).
Данное изменение связано в принятием постановления Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462-п "Об определении размера, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование в Ярославской области земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", согласно пункту 2 которого в административном центре Ярославской области - городе Ярославле определение размера арендной платы за использование указанными земельными участками, предоставленными до 30.06.2007, осуществляется в порядке, установленном на момент вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ (до принятия названного постановления арендная плата определялась на основании постановления Администрации Ярославской области от 23.07.2007 № 276-а).
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Договором (п. 3.4) предусмотрена возможность пересмотра арендной платы в одностороннем порядке на основании постановления мэра г. Ярославля.
Уведомление от 23.01.2009 № 132 свидетельствует о намерении Агентства изменить условие договора в части определения размера арендной платы с 29.09.2008 и определять ее в соответствии с постановлением мэра г. Ярославля от 29.12.2006 № 4660 (в редакции постановления мэра города Ярославля от 29.07.2008 № 2088, от 02.12.2008 № 3401) в размере 381259,32 руб. в год или 31771,61 руб. в месяц.
Вместе с тем, указанное постановление № 4660 в редакции от 29.07.2008 № 2088, от 02.12.2008 № 3401 устанавливает порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля. Земельный участок, находящийся в аренде у ответчика, к данной категории не относится.
Действие постановления № 4660 на отношения по аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено и распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления, распространено только в связи с введением пункта 2.1 постановлением мэра г. Ярославля от 19.03.2009 № 659.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в рассматриваемом случае ввиду отсутствия в спорный период какого-либо нормативного акта органа местного самоуправления, определяющего ставки арендной платы при пользовании земельными участками, собственность на которые не разграничена, у Агентства не имелось полномочий на одностороннее изменение условий договора аренды в части увеличения размера арендной платы.
С учетом изложенного, суд полагает, что задолженность по арендной плате подлежит взысканию в размере, указанном Агентством в справочном расчете - в сумме 379981,38 руб.
Суд не принимает остальные возражения ответчика.
В частности, суд считает необоснованным и не соответствующим правовому регулированию довод ответчика об изменении с 2008 года порядка исчисления арендной размера платы. Как следует из Положения о порядке расчета арендной платы за земельные участки в городе Ярославле, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 29.12.2006 № 4660, расчет арендной платы определялся по формуле:

Ави = Ауви x S,

где Ави - величина годовой арендной платы,
Ауви - ставка арендной платы по виду функционального использования,
S - площадь земельного участка (кв. м).
Расчет ставки арендной платы за земельный участок производится по формуле:

Ауви = УПКСЗви x Ккви x Кп x Кд, где:

УПКСЗви - удельный показатель кадастровой стоимости земли города в границах кадастрового квартала с учетом функционального использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 24.08.2005 № 138-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Ярославля",
Ккви - коэффициент капитализации по виду функционального использования,
Кп - поправочный коэффициент,
Кд - коэффициент дифференциации.
Постановлением мэра г. Ярославля от 09.09.2008 № 3139 было утверждено новое Положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля.
Согласно п. 5 названного Положения расчет величины годовой ставки арендной платы в границах кадастрового квартала осуществляется по формуле:

Ави = Ауви x УПКСЗви x S, где:

Ави - величина годовой арендной платы,
Ауви - ставка арендной платы за землю (%),
УПКСЗви - удельный показатель кадастровой стоимости земли города в границах кадастрового квартала с учетом функционального использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 24.08.2005 № 138-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Ярославля".
Таким образом, по сути формула расчета размера годовой арендной платы не изменилась, изменения свелись к преобразованию коэффициентов расчета арендной платы, установленных постановлением мэра г. Ярославля от 29.12.2006 № 4660 "О ставках арендной платы за земельные участки в городе Ярославле", в ставку арендной платы путем их перемножения, и к выражению с 2008 года ставки арендной платы в процентном соотношении. Постановления мэра г. Ярославля регламентировали изменение ставок арендной платы, что не противоречит п. 3.4 Договора.
Довод ответчика об изменении размера арендной платы более одного раза в год не соответствует действительности, уведомления извещали об изменении размера арендной платы на 2008 г., 2009 г. и 2010 г., дата направления уведомлений не имеет правового значения.
Судом не принимается довод ответчика о необходимости применения коэффициента ставки арендной платы, установленного для образовательных учреждений, так как ставка арендной платы устанавливается по виду разрешенного использования земельного участка, а в соответствии с п. 1.1 Договора вид функционального использования спорного земельного участка установлен "для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства - временной автостоянки". Фактически арендованный земельный участок использовался под временную автостоянку, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Удельный показатель кадастровой стоимости арендованного земельного участка 7704,03 руб. установлен отделом кадастрового учета по г. Ярославлю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, что подтверждается представленным Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 15.09.2010. За изменением УПКС в установленном порядке ответчик не обращался.
Судом не установлено арифметических ошибок при расчете Агентством годового и ежемесячного размера арендной платы и ставки арендной платы, расхождения с расчетом ответчика вызвано несоблюдением ответчиком правил округления при осуществлении расчетов.
Истец также просит взыскать с ответчика неустойку в размере 356172,17 руб. по п. 5.1 договора за период с 16.11.2007 по 26.04.2010 по ставке 0,3% за каждый день просрочки.
Факт нарушения ответчиком сроков внесения арендных платежей нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, поэтому требование о взыскании неустойки заявлено правомерно.
Вместе с тем, с учетом частичного взыскания основного долга в размере 379981,38 руб. пени на эту сумму должны составлять 202796,90 руб.
Кроме того, суд полагает возможным в рассматриваемом случае применить положения статьи 333 Гражданского кодекса РФ.
Предусмотренная сторонами неустойка за просрочку оплаты является ответственностью за нарушение гражданско-правового обязательства, установленного гражданским договором.
В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.
Суд исходит из того, что основным критерием для установления несоразмерности неустойки является высокий процент договорной неустойки (в рассматриваемом случае 0,3% за каждый день просрочки, что составляет 109,5% годовых при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8% на дату обращения в суд), в результате чего сумма пеней значительно превышает сумму возможных убытков, вызванных нарушением обязательства.
С учетом изложенного, судом применяется ст. 333 Гражданского кодекса РФ и требования истца по взысканию пеней уменьшаются до 50000 руб.
Расходы по государственной пошлине с суммы основного долга суд в порядке статьи 110 АПК РФ также относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Институт экономических исследований" (150014, г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, д. 122/14, ИНН 7604048505) в пользу муниципального учреждения "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" 429981 руб. 38 коп., в том числе 379981 руб. 38 коп. задолженности по арендной плате и 50000 руб. неустойки.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Институт экономических исследований" (150014, г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, д. 122/14, ИНН 7604048505) в доход федерального бюджета 10082 руб. 57 коп. госпошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
В части взыскания долга и неустойки в сумме 36131 руб. 06 коп. производство по делу прекратить.
В остальной части заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) через Арбитражный суд Ярославской области.

Судья
Н.А.РОЗОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.2011 по делу № А82-5378/2010-27 данное решение и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по данному делу оставлены без изменения.
---------------------------------------------------------------
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу № А82-5378/2010-27 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЯО от 08.10.2010 по делу № А82-5378/2010-27
<Ввиду отсутствия какого-либо нормативного акта органа местного самоуправления, определяющего ставки арендной платы при пользовании земельными участками, собственность на которые не разграничена, у истца не имелось полномочий на одностороннее изменение условий договора аренды в части увеличения размера арендной платы>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru