Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Брянская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММЕНТАРИЙ
от 14 июня 2011 года

О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ДОСУДЕБНОГО
УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

В настоящее время совершенствование работы налоговых органов происходит в условиях реализации в Российской Федерации административной реформы, которая предъявляет свои требования по оптимизации функционирования государственных органов, внедрения приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов, формирования эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур.
Создание в 2006 году подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов явилось частью реализации общей государственной политики, направленной на решение таких задач, как повышение качества работы налоговых органов, устранение внутриведомственных ошибок и установление законности в деятельности налоговых органов, снижение числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах, количество которых согласно статистическим данным ежегодно увеличивалось.
Создание специальных подразделений по разрешению налоговых споров позволило передать рассмотрение спорных вопросов сотрудникам, не связанным с осуществлением налогового контроля, которые объективно, "со стороны", анализируют материалы проверки и претензии налогоплательщика в совокупности, с учетом действующего законодательства РФ и сложившейся в регионе судебной практики.
Работу по сокращению споров в судах в количественном измерении на сегодняшний день можно признать достаточно успешной.
В частности, согласно опубликованным ВАС сведениям в 2010 году количество рассмотренных арбитражными судами дел об оспаривании правовых актов налоговых органов снизилось по сравнению с 2007 годом практически в 2 раза. Следует отметить, что по Брянской области за тот же период количество споров в суде уменьшилось в 1,9 раза.
Рассмотрение споров в досудебном порядке не только оказывает влияние на снижение количества судебных разбирательств, но и позволяет нам осуществлять регулярный контроль за соблюдением норм законодательства должностными лицами нижестоящих налоговых органов.
Само досудебное урегулирование споров состоит из двух основных этапов:
- рассмотрение возражений на акты, составленные по результатам контрольных мероприятий;
- рассмотрение заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие), а также на решения налоговых органов, вынесенные по результатам рассмотрения актов налоговых проверок.
Необходимо отметить, что процедура досудебного урегулирования споров дает возможность налогоплательщику существенно сократить материальные и временные затраты, направленные на отстаивание своей позиции, ведь не секрет, что порядок разрешения споров в суде, как правило, дорог, весьма продолжителен по времени и состоит из множества процессуальных процедур, что, в свою очередь, требует затрат на привлечение квалифицированных юристов.
Таким образом, преимущества процедуры досудебного урегулирования споров заключаются в следующем.
Во-первых, она является наименее затратной в финансовом плане, поскольку при подаче жалобы в налоговый орган отсутствует необходимость уплаты госпошлины.
Во-вторых, подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.
В-третьих, срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен от 1 месяца до месяца плюс 15 рабочих дней. В течение указанного времени вышестоящий орган обязан проверить обжалуемое решение нижестоящего органа и по истечении указанного времени выразить результат такой проверки в своем решении.
В-четвертых, налогоплательщик имеет возможность учесть позицию налоговых органов при обращении в судебные инстанции и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде.
В-пятых, процедура досудебного урегулирования налоговых споров дает налогоплательщику дополнительные возможности представить документы и иные доказательства, которые не были предметом рассмотрения ранее, что обеспечивает полное и объективное рассмотрение налоговых споров.
И наконец, в-шестых, если имеются достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действия должностных лиц не соответствуют законодательству РФ, то руководитель вышестоящего налогового органа, рассматривающий жалобу, имеет право приостановить полностью либо частично исполнение обжалуемого акта или действия.
Кроме того, даже если налогоплательщик все-таки допустил нарушение налогового законодательства, в ходе рассмотрения жалобы он имеет возможность при наличии достаточных оснований реализовать свое право, предоставленное Налоговым кодексом, на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций как минимум в 2 раза.
Если говорить о работе управления ФНС России по Брянской области по направлению досудебного аудита, то следует отметить следующее.
В целях повышения качества рассмотрения налоговых споров во внесудебном порядке мы рассматриваем наиболее сложные жалобы с крупными суммами при руководителе управления с привлечением заинтересованных подразделений. При необходимости, несмотря на то что это не предусмотрено законодательством, на рассмотрение мы приглашаем заявителя жалобы.
В результате работы подразделений досудебного аудита Брянской области в 2010 году удовлетворено более половины (54%) возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок на сумму 41 млн. руб. и 35% жалоб на сумму 32 млн. руб. Таким образом, 44% споров были разрешены в пользу налогоплательщиков и тем самым не доведены до суда.
После досудебного обжалования в 80 случаях налогоплательщики не согласились с нами и обратились в суд, из этих обращений 33 иска (41%) оставлены судом без удовлетворения. Причем из оспоренных налогоплательщиками в суде 213 млн. рублей в пользу налоговых органов, а значит, в пользу государства, приняты решения на сумму 122 млн. рублей (57%).
Всего в 2010 году судами рассмотрено 82 жалобы налогоплательщиков, не прошедшие досудебный порядок.
По результатам анализа налоговых споров, не прошедших досудебный порядок обжалования, но рассмотренных судами, установлено, что почти 50% требований налогоплательщиков были удовлетворены судом из-за допущенных налоговыми органами внутриведомственных ошибок. 43% (35 из 82) споров из тех, что обратились в суд минуя нас, могли быть разрешены в досудебном порядке в пользу налогоплательщиков с минимальными для них затратами (материальными и временными) и не доведены до суда.

Начальник отдела
досудебного аудита
управления ФНС России
по Брянской области
Т.М.ГОЛУБИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Комментарий УФНС РФ по Брянской области от 14.06.2011
"О преимуществах досудебного урегулирования налоговых споров"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru